Файл: Упрощенная форма (Оценка как метод бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основные положения упрощенной формы бухгалтерского учета

1.1. Сфера применения упрощенной формы бухгалтерского учета и требования к ней

1.2. Проблемы использования упрощенной системы бухгалтерского учета

Глава 2. Построение системы бухгалтерского учета на малом предприятии

2.1. Алгоритм построения учетной системы на малом предприятии

2.2. Выбор оптимального вида коммерческой деятельности

2.3. Выбор оптимального варианта организации бухгалтерской службы

2.4. Выбор оптимального налогового режима, эффективных способов бухгалтерского учета различных хозяйственных операций

2.5. Систематический анализ хозяйственной деятельности фирмы, финансовых последствий ведения бухгалтерского учета

Глава 3. Направления развития бухгалтерского учета на малом предприятии

Заключение

Список литературы

Также малым предприятиям разрешается все существенные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности исправлять текущим периодом. Это означает, что проводить ретроспективный пересчет не нужно. Данное правило
предусмотрено пунктом 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» [36].

Еще одна важнейшая льгота - малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. Сущность кассового метода заключается в следующем: доходы и расходы следует признавать только после фактической оплаты товаров (работ, услуг). При этом полученные авансы также надо учитывать как доход, а перечисленную предоплату в момент выдачи списывать на расходы нельзя. Следует дождаться, пока контрагент выполнит свои обязательства (после перечисления ему аванса). Кассовый метод в бухгалтерском учете особенно удобен для предприятий, применяющих УСН
- ведь такие фирмы всегда считают единый налог кассовым методом[37].

Помимо этого, субъектам малого бизнеса разрешено сокращать количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов учета финансово-хозяйственной деятельности. Иными словами, в рабочем плане счетов допускается «укрупненное» использование бухгалтерских счетов. В частности, можно отражать на счете 10 сведения о материально-производственных запасах вместо того, чтобы учитывать операции по счетам 07, 10 и 11. Кроме того, информацию о про1вводственных расходах допускается целиком показывать на счете 20. То есть использование полной
системы бухгалтерских счетов для учета расходов (20, 23, 25, 26, 28, 29) не требуется. Важно также отметить, что для бухгалтерского учета денежных средств в банковских учреждениях малым предприятиям достаточно применять счет 51 вместо счетов 51,52, 55 и 57.

С целью систематизации и накопления экономической информации можно принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма
бухгалтерского учета без использования регистров (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества[38].

Сущность простой формы учета: регистрировать все хозяйственные операции фирмы необходимо только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Данная Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно выявить наличие имущества, а также источников его финансирования у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данный вариант учета государство рекомендует для малых предприятий с незначительным количество операций (не более 30 в месяц), которые не занимаются производством, связанным с большими затратами материальных ресурсов.


Следует отметить, что существуют специальные правила для микропредприятий. Так, среди малых предприятий отдельно выделяются микропредприятия. К их числу относятся фирмы с численностью до 15 человек и
годовой выручкой не долее 60 миллионов рублей без учета НДС[39].

Такие маленькие организации могут даже не применять двойную запись. Так сказано в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Бухгалтерскую отчетность они вправе формировать на основе данных специальных регистров. Конкретных требований по поводу содержания и названий регистров не существует. Соответственно, это могут быть, например, ведомости или таблицы. Главное, чтобы регистры содержали все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. К их числу относятся: название регистра и наименование фирмы-составителя, дата начала и окончания ведения регистра[40].

Каждый регистр рекомендуется применять для отдельного объекта учета. В результате, понадобятся отдельные регистры для учета заработной платы. НДФЛ, страховых взносов во внебюджетные фонды, иных налогов, основных средств, запасов[41].

Если малое предприятие решит вести учет без двойной записи, соответствующее решение необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. При этом необходимо помнить, что применять кассовый метод при ведении учета без двойной записи нельзя. То есть учет необходимо вести методом начисления.

Использовать указанную льготу следует осторожно, ведь микропредприятие может увеличиться. Потому, если малая фирма вела бухгалтерский учет без двойной записи, придется восстанавливать бухгалтерский учет. А это, как правило, приносит дополнительные финансовые и временные расходы.

Важное место среди льгот для малых предприятий занимает возможность составления упрощенной бухгалтерской отчетности. У субъектов малого бизнеса существует три варианта формирования бухгалтерской отчетности[42].

Во-первых, можно формировать бухгалтерскую отчетность по общим правилам. То есть составлять бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и все приложения к ним, а также пояснения. Кроме того - нужно прикладывать к отчетности аудиторское заключение (если предприятие подлежит обязательному аудиту, что для малого бизнеса редкость).

Во-вторых, допускается составление только двух основных форм: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей, без дополнительной расшифровки. Например, всем предприятиям следует разделять дебиторскую задолженность как минимум на краткосрочную и долгосрочную. Малым предприятия и достаточно заполнить в бухгалтерском балансе строку 1230.


Что касается остальных приложений, то ситуация следующая. В отчетах об изменениях капитала и о движении денежных средств организация вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой нельзя оценить финансовое положение экономического субъекта или результаты его деятельности. Соответственно, если, по мнению бухгалтера, отражать в данных отчетах нечего, то их можно не заполнять[43].

Что касается пояснений, то их заполняют только, если есть, что уточнять и расшифровывать. Хотя, как мы уже отметили, предприятия могут включать в состав бухгалтерской отчетности для ИФНС и Росстата пояснения в табличной либо текстовой форме можно на свое усмотрение[44].

Иными словами, малая фирма может не предоставлять в ИФНС и Росстат отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств - штрафы за подобные действия не предусмотрены. Санкций же за то, что не сформированы пояснения к финансовой отчетности, вообще быть не может, поскольку пояснения не являются обязательным элементом отчетности.

В-третьих, для субъектов малого бизнеса предусмотрены упрошенные формы баланса и отчета о финансовых результатах. Они приведены в приложении № 5 к приказу № 66н. Основное отличие указанных форм от общепринятых - показатели значительно укрупнены. В частности, актив бухгалтерского баланса состоит всего из одного раздела (а не из двух). Причем в этом разделе лишь пять показателей вместо 17. Итоговый показатель - баланс. Пассив также существенно укрупнен: в нем всего один раздел, а не три. Причем показателей лишь шесть (в обычной форме - 18) плюс итоговый, то
есть «баланс» [45].

2.5. Систематический анализ хозяйственной деятельности фирмы, финансовых последствий ведения бухгалтерского учета

Ну, и, наконец, важнейшим этапом является систематический анализ хозяйственной деятельности фирмы, а также финансовых последствий ведения бухгалтерского учета. Данный этап часто недооценивают, поэтому часто аналитическая работа на малом предприятии может вообще отсутствовать. Однако, это неверный шаг. Анализ можно осуществлять вполне экономными способами[46].


Так, в качестве инструмента внедрения эффективной учетно-аналитической системы для малого бизнеса может быть использован комплекс программных продуктов Microsoft Office (это является минимально затратным, а значит максимально доступным вариантом).

Центральное место среди стандартных программ Microsoft Office в решении задачи построения управленческой учетно-аналитической системы занимает табличный процессор Microsoft Excel. Безусловно, гораздо проще обратиться к уже имеющимся на рынке программным решениям. Но в большинстве случаев, компании малого и среднего бизнеса (и даже крупный международный бизнес) пытаются автоматизировать свои бизнес-процессы на базе MS-Excel (это значительно дешевле) [47].

Кроме того, данный программный продукт привлекательно тем, что он позволяет быстро отобразить все анализируемые проекты предприятия, упорядочить их и даже создать что-либо, подобное представлению «Диаграмма Ганта» [48]. Модель данных в Excel имеет и другие преимущества:

1) быстрая обработка данных (выполнение сложных запросов для сортировки и фильтрации данных, выполнение сложных вычислений для получения необходимых сведений, использование сводных таблиц и диаграмм для
интерактивной работы с данными, получение отчетов на основе данных и их просмотр в различных форматах);

2) эффективное сжатие данных, позволяющее создавать файлы удобного размера;

3) данные сохраняются в книге Excel, что обеспечивает их портативность.

Программный продукт MS-Excel имеется в наличии и применяется на каждом российском предприятии. Однако в настоящее время не реализованы все его возможности, поэтому требуются соответствующие разработки для поддержки управленческих решений в малом и среднем бизнесе, что и должно стать конкретными задачами ВУЗов-исполнителей научно-исследовательских работ в рамках соответствующих хозяйственных договоров[49].

В таблице 1 представлены возможные варианты использования программного продукта Microsoft Excel в контуре управленческой учетно-аналитической системы фирмы. Центральное место среди предложенных решений, на наш взгляд, занимают: автоматизированный АВС-анализ; автоматизация бизнес-процесса «Платежный календарь».

Таблица 1

Некоторые предлагаемые способы применения программного средства Microsoft Excel при постановке учетно-аналитической системы на малых предприятиях[50]


Операция в рамках
учетно-аналитической системы

Область решаемых задач

1

2

1.Автоматизированный АВС-анализ

При работе с любыми массивами данных всегда существует потребность в их сортировке и оценке. Одной из таких форм сортировок является АВС-анализ - метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. С его помощью в рамках управленческого учета и анализа можно автоматически ранжировать клиентов (например, по объему заказов). У предприятия могут быть выбраны и другие критерии, но мегаформула, которую предприятие разработает, будет универсальной.

2. Автоматизация вычислений при управлении постоянными и переменными величинами

Все расчеты и бизнес-процессы в Excel легко автоматизировать так, чтобы весь документ и все переменные в нем изменялись при нажатии всего нескольких клавиш - это исключает человеческие ошибки в вычислениях и вводе данных, автоматизирует и ускоряет работу с Excel в разы. И любая математическая, финансовая или иная модель становится легкой и изящной. Достигается это очень простым методом: надо всего лишь разобраться в методе «вводных данных». Суть его в следующем: все первоначальные данные (вводные)
должны быть выведены за пределы вычислений и вводиться в математическую модель только через ссылку. То есть необходимо «вынести за скобку» все, что поддается выносу

Продолжение таблицы 1

1

2

3. Автоматизация на основе
«метода индикаторов» и
выборочного отображения
данных

Информация не статична, особенно в современном бизнесе. Любые данные требуют не только постоянного обновления и представления в качестве отчетов, но и взаимодействия между различными документами и даже между участками одного и того же документа. При этом удобно, когда; в зависимости от текущих
потребностей, документ дает возможность взглянуть на себя под разными ушами, то есть дает возможность отображать только интересующую нас информацию, скрывая все остальное, дабы не мешать качеству восприятия. Самый простой случай - автоматическое вычисление количества дней между двумя датами.
Несмотря на всю простоту, это - очень мощный аналитический инструмент Его применение, например, включает: вычисление банковского процента по срочному вкладу в зависимости от количества дней, на которое средства были размещены в банке, вычисление длительность работы над проектом, который был
начат, допустим, 15 апреля, а закончился 30 апреля текущего года включительно. В нормальных документах могут быть заложены десятки различных индикаторов. Они могут быть явными и скрытыми. Их взаимодействие друг с другом и с массивом данных ограничено только знаниями Excel и уровнем развития
логики v разработчика.

4. Автоматизация бизнес-
процесса «Платежный календарь»

Система управления финансами без работающего платежного календаря немыслима Невозможно добиться грамотной политики финансового планирования на предприятии без возможности точечного управления денежными средствами компании.