Файл: Инвестиционная политика РФ в современных условиях и перспективы улучшения.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты инвестиционной политики
1.1. Понятие и виды инвестиций
1.2. Источники и типы инвестиций
1.3. Понятие и значение инвестиционной политики
2. Анализ инвестиционной политики в России
2.1. Анализ состава и структуры инвестиций в Российскую Федерацию
2.2. Проблемы и факторы, влияющие на привлечение инвестиций в российскую экономику
3. Перспективы и пути улучшения инвестиционной политики в России
3.1. Перспективы улучшения инвестиционной политики в России
3.2. Рекомендации по увеличению привлекательности России для иностранных инвестиций
Представленные в таблице 1 данные, рассчитанные на показателях Центрального Банка России, свидетельствуют о том, что за рассматриваемый период 2011–2016 гг. произошли значительные изменения в сфере инвестиций, а именно:
- во-первых, в 2015 г. возросли вложения в такие российские отрасли как добыча полезных ископаемых с 4 549 млн. долл. США в 2011 г. до 22304 млн. долларов США, а также в деятельность гостиниц и ресторанов с минус 140 млн. долл. США в 2011 г. до 79 млн. долларов США в 2015 г. Таким образом, 2016 г. инвестиции в добычу полезных ископаемых продолжили увеличиваться, показав двух кратный рост и достигнув отметки в 22304 млн. долларов США;
- во-вторых, остальные виды деятельности изменились в сторону снижения, наибольший отток произошел в сегменте информация и связь, составив в 2016 г. 362млн. долл.; на втором месте по оттоку находится строительство - 342 млн. долл. в 2016 г.; на третьем сельское хозяйство - 141 млн. долл. Производство электроэнергии и газа в 2011 г. привлекло 2 207 млн. долл. США, а в 2016 г. наблюдался отток в размере 98 млн. долл. США;
Таким образом, лидером инвестиций стабильно остаются добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, а также обрабатывающая промышленность, что говорит о незаинтересованности иностранных инвесторов в других отраслях российской экономики.
По данным Центрального Банка России за последние годы лидерами по инвестициям в российскую экономику являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания и Франция (см. табл. 2).
Таблица 2
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам, млн. долл. США [23]
Наименование |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 г |
Кипр |
3965 |
-372 |
2849 |
3562 |
2561 |
-436 |
Нидерланды |
1700 |
-758 |
1257 |
743 |
841 |
165 |
Люксембург |
441 |
427 |
285 |
173 |
174 |
-939 |
Китай |
31 |
111 |
165 |
89 |
339 |
345 |
Великобритания |
3257 |
492 |
649 |
180 |
104 |
478 |
Германия |
709 |
322 |
415 |
382 |
241 |
224 |
США |
301 |
78 |
48 |
154 |
73 |
402 |
Франция |
417 |
47 |
594 |
1471 |
878 |
1997 |
Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что до 2016 г. ведущей страной-инвестором в российскую экономику является Кипр, от которого в 2015 г. поступило 2561 млн. долларов США. Однако, учитывая размеры экономики этого миниатюрного государства, можно сделать вывод, что Кипр являлся посредническим пунктом перевода внутренних инвестиций назад в российскую экономику. И в 2016 г. последовал отток финансовых поступлений в размере 436 млн. долларов США.
Второе место по объемам иностранных инвестиций в экономику Россию длительное время занимали Нидерланды, при объеме инвестирования в 2015 г. в 841 млн. долларов США. Однако в 2016 г. на первое место по инвестициям в российскую экономику заняла Франция с 1997 млн. долларов США
Положительной тенденцией является значительное увеличение китайских инвестиций до 345 млн. долларов США в 2016 г. Несмотря на недружелюбную внешнюю политику США и Великобритания также на конец рассматриваемого периода (2016 г.) нарастили объемы своих вложений до 402 долларов США и 478 долларов США, что свидетельствует о заинтересованности бизнес структур этих стран в проектах в Российской Федерации.
Следует отметить, что лишь незначительная доля иностранных инвестиционных ресурсов направляется в основной капитал, при этом основная часть направляется по таким операциям как осуществление финансовых спекуляций, реинвестирование предыдущих кредитов и займов, расширение оборотного капитала и т.п.
Распределение иностранных инвестиций по регионам страны представлено на рисунке 2.
Согласно представленным на рисунке 2 данным почти две трети от всего объема иностранных инвестиций в российскую экономику приходится на Центральный федеральный округ – 62,22%. Обуславливается это тем, что в данный округ является лидеров по количеству предприятий и развитию инфраструктуры. Кроме того, в Центральном федеральном округе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.
Рис. 2. Распределение иностранных инвестиций по регионам России на 01.01.2017г., % [23]
На втором месте объему по иностранных инвестиций находится Северо-Западный федеральный округ – 10,61%.
Меньше всего инвестиций поступило в Северо-Кавказский федеральный округ – 0,03. На Южный федеральный округ приходится 1,45% иностранных инвестиций, основная часть которых направлена в сельское хозяйство.
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о неравномерном распределении иностранных инвестиций по регионам России, из которых почти две трети приходится на один только Центральный федеральный округ.
Динамика внутренних инвестиций отечественных предприятий в основной капитал изображена на рисунке 3.
Затраты организаций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) на приобретение основных средств, а также объектов незавершенного строительства, бывших в употреблении у других юридических и физических лиц, за последние 10 лет стабильно росли. Однако темп при роста внутренний инвестиции в основной капитал остается низким, что свидетельствует об отсутствии уверенности отечественного бизнеса в их целесообразности.
Рисунок 3 - Динамика внутренних инвестиций отечественных предприятий в основной капитал, млн. руб. [23]
По данным ЦБ РФ, чистый вывоз капитала частным сектором из России в январе - ноябре 2016 года сократился в 3,3 раза и составил $16,1 млрд (в январе - ноябре 2015 года чистый отток капитала из РФ составил $54,1 млрд). Основной отток иностранных инвестиций обеспечила Москва. В суммарном инвестиционном обороте по всей Российской Федерации Москва обеспечивала 54% по поступлению прямых иностранных инвестиций и 64% по изъятию. Из регионов РФ достаточно успешно удавалось привлекать и сохранять иностранные инвестиции в Ленинградской, Тюменской, Вологодской областям и в Республике Татарстан.
Таким образом, отток капитала из Российской Федерации пока преобладает над притоком инвестиций, что является значительной проблемой, тормозящей рост отечественной экономики.
2.2. Проблемы и факторы, влияющие на привлечение инвестиций в российскую экономику
Помимо внешнеполитических событий на приток иностранных инвестиций в российскую экономику в не меньшей степени имеют влияние внутренние проблемы. Высокая коррупционная составляющая в отношениях власти с бизнесом, бюрократизм и чиновничество, отсутствие конкретизации требование обуславливает безнаказанность административного ресурса, противоречивая и сложная политика в сфере принятия законов (особенно в отношении прав собственности), а также в сфере хозяйственных отношений и развития малого бизнеса свидетельствует зарубежному инвестиционному и бизнес-сообществу о наличии значительных преград и высокого уровня риска в деле реализации инвестиционных проектов и контроля за их развитием в Российской Федерации.
Анализируя показатели развития российской экономики иностранным экспертам не трудно отметить негативные тенденции протекающие в российской экономике и проявляющиеся в снижении доля частного бизнеса в ВВП и росте проблем при создании и развитии бизнеса. Малый и средний бизнес в России вносит вклад в ВВП в размере менее чем $3 тыс. в год на человека, то есть на уровне тех стран, которые находятся в международном рейтинге в начале второй сотни. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП не превышает 20–22%, при том что у развитых стран этот показатель находится на уровне от 40 до 55% [9, с. 52].
Кроме того, ежегодного происходит отток как финансовых ресурсов, так и представителей частного бизнеса. В настоящее время более 1000 млрд. дол. США составляют банковские вклады граждан России в офшорных банках Швейцарии, Кипра Гонконга, Сингапура. Несколько десятков тысяч представителей профессионального и бизнес-классов общества переезжают на постоянное место жительство из России в западные страны: в США эмигрантов первого и второго поколения из России минимум 6 млн человек, из которых не менее 3 млн человек сами заявляют о себе как о русских, Израиле — минимум 1,5 млн, Великобритании — несколько сотен тысяч, в остальных странах Европы — минимум 1 млн. Это говорит о том, что Россия потеряла примерно 10 млн человек, которые могли бы стать основой среднего класса (сегодня в России средний класс составляет не более 10 млн. чел.). Такая негативная тенденция свидетельствует о наличии огромного недоверия предпринимателей и просто предприимчивых людей к нашей стране и условиям развития бизнеса в ней [23].
В числе острых проблем по привлечению инвестиций в Российскую Федерацию стоит отсутствие в России как таковых прибыльных компаний, которые имели возможность приобретения зарубежными инвесторами на открытом рынке. Обладатели предприятий и компаний предпочитают не допускать к управлению кого-либо еще. Это связано с невыгодностью продажи даже малозначительной части по причине низкой капитализации. По-другому говоря, на российском рынке сложилась ситуация, когда владелец предпочитает сохранять в собственности компанию, активы которой недооценены на рынке, но которая продолжает стабильно приносить доход. Владельцев отечественных предприятий мало интересует развитие и модернизация производства, также как и нет стремления осуществлять какие-либо стратегические изменения, им достаточно того, что компании приносят личный доход в достаточном размере. Этим и объясняется тот факт, что они неохотно стремятся к привлечению иностранных инвесторов с их совершенно иной корпоративной культурой [9, с. 53].
Проблем в России, связанных с инвестиционной безопасностью, которые необходимо решать, для увеличения потока капитала из-за рубежа, более чем достаточно. Причем это не только часто критикуемое несовершенство правовой базы, высокий уровень инфляции, ограниченная ёмкость рынка, развития коррупция и криминальные методы ведения бизнеса, но и слабая заинтересованность собственников российских компаний в привлечении иностранного капитала.
Также в числе наиболее актуальных проблем, связанных с созданием привлекательных условий для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику является отсутствие в России как таковых прибыльных компаний, которые бы имели возможность приобретения зарубежными инвесторами на открытом рынке. Российские владельцы отечественных предприятий бояться допускать к управлению компанией кого-либо еще из вне. Это связано с отсутствием выгоды от продажи даже малозначительной части по причине низкой капитализации. Другими словами, на российском рынке существует ситуация, когда владелец предпочитает сохранять в собственности компанию, активы которой недооценены на рынке, но которая продолжает приносить доход. Дает знать о себе множественные истории, связанные с рейдерством и захватом предприятий. Кроме того, часто владельцев предприятий мало интересует развитие и модернизация производства, также как и нет стремления осуществлять какие-либо изменения, им достаточно того, что компании приносят личный доход в достаточном размере. Что обуславливается тем, что существует разделение между ростом и развитием компании и личностными интересами, основанными на желании максимально получить доход и этим обезопасить личную жизнь в дальнейшем [8, c. 229].
Таким образом, вопросов в России, которые связаны с инвестиционной привлекательностью большое множество и многие из них взаимосвязаны. Причем это не только вышеперечисленные проблемы, но и недопонимая российской бизнес-элиты преимуществ от развития на основе иностранных инвестиций, а также низкий опыт реализации подобных совместных проектов.
Произошедшие изменения в 2016 г. России в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Изменение критериев легкости ведения бизнеса в России [20]
Согласно представленным на рисунке 4 данным видно, что в течение 2016 года место РФ в рейтинге ухудшилось по 8 критериям из 10. Положительные тенденции западными аналитиками отмечен только в сокращении длительности регистрации предприятий, а также некоторое упрощение при получении разрешений на строительство. В то же время одна реформа, по данным Всемирного банка, сделала обеспечение исполнения контрактов более трудной, предусмотрев досудебное разрешение до подачи иска. Это привело к более длительным судебным разбирательствам и и усложнению решения вопросов в правовом поле.