Файл: Система налогового учета (Общая характеристика принципов налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Совокупность принципов налогообложения

1.1 Общая характеристика принципов налогообложения

1.2 Принцип законности налогообложения

1.3 Принцип равенства и всеобщности налогообложения

1.4 Принцип справедливости налогообложения

1.5 Принцип определения налогообложения

1.6 Принцип единства системы налогов и сборов

2. Понятие «налоговая система» и «система налогов и сборов»

2.1 Система налогов и сборов в Российской Федерации

2.2 Федеральные налоги и сборы

2.3 Региональные налоги и сборы

2.4 Местные налоги и сборы

2.5 Специальные налоговые режимы

3. Налог на добычу полезных ископаемых : плательщики, объект налогообложения , налоговая база, налоговые ставки, налоговый период порядок исчисления, порядок и сроки уплаты

3.1 Постановка на учет в качестве налогоплательщика НДПИ

3.2 Объект налогообложения

3.3 Налоговая база

3.4 Налоговый период и налоговые ставки

Заключение

Список использованной литературы

При этом пункт 2.1 статьи 342 НК РФ введен Законом N 268-ФЗ и применяется с 1 января 2014 года.

Размер налоговой ставки на основании пункта 2.1 статьи 342 НК РФ зависит от того, по правилам какой нормы статьи 338 НК РФ определена налоговая база.

В данном пункте имеется шесть подпунктов, в которых закреплены размеры налоговых ставок в зависимости от правил определения налоговой базы в отношении добытых полезных ископаемых.

Пункт 2.2 статьи 342 НК РФ введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 267-ФЗ) и вступил в силу с 1 января 2014 года.

На основании данной нормы налоговые ставки по НДПИ, которые закреплены в подпунктах 1 - 6, 8, 12 - 15 пункта 2 статьи 342 НК РФ, подлежат умножению на коэффициент . Данный коэффициент характеризует территорию добычи полезного ископаемого, правила определения которого установлены статьей 342.3 НК РФ.

Пункт 3 статьи 342 НК РФ регулирует порядок определения еще одного коэффициента - , который характеризует динамику мировых цен на нефть. На основании данного пункта указанный коэффициент подлежит определению налогоплательщиком НДПИ самостоятельно. Для определения данного коэффициента необходимо умножить средний за налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс", выраженной в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенный на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России (Р), и деления на 261.

Определение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, выражено следующей формулой:

.

Также в данном пункте закреплен порядок определения уровня цен нефти сорта "Юралс", который подлежит определению за истекший налоговый период: сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

При отсутствии указанной информации в официальных источниках средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья определяется налогоплательщиком самостоятельно.


Коэффициент подлежит округлению до четвертого знака по действующим правилам округления.

Пункт 4 статьи 342 НК РФ устанавливает порядок определения коэффициента . Данный коэффициент характеризует степень выработанности запасов конкретного участка недр.

Законодатель устанавливает формулу расчета данного коэффициента:

.

Обращаем внимание, что данная формула подлежит применению только в том случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1.

В данной формуле N означает сумму накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, в которую подлежат включению потери при ее добыче. Данная сумма определяется по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 28.11.2013 N 03-06-05-01/51681 содержится следующее пояснение: накопленная добыча нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) для налоговых периодов 2012 г. определяется на основании данных государственного баланса полезных ископаемых, утвержденного в 2011 г., для налоговых периодов 2013 г. - на основании данных государственного баланса, утвержденного в 2012 г.

V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные на основании письма Роснедр от 05.12.2012 N ИП-03-30/12215 "О расчете начальных извлекаемых запасов нефти" с учетом прироста и списания запасов нефти и определяемые как сумма извлекаемых запасов категорий A, B, C1 и C2 на 1 января 2006 года и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 25.03.2013 N ЕД-4-3/5045@ разъяснено, что с учетом непрекращающихся споров по вопросу определения начальных извлекаемых запасов нефти в разъяснениях по вопросу применения коэффициента после изложения нормы абз. 5 п. 4 ст. 342 НК РФ (V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г.) необходимо уточнять, что при определении начальных извлекаемых запасов нефти плюсуется накопленная добыча нефти с начала разработки.


Также в пункте 4 статьи 342 НК РФ уточнено, что в случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент принимается равным 0,3.

Во всех иных случаях, которые не получили отражение в абзацах 2 и 6 пункта 4 статьи 342 НК РФ, рассматриваемый коэффициент признается равным 1.

Также в пункте 4 статьи 342 НК РФ содержится порядок расчета Св - степени выработанности запасов конкретного участка недр. Причем абзац 8 пункта 4 статьи 342 НК РФ, который закрепляет данный расчет, действует в редакции, закрепленной Федеральным законом от 23.07.2013 N 213-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 213-ФЗ).

Степень выработанности запасов участка недр подлежит самостоятельному расчету налогоплательщиком НДПИ. Такой расчет производится на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче (N), на начальные извлекаемые запасы нефти (V).

Коэффициент , расчет которого производится на основании пункта 4 статьи 342 НК РФ, также подлежит округлению до четвертого знака.

Также комментируемый пункт дополнен новым абзацем (Законом N 213-ФЗ), на основании которого в случае, если значение коэффициента для конкретной залежи (залежей) углеводородного сырья составляет менее 1, коэффициент для участка недр, содержащего в себе указанную залежь (залежи) углеводородного сырья, принимается равным 1.

Пункт 5 статьи 342 НК РФ закрепляет правила определения коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр . Данный коэффициент подлежит определению налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых.

Данная норма закрепляет формулу, на основании которой производится расчет :

.

Данная форма подлежит применению в случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном комментируемым пунктом, меньше или равна 0,05.

Vз в формуле обозначает начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до 3-го знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти и определяемые как сумма извлекаемых запасов категорий A, B, C1 и C2 на 1 января года, предшествующего году налогового периода, и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.


Официальная позиция.

В письме Минфина России от 13.04.2012 N 03-06-06-01/13 разъяснено, что в целях определения коэффициента необходимо применять Свз без учета округления.

Также в письме ФНС России от 03.09.2012 N ЕД-4-3/14588@ "О налоге на добычу полезных ископаемых" разъяснено, что, в случае если запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода, сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) для применения коэффициента определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом.

Таким образом, определение степени выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) производится однократно на дату, определяемую в зависимости от даты предоставления лицензии на право пользования недрами.

При этом в пункте 5 статьи 342 НК РФ уточнено, что, если определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, величина начальных извлекаемых запасов (Vз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент принимается равным 1.

Коэффициент также подлежит округлению до четвертого знака.

Порядок определения коэффициента по формуле, приведенной в пункте 5 статьи 342 НК РФ, не применяется в отношении нефти, облагаемой по ставке 0 руб., установленной пунктом 1 статьи 342 НК РФ. При этом коэффициент принимается равным 1.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 11.09.2013 N 03-06-06-01/37424 разъяснено, что при прекращении действия положений пункта 1 статьи 342 НК РФ в части применения ставки НДПИ в размере 0 руб. при добыче нефти на конкретном участке недр налогоплательщик вправе в целях исчисления НДПИ при добыче нефти на данном участке недр определять коэффициент по формуле, установленной пунктом 5 статьи 342 НК РФ, при соблюдении условий, предусмотренных указанным пунктом.


Заключение

Налоговая система -- один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство -- не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день -- главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность чисто фискальной функции налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет.