Файл: Система налогового учета (Общая характеристика принципов налогообложения).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Совокупность принципов налогообложения
1.1 Общая характеристика принципов налогообложения
1.2 Принцип законности налогообложения
1.3 Принцип равенства и всеобщности налогообложения
1.4 Принцип справедливости налогообложения
1.5 Принцип определения налогообложения
1.6 Принцип единства системы налогов и сборов
2. Понятие «налоговая система» и «система налогов и сборов»
2.1 Система налогов и сборов в Российской Федерации
2.2 Федеральные налоги и сборы
2.3 Региональные налоги и сборы
2.5 Специальные налоговые режимы
3.1 Постановка на учет в качестве налогоплательщика НДПИ
1.6 Принцип единства системы налогов и сборов
Система налогов и сборов (налоговая система) - это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. В НК РФ используется не термин "налоговая система", а словосочетание "система налогов и сборов". Но понятия "налоговая система" и "система налогов и сборов" являются синонимами.
Принцип единства системы налогов и сборов, так же как и вышеназванные принципы, первоначально был закреплен в Постановлении КС РФ. Так, в соответствии с абз. 4 п. 4 Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства - с другой. Таким образом, закрепленный НК РФ перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.
Принцип единства системы налогов и сборов вытекает из провозглашенного Конституцией РФ принципа единства экономического пространства России (ст. 8), согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны. Общефедеральная Конституция устанавливает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74), а ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74).
В соответствии с п. 4 ст. 3 НК РФ "не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций".
КС РФ (Постановление КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П), подтверждая недопустимость установления нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации налогов, установил запрет на введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, а также запрет на введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.
2. Понятие «налоговая система» и «система налогов и сборов»
2.1 Система налогов и сборов в Российской Федерации
Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
Система налогов и сборов – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.
В соответствии с гл. 2 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.Система налогов и сборов нашла свое отражение во второй главе части первой НК РФ и полностью отобразила требования и рекомендации как Конституции РФ, так и постановлений КС РФ.
В соответствии с главой второй части первой НК РФ, в РФ существует разделение по территориальному признаку на три вида налогов и сборов:
1. Федеральные, установленные НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ;
2. Региональные, устанавливаемые так же НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на соответствующих территориях.
3. Местные, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
п.7 ст.13 НК РФ установлено так же такое понятие как специальные налоговые режимы, которые не подпадают под общую систему налогов и сборов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
Согласно ст.17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены:
1. налогоплательщики
2. объект налогообложения;
3. налоговая база;
4. налоговый период;
5. налоговая ставка;
6. порядок исчисления налога;
7. порядок и сроки уплаты налога.
2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
2.2 Федеральные налоги и сборы
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом РФ.
К федеральными налогами и сборами относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
2.3 Региональные налоги и сборы
К Региональными налогами относят налоги, которые прописаны в Налоговом Кодексе РФ, а так же в законах субъектов РФ о налогах. В вышеуказанных правовых актах так же установлено начало и окончание их действия, место действия.
Когда региональные налоги определяются законодательными (представительными) полномочиями органов власти Российской Федерации, в порядке и в объеме, которые установлены российским налоговым законодательством, определяются следующие меры контроля: налоговые ставки, порядок и условия уплаты налога, если таковые имеются. Контроль не указан в налоговом законодательстве Российской Федерации. Определены особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, причины и порядок ее применения. Другие элементы в налогообложении региональных налогов и налогоплательщиков установлены налоговым законодательством.
Региональные налоги включают в себя:
1) налоги на имущество организаций;
2) плата за игру;
3) НДС.
Законодательные (представительные) государственные учреждения для компаний в российской компании могут создаваться в пределах полномочий, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации в соответствии со специальными налоговыми положениями:
1) виды бизнеса, к которым может применяться специальная налоговая система;
2) ограничения на переход к специальной налоговой системе и применение специальной налоговой системы;
3) налоговые ставки по категориям налогоплательщика и виду деятельности;
4) характеристика для определения налоговой базы;
5) Налоговые льготы, причины и порядок их использования.
Государственные органы Российской Федерации направляют информацию и копии законов и других законов о сборе, изменении и отмене региональных налогов в Министерство финансов Российской Федерации и федеральную администрацию, которая уполномочена осуществлять мониторинг и мониторинг налогов, сборов и финансов. Российская Федерация.
2.4 Местные налоги и сборы
К местными налогами и сборами относятся налоги и сборы, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. В вышеуказанных правовых актах так же установлено начало и окончание их действия, место действия.
В зависимости от того, какими органами эти или другие налоги и сборы являются дешевыми, независимо от того, являются ли они представительными органами по населенным пунктам (районам) или муниципальным округам (муниципальным округам), они обязаны платить в этих районах отдельные населенные пункты.
В городских районах представительные органы в муниципалитетах определяют, принимают и утверждают местные налоги в городских районах через представительные органы в городских округах или через представительные органы отдельных городских районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о разделении полномочий между местными органами власти. Выполните самоуправление в районе с муниципалитетами и корпоративным органом E в муниципалитетах.
В федеральных городах Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вводятся местные налоги, они вступают в силу и перестают действовать на их территории в соответствии с Налоговым кодексом и законами и иными нормативными актами, регулирующими эти составляющие Российской Федерации.
Как и в случае введения региональных налогов, когда местные налоги взимаются местными представительными органами (законодательными (представительными) государственными органами в городах федерального значения в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе), следующий контроль присущ и в рамках российского. Налоговый кодекс федерации: налоговые ставки, процедуры и сроки уплаты налогов, если эти позиции не включены в налоговый кодекс, а все остальные элементы указаны только в налоговом кодексе.
Представительные органы муниципальных образований могут определять характеристики налоговой базы, налоговые льготы, причины и порядок их применения.
После того, как местные советы установили местные сборы, тарифы, льготы, причины и порядок их применения, они также могут быть установлены.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Представительные органы муниципальных образований, могут устанавливать по специальным налоговым режимам:
1) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
2) ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;
3) налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
4) особенности определения налоговой базы;
5) налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.
Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия местных налогов направляются органами местного самоуправления в Министерство финансов РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов РФ и территориальные налоговые органы.
2.5 Специальные налоговые режимы
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов, льготы по уплате либо полное освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Специальные налоговые режимы устанавливаются и применяются в случаях и порядке присмотренных НК РФ и иными законодательными актами о налогах и сборах.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.