Файл: Система налогового учета (Общая характеристика принципов налогообложения).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Совокупность принципов налогообложения
1.1 Общая характеристика принципов налогообложения
1.2 Принцип законности налогообложения
1.3 Принцип равенства и всеобщности налогообложения
1.4 Принцип справедливости налогообложения
1.5 Принцип определения налогообложения
1.6 Принцип единства системы налогов и сборов
2. Понятие «налоговая система» и «система налогов и сборов»
2.1 Система налогов и сборов в Российской Федерации
2.2 Федеральные налоги и сборы
2.3 Региональные налоги и сборы
2.5 Специальные налоговые режимы
3.1 Постановка на учет в качестве налогоплательщика НДПИ
Введение
Состояние налоговой системы РФ на текущий момент характеризуется сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знаниях предыдущих поколений, поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы в России необходимо сделать краткий экскурс в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.
Каждый человек должен платить установленные законом налоги. Налоговая система и соответствующее законодательство в настоящее время имеют три уровня: федеральный, региональный и местный. Налогоплательщики, налогоплательщики и налоговые консультанты должны знать свои права и обязанности и знать налоговое законодательство, поскольку налоговые и налоговые обязательства установлены в виде штрафов (штрафов), а в некоторых случаях - в административных и уголовных делах.
1. Федеральный закон Российской Федерации состоит из налогового законодательства Российской Федерации и действующего федерального законодательства.
2. Региональное законодательство субъектов Российской Федерации состоит из законодательства и иных законодательных актов, касающихся налогов и сборов субъектов Российской Федерации, которые были приняты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
3. Нормативные акты органов местного самоуправления - о местных налогах и сборах - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации принимаются представительными органами местного самоуправления.
Поэтому на территории Российской Федерации действуют только налоговые законы Российской Федерации и всех субъектов Российской Федерации, и даже в каждом месте существуют отдельные налоговые правила. Однако эти региональные и местные налоги не могут взиматься произвольно. Их тип и общее расположение определяются федеральным законом.
Наиболее важным федеральным налоговым законодательством в настоящее время является налоговое законодательство Российской Федерации. Налоговое законодательство в настоящее время быстро меняется: некоторые налоги будут отменены, другие будут введены, а существующие законы о существующих налогах и т. д. будут изменены. Другими словами, это плавный переход от налоговой системы в соответствии с законодательством Российской Федерации "В основном в налоговую систему Российской Федерации" о налоговой системе, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации. В результате налоговое законодательство постоянно меняется на всех трех уровнях.
Цель данной работы: разобраться в действующей налоговой системе России, выделить основные её составляющие.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- раскрыть понятие и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения;
- охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в РФ и процесс ее становления;
Предметом исследования является налоговая система РФ, а объектом исследования являются отношения, связанные с расчетами по налогам и сборам.
1. Совокупность принципов налогообложения
1.1 Общая характеристика принципов налогообложения
В принципы налогообложения включены основные принципы, основные идеи, на которых основано налоговое законодательство. Принципы налогообложения, которыми должны руководствоваться законодательные органы на всех уровнях регулирования налоговых отношений, а также все субъекты налоговых правоотношений, не могут быть изменены одновременно с изменениями в действующей налоговой политике штат.
Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании фискальной и правовой политики государства и имеют большое значение для практики правоприменения, поскольку все нормы законодательства о налоги и сборы должны применяться на основе базовых подходов, установленных налоговыми и правовыми принципами.
Согласно Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": "...общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации". При возникновении спорных ситуаций КС РФ, как правило, обращается именно к налогово-правовым принципам.
Пункт п. 3 ст. 75 Конституции РФ предписывает установление общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом. Таким федеральным законом является Налоговый кодекс Российской Федерации. В ст.3 НК РФ, которая называется «Основные начала законодательства о налогах и сборах» сделана попытка описать принципы налогооблажения, но я считаю, что данную статью не стоит считать единственным источником принципов налогообложения.
Проанализировав научную литературу в том числе учебную, а так же законодательство о налогах и сборах можно сделать вывод, что в Российской Федерации к общим относятся следующие принципы налогообложения:
- взимание налогов в публичных целях;
- финансовая цель взимания налогов;
- установление налогов только законом;
- установление налогов в особой процедуре;
- запрет обратной силы налоговых законов;
- всеобщность налогообложения;
- равенство налогоплательщиков;
- равное налоговое бремя;
- недопустимость чрезмерного налогообложения;
- разделение полномочий в сфере налогообложения и сборов;
- единство системы налогов и сборов;
- единая налоговая политика и недопустимость установления налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.
Они также определяют основные критерии для добавления налоговых правил в этот список. Эти критерии включают в себя:
- Налоговые правила должны быть экономически обоснованы для развития государственной налоговой системы.
- Эти принципы должны быть реализованы в процессе функционирования и развития налоговой системы в Российской Федерации, т.е. H. H. Эти принципы должны быть включены в налоговые и налоговые правила.
- Эти правила должны отражать налоговые отношения в Российской Федерации, которая стремится к демократическому политическому режиму и верховенству закона.
Из всего их многообразия можно выделить основные принципы:
1. Принцип законности налогообложения;
2. Принцип равенства и всеобщности налогообложения;
3. Принцип справедливости налогообложения;
4. Принцип единства системы налогов и сборов;
5. Принцип определения (определенности) налогообложения.
А теперь кратко разберем каждый из вышеперечисленных принципов, так как ограничение по количеству листов контрольной работы не позволяет раскрыть их более широко. К слову сказать, о каждом из вышеперечисленных принципов написаны многостраничные монографии.
1.2 Принцип законности налогообложения
Принцип законности налогообложения является общей нормой права и отражает конституционный запрет на ограничение прав и свобод людей и граждан. В соответствии с пунктом 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации «Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда. Быстрая передача имущества для нужд государства может осуществляться только с предварительной и эквивалентной компенсацией». Учитывая важность налогообложения, мы можем сказать, что налогообложение является своего рода ограничением собственности, только это ограничение является законным. Законность налогообложения также написана в ст. 1 пункт 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому «... каждый человек должен платить обязательные налоги и сборы. Закон о налогах и сборах основан на признании универсальности и равенства налогов. При определении налогов фактическая способность налогоплательщика платить налог ".
Законность также означает строгое соблюдение всех вопросов через право на официальные требования.
Законодательная власть - это правовой статус, результат правовых норм и так далее.
Два основных элемента должны быть рассмотрены:
- Законодательная сфера - Соблюдение правовых норм в некоторых основных идеях, положениях, принципах, требованиях к подготовке, принятии и мерах в рамках законодательных актов.
- Степень осуществления прав - последовательное выполнение всеми нормальными участниками правовых вопросов.
В принципе законности налогообложения присутствуют оба вышеназванных элемента - и сфера правотворчества, и сфера реализации права. Элемент правотворчества связан с установлением, введением и взиманием налогов и сборов. Элемент реализации права выражает неукоснительное соблюдение налогоплательщиками и государственными органами, осуществляющими контроль и надзор в области налогообложения, своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. НК РФ развивает закрепленную в ст. 57 Конституции РФ конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
1.3 Принцип равенства и всеобщности налогообложения
Принцип равенства и всеобщности налогообложения, так же как и принцип законности налогообложения, закреплен в Конституции РФ, следовательно, является конституционным. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". Из данной конституционной нормы вытекает правило, установленное ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Данное положение закреплено и развивается в налоговом законодательстве Российской Федерации: в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ "каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога", и п. 5 ст. 3 "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом".
Поэтому принцип универсальности в налогообложении заключается в том, что определенные налоговые обязательства обычно налагаются на целую группу людей, которые отвечают определенным общим требованиям, в то время как налогообложение основано на единых принципах. Например, транспортный налог оплачивается всеми владельцами транспортных средств.
В соответствии с принципом всеобщего налогообложения все российские органы - физические и юридические лица, а также само государство - должны участвовать в финансировании государственных и муниципальных государственных расходов так же, как и другие.
1.4 Принцип справедливости налогообложения
Первоначально, до вступления в юридическую силу части первой НК РФ, принцип справедливости налогообложения был сформулирован в п. 5 Постановления КС РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П: "В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 статьи 6 и статьи 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов".
1.5 Принцип определения налогообложения
В соответствии с принципом определения налогообложения акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Так, согласно п. 6 ст. 3 НК РФ "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить".
Принцип определенности системы налогов и сборов (п. п. 6, 7 ст. 3 НК РФ) означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления. Данный принцип направлен на обеспечение контролируемости системы налогов и сборов, поскольку, с одной стороны, способствует эффективному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой - предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов.