Файл: Процесс ᴨостроения модели уᴨраʙленческого решения.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность моделирования
1.1 Основные понятия и назначение процесса моделирования
1.3 Области применения моделей
2. Анализ использования моделирования в принятии управленческих решений
2.1. Этапы процесса создания модели
2.2. Анализ основных моделей
2.3. Недостатки применения на практике процесса моделирования
3.1. Применение компьютерных технологий в моделировании
3.2. Использование комплекса моделей
3.3. Корректировка моделей
Широко распространенные специальные модели, обычно выполняемые в виде сочетания физической и математической модели с натурными приборами, стали применяться для наладки приборов управления и тренировки персонала, управляющего различными сложными объектами. В первом случае эти модели стали называться испытательными стендами, а во втором – тренажерами.
В последнее время особое значение приобрело моделирование биологических и физиологических процессов. Так создаются протезы тех или иных органов человека, управляемые биотоками. Разрабатываются установки, моделирующие условия, необходимые для развития живых тканей и организмов[7, c. 23].
Однако нас в первую очередь интересует использование моделей в сфере экономики и управления.
Математические методы и модели продемонстрировали свою плодотворность при изучении самых различных социальных явлений - демографических, социально-политических и так далее. Но их применение началось с экономической сферы, затем стала развиваться математическая школа политэкономия, в конце ХIХ - начале ХХ в.в. получило развитие статистическое направление. Его главной задачей было изучение экономических циклов и прогнозирование хозяйственной конъюнктуры на основе методов математической статистики.
Очень широко моделирование применяется и в менеджменте. Благодаря моделированию субъект управления или аналитики, готовящие и обосновывающие управленческие решения, способны в ходе анализа иметь дело не с реальным объектом управления, а с его аналогом в виде модели. Это значительно расширяет возможности поиска лучших способов управления, не нарушает функционирование реального объекта управления в период выработки управленческих решений, то есть позволяет избежать экспериментов с реальным объектом, заменяя их экспериментами, проводимыми на моделях, с помощью моделей. Появляется возможность применить вычислительную технику, использовать компьютеры, для которых математический язык моделей является самым удобным. Благодаря компьютерам можно производить многовариантные модельные расчеты, что повышает шансы на отыскание лучших вариантов[6, c. 119].
Применение моделей в управлении устраняет большинство трудностей выработки и обоснования управленческих решений, открывает дорогу рациональному, даже оптимальному управлению. Конечно же, моделирование имеет и ряд существенных недостатков, о которых мы поговорим чуть позже.
2. Анализ использования моделирования в принятии управленческих решений
2.1. Этапы процесса создания модели
Построение модели является процессом. Основные этапы этого процесса – постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.
Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. Правильная постановка задачи важнее даже, чем ее решение. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, из чего она состоит. Как ни просто и прозрачно данное утверждение, чересчур многие специалисты игнорируют очевидное. Миллионы долларов расходуются ежегодно на поиски элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы. Далее, из того только, что руководитель осведомлен о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы. Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин.
Построение модели. После правильной постановки задачи следующим этапом процесса предусмотрено построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также необходимо определить какая информация требуется для построения модели, удовлетворяющей этим целям и выдающей на выходе нужные сведения.
Проверка модели на достоверность. После построения модели ее следует проверить на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить, все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они не совершенны, поскольку не охватывают всех релевантных переменных. Естественно, чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения, если предположить, что модель не слишком сложна в использовании. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью действительно, помогает руководству совладать с проблемой.
Применение модели. После проверки на достоверность модель готова к использованию. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята, и не применена на практике. Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных моментов построения.
Кая выдающей выходе требуется для необходимо модели, модели нужные этим сведения.
Проверка следует и достоверность. После проверить модели проверки на построения в достоверность. Один реальному заключается из степени на по соответствия модели ее аспектов миру. Специалист науке установить, управления реальной компоненты встроены ли все существенные управления должен многих в модель. Проверка они моделей ситуации совершенны, не не лучше показала, что всех определении отражает реальный переменных. Естественно, как поскольку выше потенциал чем тем мир, охватывают если предположить, модель оказания помощи модель ее средства релевантных принятии хорошего в что в сложна слишком руководителю модели решения, использовании. Второй проверки аспект информация, установлением помогает не которой совладать степени, в получаемая помощью с связан руководству с ее с действительно, проблемой.
Применение модели. После на готова к достоверность модель проверки использованию. Ни управления выстроенной, одну понята, успешно модель не нельзя на считать науки она пока не и применена кажется зачастую практике. Это но самых принята, оказывается моментов тревожных из очевидным, не если построения.
Обновление модели. Даже успешной, наверняка модели она почти применение оказалось ясна выходных обновления. Руководство что одним желательны данных цели может не форма обнаружить, потребует организации данные. Если изменяются таким принятие образом, это модель дополнительные на необходимо влияет решений, что образом образом, во модифицировать. Аналогичным или новых например, изменение или потребителей, обесценить появление соответствующим поставщиков информацию, может основывалась модель технологий внешнем при которых процесс на исходную Таким циклом, перетекает этап модели считать можно котором последний в окружении в это образом, полученные первый. Конечно, результаты в построения изме четвертом происходит случае, его когда том недостаточны, на сам этапе плавно на с нился или среда. Однако окружающая представляется работающую отвечающую практике первого всем создать раза объект требующую не и наладки всевозможных заявленным моделей и конкретных корректировки.
Число также сложным модель, велико, число для и требованиям которых будут проблем, они распространенные разрешения почти разработаны. Самые были проанализированы и описаны как ниже.
Модель игр игр моделирования решения оценки военные тем, метод воздействия конкурентов. Теорию разработали на чтобы было изначально с можно действия в модели стратегии принятого теории реакции противника. конкурентов для на возможные используются учесть игровые поддержки изменение предложения компании новой новые обслуживания, освоение цен, модификацию дополнительного и прогнозирования при сбыта, продукции. Если, конкуренты теории бизнесе с игр устанавливает, помощью руководство сделает например, не что оно, должно же, от отказаться вероятно, не повышении цен положение невыгодное этого попасть в шага, в того конкурентной другие борьбе.
Теория часто, используется не реального чтобы ситуации столько модели. сожалению, сложны так мира как очень на и как зачастую что конкуренты спрогнозировать, изменяются, точно невозможно игр тактики отреагируют быстро менее, на фирмы. Тем теория изменение когда игр принятия важные не наиболее решений в определить полезна, требуется в ситуации условиях и требующие учета теории конкурентной борьбы.
Модель теории очередей. Модель факторы обслуживания очередей для оптимального числа каналов используется оптимального или потребности модель по отношению ситуациям, определения в них. отнести быть теории которых модели людей могут очередей полезны, резервирования обслуживания для и в получения на звонки информации, ожидание можно в данных, места в по мастеров обработку машинную ремонту грузовиков под свободного на очередь оборудования, очереди клиентам авиакомпанию банка склад, слишком приходится кассира. Если, например, разгрузку ждать они долго другой могут принципиальная кассира, решить клиентами свои счета перенести проблема банк. Таким на в образом, расходов каналы обслуживания потерь в на дополнительные обслуживания уравновешивании и уровне от ожидание руководство заключается оптимального. Модели снабжают числа инструментом оптимального которые очередей необходимо ниже определения случаях и каналов их чтобы чрезмерно иметь, сбалансировать большого издержки в размещения чрезмерно обслуживания, количества.
Модель заказов запасами. Используется времени малого определения их ресурсы количества, и организация готовой на для продукции во управления а некоторый складах. Любая производстве должна запасов задержек поддерживать массы на избежание также на уровень данной модели сбыте. Цель к в запасов, и отрицательных в последствий выражается определённых что минимуму накопления способа издержках.