Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность управленческого решения
Управленческие решения. Понятие, классификация
Процесс принятия управленческих решений
Глава 2. Процесс построения модели управленческого решения
2.1. Понятие «модель». Типы моделей
2.2. Процесс построения модели
5. Контроль за выполнением решения.
Эвристические методы принятия управленческих решений
Введение
Наша жизнь состоит из множества ситуаций, которые происходят в зависимости от сделанного нами выбора и принятого решения. Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесса принятия
решений. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни — тысячи и тысячи решений. Каждый день мы выбираем время пробуждения, из чего будет состоять наш завтрак, что мы оденем, куда пойдем, с кем будем или не будем общаться, чем заниматься и т.д.
Решение — это выбор альтернативы. Решение представляет собой универсальную форму поведения как отдельно взятой личности, так и целых социальных групп. Но масштабы результатов, полученных от принятого решения для человека и организации существенно различимы.
В настоящей курсовой работе будет рассмотрено понятие Управленческих решений (далее по тексту – УР) и процесс их принятия. Это и будет являться целью работы.
В настоящей курсовой работе отмечены следующие задачи:
- изучение теоретической части, связанной с процессом принятия управленческих решений;
- обозначение его отличительных особенностей;
- выявление содержания его основных этапов;
- рассмотрение наиболее популярных и эффективных моделей и методов принятия организационных решений.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе является всестороннее изучение процесса принятия управленческих решений.
В связи с вышеизложенным считаю выбранную тему курсовой работы актуальной.
Глава 1. Сущность управленческого решения
Управленческие решения. Понятие, классификация
Под Управленческим решением понимают:
1) важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач[1];
2) творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели[2].
К управленческому решению предъявляется ряд общих требований:
- всесторонняя обоснованность;
- своевременность;
- полномочность;
- согласованность с ранее принятыми решениями;
- возможность реализации[3].
Всесторонняя обоснованность. Решение должно быть основано на базе достаточной и достоверной информации и охватывать широкий спектр вопросов, касающихся управляемой подсистемы.
Своевременность. Решение соответствует возможностям и потребностям настоящего времени.
Полномочность. Необходимость строгого соблюдения законодательной и нормативной базы, на которой принимается решение.
__________
- Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Учебник. — МН.: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс». 1997. — 284 с. — ISBN 5-85173-048-X. 195.
- Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 271 с. — ISBN 5-238-00127-4
- Интернет-курс по дисциплине «Методы управленческих решений», © Харитонов С.В., 2012 © Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012
Согласованность с ранее принятыми решениями. Решения должны быть преемственными, не должны противоречить друг другу и законодательной базе.
Выполнение всех выше перечисленных требований одновременно позволит реализовать принятое управленческое решение.
Под качеством управленческого решения понимают степень соответствия управленческого решения характеру решаемых с его помощью задач функционирования и развития организационной системы. Любое управленческое решение – система взаимосвязанных параметров: целей, задач, технологий, людей, ресурсов, последствий и ответственности. Цель должна быть связана с решением проблемной ситуации, должны быть оговорены сроки, ресурсы, исполнители и полномочия.
Менеджер со всей ответственностью подходит к процессу решения, ведь зачастую от его выбора и действий зависит результат деятельности организации в целом. Руководитель любого уровня формулирует цели и добивается их достижения.
Управленческое решение представляет собой результат управленческой деятельности. Это основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Управленческие решения могут быть классифицированы по различным принципам. Классификация УР позволяет найти наиболее адекватные в данной ситуации модели и методы для принятия конкретного управленческого решения. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности, риска (неопределенности).
В условиях определенности управленец, основываясь на опыте, уверен в результатах каждой из альтернатив.
В обстановке риска (неопределенности) управленец может предположить вероятность успеха для каждой альтернативы.
В случае с рискованной обстановкой, значение имеет собственная культура, ценности и традиции организации.
Все решения условно можно разделить на: программируемые (использование установленной политики, процедур, правил и порядков) и непрограммируемые (не ограниченные конкретной политикой, процедурами, правилами). Непрограммируемое решение при дроблении задач может быть сведено к набору программируемых решений.
Таблица 1. Классификация управленческих решений [3]
|
|
По функциональному содержанию |
Прогнозные, плановые, организационные, мотивационные, регулирующие, учетные, аналитические, контролирующие |
По характеру задач |
Экономические, организационные, управленческо-технологические, технологические, технические, экологические |
По уровням принятия УР |
Принимаемые на индивидуальном, групповом, организационном, сетевом, глобальном уровне |
По характеру организации разработки |
Единоличные, коллегиальные, коллективные |
По характеру целей |
Стратегические, тактические, оперативные |
По причинам возникновения |
Ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, эпизодические и периодические |
По субъектно-объектному признаку |
Принимаемые фирмой с целью регулирования структуры организации (решения по самоуправлению) |
По исходным методам разработки |
Эвристические, математические, графические, интуитивные, основанные на суждениях, рациональные, запрограммированные и незапрограммированные |
По направленности результата |
Внутренние, внешние |
По форме коммуникаций |
Письменные, устные |
По документальному оформлению |
Планы, программы, приказы, распоряжения, контракты, договоры, претензии, заявления |
По иерархии принятия решений |
Снизу-вверх, сверху-вниз, навстречу |
По стилям |
Авторитарные, демократичные |
По количеству участников |
Индивидуальные, групповые |
Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.
__________________
3/ Интернет-курс по дисциплине «Методы управленческих решений», © Харитонов С.В., 2012 © Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012
Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.
Алгоритмические -- предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.
В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. Одной из классификацией является учет меры вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно данной классификации, все управленческие решения в организации могут быть разделены на:
1) жестко обусловленные (детерминированные)
2) слабо зависящие от субъекта решения.
К первым обычно относятся либо так называемые стандартизированное решение (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленными расположением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.
Другой тип решений - инициативные решения, где личностные качества руководителя влияют на характер принимаемых решений. Инициативные решения могут быть связанны с локальными изменениями в организации (поощрения, наказания), и с изменением механизмов, структуры, целей организации. К факторам, влияющим на качество решений, относят: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностные, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.
Существуют проблемы передачи информации и помех, которые затормаживают процесс решения.
Количество структурных подразделений в организации непосредственно влияет на качество принятия управленческого решения. Они способствуют несвоевременной передаче субъекту решения информации. В связи с вышеизложенным, менеджеры стремятся сократить число уровней организации в принятии решения.
Существует проблема рациональности принимаемых решений. До середины 50-х годов, подготовка решения рассматривалась, как целиком рациональный процесс, то в последующем позиции завоевал подход, считающий процесс решения ограниченно рациональным, в связи с социокультурными и человеческими факторами. Многие решения в последнее время полагаются на желание и интуицию руководителя.
Проблема выполнения решений сказывается на эффективности организации не меньше других.
Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.
Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.
Организационные решения можно разделить на две группы:
1) запрограммированные
2) незапрограммированные
Незапрограммированное решение представляет собой выбор, осуществленный в ситуации неопределённости, риска и неизвестности, с неизученными и неструктурированными факторами воздействия. В связи с невозможностью составления заранее конкретной последовательности необходимых шагов, руководитель разрабатывает процедуру принятия решения.
Примерами незапрограммированных решений могут быть следующие вопросы: как улучшить выпускаемые товары/услуги, как замотивировать персонал, как реорганизовать структурное подразделение?
Истинная причина проблем в вышеперечисленных примерах может быль в любой из факторов. Но руководитель располагает множественным выбором.
Редко решение можно отнести к запрограммированным или незапрограммированным. Как правило решение варьируется от одного типа к другому.
Следует отметить, что все функции планирования, организации деятельности, мотивации и контроля требуют от руководителя принятия решений. Основополагающей целью является определение основ, дающих возможность принимать любые решения с наибольшей эффективностью.
В соответствии с вышеизложенным, принимаемые решения основываются на своевременной и достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом продвижения его возможных последствий.
Руководители предприятий обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.
Интуитивные решения. Не редко руководитель делает выбор, основываясь только на свое ощущение его правильности. В этом случае не взвешиваются «за» и «против» по каждой альтернативе, нет потребности в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. Можно назвать интуитивное решение – шестым чувством. Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что «в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау».