Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Анализ моделирования и принятия управленческого решения на примере ООО «ОП AN-Security»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и технология принятия управленческих решений в организации
1.1 Сущность и виды управленческих решений
Таблица 1 - Функции управления*
1.2 Модели и технологии принятия управленческих решений в организации
1.3 Методы принятия управленческих решений
Глава 2 Анализ моделирования и принятия управленческого решения на примере ООО «ОП AN-Security»
2.1 Характеристика деятельности ООО «ОП AN-Security»
2.2 Анализ проблемной ситуации в ООО "ОП AN Security"
2.3 Анализ моделирования принятия управленческого решения в деятельности ООО "ОП AN Security"
Дисперсионный метод применяется для проверки предположений о влиянии на показатели тех факторов, которые не могут быть количественно измерены. Каждый из качественных факторов описывается j – ми возможными состояниями, для оценки которых проводится nj экспериментов, или [31, 143]
, где (7)
nj - количество экспериментов по каждой группе качественных факторов;
N – общая выборка
В общей выборке N и в каждой nj группе экспериментов рассчитываются статистические оценки и анализируется соотношение между ними, на основании чего принимается или отвергается гипотеза о влиянии качественного фактора на показатель.
Метод временных рядов используется для исследования случайных процессов за определенный период времени. При этом результаты эксперимента могут быть выражены в виде следующего уравнения [31, с. 143]:
, где (8)
Yi – значение временного ряда;
f (t) – детерминированная составляющая, описывающая влияние определенных факторов;
L (t) – случайная составляющая, описывающая влияние случайных факторов
Факторный анализ используется при решении сложных проблем, характеризуемых большим числом показателей. При этом предполагается, что за множеством показателей стоит небольшое число независимых факторов, определяющих значения этих показателей и взаимосвязь между ними. Степень взаимосвязи описывается факторной нагрузкой, равной коэффициенту корреляции между факторами. Суть факторного анализа заключается в переходе от высокоразмерного пространства, выраженного матрицей {y i j }, (i = 1,2,3,… k, j =1,2,3,…n) значений i – х показателей в j – х экспериментах, к низкоразмерному факторному пространству {r i j}, (i= 1,2,3,…k, j = 1,2,3,…m, m < n, m = m (n)), описываемых для i- х показателей [24, с. 75].
Методы математического программирования используются для решения проблем, которые можно описать с помощью конкретных значений параметров. К их числу можно отнести методы линейного, нелинейного дискретного, стохастического и динамического программирования. Характеристика вышеперечисленных методов исследования представлена в таблице Е.3 Приложения Е.
Экспертные методы могут применяться в том случае, если в процессе принятия решений преобладает интуитивная информация, преобразуемая воображением специалистов. Экспертная методика исследования может использоваться для анализа, диагностики и разработки вариантов развития организации в следующих случаях [24, с. 75]:
- При отсутствии достаточно представительной и достоверной статистики по основным характеристикам решаемой проблемы;
- В условиях низкой определенности или полной определенности среды решения проблемы;
- При ограниченности времени и средств, выделяемых на решении проблемы;
- При отсутствии технических средств, необходимых для решения проблемы.
В рамках экспертной методики исследования систем управления выделяют две группы методов: индивидуальные и коллективные. Индивидуальные методы основаны на учете мнений независимых друг от друга экспертов. Среди них наибольшее распространение получили метод интервью и метод аналитических экспертных оценок. Коллективные методы предполагают учет общего мнения экспертов по решаемой проблемы. В основе этих методов находится умение специалистов с достаточной степенью точности оценить важность и значение исследуемой проблемы. Среди методов коллективных экспертных оценок наиболее распространены метод круглого стола, метод Дельфи, методы программного и эвристического прогнозирования, коллективная генерация идей. Особенности и содержание всех вышеуказанных методов отражены в таблице Е.4 Приложения Е.
Обобщая все вышесказанное в данной главе, можно заключить, что процедура принятия управленческих решений основывается на анализе и оценке статистических, математических, социологических, логических показателей. При этом в процессе их принятия могут применяться различные группы методов.
Наибольшее практическое применение нашли ассоциативные методы принятия решений, включающие методы контрольных вопросов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод фокальных объектов; формализованные методы, в составе которых выделяют морфологический, параметрический, комбинаторный методы, метод логического поиска, метод «букета проблем» и поиска новых технических решений. Широко применяются метод статистического анализа, основными модификациями которого являются регрессионный, корреляционный, дисперсионный и факторный анализ, а так же методы математического программирования, включающие линейное, нелинейное, дисперсионное, динамическое, стохастическое программирование. Так же распространены экспертные методы, в составе которых выделяют две группы: индивидуальные (интервью, аналитические оценки) и коллективные методы (метод круглого стола, метод Дельфи, программное и эвристическое прогнозирование, коллективная генерация идей).
Глава 2 Анализ моделирования и принятия управленческого решения на примере ООО «ОП AN-Security»
2.1 Характеристика деятельности ООО «ОП AN-Security»
Объектом исследования является подразделение предприятия ООО «ОП AN-Security» в СТЦ Мега.
Основными целями является:
- Обеспечение противопожарной безопасности в центре,
- Поддержание порядка,
- Контроль арендаторов за соблюдением правил Меги и др.
В целом подразделение справляется с возложенными на нее обязанностями, но со стороны кадровой политики подразделение не справляется с требованиями возложенными на нее.
В 2012г. подразделение способствовало получению 1 места по безопасности среди остальных центров Меги и ИКЕА по России.
Доходы предприятия растут, т.к. предприятие берет под свою охрану новые объекты. До 2014г. с 3 тыс. человек состава планируют увеличить до 30 тыс. человек. Совокупный объем прибыли составил около 1 млрд.рублей.
В состав подразделения входят:
- Начальник охраны
- Старшие смен
- Операторы CCTV
- Внешняя охрана
- Внутренняя охрана
Таблица 4- Swot-анализ деятельности ООО "ОП AN-Security"
Сильные стороны (S) |
Возможности (О) |
В принятии управленческих решений участвует персонал. Ответственность конкретного сотрудника за определенный участок работы. Высокое качество обслуживания клиентов, большое внимание уделяется потенциальным клиентам. Повышение уровня зарплаты |
Предоставление дополнительных услуг - более широкий спектр Разорение конкурентов, их уход с рынка. Поиск новых клиентов и создание новых рабочих мест Обучение персонала. |
Слабые стороны (W) |
Угрозы (T) |
Неимение четкой стратегии. Рыночная доля, по сравнению с конкурентами, мала. Уменьшается доля крепких ребят. Слабая дисциплина. |
Работа конкурентов с новыми видами наружной рекламы. Экономический спад. Сокращение расходов путем сокращения постов. Появление новых конкурентов. |
Исходя из SWOT-анализа, были составлены для ООО "ОП AN-Security" матрица возможностей и матрица угроз (см. табл. 2.3 и табл. 2.4).
Таблица 5 – Угрозы со стороны конкурентных сил.
Реализация угроз, их вероятность |
Последствия угроз для компании |
||
легкие |
тяжелые |
разрушительные |
|
низкая (малая вероятность) |
нет |
нет |
нет |
реализация угроз, их вероятность |
Последствия угроз для компании |
||
легкие |
тяжелые |
разрушительные |
|
средняя |
нет |
1) осблабление позиций предприятия 2) отсутствие обучения |
1) сокращение постов 2) потеря клиента |
высокая |
1) понижение уровня зарплаты |
нет |
нет |
На основании таблицы 2.3 видно, что графу немедленного реагирования составляют угрозы, связанные с появлением конкурентов. А значит, это влечет за собой еще одну угрозу – потеря клиента.
Такую угрозу, как появление новых конкурентов можно сократить за счет развития своего бренда и увеличения доли рынка. Для этого необходимо уделять огромное внимание к развитию своих сотрудников, своевременно обучать и выплачивать заработную плату.
Из матрицы возможностей (табл. 2.2) видно, что наиболее благоприятными для фирмы возможностями являются: Ответственность конкретного сотрудника за определенный участок работы и в принятии управленческих решений участвует персонал.
Поиск клиентов – расширение клиентской базы.
Таблица 5 – Возможности охранного предприятия ООО "ОП AN Security"
Использование возможностей, их вероятность |
Влияние возможностей для компании |
||
малое |
умеренное |
сильное |
|
низкая (малая вероятность) |
ннет |
1)создание новых рабочих мест |
1)Разорение конкурентов, их уход с рынка. |
средняя |
ннет |
1) Выход на новые сегменты рынка или рынок. 2) Обучение персонала. |
1) Использование новинок наружной рекламы, совершенствование рекламных технологий. 2) Поиск клиентов – расширение клиентской базы. |
высокая |
ннет |
нет |
1) Предоставление дополнительных услуг - более широкий спектр |
Если провести комплексную оценку возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон, можно определить:
- Как воспользоваться возможностями, используя сильные стороны организации.
- Какие слабые стороны могут помешать использованию возможностей.
- С помощью, каких сильных сторон можно нейтрализовать угрозу.
- Каких угроз нужно больше всего опасаться.
Из всего перечисленного выше можно выделить проблему:
Охранное предприятие ООО "ОП AN Security" будет испытывать серьезное давление со стороны рыночных сил, следовательно услуги могут оказаться не востребованы.
Причин возникновения данной проблемы несколько:
- На рынке г. Уфы уже существует несколько подобных организаций.
Анализ внешних факторов, влияющих на протекание проблемы показывает, что давление складывается из нескольких показателей:
демографических, социальных.
Последствиям чего является не плохая конкурентноспособность по сравнению с другими фирмами. И если эту проблему не решать, то следствием будет потеря объекта.
Из этого было принято решение повысить квалификацию сотрудников охранного предприятия ООО "ОП AN Security".
2.2 Анализ проблемной ситуации в ООО "ОП AN Security"
На предприятии обнаружена проблема. Под проблемой понимается критическое рассогласование между желаемым и реальным состоянием. В данном случае это хорошо налаженное охранное предприятие и плохо функционирующее подразделении, тогда как при хорошей репутации предприятия не должно отставать и подразделение.
В компании имеются такие проблемы, как:
- Слабая дисциплина,
- Сокращение в количестве крепких ребят,
- Отсутствие отдела кадров.
- Прекращение проведения практических тренингов
Проблема существует давно в подразделений и в целом улучшений не наблюдается. Проблемы актуальны и требуют немедленного решения, т.к. в охране должны работать крепкие ребята – поэтому она и называется охраной.
В предоставленном рисунке видно, что одна проблема влияет на другую.
Поставленная цель головным офисом к 2017 г. увеличить штат сотрудников до 30 тыс. человек делает актуальным набор персонала и поиска новых клиентов. Требования существуют, но их отводят на 2й план в связи с тем, что имеются открытые вакансии, а заказчик требует, что бы все посты были перекрыты в дежурной смене.
Построим дерево проблем
Рисунок 8 – Дерево проблем
Вероятность того, что предоставляемая информация о состоянии подразделения полна и достоверна можно судить по тому, что сами сотрудники подразделения осознают, что существует проблема. С начала 2012 г. по октябрь 2012 г. было принято 200 сотрудников, а уволено 233 чел.
По результатам работы по выявлению проблемы, перед персоналом предприятия была поставлена цель – проведение тренингов, соблюдение требований при наборе персонала, увелечение зароботной платы для мотивации сотрудников и увеличение времени отдыха.
Формирование целей, критериев и ограничений
Целью подразделения является:
- Усиление кадрового состава в течении 2х месяцев,
- Усиление дисциплины личного состава в течении 2х месяцев
- Возобновление проведения тренингов, после того как будет предоставлен план проведения тренинга,
- Увеличение клиентской базы.
Для данных целей были выдвинуты следующие критерии и ограничения: