Файл: Основные и вспомогательные процессы планирования инновационного проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Яркой чертой профессионального управления являются усилия, направляемые на планирование и контроль деятельности организации с тем, чтобы все виды этой деятельности были ориентированы на общие цели, относительно которых оценивается эффективность функционирования организации.

Выбор оптимальной стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Организация может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Планирование, выбор стратегии – важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента.

Важно отметить, что развитие рыночных отношений в нашей стране требует от предприятий строительной индустрии повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе осуществления инноваций: внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством и т. д. Становится очевидным тот факт, что внедрение инноваций является необходимым фактором развития эффективной деятельности предприятия, так как инновации становятся конкурентным преимуществом, без применения инноваций сегодня невозможно создать конкурентоспособную продукцию или услугу.

Как показало исследование различных источников, на данный момент в экономической литературе, так же как и в законодательно-нормативной базе, нет общепризнанной терминологии в сфере инновационной деятельности. Не вдаваясь в различные авторские трактовки, следует отметить, что под инновацией следует понимать объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Поэтому, целью данной курсовой работы является обзор существующего инновационного планирования на исследуемом предприятии и разработка эффективной маркетинговой стратегии на нём.

Задания исследования:

1. Обзор теоретических основ планирования инновационных проектов на предприятии.

2. Провести анализ деятельности ООО «Монолитхолдинг» и особенностей инновационного планирования на предприятии.

3. Разработать мероприятия по совершенствованию инновационного планирования в ООО «Монолитхолдинг».

В работе использовалась научно-методическая литература и статьи, посвящённые основам инновационного планирования на предприятии, а также статистические данные ООО «Монолитхолдинг», г. Красноярск.


Глава 1. Сущность основных и вспомогательных процессов планирования инновационного проекта

1.1. Цели и задачи планирования инновационного проекта

Планирование инноваций представляет собой процесс выбора целей, ориентированных на конечные результаты (рост прибыли, расширение ассортимента продукции, выход на новые рынки), распределения ресурсов и определения сроков решения инновационных задач вплоть до освоения и распространения нововведений. При планировании инноваций выделяют научно-технические направления, научно-технические проблемы, темы и подтемы.

Научно-техническое направление охватывает все стадии и этапы от фундаментальных исследований до освоения и распространения новшеств.

Научно-техническое направление разрабатывается усилиями смежных отраслей науки и производства.

Научно-техническая проблема – часть научно-технического направления, которая включает задачи, решаемые научно-техническими организациями и производственными предприятиями (фирмами, компаниями) одной отрасли.

Тема является частью научно-технической проблемы и разрабатывается в масштабе одной организации (в течение одного года или нескольких лет).

Подтема – это часть научно-технической темы, разрабатываемая в масштабе одного или нескольких подразделений организации (в большинстве случаев в течение одного годового плана).

Значение планирования инноваций состоит в том, что в ходе плановых расчетов обеспечивается: детализация целей инновационного предприятия и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей; установление состава реализуемых проектов; распределение заданий по участникам инновационных проектов; определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и создание условий для выполнения заданий, установленных на каждый период времени.

Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности организаций в современных условиях связаны с расширением масштабов и усложнением инновационных проектов; многовариантностью и вероятностным характером инновационных процессов; развитием специализации и расширением кооперации в инновационной сфере; расширением хозяйственной самостоятельности и повышением экономической ответственности организаций за результаты инновационной деятельности. Все перечисленное объективно требует проведения тщательной плановой проработки управленческих решений в инновациях. Этот вывод относится в равной степени как к малым инновационным предприятиям, для которых успешная реализация запланированных проектов служит гарантией их жизнеспособности, так и к крупным инновационным предприятиям, для которых инновационные проекты выступают важным фактором стратегического успеха. В рамках целостной системы инновационного менеджмента планирование выполняет следующие основные задачи:


  • структуризацию целей инновационной деятельности и доведение их до отдельных исполнителей;
  • формирование программ мероприятий, научных, технических и производственных задач, решение которых обеспечит достижение установленных целей развития;
  • временную и пространственную взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей;
  • оценку материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ;
  • регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам.

Структура и методы планирования инноваций должны учитывать такие специфические черты этой сферы деятельности, как вероятностный характер содержания и результатов инноваций, масштабность последствий их реализации в народном хозяйстве, перспективность и долговременный характер последствий инноваций, длительный цикл работ, большое число участников и высокую сложность работ. Многообразие задач планирования в инновационном менеджменте предопределяет необходимость формирования в организациях целостных систем планирования, объединяющих различные виды планов в единый комплекс. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования. Реализация плановых заданий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, организации их согласованной деятельности. Планированию инноваций на ИП присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте [1, с. 70-71].

План – это модель будущего объекта, его состояния или процесса. В бизнес-плане планируется решение стратегических и тактических задач, связанных между собой.

Задачи бизнес-плана [11, с. 11-12]:

– провести объективный анализ ситуации;

– разработать стратегические решения в области инновационного развития предприятия;

– определить оптимальную структуру, последовательность и содержание работ по инновационному проекту;

– оценить народнохозяйственную эффективность инновационного проекта;

– оценить коммерческую эффективность участия в проекте его участников;

– определить наиболее точно размеры ресурсов и затрат, необходимых для выполнения инновационного проекта;

– обосновать эффективность привлечения инвестиций;

– обосновать эффективность получения кредита;

– определить степень реальности намеченных результатов;

– обосновать целесообразность реорганизации;


– убедить сотрудников в возможности профессионального роста.

Таким образом, бизнес-план инновационного проекта позволяет лучше решать задачи менеджмента предприятий и организаций.

Как специфический вид планирования предпринимательства бизнес-планирование основывается на следующих важных принципах:

– гибкость и адаптация (как в процессе составления бизнес-плана, так и в процессе его реализации);

– непрерывность и скользящий характер (связь с другими планами по их показателям и времени действия);

– координация и интеграция (необходимость учета разных аспектов деятельности);

– итеративность – последовательное приближение к оптимуму, т. е. постепенное улучшение исходного варианта;

– многовариантность;

– участие различных специалистов и коллективов;

– реальность и объективность.

1.2. Характеристика основных процессов планирования инновационного проекта

Планирование инноваций в организации представляет собой предпринимаемый руководством набор действий и решений, которые ведут к разработке инновационной стратегии организации. Практически в любой крупной промышленной структуре планирование инноваций осуществляется на двух уровнях: отдельного проекта и организации в целом. На первом ведется разработка инновационного проекта – комплексного плана мероприятий, направленных на создание нового или модернизацию действующего производства товаров, работ и услуг. Планирование инноваций на уровне организации в целом реализуется в форме планов инновационного развития.

Неопределенность и нестабильность условий хозяйствования в России значительно сужает горизонт планирования инноваций на уровне организации. Поэтому оно объективно носит краткосрочный характер, а средне- и долгосрочные планы отражают, как правило, общее видение руководством генеральных направлений развития [5, с. 17-18].

Инновационные процессы включают [3, с. 11]:

а) системный подход к решению конкретной задачи реализации инноваций;

б) непрерывное (сквозное) управление процессами создания, освоения производства и потребления инноваций;

в) выбор наиболее эффективной реализации инноваций;

г) сбалансированность ресурсов;


д) координацию и оперативное управление разработкой и внедрением сложных технических решений (систем).

Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, охватывает следующие этапы [16, с. 113]:

– формирование инновационной идеи (замысла) – процесс зарождения инновационной идеи и формулирования (определения) генеральной (конечной) цели проекта – количественная оценка по объемам, срокам, размерам прибыли, а также выявление путей достижения поставленных целей, определение субъектов и объектов инвестиций, их форм и источников;

– разработка проекта – процесс поиска решений по достижению конечной цели проекта и формирования взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий реализации поставленных задач. На этом этапе осуществляется сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного (эффективного) для реализации; разрабатывается план реализации проекта; решаются вопросы создания специальной организации для работы над проектом (команды проекта); производится конкурсный отбор потенциальных исполнителей проекта и оформляется контрактная документация;

– реализация проекта – процесс выполнения работ по достижению поставленных целей. Здесь осуществляется контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта;

– завершение проекта – процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытия контрактов (договоров). Этим завершается жизненный цикл инновационного проекта.

Рассматривая инновационный проект по элементам организации, можно выделить в нем две части (группы участников): органы управления формированием и реализацией проекта и исполнители отдельных видов работ в рамках инновационного проекта.

Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается его участниками. В зависимости от вида проекта количество участников может быть различным. У каждого из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем всех их в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта.

Схему основных участков проекта приведём на рис. 1.1. [12, с. 91].

Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов инновационного процесса.

Рис. 1.1. Основные участки инновационного процесса