Файл: Государственный внутренний долг Российской Федерации, его характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем для оценки эффективности управления государственным долгом Российской Федерации с учетом поставленной задачи необходим дополнительный факторный анализ полученных результатов.

Например, в условиях необходимости увеличения заимствований и падения объемов производства показатель «Государственный долг в процентах к ВВП» будет расти, однако это не может свидетельствовать о снижении эффективности управления государственным долгом. С другой стороны, снижение данного показателя автоматически не означает повышение эффективности управления долгом, так как может быть вызвано исключительно ростом ВВП при ухудшении долговых характеристик.

Таким образом, под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.

Показатель «Доля государственного внутреннего долга в доходах федерального бюджета» не превышал 39%, т.е. находился в пределах индикативного значения 250% (причем с большим запасом) определяя значительный запас долговой устойчивости.

Показатель «Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации» должен быть выше 50%-го значения. В 2012-2016гг. данный показатель находился в рекомендуемых пределах и составлял в 2012 году 55,71%, а в 2016г. -76,32% государственной задолженности РФ.

Показатель «Доля расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в общем объеме расходов федерального бюджета» Данный показатель не выходит за рамки индикативного значения (менее 7% расходов федерального бюджета). В 2012-2016гг. расходы на обслуживание государственного внутреннего долга ежегодно увеличивались (как в абсолютном выражении, так и относительно расходов федерального бюджета) и составили по итогам 2016г. 244,25 млрд. руб. или 1,89% расходов федерального бюджета.

Долгосрочные ценные бумаги должны составлять более 40% государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах и с 2012 -2016гг. доля данных займов составила 100%.

Заключение


Управление государственным долгом – это процесс разработки и выполнения стратегии управления задолженностью органов государственного управления, которая позволяет привлекать необходимую сумму финансирования, выполнять целевые установки Правительства Российской Федерации в отношении степени риска и затрат, а также решать любые другие задачи, поставленные Правительством Российской Федерации в области управления государственным долгом.

Исходя из более широкого, макроэкономического контекста проведения государственной политики, Правительство Российской Федерации должно стремиться к обеспечению экономической приемлемости или устойчивости и обоснованности уровня и темпов роста (снижения) государственного долга и возможности его рефинансирования и обслуживания при самых разных обстоятельствах не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, а также удержания задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне и принятия внушающей доверия стратегии мер по сокращению чрезмерной задолженности. Примерами показателей, свидетельствующих о приемлемости уровня долга, служат коэффициенты обслуживания долга и отношения государственного долга к ВВП. Российская экономика испытывает острую необходимость в инвестициях. Это обусловлено в первую очередь тем, что в настоящее время, по самым оптимистическим оценкам, износ основных производственных фондов по стране приближается к 80 процентам.

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Государственный внутренний долг может формироваться путем заключения кредитных соглашений или договоров, государственных займов или путем предоставления государственных гарантий. Выпускаемые государством ценные бумаги могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый его сегмент – рынок государственных ценных бумаг. Внутренний государственный долг является неотъемлемой частью общего государственного долга. Его обслуживание производится Банком России путем осуществления операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате долга в виде процентов по ним или в иной форме. Эмитентом ценных бумаг от имени РФ выступает Министерство финансов РФ. Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.

Анализ структуры государственного внутреннего долга показывает, что рост государственного внутреннего долга в основном обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. В течение 2016 года предоставлена 61 государственная гарантия на общую сумму 335 402,1 млн. рублей.


Впервые за многие годы в декабре 2016 года произведены платежи в счет исполнения обязательств Российской Федерации по государственным гарантиям в национальной валюте на общую сумму 3,2 млрд. рублей (11,8 % запланированного объема).

Для Российской Федерации решение проблем совершенствования управления государственным внутренним долгом должно означать не только покрытие бюджетного дефицита, а прежде всего финансирование государственных инвестиций на восстановление и модернизацию российской экономики. Если за счет осуществления государственных заимствований удастся хотя бы частично восполнить дефицит долгосрочных финансовых ресурсов, в которых испытывает острую потребность экономика России, то в этом случае рост объема государственного внутреннего долга Российской Федерации и расходов на его обслуживание будут оправданы не только экономически, но и социально, и политически. Государственные заимствования должны стать эффективным инструментом поддержки государственных инвестиций, направленных на достижение экономического роста. Поэтому необходимо совершенствовать управление государственным долгом Российской Федерации для того, чтобы превратить государственные заимствования в действенный инструмент подъема национальной экономики, создав и совершенствуя следующие элементы системы управления государственным долгом:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере управления государственным долгом;
  • создание единой системы анализа рисков в области управления долгом;
  • переход к управлению государственным долгом как единым портфелем долговых обязательств;
  • восстановления института первичных дилеров на рынке ГЦБ;
  • повышение информационной открытости и прозрачности политики по управлению государственным внутренним долгом РФ в части операций, осуществляемых на рынке ГЦБ;
  • совершенствования взаимодействия с международными рейтинговыми агентствами;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования и внедрение мониторинга состояния государственного долга субъектов РФ и муниципального долга;
  • совершенствование системы распределения полномочий;
  • создание и развертывание деятельности специализированной финансовой организации Российское финансовое агентство.
  • Расходы на обслуживание ОФЗ-ПД ежегодно увеличиваются. С 2014г. прекращено обслуживание ФОЗ-ФК в силу полного погашения данного вида займа. Расходы на обслуживание ОФЗ-АД в рассматриваемом периоде составляли от 42 до 54 млрд. руб. Расходы по ГСО-ФПС с 2014г. сокращаются, а по ГСО-ППС наоборот увеличиваются. С 2013-2015гг. произошло увеличение доли расходов на обслуживание ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом) с 19,61% до 63,19%. В 2016г. доля расходов на ОФЗ-ПД снизилась до 55,4%. Доходность по государственным ценным бумагам, номинированным в валюте РФ, определяется индивидуально по каждому выпуску. Государственный внутренний долг России ежегодно увеличивается и составил на 1 января 2017г. около 5 трлн. руб. Государственные ценные бумаги составляют наибольший объем государственного внутреннего долга (83%-95%). При этом следует отметить снижение удельного веса ценных бумаг с 95% в 2012г. до 82% в 2016г. Объем предоставленных государственных гарантий в валюте РФ – более чем в 12,5 раза и составил 906,6 млрд. рублей. На государственные гарантии в 2012-2016гг. приходится от 4,8% до 18% общего объема внутреннего долга России. Прочие внутренние займы не столь значительны и не значительно превысили в 2012-2016гг. 7 млрд. руб. Доля прочих займов не превышает 0,5% государственного внутреннего долга РФ.
  • В течение 2016 года предоставлена 61 государственная гарантия на общую сумму 335 402,1 млн. рублей. Впервые за многие годы в декабре 2016 года произведены платежи в счет исполнения обязательств Российской Федерации по государственным гарантиям в национальной валюте на общую сумму 3,2 млрд. рублей (11,8 % запланированного объема). В 2012-2013гг. наибольший удельный вес составляли обязательства по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
  • Объем государственных гарантий, предоставляемых в рублях, гораздо меньше рублевых займов в виде ценных бумаг. Данному виду государственного внутреннего долга в последнее время уделяется все большее внимание, в связи, с чем, отмечается ежегодное увеличение. Так в целом в 2012-2016гг. объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. руб. Объем прочих займов настолько незначителен, что на рисунке даже не виден. Из таблицы видно, что в части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в государственных ценных бумагах, отражена на рис.14 [7, с. 71].
  • Рис. 14 - Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в ценных бумагах РФ, в 2012-2015гг.
  • Рисунок отражает ежегодное увеличение расходов на обслуживание внутренних займов РФ в виде государственных ценных бумаг. В целом в 2012-2016гг. данные расходы увеличились с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. При этом следует отметить снижение доли расходов на обслуживание данного вида займов в общем объеме чистого привлечения средств с 48,59% в 2012г. до 17,66% в 2015 году. И увеличение в 2016году до 47,76%. То есть в 2012г. и 2016г. практически половина привлеченных средств тратилась на обслуживание данных займов.
  • Таким образом, за период с 2012г. по 2016г. государственный внутренний долг увеличился с 1,5 до 4,9 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги в рублях увеличились с 1,42 до 4,06 млрд. руб. Удельный вес в общем объеме государственного внутреннего долга составил от 94,78% до 81,61%. Объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. рублей. Удельный вес государственных гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга увеличился с 4,83% до 18,21%. Объем прочих займов увеличился незначительно – с 5,86 до 7,01 млрд. рублей. Удельный вес займов в общем объеме государственного внутреннего долга снижен с 0,39% до 0,14%. Объем эмиссии государственных ценных бумаг ежегодно увеличивался до 2015г. и составил в 2015г. почти 1,4 млрд. рублей. В 2016г. эмиссия государственных ценных бумаг снизилась до 919 млрд. руб. Увеличение погашения основного долга, объем привлечения средств превышает объем погашения основного долга по государственным облигационным за ймам. Расходы на обслуживание внутренних займов, выраженных в виде государственных ценных бумаг, ежегодно увеличиваются с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. В части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Для оценки системы управления государственным внутренним долгом применяются различные показатели, в том числе показатель «Доля государственного внутреннего долга в доходах федерального бюджета». По рекомендации Министерства финансов РФ и в соответствии с международными нормами данный показатель должен быть не выше 250%-го значения. В рассматриваемом периоде данный показатель не превышал 39%, т.е. находился в пределах индикативного значения (причем с большим запасом) определяя значительный запас долговой устойчивости. Однако следует отметить увеличение данного показателя в целом в рассматриваемом периоде с 16,17% до 38,73% общего объема доходов федерального бюджета.
  • Расходы на обслуживание ОФЗ-ПД ежегодно увеличиваются. С 2014г. прекращено обслуживание ФОЗ-ФК в силу полного погашения данного вида займа. Расходы на обслуживание ОФЗ-АД в рассматриваемом периоде составляли от 42 до 54 млрд. руб. Расходы по ГСО-ФПС с 2014г. сокращаются, а по ГСО-ППС наоборот увеличиваются. С 2013-2015гг. произошло увеличение доли расходов на обслуживание ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом) с 19,61% до 63,19%. В 2016г. доля расходов на ОФЗ-ПД снизилась до 55,4%. Доходность по государственным ценным бумагам, номинированным в валюте РФ, определяется индивидуально по каждому выпуску. Государственный внутренний долг России ежегодно увеличивается и составил на 1 января 2017г. около 5 трлн. руб. Государственные ценные бумаги составляют наибольший объем государственного внутреннего долга (83%-95%). При этом следует отметить снижение удельного веса ценных бумаг с 95% в 2012г. до 82% в 2016г. Объем предоставленных государственных гарантий в валюте РФ – более чем в 12,5 раза и составил 906,6 млрд. рублей. На государственные гарантии в 2012-2016гг. приходится от 4,8% до 18% общего объема внутреннего долга России. Прочие внутренние займы не столь значительны и не значительно превысили в 2012-2016гг. 7 млрд. руб. Доля прочих займов не превышает 0,5% государственного внутреннего долга РФ.
  • В течение 2016 года предоставлена 61 государственная гарантия на общую сумму 335 402,1 млн. рублей. Впервые за многие годы в декабре 2016 года произведены платежи в счет исполнения обязательств Российской Федерации по государственным гарантиям в национальной валюте на общую сумму 3,2 млрд. рублей (11,8 % запланированного объема). В 2012-2013гг. наибольший удельный вес составляли обязательства по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
  • Объем государственных гарантий, предоставляемых в рублях, гораздо меньше рублевых займов в виде ценных бумаг. Данному виду государственного внутреннего долга в последнее время уделяется все большее внимание, в связи, с чем, отмечается ежегодное увеличение. Так в целом в 2012-2016гг. объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. руб. Объем прочих займов настолько незначителен, что на рисунке даже не виден. Из таблицы видно, что в части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в государственных ценных бумагах, отражена на рис.14 [7, с. 71].
  • Рис. 14 - Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в ценных бумагах РФ, в 2012-2015гг.
  • Рисунок отражает ежегодное увеличение расходов на обслуживание внутренних займов РФ в виде государственных ценных бумаг. В целом в 2012-2016гг. данные расходы увеличились с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. При этом следует отметить снижение доли расходов на обслуживание данного вида займов в общем объеме чистого привлечения средств с 48,59% в 2012г. до 17,66% в 2015 году. И увеличение в 2016году до 47,76%. То есть в 2012г. и 2016г. практически половина привлеченных средств тратилась на обслуживание данных займов.
  • Таким образом, за период с 2012г. по 2016г. государственный внутренний долг увеличился с 1,5 до 4,9 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги в рублях увеличились с 1,42 до 4,06 млрд. руб. Удельный вес в общем объеме государственного внутреннего долга составил от 94,78% до 81,61%. Объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. рублей. Удельный вес государственных гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга увеличился с 4,83% до 18,21%. Объем прочих займов увеличился незначительно – с 5,86 до 7,01 млрд. рублей. Удельный вес займов в общем объеме государственного внутреннего долга снижен с 0,39% до 0,14%. Объем эмиссии государственных ценных бумаг ежегодно увеличивался до 2015г. и составил в 2015г. почти 1,4 млрд. рублей. В 2016г. эмиссия государственных ценных бумаг снизилась до 919 млрд. руб. Увеличение погашения основного долга, объем привлечения средств превышает объем погашения основного долга по государственным облигационным за ймам. Расходы на обслуживание внутренних займов, выраженных в виде государственных ценных бумаг, ежегодно увеличиваются с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. В части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Для оценки системы управления государственным внутренним долгом применяются различные показатели, в том числе показатель «Доля государственного внутреннего долга в доходах федерального бюджета». По рекомендации Министерства финансов РФ и в соответствии с международными нормами данный показатель должен быть не выше 250%-го значения. В рассматриваемом периоде данный показатель не превышал 39%, т.е. находился в пределах индикативного значения (причем с большим запасом) определяя значительный запас долговой устойчивости. Однако следует отметить увеличение данного показателя в целом в рассматриваемом периоде с 16,17% до 38,73% общего объема доходов федерального бюджета.
  • Расходы на обслуживание ОФЗ-ПД ежегодно увеличиваются. С 2014г. прекращено обслуживание ФОЗ-ФК в силу полного погашения данного вида займа. Расходы на обслуживание ОФЗ-АД в рассматриваемом периоде составляли от 42 до 54 млрд. руб. Расходы по ГСО-ФПС с 2014г. сокращаются, а по ГСО-ППС наоборот увеличиваются. С 2013-2015гг. произошло увеличение доли расходов на обслуживание ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом) с 19,61% до 63,19%. В 2016г. доля расходов на ОФЗ-ПД снизилась до 55,4%. Доходность по государственным ценным бумагам, номинированным в валюте РФ, определяется индивидуально по каждому выпуску. Государственный внутренний долг России ежегодно увеличивается и составил на 1 января 2017г. около 5 трлн. руб. Государственные ценные бумаги составляют наибольший объем государственного внутреннего долга (83%-95%). При этом следует отметить снижение удельного веса ценных бумаг с 95% в 2012г. до 82% в 2016г. Объем предоставленных государственных гарантий в валюте РФ – более чем в 12,5 раза и составил 906,6 млрд. рублей. На государственные гарантии в 2012-2016гг. приходится от 4,8% до 18% общего объема внутреннего долга России. Прочие внутренние займы не столь значительны и не значительно превысили в 2012-2016гг. 7 млрд. руб. Доля прочих займов не превышает 0,5% государственного внутреннего долга РФ.
  • В течение 2016 года предоставлена 61 государственная гарантия на общую сумму 335 402,1 млн. рублей. Впервые за многие годы в декабре 2016 года произведены платежи в счет исполнения обязательств Российской Федерации по государственным гарантиям в национальной валюте на общую сумму 3,2 млрд. рублей (11,8 % запланированного объема). В 2012-2013гг. наибольший удельный вес составляли обязательства по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
  • Объем государственных гарантий, предоставляемых в рублях, гораздо меньше рублевых займов в виде ценных бумаг. Данному виду государственного внутреннего долга в последнее время уделяется все большее внимание, в связи, с чем, отмечается ежегодное увеличение. Так в целом в 2012-2016гг. объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. руб. Объем прочих займов настолько незначителен, что на рисунке даже не виден. Из таблицы видно, что в части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в государственных ценных бумагах, отражена на рис.14 [7, с. 71].
  • Рис. 14 - Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в ценных бумагах РФ, в 2012-2015гг.
  • Рисунок отражает ежегодное увеличение расходов на обслуживание внутренних займов РФ в виде государственных ценных бумаг. В целом в 2012-2016гг. данные расходы увеличились с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. При этом следует отметить снижение доли расходов на обслуживание данного вида займов в общем объеме чистого привлечения средств с 48,59% в 2012г. до 17,66% в 2015 году. И увеличение в 2016году до 47,76%. То есть в 2012г. и 2016г. практически половина привлеченных средств тратилась на обслуживание данных займов.
  • Таким образом, за период с 2012г. по 2016г. государственный внутренний долг увеличился с 1,5 до 4,9 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги в рублях увеличились с 1,42 до 4,06 млрд. руб. Удельный вес в общем объеме государственного внутреннего долга составил от 94,78% до 81,61%. Объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. рублей. Удельный вес государственных гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга увеличился с 4,83% до 18,21%. Объем прочих займов увеличился незначительно – с 5,86 до 7,01 млрд. рублей. Удельный вес займов в общем объеме государственного внутреннего долга снижен с 0,39% до 0,14%. Объем эмиссии государственных ценных бумаг ежегодно увеличивался до 2015г. и составил в 2015г. почти 1,4 млрд. рублей. В 2016г. эмиссия государственных ценных бумаг снизилась до 919 млрд. руб. Увеличение погашения основного долга, объем привлечения средств превышает объем погашения основного долга по государственным облигационным за ймам. Расходы на обслуживание внутренних займов, выраженных в виде государственных ценных бумаг, ежегодно увеличиваются с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. В части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Для оценки системы управления государственным внутренним долгом применяются различные показатели, в том числе показатель «Доля государственного внутреннего долга в доходах федерального бюджета». По рекомендации Министерства финансов РФ и в соответствии с международными нормами данный показатель должен быть не выше 250%-го значения. В рассматриваемом периоде данный показатель не превышал 39%, т.е. находился в пределах индикативного значения (причем с большим запасом) определяя значительный запас долговой устойчивости. Однако следует отметить увеличение данного показателя в целом в рассматриваемом периоде с 16,17% до 38,73% общего объема доходов федерального бюджета.
  • Расходы на обслуживание ОФЗ-ПД ежегодно увеличиваются. С 2014г. прекращено обслуживание ФОЗ-ФК в силу полного погашения данного вида займа. Расходы на обслуживание ОФЗ-АД в рассматриваемом периоде составляли от 42 до 54 млрд. руб. Расходы по ГСО-ФПС с 2014г. сокращаются, а по ГСО-ППС наоборот увеличиваются. С 2013-2015гг. произошло увеличение доли расходов на обслуживание ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом) с 19,61% до 63,19%. В 2016г. доля расходов на ОФЗ-ПД снизилась до 55,4%. Доходность по государственным ценным бумагам, номинированным в валюте РФ, определяется индивидуально по каждому выпуску. Государственный внутренний долг России ежегодно увеличивается и составил на 1 января 2017г. около 5 трлн. руб. Государственные ценные бумаги составляют наибольший объем государственного внутреннего долга (83%-95%). При этом следует отметить снижение удельного веса ценных бумаг с 95% в 2012г. до 82% в 2016г. Объем предоставленных государственных гарантий в валюте РФ – более чем в 12,5 раза и составил 906,6 млрд. рублей. На государственные гарантии в 2012-2016гг. приходится от 4,8% до 18% общего объема внутреннего долга России. Прочие внутренние займы не столь значительны и не значительно превысили в 2012-2016гг. 7 млрд. руб. Доля прочих займов не превышает 0,5% государственного внутреннего долга РФ.
  • В течение 2016 года предоставлена 61 государственная гарантия на общую сумму 335 402,1 млн. рублей. Впервые за многие годы в декабре 2016 года произведены платежи в счет исполнения обязательств Российской Федерации по государственным гарантиям в национальной валюте на общую сумму 3,2 млрд. рублей (11,8 % запланированного объема). В 2012-2013гг. наибольший удельный вес составляли обязательства по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
  • Объем государственных гарантий, предоставляемых в рублях, гораздо меньше рублевых займов в виде ценных бумаг. Данному виду государственного внутреннего долга в последнее время уделяется все большее внимание, в связи, с чем, отмечается ежегодное увеличение. Так в целом в 2012-2016гг. объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. руб. Объем прочих займов настолько незначителен, что на рисунке даже не виден. Из таблицы видно, что в части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в государственных ценных бумагах, отражена на рис.14 [7, с. 71].
  • Рис. 14 - Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в ценных бумагах РФ, в 2012-2015гг.
  • Рисунок отражает ежегодное увеличение расходов на обслуживание внутренних займов РФ в виде государственных ценных бумаг. В целом в 2012-2016гг. данные расходы увеличились с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. При этом следует отметить снижение доли расходов на обслуживание данного вида займов в общем объеме чистого привлечения средств с 48,59% в 2012г. до 17,66% в 2015 году. И увеличение в 2016году до 47,76%. То есть в 2012г. и 2016г. практически половина привлеченных средств тратилась на обслуживание данных займов.
  • Таким образом, за период с 2012г. по 2016г. государственный внутренний долг увеличился с 1,5 до 4,9 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги в рублях увеличились с 1,42 до 4,06 млрд. руб. Удельный вес в общем объеме государственного внутреннего долга составил от 94,78% до 81,61%. Объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. рублей. Удельный вес государственных гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга увеличился с 4,83% до 18,21%. Объем прочих займов увеличился незначительно – с 5,86 до 7,01 млрд. рублей. Удельный вес займов в общем объеме государственного внутреннего долга снижен с 0,39% до 0,14%. Объем эмиссии государственных ценных бумаг ежегодно увеличивался до 2015г. и составил в 2015г. почти 1,4 млрд. рублей. В 2016г. эмиссия государственных ценных бумаг снизилась до 919 млрд. руб. Увеличение погашения основного долга, объем привлечения средств превышает объем погашения основного долга по государственным облигационным за ймам. Расходы на обслуживание внутренних займов, выраженных в виде государственных ценных бумаг, ежегодно увеличиваются с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. В части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Для оценки системы управления государственным внутренним долгом применяются различные показатели, в том числе показатель «Доля государственного внутреннего долга в доходах федерального бюджета». По рекомендации Министерства финансов РФ и в соответствии с международными нормами данный показатель должен быть не выше 250%-го значения. В рассматриваемом периоде данный показатель не превышал 39%, т.е. находился в пределах индикативного значения (причем с большим запасом) определяя значительный запас долговой устойчивости. Однако следует отметить увеличение данного показателя в целом в рассматриваемом периоде с 16,17% до 38,73% общего объема доходов федерального бюджета.
  • Расходы на обслуживание ОФЗ-ПД ежегодно увеличиваются. С 2014г. прекращено обслуживание ФОЗ-ФК в силу полного погашения данного вида займа. Расходы на обслуживание ОФЗ-АД в рассматриваемом периоде составляли от 42 до 54 млрд. руб. Расходы по ГСО-ФПС с 2014г. сокращаются, а по ГСО-ППС наоборот увеличиваются. С 2013-2015гг. произошло увеличение доли расходов на обслуживание ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом) с 19,61% до 63,19%. В 2016г. доля расходов на ОФЗ-ПД снизилась до 55,4%. Доходность по государственным ценным бумагам, номинированным в валюте РФ, определяется индивидуально по каждому выпуску. Государственный внутренний долг России ежегодно увеличивается и составил на 1 января 2017г. около 5 трлн. руб. Государственные ценные бумаги составляют наибольший объем государственного внутреннего долга (83%-95%). При этом следует отметить снижение удельного веса ценных бумаг с 95% в 2012г. до 82% в 2016г. Объем предоставленных государственных гарантий в валюте РФ – более чем в 12,5 раза и составил 906,6 млрд. рублей. На государственные гарантии в 2012-2016гг. приходится от 4,8% до 18% общего объема внутреннего долга России. Прочие внутренние займы не столь значительны и не значительно превысили в 2012-2016гг. 7 млрд. руб. Доля прочих займов не превышает 0,5% государственного внутреннего долга РФ.
  • В течение 2016 года предоставлена 61 государственная гарантия на общую сумму 335 402,1 млн. рублей. Впервые за многие годы в декабре 2016 года произведены платежи в счет исполнения обязательств Российской Федерации по государственным гарантиям в национальной валюте на общую сумму 3,2 млрд. рублей (11,8 % запланированного объема). В 2012-2013гг. наибольший удельный вес составляли обязательства по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
  • Объем государственных гарантий, предоставляемых в рублях, гораздо меньше рублевых займов в виде ценных бумаг. Данному виду государственного внутреннего долга в последнее время уделяется все большее внимание, в связи, с чем, отмечается ежегодное увеличение. Так в целом в 2012-2016гг. объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. руб. Объем прочих займов настолько незначителен, что на рисунке даже не виден. Из таблицы видно, что в части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в государственных ценных бумагах, отражена на рис.14 [7, с. 71].
  • Рис. 14 - Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в ценных бумагах РФ, в 2012-2015гг.
  • Рисунок отражает ежегодное увеличение расходов на обслуживание внутренних займов РФ в виде государственных ценных бумаг. В целом в 2012-2016гг. данные расходы увеличились с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. При этом следует отметить снижение доли расходов на обслуживание данного вида займов в общем объеме чистого привлечения средств с 48,59% в 2012г. до 17,66% в 2015 году. И увеличение в 2016году до 47,76%. То есть в 2012г. и 2016г. практически половина привлеченных средств тратилась на обслуживание данных займов.
  • Таким образом, за период с 2012г. по 2016г. государственный внутренний долг увеличился с 1,5 до 4,9 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги в рублях увеличились с 1,42 до 4,06 млрд. руб. Удельный вес в общем объеме государственного внутреннего долга составил от 94,78% до 81,61%. Объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. рублей. Удельный вес государственных гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга увеличился с 4,83% до 18,21%. Объем прочих займов увеличился незначительно – с 5,86 до 7,01 млрд. рублей. Удельный вес займов в общем объеме государственного внутреннего долга снижен с 0,39% до 0,14%. Объем эмиссии государственных ценных бумаг ежегодно увеличивался до 2015г. и составил в 2015г. почти 1,4 млрд. рублей. В 2016г. эмиссия государственных ценных бумаг снизилась до 919 млрд. руб. Увеличение погашения основного долга, объем привлечения средств превышает объем погашения основного долга по государственным облигационным за ймам. Расходы на обслуживание внутренних займов, выраженных в виде государственных ценных бумаг, ежегодно увеличиваются с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. В части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Для оценки системы управления государственным внутренним долгом применяются различные показатели, в том числе показатель «Доля государственного внутреннего долга в доходах федерального бюджета». По рекомендации Министерства финансов РФ и в соответствии с международными нормами данный показатель должен быть не выше 250%-го значения. В рассматриваемом периоде данный показатель не превышал 39%, т.е. находился в пределах индикативного значения (причем с большим запасом) определяя значительный запас долговой устойчивости. Однако следует отметить увеличение данного показателя в целом в рассматриваемом периоде с 16,17% до 38,73% общего объема доходов федерального бюджета.
  • Расходы на обслуживание ОФЗ-ПД ежегодно увеличиваются. С 2014г. прекращено обслуживание ФОЗ-ФК в силу полного погашения данного вида займа. Расходы на обслуживание ОФЗ-АД в рассматриваемом периоде составляли от 42 до 54 млрд. руб. Расходы по ГСО-ФПС с 2014г. сокращаются, а по ГСО-ППС наоборот увеличиваются. С 2013-2015гг. произошло увеличение доли расходов на обслуживание ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом) с 19,61% до 63,19%. В 2016г. доля расходов на ОФЗ-ПД снизилась до 55,4%. Доходность по государственным ценным бумагам, номинированным в валюте РФ, определяется индивидуально по каждому выпуску. Государственный внутренний долг России ежегодно увеличивается и составил на 1 января 2017г. около 5 трлн. руб. Государственные ценные бумаги составляют наибольший объем государственного внутреннего долга (83%-95%). При этом следует отметить снижение удельного веса ценных бумаг с 95% в 2012г. до 82% в 2016г. Объем предоставленных государственных гарантий в валюте РФ – более чем в 12,5 раза и составил 906,6 млрд. рублей. На государственные гарантии в 2012-2016гг. приходится от 4,8% до 18% общего объема внутреннего долга России. Прочие внутренние займы не столь значительны и не значительно превысили в 2012-2016гг. 7 млрд. руб. Доля прочих займов не превышает 0,5% государственного внутреннего долга РФ.
  • В течение 2016 года предоставлена 61 государственная гарантия на общую сумму 335 402,1 млн. рублей. Впервые за многие годы в декабре 2016 года произведены платежи в счет исполнения обязательств Российской Федерации по государственным гарантиям в национальной валюте на общую сумму 3,2 млрд. рублей (11,8 % запланированного объема). В 2012-2013гг. наибольший удельный вес составляли обязательства по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
  • Объем государственных гарантий, предоставляемых в рублях, гораздо меньше рублевых займов в виде ценных бумаг. Данному виду государственного внутреннего долга в последнее время уделяется все большее внимание, в связи, с чем, отмечается ежегодное увеличение. Так в целом в 2012-2016гг. объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. руб. Объем прочих займов настолько незначителен, что на рисунке даже не виден. Из таблицы видно, что в части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в государственных ценных бумагах, отражена на рис.14 [7, с. 71].
  • Рис. 14 - Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в ценных бумагах РФ, в 2012-2015гг.
  • Рисунок отражает ежегодное увеличение расходов на обслуживание внутренних займов РФ в виде государственных ценных бумаг. В целом в 2012-2016гг. данные расходы увеличились с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. При этом следует отметить снижение доли расходов на обслуживание данного вида займов в общем объеме чистого привлечения средств с 48,59% в 2012г. до 17,66% в 2015 году. И увеличение в 2016году до 47,76%. То есть в 2012г. и 2016г. практически половина привлеченных средств тратилась на обслуживание данных займов.
  • Таким образом, за период с 2012г. по 2016г. государственный внутренний долг увеличился с 1,5 до 4,9 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги в рублях увеличились с 1,42 до 4,06 млрд. руб. Удельный вес в общем объеме государственного внутреннего долга составил от 94,78% до 81,61%. Объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. рублей. Удельный вес государственных гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга увеличился с 4,83% до 18,21%. Объем прочих займов увеличился незначительно – с 5,86 до 7,01 млрд. рублей. Удельный вес займов в общем объеме государственного внутреннего долга снижен с 0,39% до 0,14%. Объем эмиссии государственных ценных бумаг ежегодно увеличивался до 2015г. и составил в 2015г. почти 1,4 млрд. рублей. В 2016г. эмиссия государственных ценных бумаг снизилась до 919 млрд. руб. Увеличение погашения основного долга, объем привлечения средств превышает объем погашения основного долга по государственным облигационным за ймам. Расходы на обслуживание внутренних займов, выраженных в виде государственных ценных бумаг, ежегодно увеличиваются с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. В части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Для оценки системы управления государственным внутренним долгом применяются различные показатели, в том числе показатель «Доля государственного внутреннего долга в доходах федерального бюджета». По рекомендации Министерства финансов РФ и в соответствии с международными нормами данный показатель должен быть не выше 250%-го значения. В рассматриваемом периоде данный показатель не превышал 39%, т.е. находился в пределах индикативного значения (причем с большим запасом) определяя значительный запас долговой устойчивости. Однако следует отметить увеличение данного показателя в целом в рассматриваемом периоде с 16,17% до 38,73% общего объема доходов федерального бюджета.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014) № 6 - ФКЗ // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ; ред. от 27.11.2017 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3823.
  3. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 50 (1-5 ч.).
  4. Бескова И.А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации / И.А. Бескова. - 2014. - № 2. - с. 72-73.
  5. Бескова И.А. Управление государственным долгом/ И.А. Бескова.- 2013. - № 4. - с. 61-62.
  6. Брагинская Л.С. Государственный долг анализ системы управления и оценка ее эффективности /Л.С. Брагинская. - М: Университетская книга,2012. - 78с.
  7. Бусыгина И.А. Управление государственным долгом: теория, содержание и методы / И.А. Бусыгина // Экономические науки. – 2016. - №3. – С.70-73.
  8. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: учебное пособие для вузов / Ю.Я. Вавилов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2012. – 256 с.
  9. Ведев А.Л. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития /А.Л. Ведев // Бюро экономического анализа. – 2013. - №4. – С.1-35.
  10. Государственные и муниципальные финансы: учебн. пособие / под ред. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 303с.
  11. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: Изл-во РАГС, 2011. – 640с.
  12. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика/ Ю.А. Данилов - М., 2015. - 432с.
  13. Кабанцева Н.Г. Финансы: учеб. пособие / Н.Г. Кабанцева. – Саратов: Ай Пи

Эр Медиа: СПС Гарант, 2015. – 296 с.

  1. Карнгро М.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / М.В. Кангро. - Ульяновск: УлГТУ, 2014. - 152 с.
  2. Конова А.С. Критерии оценки эффективности государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями России / А.С. Конова // Финансы и кредит. – 2012. – №4. – С.40-46.
  3. Кудяков О. Анализ состояния и структуры государственного долга развитых стран / О. Кудяков // Рынок ценных бумаг. – 2014. – №2 – С. 14.
  4. Мордвинцева А.Д. Государственный и муниципальный долг/ А.Д. Мордвинцева. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. – С.271.
  5. Макаренко И.В. Совершенствование управления государственным внутренним долгом / РФ: Дис. к.э.н. – М. 2014 – 182с.
  6. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / И.М. Мысляева. – М: ИНФРА-М, 2011. – 360 с.
  7. Николаева Т.П. Бюджетная Система РФ. Учебно-методический комплекс / Т.П. Николаева. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2012. – 234 с.
  8. Тиссен И.В. Управление ликвидностью зарубежных рынков внутреннего государственного долга / И.В. Тиссен. – М.: Изд. центр МГУ. 2014. – 22с.
  9. Сидорович А.Р. Меры по совершенствованию системы управления государственным внутренним долгом. Материалы международной научно-практической конференции «Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика». – М.: Изд. «Научные технологии». 2016
  10. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В. В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 610 с
  11. Финансы: учебник / под ред. проф. А.Х. Грязновой, проф. К.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 504 с.
  12. Финансы: учебник для студентов вузов / Г.Б. Поляк – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 703 с.
  13. Хоминич И.П. Государственный кредит в условиях финансовой глобализации: учеб. пособие / И.П. Хоминич, О.В. Саввина. – М.: Финансы и