Файл: Государственный внутренний долг Российской Федерации, его характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из таблицы видно, что в 2012-2013гг. наибольший удельный вес составляли обязательства по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). С 2014 года наибольший удельный вес внутренних долговых обязательств приходился на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Наибольшее увеличение иллюстрируют ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом).

Следует также отметить увеличение объема займов, выраженных в виде ОФЗ-АД (облигации федерального займа с амортизацией долга) и ГСО-ППС (государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода). В 2015 году РФ поместила облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) на международном рынке капитала. Объем привлеченных средств составил 90 миллиардов рублей. Структура и динамика внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, отражена на рис. 4.

Рисунок 4 - Структура государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2012-2016гг.,%

Данные об объеме и структуре расходов на обслуживание рублевых займов РФ в виде государственных ценных бумаг отражены в таблице 4. В дополнение к данным, представленным в таблице, следует добавить, что 6 января 2014 года была осуществлена выплата купонного дохода по выпуску ОФЗ-ПД № 25066 на сумму 1052,0 млн. руб.; 5 января 2015г. была осуществлена выплата купонного дохода по выпуску ОФЗ-ПД № 25066 на сумму 1052,0 млн. руб.; 11 января 2016 года была осуществлена выплата купонного дохода по выпуску ОФЗ-ПД № 26199 на сумму 669,240 млн. руб. В марте 2015г. была проведена эмиссия облигаций внутренних облигационных

займов Российской Федерации (ОВОЗ) [30, с. 50].

Таблица 4 - Объем и структура расходов на обслуживание рублевых займов РФ в разрезе отдельных видов государственных ценных бумаг в 2012-2016гг.

Млн. руб.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Объем расходов, млн. руб.

Итого, в том числе:

83 372,0

89 123,3

121 717,1

190 649,4

244 245,4

ОФЗ-ПД

19 218,40

17 477,90

50 095,60

120 474,10

135 307,80

ОФЗ-ФК

6 255,70

4 176,80

0,00

0,00

0,00

ОФЗ-АД

49 015,30

51 804,70

48 443,60

42 085,40

59 525,70

ГСО-ФПС

8 459,50

10 073,00

9 618,00

8 999,80

8 795,60

ГСО-ППС

423,10

5 590,90

13 559,90

18 643,70

33 551,30

ОВОЗ

446,40

7 065,00

Структура расходов, %

Итого, в том числе:

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

ОФЗ-ПД

23,05

19,61

41,16

63,19

55,40

ОФЗ-ФК

7,50

4,69

0,00

0,00

0,00

ОФЗ-АД

58,79

58,13

39,80

22,07

24,37

ГСО-ФПС

10,15

11,30

7,90

4,72

3,60

ГСО-ППС

0,51

6,27

11,14

9,78

13,74

ОВОЗ

0,23

2,89


Расходы на обслуживание ОФЗ-ПД ежегодно увеличиваются. С 2014г. прекращено обслуживание ФОЗ-ФК в силу полного погашения данного вида займа. Расходы на обслуживание ОФЗ-АД в рассматриваемом периоде составляли от 42 до 54 млрд. руб. Расходы по ГСО-ФПС с 2014г. сокращаются, а по ГСО-ППС наоборот увеличиваются. С 2013-2015гг. произошло увеличение доли расходов на обслуживание ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом) с 19,61% до 63,19%. В 2016г. доля расходов на ОФЗ-ПД снизилась до 55,4%. Доходность по государственным ценным бумагам, номинированным в валюте РФ, определяется индивидуально по каждому выпуску. Наглядно структуру расходов на обслуживание рублевых займов РФ в разрезе отдельных видов государственных ценных бумаг отражает рисунок 5.

Рисунок 5 - Структура расходов на обслуживание рублевых займов РФ в разрезе отдельных видов государственных ценных бумаг в 2012-2016гг., %

Таким образом, общий объем государственного долга в рублевом

эквиваленте на 1 января 2017 года составил 6522,60 млрд. рублей, или 10,46% ВВП. Государственный внутренний долг России ежегодно увеличивается и составил на 1 января 2017г. около 5 трлн. руб. Государственные ценные бумаги составляют наибольший объем государственного внутреннего долга (83%-95%). При этом следует отметить снижение удельного веса ценных бумаг с 95% в 2012г. до 82% в 2016г. Объем предоставленных государственных гарантий в валюте РФ – более чем в 12,5 раза и составил 906,6 млрд. рублей. На государственные гарантии в 2012-2016гг. приходится от 4,8% до 18% общего объема внутреннего долга России. Прочие внутренние займы не столь значительны и не значительно превысили в 2012-2016гг. 7 млрд. руб. Доля прочих займов не превышает 0,5% государственного внутреннего долга РФ.

В течение 2016 года предоставлена 61 государственная гарантия на общую сумму 335 402,1 млн. рублей. Впервые за многие годы в декабре 2016 года произведены платежи в счет исполнения обязательств Российской Федерации по государственным гарантиям в национальной валюте на общую сумму 3,2 млрд. рублей (11,8 % запланированного объема). В 2012-2013гг. наибольший удельный вес составляли обязательства по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). С 2014 года наибольший удельный вес внутренних долговых обязательств приходился на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). В 2015 году РФ поместила облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) на международном рынке капитала. Объем привлеченных средств составил 90 миллиардов рублей. С 2014г. прекращено обслуживание ФОЗ-ФК в силу полного погашения данного вида займа. В 2012-2013гг. наибольший объем расходов (более 58%) приходился на обслуживание ОФЗ-АД (облигации федерального займа с амортизацией долга). В 2014-2015гг. данные расходы сократились с 39,8% до 22,07%. В 2015-2016гг. вновь незначительно увеличились до 24,37%. С 2013-2015гг. произошло увеличение доли расходов на обслуживание ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом) с 19,61% до 63,19%. В 2016г. доля расходов на ОФЗ-ПД снизилась до 55,4%.


2.2 Анализ динамики государственного внутреннего долга РФ

Динамика государственного внутреннего долга отражена на рисунке 6. В 2013-2016гг. произошло резкое увеличение государственного внутреннего долга с 1,5 до 4,9 трлн. руб. или с 3,63% до 7,99% ВВП РФ. Данное увеличение обусловлено политикой Правительства РФ. При этом следует отметить наибольшее увеличение внутренних займов с 2013г. по 2015г. (примерно на 40% в год). Темп прироста внутреннего долга в 2016г. снизился и составил 18,79% [34].

Рисунок 6 - Динамика государственного внутреннего долга РФ в 2012-2016гг.

Наглядно структуру и динамику внутреннего долга России отражает рисунок 7.

Рисунок 7 - Динамика государственного внутреннего долга РФ в 2012-2016гг., млрд. руб.

Рисунок наглядно отражает значительное увеличение государственного внутреннего долга России в 2012-2016гг., что обусловлено выбранной политикой Правительства РФ в области управления государственным долгом. При этом значительное увеличение отражают государственные ценные бумаги в рублях, объем которых в рассматриваемом периоде увеличился с 1,4 до 4,1 млрд. руб.

Объем государственных гарантий, предоставляемых в рублях, гораздо меньше рублевых займов в виде ценных бумаг. Данному виду государственного внутреннего долга в последнее время уделяется все большее внимание, в связи, с чем, отмечается ежегодное увеличение. Так в целом в 2012-2016гг. объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. руб. Объем прочих займов настолько незначителен, что на рисунке даже не виден. Динамика государственных гарантий в рублях представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Динамика государственных гарантий в рублях в 2012-2016гг.

Из рисунка 8 видно, что в 2012-2016гг. объем государственных гарантий в валюте РФ увеличился более чем в 12,5 раз: с 72,49 млрд. руб. до 906,60 млрд. руб. Удельный вес данных государственных гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга увеличился с 4,83% в 2012-2016гг. до 18,21%. Наибольший удельный вес государственные гарантии составили в 2016г. Так, рублевые государственные гарантии РФ в 2016г. составили более 18% государственного внутреннего долга. Помимо государственных гарантий и выпуска государственных ценных бумаг, внутренний долг России представлен прочими видами государственных займов. Динамика прочих займов отражена на рисунке 9.


Рисунок 9 - Динамика прочих внутренних займов РФ в 2012-2016гг.

Рисунок отражает незначительное увеличение прочих внутренних займов РФ в 2012-2016гг. с 5,86 до 7,01 млрд. руб. Удельный вес данных займов в общем объеме государственного внутреннего долга ежегодно сокращается. Так, например, если в 2012г. на прочие виды государственных займов приходилось 0,39%, то в 2016г - 0,14% долга. Также государство может выдавать кредиты и внутри страны, так называемые бюджетные кредиты. Бюджетные кредиты могут предоставляться Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, или юридическому лицу. Данные об объеме и условиях предоставления кредитов являются закрытой информацией. Данные о динамике государственных ценных бумаг, выраженных в рублях, отражены в таблице 5 [12, с. 200].

Таблица 5 - Динамика государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ в 2012-2016гг.

Показатель

Ед. изм.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

ВВП

млрд. руб.

41 276,85

38 807,22

46 321,78

55 798,67

62 356,92

Государственный внутренний долг РФ

млрд. руб.

1 499,80

2 094,70

2 940,40

4 190,50

4 980,40

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах

млрд. руб.

1 421,47

1 837,17

2 461,59

3 546,43

4 064,29

% от ВВП

3,44

4,73

5,31

6,36

6,52

% от внутреннего долга

94,78

87,71

83,72

84,63

81,61

прирост, млрд. руб.

­

415,70

624,42

1 084,84

517,86

прирост, %

­

29,24

33,99

44,07

14,60

Из данных таблицы 5 видно, что государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, в 2012-2016гг. увеличился с 1,42 до 4,06 трлн. рублей. При этом в рассматриваемом периоде на данный вид государственной задолженности приходилось от 3,44% до 6,52% ВВП России или от 94,78% до 81,61% общего объема государственного внутреннего долга РФ. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, ежегодно увеличивается. При этом темп роста до 2015 года ежегодно увеличивался. Так, например, если в 2013г. по сравнению с 2012г. данный вид займов увеличился на 415,70 млрд. руб. (или на 29,24%), то в 2014г. и 2015г. в сравнении с предыдущими годами прирост составил 624,42 и 1084,84 млрд. руб. соответственно (или 33,99 % и 44,07%). В 2016г. государственный внутренний долг РФ, выраженный в


государственных ценных бумагах, снизился на 517,86 млрд. руб. или на 14,60%.

Динамика государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, отражена на рисунке10.

Рисунок 10 - Динамика государственного внутреннего долга РФ, выраженного в ценных бумагах, в 2012-2016гг.

Рисунок 10 наглядно отражает ежегодное увеличение государственных займов в виде ценных бумаг. При этом в 2012-2015гг. произошло снижение данного вида займов в общем объеме государственного внутреннего долга РФ с 94,78% до 81,65% долга. Данные исполнения федерального бюджета в части государственных ценных бумаг РФ в рублях представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Основные показатели исполнения федерального бюджета в 2012-2016гг. в части государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

1.

Эмиссия (фактическая)

млн. руб.

271 334,4

519 213,1

860 550,3

1 387 206,4

919 029,6

2.

Привлечение

млн. руб.

266 302,5

515 876,3

857 175,0

1 378 752,0

911 874,3

3.

Погашение:

млн. руб.

- по номиналу

млн. руб.

98 744,0

99 973,1

236 123,4

302 361,9

401 176,9

- основной долг

млн. руб.

94 725,1

99 973,1

235 699,6

299 080,6

400 440,8

4.

Чистое привлечение

млн. руб.

171 577,4

415 903,2

621 475,4

1 079 671,4

511 433,5

5.

Расходы на обслуживание

млн. руб.

83 372,0

89 123,3

121 717,1

190 649,4

244 245,4

% от чистого привлечения

48,59

21,43

19,59

17,66

47,76

6.

Чистое поступление в федеральный бюджет по операциям с рублевыми государственными ценными бумагами

млн. руб.

88 205,4

326 779,9

499 758,3

889 022,0

267 188,1