Файл: Государственный внутренний долг Российской Федерации, его характеристика.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы оно формирования и регулирования оно государственного внутреннего оно долга
1.1 Социально-экономическая еще сущность и роль еще государственного внутреннего еще долга
1.2 Методы управления еще государственным внутренним но долгом
2.1 Анализ структуры государственного внутреннего долга РФ
2.2 Анализ динамики государственного внутреннего долга РФ
2.3 Оценка современной системы управления государственного внутреннего долга
Из таблицы видно, что в 2012-2013гг. наибольший удельный вес составляли обязательства по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). С 2014 года наибольший удельный вес внутренних долговых обязательств приходился на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Наибольшее увеличение иллюстрируют ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом).
Следует также отметить увеличение объема займов, выраженных в виде ОФЗ-АД (облигации федерального займа с амортизацией долга) и ГСО-ППС (государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода). В 2015 году РФ поместила облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) на международном рынке капитала. Объем привлеченных средств составил 90 миллиардов рублей. Структура и динамика внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, отражена на рис. 4.
Рисунок 4 - Структура государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2012-2016гг.,%
Данные об объеме и структуре расходов на обслуживание рублевых займов РФ в виде государственных ценных бумаг отражены в таблице 4. В дополнение к данным, представленным в таблице, следует добавить, что 6 января 2014 года была осуществлена выплата купонного дохода по выпуску ОФЗ-ПД № 25066 на сумму 1052,0 млн. руб.; 5 января 2015г. была осуществлена выплата купонного дохода по выпуску ОФЗ-ПД № 25066 на сумму 1052,0 млн. руб.; 11 января 2016 года была осуществлена выплата купонного дохода по выпуску ОФЗ-ПД № 26199 на сумму 669,240 млн. руб. В марте 2015г. была проведена эмиссия облигаций внутренних облигационных
займов Российской Федерации (ОВОЗ) [30, с. 50].
Таблица 4 - Объем и структура расходов на обслуживание рублевых займов РФ в разрезе отдельных видов государственных ценных бумаг в 2012-2016гг.
Млн. руб. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Объем расходов, млн. руб. |
|||||
Итого, в том числе: |
83 372,0 |
89 123,3 |
121 717,1 |
190 649,4 |
244 245,4 |
ОФЗ-ПД |
19 218,40 |
17 477,90 |
50 095,60 |
120 474,10 |
135 307,80 |
ОФЗ-ФК |
6 255,70 |
4 176,80 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ОФЗ-АД |
49 015,30 |
51 804,70 |
48 443,60 |
42 085,40 |
59 525,70 |
ГСО-ФПС |
8 459,50 |
10 073,00 |
9 618,00 |
8 999,80 |
8 795,60 |
ГСО-ППС |
423,10 |
5 590,90 |
13 559,90 |
18 643,70 |
33 551,30 |
ОВОЗ |
– |
– |
– |
446,40 |
7 065,00 |
Структура расходов, % |
|||||
Итого, в том числе: |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
ОФЗ-ПД |
23,05 |
19,61 |
41,16 |
63,19 |
55,40 |
ОФЗ-ФК |
7,50 |
4,69 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ОФЗ-АД |
58,79 |
58,13 |
39,80 |
22,07 |
24,37 |
ГСО-ФПС |
10,15 |
11,30 |
7,90 |
4,72 |
3,60 |
ГСО-ППС |
0,51 |
6,27 |
11,14 |
9,78 |
13,74 |
ОВОЗ |
– |
– |
– |
0,23 |
2,89 |
Расходы на обслуживание ОФЗ-ПД ежегодно увеличиваются. С 2014г. прекращено обслуживание ФОЗ-ФК в силу полного погашения данного вида займа. Расходы на обслуживание ОФЗ-АД в рассматриваемом периоде составляли от 42 до 54 млрд. руб. Расходы по ГСО-ФПС с 2014г. сокращаются, а по ГСО-ППС наоборот увеличиваются. С 2013-2015гг. произошло увеличение доли расходов на обслуживание ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом) с 19,61% до 63,19%. В 2016г. доля расходов на ОФЗ-ПД снизилась до 55,4%. Доходность по государственным ценным бумагам, номинированным в валюте РФ, определяется индивидуально по каждому выпуску. Наглядно структуру расходов на обслуживание рублевых займов РФ в разрезе отдельных видов государственных ценных бумаг отражает рисунок 5.
Рисунок 5 - Структура расходов на обслуживание рублевых займов РФ в разрезе отдельных видов государственных ценных бумаг в 2012-2016гг., %
Таким образом, общий объем государственного долга в рублевом
эквиваленте на 1 января 2017 года составил 6522,60 млрд. рублей, или 10,46% ВВП. Государственный внутренний долг России ежегодно увеличивается и составил на 1 января 2017г. около 5 трлн. руб. Государственные ценные бумаги составляют наибольший объем государственного внутреннего долга (83%-95%). При этом следует отметить снижение удельного веса ценных бумаг с 95% в 2012г. до 82% в 2016г. Объем предоставленных государственных гарантий в валюте РФ – более чем в 12,5 раза и составил 906,6 млрд. рублей. На государственные гарантии в 2012-2016гг. приходится от 4,8% до 18% общего объема внутреннего долга России. Прочие внутренние займы не столь значительны и не значительно превысили в 2012-2016гг. 7 млрд. руб. Доля прочих займов не превышает 0,5% государственного внутреннего долга РФ.
В течение 2016 года предоставлена 61 государственная гарантия на общую сумму 335 402,1 млн. рублей. Впервые за многие годы в декабре 2016 года произведены платежи в счет исполнения обязательств Российской Федерации по государственным гарантиям в национальной валюте на общую сумму 3,2 млрд. рублей (11,8 % запланированного объема). В 2012-2013гг. наибольший удельный вес составляли обязательства по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). С 2014 года наибольший удельный вес внутренних долговых обязательств приходился на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). В 2015 году РФ поместила облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) на международном рынке капитала. Объем привлеченных средств составил 90 миллиардов рублей. С 2014г. прекращено обслуживание ФОЗ-ФК в силу полного погашения данного вида займа. В 2012-2013гг. наибольший объем расходов (более 58%) приходился на обслуживание ОФЗ-АД (облигации федерального займа с амортизацией долга). В 2014-2015гг. данные расходы сократились с 39,8% до 22,07%. В 2015-2016гг. вновь незначительно увеличились до 24,37%. С 2013-2015гг. произошло увеличение доли расходов на обслуживание ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным купонным доходом) с 19,61% до 63,19%. В 2016г. доля расходов на ОФЗ-ПД снизилась до 55,4%.
2.2 Анализ динамики государственного внутреннего долга РФ
Динамика государственного внутреннего долга отражена на рисунке 6. В 2013-2016гг. произошло резкое увеличение государственного внутреннего долга с 1,5 до 4,9 трлн. руб. или с 3,63% до 7,99% ВВП РФ. Данное увеличение обусловлено политикой Правительства РФ. При этом следует отметить наибольшее увеличение внутренних займов с 2013г. по 2015г. (примерно на 40% в год). Темп прироста внутреннего долга в 2016г. снизился и составил 18,79% [34].
Рисунок 6 - Динамика государственного внутреннего долга РФ в 2012-2016гг.
Наглядно структуру и динамику внутреннего долга России отражает рисунок 7.
Рисунок 7 - Динамика государственного внутреннего долга РФ в 2012-2016гг., млрд. руб.
Рисунок наглядно отражает значительное увеличение государственного внутреннего долга России в 2012-2016гг., что обусловлено выбранной политикой Правительства РФ в области управления государственным долгом. При этом значительное увеличение отражают государственные ценные бумаги в рублях, объем которых в рассматриваемом периоде увеличился с 1,4 до 4,1 млрд. руб.
Объем государственных гарантий, предоставляемых в рублях, гораздо меньше рублевых займов в виде ценных бумаг. Данному виду государственного внутреннего долга в последнее время уделяется все большее внимание, в связи, с чем, отмечается ежегодное увеличение. Так в целом в 2012-2016гг. объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. руб. Объем прочих займов настолько незначителен, что на рисунке даже не виден. Динамика государственных гарантий в рублях представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 - Динамика государственных гарантий в рублях в 2012-2016гг.
Из рисунка 8 видно, что в 2012-2016гг. объем государственных гарантий в валюте РФ увеличился более чем в 12,5 раз: с 72,49 млрд. руб. до 906,60 млрд. руб. Удельный вес данных государственных гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга увеличился с 4,83% в 2012-2016гг. до 18,21%. Наибольший удельный вес государственные гарантии составили в 2016г. Так, рублевые государственные гарантии РФ в 2016г. составили более 18% государственного внутреннего долга. Помимо государственных гарантий и выпуска государственных ценных бумаг, внутренний долг России представлен прочими видами государственных займов. Динамика прочих займов отражена на рисунке 9.
Рисунок 9 - Динамика прочих внутренних займов РФ в 2012-2016гг.
Рисунок отражает незначительное увеличение прочих внутренних займов РФ в 2012-2016гг. с 5,86 до 7,01 млрд. руб. Удельный вес данных займов в общем объеме государственного внутреннего долга ежегодно сокращается. Так, например, если в 2012г. на прочие виды государственных займов приходилось 0,39%, то в 2016г - 0,14% долга. Также государство может выдавать кредиты и внутри страны, так называемые бюджетные кредиты. Бюджетные кредиты могут предоставляться Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, или юридическому лицу. Данные об объеме и условиях предоставления кредитов являются закрытой информацией. Данные о динамике государственных ценных бумаг, выраженных в рублях, отражены в таблице 5 [12, с. 200].
Таблица 5 - Динамика государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ в 2012-2016гг.
Показатель |
Ед. изм. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
ВВП |
млрд. руб. |
41 276,85 |
38 807,22 |
46 321,78 |
55 798,67 |
62 356,92 |
Государственный внутренний долг РФ |
млрд. руб. |
1 499,80 |
2 094,70 |
2 940,40 |
4 190,50 |
4 980,40 |
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах |
млрд. руб. |
1 421,47 |
1 837,17 |
2 461,59 |
3 546,43 |
4 064,29 |
% от ВВП |
3,44 |
4,73 |
5,31 |
6,36 |
6,52 |
|
% от внутреннего долга |
94,78 |
87,71 |
83,72 |
84,63 |
81,61 |
|
прирост, млрд. руб. |
|
415,70 |
624,42 |
1 084,84 |
517,86 |
|
прирост, % |
|
29,24 |
33,99 |
44,07 |
14,60 |
Из данных таблицы 5 видно, что государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, в 2012-2016гг. увеличился с 1,42 до 4,06 трлн. рублей. При этом в рассматриваемом периоде на данный вид государственной задолженности приходилось от 3,44% до 6,52% ВВП России или от 94,78% до 81,61% общего объема государственного внутреннего долга РФ. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, ежегодно увеличивается. При этом темп роста до 2015 года ежегодно увеличивался. Так, например, если в 2013г. по сравнению с 2012г. данный вид займов увеличился на 415,70 млрд. руб. (или на 29,24%), то в 2014г. и 2015г. в сравнении с предыдущими годами прирост составил 624,42 и 1084,84 млрд. руб. соответственно (или 33,99 % и 44,07%). В 2016г. государственный внутренний долг РФ, выраженный в
государственных ценных бумагах, снизился на 517,86 млрд. руб. или на 14,60%.
Динамика государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, отражена на рисунке10.
Рисунок 10 - Динамика государственного внутреннего долга РФ, выраженного в ценных бумагах, в 2012-2016гг.
Рисунок 10 наглядно отражает ежегодное увеличение государственных займов в виде ценных бумаг. При этом в 2012-2015гг. произошло снижение данного вида займов в общем объеме государственного внутреннего долга РФ с 94,78% до 81,65% долга. Данные исполнения федерального бюджета в части государственных ценных бумаг РФ в рублях представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Основные показатели исполнения федерального бюджета в 2012-2016гг. в части государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ
№ п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
1. |
Эмиссия (фактическая) |
млн. руб. |
271 334,4 |
519 213,1 |
860 550,3 |
1 387 206,4 |
919 029,6 |
2. |
Привлечение |
млн. руб. |
266 302,5 |
515 876,3 |
857 175,0 |
1 378 752,0 |
911 874,3 |
3. |
Погашение: |
млн. руб. |
|||||
- по номиналу |
млн. руб. |
98 744,0 |
99 973,1 |
236 123,4 |
302 361,9 |
401 176,9 |
|
- основной долг |
млн. руб. |
94 725,1 |
99 973,1 |
235 699,6 |
299 080,6 |
400 440,8 |
|
4. |
Чистое привлечение |
млн. руб. |
171 577,4 |
415 903,2 |
621 475,4 |
1 079 671,4 |
511 433,5 |
5. |
Расходы на обслуживание |
млн. руб. |
83 372,0 |
89 123,3 |
121 717,1 |
190 649,4 |
244 245,4 |
% от чистого привлечения |
48,59 |
21,43 |
19,59 |
17,66 |
47,76 |
||
6. |
Чистое поступление в федеральный бюджет по операциям с рублевыми государственными ценными бумагами |
млн. руб. |
88 205,4 |
326 779,9 |
499 758,3 |
889 022,0 |
267 188,1 |