Файл: Государственный внутренний долг Российской Федерации, его характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таблице 6 представлены официальные данные министерства финансов РФ. Из таблицы видно, что объем эмиссии государственных ценных бумаг ежегодно увеличивался до 2015г. и составил в 2015г. почти 1,4 млрд. руб. В 2016г. эмиссия государственных ценных бумаг снизилась до 919 млрд. руб.

Привлечение средств по объему меньше осуществленной эмиссии государственных ценных бумаг. Это обусловлено тем, что не всегда удается успешно провести эмиссию государственных ценных бумаг РФ. Чистое привлечение составляет разницу между привлеченными средствами и погашением основного долга. На рисунке 11 представлена динамика эмиссии рублевых государственных ценных бумаг.

Рисунок 11 - Динамика эмиссии государственных ценных бумагах в валюте РФ в 2012-2016 гг., млрд. руб.

Рисунок наглядно отражает ежегодное увеличение эмиссии государственных ценных бумаг в рублях в 2012-2015гг. При этом объем эмиссии до 2015г. увеличился более чем в 5 раз. И снизился в 2016г. относительно 2015г. на 33,75%. Динамика привлечения и погашения (основного долга) государственных внутренних займов, выраженных в государственных ценных бумагах, отражена на рисунке 12.

Рисунок 12 - Динамика привлечения и погашения государственных внутренних займов, выраженных в государственных ценных бумагах, в 2012-2016гг., млрд. руб.

Рисунок наглядно отражает ежегодное увеличение погашения основного долга за период 2012- 2016гг. При этом объем привлечения средств превышает объем погашения основного долга по государственным облигационным займам. Так, например, если в 2016г. объем привлеченных средств составил 911,87 млрд. руб., то погашение основного долга составило 400,44 млрд. руб. Расходы на обслуживание внутренних займов, выраженных в виде государственных ценных бумаг, ежегодно увеличиваются.

Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в государственных ценных бумагах, и чистого поступления средств в федеральный бюджет, отражена на рисунке13.

Рисунок 13 - Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в государственных ценных бумагах, и чистого поступления средств в федеральный бюджет в 2012-2016гг., млрд. руб.

Данные о поступлении средств в федеральный бюджет в разрезе отдельных видов государственных ценных бумаг отражены в таблице 7.

Таблица 7 - Поступление средств в федеральный бюджет в разрезе отдельных видов государственных ценных бумаг в 2012-2016гг.

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Итого, в т.ч.:

88 205,40

326 779,90

499 758,30

889 022,00

267 188,10

ОФЗ-ПД

20 235,60

357 854,00

579 285,00

362 629,70

283 036,50

ОФЗ-ФК

-21 252,70

-34 956,10

0

0

0

ОФЗ-АД

22 894,30

-70 453,50

-96 116,70

222 431,40

-90 008,90

ГСО-ФПС

31 819,10

-10 073,00

-9 618,00

-8 999,80

-8 795,60

ГСО-ППС

34 509,10

84 408,50

26 208,00

223 407,10

90 021,10

ОВОЗ

89 553,60

-7 065,00


Из таблицы 7 видно, что в части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов. Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в государственных ценных бумагах, отражена на рисунке14 [7, с. 71].

Рисунок14 - Динамика расходов на обслуживание государственных займов, выраженных в ценных бумагах РФ, в 2012-2015гг.

Рисунок 14 отражает ежегодное увеличение расходов на обслуживание внутренних займов РФ в виде государственных ценных бумаг. В целом в 2012-2016гг. данные расходы увеличились с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. При этом следует отметить снижение доли расходов на обслуживание данного вида займов в общем объеме чистого привлечения средств с 48,59% в 2012г. до 17,66% в 2015 году. И увеличение в 2016году до 47,76%. То есть в 2012г. и 2016г. практически половина привлеченных средств тратилась на обслуживание данных займов.

Таким образом, за период с 2012г. по 2016г. государственный внутренний долг увеличился с 1,5 до 4,9 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги в рублях увеличились с 1,42 до 4,06 млрд. руб. Удельный вес в общем объеме государственного внутреннего долга составил от 94,78% до 81,61%. Объем внутренних государственных гарантий увеличился с 72,49 до 906,6 млрд. рублей. Удельный вес государственных гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга увеличился с 4,83% до 18,21%. Объем прочих займов увеличился незначительно – с 5,86 до 7,01 млрд. рублей. Удельный вес займов в общем объеме государственного внутреннего долга снижен с 0,39% до 0,14%. Объем эмиссии государственных ценных бумаг ежегодно увеличивался до 2015г. и составил в 2015г. почти 1,4 млрд. рублей. В 2016г. эмиссия государственных ценных бумаг снизилась до 919 млрд. руб. Увеличение погашения основного долга, объем привлечения средств превышает объем погашения основного долга по государственным облигационным займам. Расходы на обслуживание внутренних займов, выраженных в виде государственных ценных бумаг, ежегодно увеличиваются с 83,37 до 244,25 млрд. рублей. В части ОФЗ-ПД происходит ежегодное привлечение средств в федеральный бюджет. По остальным ценным бумагам наблюдается то чистое привлечение, то погашение государственных займов.


2.3 Оценка современной системы управления государственного внутреннего долга

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Управление государственным долгом заключается:

- в формировании политики в отношении государственного долга;

- в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);

- в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

- в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.

В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:

- непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;

- обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;

- контроль над состоянием государственного долга [4, с. 72].

Система управления государственным долгом - это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

Оценить современную систему управления государственным долгом можно на основе показателей, отраженных в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) Министерства финансов РФ. В результате, показатели, характеризующие основные аспекты управления государственным внутренним долгом, приведены в таблице 8.

Таблица 8 - Показатели, характеризующие основные аспекты управления государственным внутренним долгом РФ в 2012-2016гг.

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

ВВП РФ, млрд. руб.

41 276,85

38 807,22

46 321,78

55 798,67

62 356,92

Доходы федерального бюджета, млрд. руб.

9 275,93

7 337,75

8 305,41

11 366,00

12 853,70

Расходы федерального бюджета, млрд. руб.

6 729,80

8 686,30

9 054,70

10 935,20

12 890,80

Общий размер государственного долга, млрд. руб.

2 692,00

3 233,10

4 158,20

5 343,20

6 522,60

Государственный внутренний долг РФ, млрд. руб.

1 499,82

2 094,73

2 940,39

4 190,55

4 977,90

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах млрд. руб.

1 421,47

1 837,17

2 461,59

3 546,43

4 064,29

1. Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами

Государственный внутренний долг России, в % к ВВП

3,63

5,40

6,35

7,51

7,98

2. Обеспечение экономически обоснованного объема и структуры государственного долга РФ

Государственный внутренний долг РФ в % к доходам федерального бюджета

16,17

28,55

35,40

36,87

38,73

Доля внутреннего долга в государственном долге РФ, на конец года

55,71

64,79

70,71

78,43

76,32

3. Сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления государственным долгом

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга, млрд. руб.

83,372

89,123

121,717

190,649

244,245

Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в расходах федерального бюджета, %

1,24

1,03

1,34

1,74

1,89

Долгосрочные государственные ценные бумаги, млрд. руб.

1 421,47

1 837,17

2 461,59

3 546,43

4 064,29

Доля долгосрочных государственных ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, %

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00


При расчете внутреннего долга РФ, выраженного в долгосрочных ценных бумагах, в качестве таковых были приняты ГСО-ФПС, ГСО-ППС, ОВОЗ (облигации внутренних облигационных займов), ОРВВЗ (облигации российского внутреннего валютного займа). ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД бывают средне- и долгосрочными, в зависимости от выпуска. Поэтому при расчете

данные облигации были приняты за долгосрочные ценные бумаги.

Расходы на обслуживание государственного долга представлены в виде процентных платежей по государственному долгу Российской Федерации.

Таким образом, из таблицы видно, что условно показатели эффективности управления государственным долгом, в том числе и внутренним, можно разделить на три группы:

  • оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;
  • обеспечение экономически обоснованного объема и структуры государственного долга РФ;
  • сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления государственным долгом [14, с. 50].

Для оценки системы управления государственным внутренним долгом применяются различные показатели, в том числе показатель «Доля государственного внутреннего долга в доходах федерального бюджета». По рекомендации Министерства финансов РФ и в соответствии с международными нормами данный показатель должен быть не выше 250%-го значения. В рассматриваемом периоде данный показатель не превышал 39%, т.е. находился в пределах индикативного значения (причем с большим запасом) определяя значительный запас долговой устойчивости. Однако следует отметить увеличение данного показателя в целом в рассматриваемом периоде с 16,17% до 38,73% общего объема доходов федерального бюджета. Существенный рост данного показателя в 2012-2016 годах был обусловлен не только заимствованиями на внутреннем рынке, но и существенным увеличением объема государственных гарантий Российской Федерации, несущим в себе дополнительные риски для федерального бюджета в связи с возможностью неисполнения принципалами обязательств при отсутствии поступлений в бюджетную систему средств. Динамика показателя «Доля государственного внутреннего долга в доходах федерального бюджета» в сравнении с индикативным значением отражена на рисунке15.

Рисунок 15 - Динамика доли государственного внутреннего долга в доходах федерального бюджета» в 2012-2016гг., %

Рисунок 15 наглядно иллюстрирует ежегодное увеличение доли внутреннего долга в доходах федерального бюджета. Так, например, если в 2012г. на долю государственных внутренних займов приходилось 16,17% доходов федерального бюджета, то за 4 года данный показатель вырос более чем в 2,3 раза и в 2016г. составил 38,73%. При этом следует отметить, что имеется значительный запас по анализируемому показателю по сравнению с индикативным значением. Показатель «Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации» в соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ должен быть выше 50%-го значения. В 2012-2016гг. данный показатель находился в рекомендуемых пределах и составлял в 2012 году 55,71%, а в 2016г. -76,32% государственной задолженности РФ. Динамика рассмотренного показателя отражена на рисунке16.


Рисунок 16 - Динамика отношения государственного внутреннего долга к общему объему долга РФ в 2012-2016гг., %

Рисунок 16 наглядно иллюстрирует ежегодное увеличение доли государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга РФ, что обусловлено политикой России по наращиванию государственных внутренних займов. При этом доля внутренних займов в общем объеме государственного долга в рассматриваемом периоде превышают 50%, что соответствует принятому Министерством финансов нормативу.

Показатель «Доля расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в общем объеме расходов федерального бюджета» во многом зависит от конъюнктуры рынка при осуществлении заимствований и принимаемых федеральным бюджетом расходных обязательств. Данный показатель не выходит за рамки индикативного значения (менее 7% расходов федерального бюджета). Однако при дальнейшем наращивании государственного долга и возможном сокращении в будущем расходов федерального бюджета в целях сокращения дефицита бюджета динамика данного показателя может существенно измениться. Динамика показателя «Доля расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в общем объеме расходов федерального бюджета» отражена на рисунке17.

Рисунок 17 - Динамика расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в 2012-2016гг.

Рисунок 17 наглядно отражает, что в 2012-2016гг. расходы на обслуживание государственного внутреннего долга ежегодно увеличивались (как в абсолютном выражении, так и относительно расходов федерального бюджета) и составили по итогам 2016г. 244,25 млрд. руб. или 1,89% расходов федерального бюджета. Долгосрочные государственные ценные бумаги являются приоритетным инструментом реализации внутренней долговой политики России. Динамика данного вида государственных займов отражена на рисунке18.

Рисунок 18 - Динамика долгосрочных государственных ценных бумаг в 2012-2016гг.

Рисунок 18 наглядно отражает постепенное увеличение объема государственных займов в виде долгосрочных рублевых государственных ценных бумаг в 2012-2016гг. При этом с 2012 -2016гг. доля данных займов составила 100%.

В соответствии с используемой Министерством финансов РФ методикой оценки управления государственным долгом, долгосрочные ценные бумаги должны составлять более 40% государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах.

Приведенные выше показатели характеризовали основные аспекты долговой устойчивости и состояния государственного внутреннего долга Российской Федерации и соответствовали показателям, применяемым в международной практике для оценки текущего уровня долговой устойчивости.