Файл: Реорганизация юридических лиц (Правовая природа института реорганизации юридического лица).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Юридическая характеристика и особенности реорганизации коммерческих юридических лиц в России
1.1 Правовая природа института реорганизации юридического лица
1.2 Правовое регулирование реорганизации коммерческих юридических лиц
2 Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур, форм и типов коммерческих юридических лиц
2.1 Формы и процедура реорганизации юридических лиц: общие положения
С одной стороны, рассмотренная выше статья 38 Закона N 135-ФЗ относится к главе 8 Закона "Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства". Казалось бы, ответ на поставленный вопрос однозначно получен. Но мы принципиально не согласимся с такой постановкой решения, ибо это противоречит сложившимся в цивилистике представлениям о юридической ответственности вообще и гражданско-правовой ответственности - в частности.
В литературе проблемам юридической и гражданско-правовой ответственности посвящен ряд трудов[33].
По нашему мнению, наиболее последовательной, учитывающей все ранее проведенные исследования, является точка зрения Г.Н. Шевченко: под гражданско-правовой ответственностью она понимает предусмотренную законом или договором меру государственного принуждения имущественного характера, применяемую в целях восстановления нарушенного состояния удовлетворения потерпевшего за счет правонарушителя[34].
Основываясь на трудах В.Т. Смирнова и А.А. Собчака, Г.Н. Шевченко выделяет основания и условия гражданско-правовой ответственности. Под основанием она понимает правонарушение, условиями же являются признаки, которым должно отвечать это правонарушение и к которым относятся следующие: убытки; противоправное поведение правонарушителя; причинная связь между таким поведением и наступившими убытками; вина правонарушителя.
Хочется верить, что нормы о принудительной реорганизации как меры государственного контроля найдут свое более детальное отражение в тексте ГК РФ и иных специальных законов, будут надлежащим образом реализовываться в правоприменительной практике и исключат какие-либо двойные толкования на уровне цивилистической доктрины.
3 Российское законодательство о реорганизации коммерческих организаций: проблемы доктрины и правоприменения
Согласно ст. 57 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 06.04.2011, далее - ГК) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. При реорганизации происходит правопреемство в порядке, установленном в ст. 58 ГК.
Таким образом, легальное определение реорганизации в ГК отсутствует. В Кодексе определены лишь общие моменты, относящиеся к реорганизации любых юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. ГК устанавливает круг лиц, имеющих право принимать решение о реорганизации, определяет момент завершения реорганизации, а также порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов юридического лица при ее проведении.
Настоящий раздел посвящен законодательным положениям, характеризующим институт реорганизации в России. Также в ней рассматриваются пробелы правового регулирования в данной сфере и трудности правоприменения положений о реорганизации коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
До принятия в 1994 г. части первой ГК РФ было довольно сложно говорить о законодательном регулировании процесса реорганизации юридических лиц.
Повышенное внимание к институту реорганизации в начале 1990-х годов было обусловлено активным развитием предпринимательства и началом приватизации государственного имущества. Впервые нормативное закрепление получают такие виды реорганизации, как выделение и преобразование (ст. 37 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (утратил силу с 01.07.2002), далее - Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
Несколько неожиданные представления о реорганизации отразились в Положении об акционерных обществах, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 (утратило силу с 06.03.1996, далее - Положение), практически одновременно с вступлением в силу Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Положение не упоминало о существовании такой формы реорганизации, как присоединение, включая его в понятие "слияние": "Слияние осуществляется путем объединения контрольных пакетов с последующей конверсией акций либо путем изъятия акций одного общества с эквивалентной заменой акциями другого общества и консолидацией балансов" (ст. 145 Положения).
Следующим нормативным актом, включавшим положения о реорганизации, были Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1, утратили силу с 01.01.1992). Они предусматривали пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (ст. 16).
Особенно интенсивно институт реорганизации развивается в последнее время, когда активизировались экономические отношения с участием самостоятельных субъектов, а также увеличилось число организационно-правовых форм, в рамках которых юридические лица могут осуществлять свою деятельность.
Акционерные общества - одна из наиболее распространенных форм коммерческих организаций, поэтому правовое регулирование их деятельности имеет большое значение. Реорганизация акционерного общества определяет его "судьбу" в гражданском обороте и затрагивает права и законные интересы всех лиц, имеющих к нему отношение, - учредителей (участников), работников и кредиторов. Поэтому нормы о реорганизации должны детально регулировать процедуру реорганизации и в максимальной степени обеспечивать защиту прав указанных лиц.
Сегодня в России нормы о реорганизации рассредоточены по ГК, специальным законам об организационно-правовых формах юридических лиц (например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО), законам о различных видах деятельности (к примеру, Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", далее - Закон о конкуренции), иным источникам права (Кодекс (Свод правил) корпоративного поведения, одобренный на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. (протокол N 49) и рекомендованный к применению распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р, далее - ККП). Представляется, что в результате отсутствует единство представлений о понятии реорганизации, ее формах, процедуре и последствиях.
Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов существенного изменения структуры активов хозяйствующего субъекта (реорганизации). При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть - принудительно.
В данном случае необходимо сделать оговорку о том, что существуют различия в экономических и юридических подходах к определению реорганизации коммерческих организаций.
Е.М. Сегаль пишет: "...одним из современных способов реструктуризации, который характеризуется существенными преобразованиями организационной структуры, является реорганизация предприятия...", "...на уровне корпорации процессы слияния и поглощения предприятий и компаний приводят к реорганизации или структурной трансформации организационно-производственной, технологической, управленческой и прочей структуры. Это, как правило, сопровождается изменением специализации и объемов производства продукции (услуг) ряда хозяйственных единиц и их функциональных подразделений"[35].
Реорганизация или реформирование бизнеса могут проходить в форме структурных изменений, направленных на решение задачи выхода из кризисного состояния, или как этап развития, выхода на качественно новый уровень. Постановка новых задач развития предприятия зачастую требует ликвидации организационных структур (предприятий, филиалов и представительств), не вписывающихся в новую концепцию бизнеса, текущую или прогнозируемую экономическую реальность[36].
Практика показывает: в большинстве случаев проведенная реорганизация соответствующих бизнес-структур позволяет улучшить экономическое положение предприятия, повысить конкурентоспособность продукции, стимулировать инвестиционную деятельность и т.д.
Заключение
Итак, реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством.
В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Реорганизация юридического лица проводится в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Обращают на себя внимание две особенности принудительной реорганизации: во-первых, она, в отличие от добровольной, может быть осуществлена только в форме разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением); во-вторых, она, в отличие от принудительной ликвидации, может быть произведена во внесудебном порядке, по решению уполномоченных государственных органов. Добровольная реорганизация осуществляется по решению самого юридического лица - его учредителей (участников) либо органа, обладающего соответствующими полномочиями согласно учредительным документам.
При слиянии права и обязанности двух прекращающих существование юридических лиц переходят к новому юридическому лицу. При присоединении в состав юридического лица, не прекращающего свою деятельность, вливается прекращающее существование юридическое лицо. При разделении права и обязанности прекращающего существование юридического лица переходят к двум (нескольким) новым юридическим лицам. При выделении образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося юридического лица, причем деятельность последнего не прекращается.
Выделение - единственная форма реорганизации, при которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица. При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица. Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения и преобразования считается законченной с момента осуществления государственной регистрации новых юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения оканчивается моментом внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В некоторых случаях при реорганизации следует предварительно получить согласие государственных органов. Необходимость такого согласия (точнее, необходимость представления особых документов) может быть установлена законом.
До сих пор нет ясности с определением реорганизации. Это создает существенные проблемы в части оспаривания различных действий, решений и сделок, которые совершаются в ее процессе. Практически без сомнения можно утверждать, что реорганизация представляет собой не сделку, а сложный юридико-фактический состав, который включает в себя и сделки, и организационно-распорядительные действия, и решения органов управления. Окончательно точка в этом вопросе не поставлена ни в законодательстве, ни в судебной практике
Учитывая всю сложность процесса реорганизации, перед законодателем стоит существенная проблема определить ту точку, «воздействие» на которую может повернуть всю реорганизацию, не дать ей осуществиться, определить срок для предъявления соответствующих требований. В настоящее время этот вопрос является открытым и чрезвычайно болезненным в правоприменительной практике. В настоящее время, как показывает практика, в случае проведения реорганизации юридического лица с нарушением требований Закона заинтересованными лицами в установленном порядке могут быть оспорены акты, опосредующие процедуру реорганизации, в частности решение о реорганизации, договор о слиянии (присоединении), передаточный акт (разделительный баланс), учредительные документы и акты государственной регистрации созданных в результате реорганизации юридических лиц и др.