Файл: Реорганизация юридических лиц (Правовая природа института реорганизации юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не добавляет определенности и действующее законодательство. Так, в Федеральном законе "О защите конкуренции"[27], на что особо обращают внимание некоторые исследователи, отсутствует само понятие "принудительная реорганизация"[28].

В данном случае во избежание (как это, к сожалению не раз случалось в нашей науке) смешения похожих, но все же различающихся категорий необходимо раз и навсегда определиться с терминологическим началом, что позволит нам однозначно определить принудительную реорганизацию в качестве ее особой формы, осуществляемую в строго определенном законом порядке.

В действующем гражданском законодательстве нет определения не только принудительной реорганизации, но и реорганизации вообще. Данное упущение законодателя не единожды ставило многочисленные вопросы в доктрине и правоприменительной практике.

Вместе с тем в пункте 2 ст. 57 ГК РФ отмечается: в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В пункте 3 этой статьи сказано: в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Как видим, и в том, и в другом случае нормы являются бланкетными и отсылают нас к соответствующим федеральным законам.

Разделение и выделение регулируют следующие нормы:

- статья 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- статья 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"[29].

Случаи осуществления слияния, присоединения и преобразования при непосредственном участии государственного органа прописаны в:


- статье 27 Закона N 135-ФЗ - "создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа";

- Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"[30] - о преобразовании государственных унитарных предприятий в хозяйственные общества;

- Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий"[31] - о преобразовании государственной корпорации в открытое акционерное общество;

- Указе Президента РФ от 4 апреля 2001 г. N 389 "О реорганизации федеральных государственных киностудий" - о реорганизации федеральных государственных киностудий путем выделения из них новых федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих последующему преобразованию в открытые акционерные общества;

- Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"[32] - о слиянии и присоединении кредитных организаций с целью предупреждения их собственного банкротства.

В приведенных выше нормах видны принципиальные различия между реорганизациями непозитивного порядка, проводимыми учредителями под контролем государственного органа. И эти различия позволяют нам выделить, в свою очередь, реорганизацию принудительную, вынужденную, уведомительно-разрешительную и уведомительную.

При вынужденной реорганизации ее осуществление связано с какими-либо принципиальными изменениями в соответствующей отрасли экономики либо упорядочиванием правовой регламентации определенной организационно-правовой формы юридического лица. В данном случае в обязательном порядке существует срок, к окончанию которого юридическое лицо должно реорганизоваться, и оно "вынуждено" проводить необходимые процедуры, так как после истечения обозначенного периода организация становится попросту неправосубъектной, и к ней будут применены необходимые меры со стороны уполномоченного государственного органа или суда. К вынужденной реорганизации следует отнести реорганизацию РАО "ЕЭС" и федеральных киностудий, а также преобразование Российской корпорации нанотехнологий. В свете предполагаемых значительных изменений в действующее законодательство, касающихся регламентации деятельности юридических лиц, вынужденная реорганизация затронет в недалеком будущем ряд организационно-правовых форм, исключаемых Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации и проектом изменений в Гражданский кодекс РФ.


Особенность уведомительно-разрешительной реорганизации вытекает из самого названия - для ее успешного проведения необходим следующий алгоритм юридических фактов: уведомление государственного органа о ее проведении; письменное разрешение государственного органа.

Отсутствие любого из вышеназванных фактов ведет к тому, что реорганизация попросту не состоится.

Так, в статье 27 Закона N 135-ФЗ с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

- слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает 3 млрд. руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд. руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр;

- присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 3 млрд. руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 6 млрд. руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр;

- слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ).

В подпунктах 1 - 4 п. 1 ст. 30 Закона N 135-ФЗ перечислены случаи и основания уведомительной реорганизации, по которым юридическое лицо - коммерческая организация обязана уведомить в 45-дневный срок после окончания слияния (присоединения) антимонопольный орган о состоявшейся реорганизации.


При данном виде реорганизации выпадает элемент вынесения решения антимонопольного органа о разрешении реорганизации, что связано с понижением порога величины активов по последним балансам или суммарной выручки за календарный год по сравнению с действиями, обозначенными в статье 27 Закона N 135-ФЗ.

Принудительная реорганизация представляет собой способ реструктуризации компаний, при котором юридическое лицо с целью выполнения государственных функций по воспрепятствованию нарушений действующего законодательства, поддержания конкуренции и экономической активности на товарном рынке, недопущения их собственного банкротства, на основании постановления арбитражного суда или решения уполномоченного государственного органа проводит необходимые действия по комплексному приведению своей деятельности в соответствие с выданным предписанием, что выражается в сложном юридико-фактическом составе, включающем в себя:

- решение уполномоченного органа и (или) суда о принудительной реорганизации в форме разделения, выделения, слияния или присоединения;

- группу последовательно наступающих юридических фактов (определение объема правопреемства, уведомление кредиторов, публикация сведений о реорганизации и т.д.);

- административный акт (государственная регистрация вновь образованных юридических лиц).

Исходя из приведенного выше определения к наиболее важным признакам принудительной реорганизации, относятся:

- особая цель проведения - воспрепятствование нарушению действующего законодательства, поддержание конкуренции и экономической активности на товарном рынке, недопущение собственного банкротства;

- первичное волеизъявление не собственников (участников, акционеров) юридических лиц, а уполномоченного государственного органа и арбитражного суда (их решения на основании иска уполномоченного органа).

Данные признаки позволяют отличить принудительную реорганизацию от вынужденной. Так, при вынужденной реорганизации юридическое лицо добровольно выполняет предписание, которое фиксируется в нормативных правовых актах. На основании этих актов организация должна реорганизоваться, и проведение данного процесса не обязательно может быть вызвано экономическими причинами, а связано с упорядочиванием правового регулирования той или иной организационно-правовой формы. Юридическое лицо хоть и проводит реорганизацию по внешнему решению, но для начала самой процедуры так или иначе необходима его воля. В основу же принудительной реорганизации положено не нормативное предписание, а акты юрисдикционного характера либо требования (решение уполномоченного органа и (или) судебное постановление), выносящиеся с особой целью, имеющей, как правило, экономический оттенок: разукрупнение хозяйствующего субъекта с целью поддержания конкуренции; разукрупнение энергетических компаний с целью поддержания надлежащего функционирования рынка электроэнергетики; недопущение банкротства кредитных организаций.


Особое отличие принудительной реорганизации от вынужденной - постановка задач ее проведения. Принудительная реорганизация - всегда мера последующего государственного контроля, связанная с выполнением функций государства по недопущению нарушений действующего законодательства. Этот признак делает сходным принудительную реорганизацию с уведомительно-разрешительной, где решаются те же задачи и во многом сходные цели, и также необходимо решение уполномоченного государственного органа. Однако если принудительная реорганизация представляет собой последующий государственный контроль, то уведомительно-разрешительная - это всегда контроль первичный, и волеизъявление самого юридического лица здесь играет главенствующую роль.

Из приведенных ранее случаев к принудительной реорганизации относятся: принудительное разделение или выделение коммерческих, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход (ст. 38 Закона N 135-ФЗ); принудительное разделение и выделение юридических лиц - хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики, не обеспечивших выполнение требований законодательства по структурному преобразованию своей деятельности, в соответствие с предписаниями статьи 6 Закона N 36-ФЗ; принудительное слияние и присоединение кредитных реорганизаций на основании статьи 32 Закона N 40-ФЗ.

Придя к выводу, что принудительная реорганизация является особым специфическим видом реорганизации, поставим главный, не решенный до конца наукой вопрос - будет ли в данном случае реорганизация являться мерой гражданско-правовой ответственности?

Да, происходящая по решению высшего органа юридического лица реорганизация представляет собой реорганизацию позитивного порядка, направленную на реализацию участниками юридического лица своего права в соответствии с логикой развития компании, экономическими и финансовыми составляющими ее деятельности, т.е. в данном случае она является нормальным позитивным фактором, вытекающим из самого права на реорганизацию.

Но как быть, если реорганизация осуществляется принудительно? Это уже нельзя считать нормальным элементом последовательной логики достижения целей деятельности юридического лица. Но стоит ли считать в данном случае реорганизацию мерой ответственности гражданско-правового характера, санкцией за создание, допустим, модели недобросовестной конкуренции?