Файл: Реорганизация юридических лиц (Правовая природа института реорганизации юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта[25].

Организациям, участвующим в реорганизации, необходимо уведомить налоговый орган по месту нахождения о начале процедуры реорганизации в форме присоединения в срок не позднее трех дней со дня принятия общим собранием решения путем направления письменного сообщения (по форме N С-09-4, утв. Приказом ФНС РФ от 17 января 2008 г. N ММ-3-09/11@), в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Уведомление о начале процедуры реорганизации направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц к письменному сообщению о начале процедуры реорганизации прилагается решение о реорганизации каждого юридического лица, участвующего в реорганизации.

На основании письменного сообщения о начале процедуры реорганизации и приложенных к нему документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Внесение в ЕГРЮЛ всех необходимых записей, связанных с представлением письменного сообщения о начале процедуры реорганизации, осуществляется в срок не более трех рабочих дней со дня представления указанного письменного сообщения и прилагаемых к нему документов в регистрирующий орган.

Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, лист записи и выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о внесенной записи, оформляются в отношении каждого реорганизуемого юридического лица.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ).


В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.

В настоящее время данные о государственной регистрации юридических лиц опубликовываются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией. В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица (п. 3, 4 ст. 60 ГК РФ).

Учитывая изложенное, документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (прекращения деятельности присоединенного юридического лица), могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для предъявления кредиторами реорганизуемого юридического лица соответствующих требований, но не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц.

С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает 100 000 000 рублей. Решение принимается в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов (срок может быть продлен). Ходатайство может быть отклонено, если будет сочтено, что его удовлетворение может привести к возникновению либо усилению доминирующего положения участников сделок и ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг.

Проведение инвентаризации имущества обществ обязательно проводится при реорганизации в каждом из реорганизуемых обществ.

Данные об обязательствах, полученные при инвентаризации, используются при составлении передаточного акта, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам.


Регистрации при присоединении подлежат изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, к которому произошло присоединение, и прекращение деятельности присоединяемого лица. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что присоединенная организация прекратила свою деятельность.

Перерегистрация транспортных средств, товарных знаков и т.п. является завершающим этапом процедуры реорганизации.

Выделение как форма реорганизации. Наиболее проработанной с точки зрения существующего позитивного права формой реорганизации является выделение, оно же, пожалуй, самая популярная форма реорганизации в современной российской правоприменительной практике. При этом наибольшее распространение получили выделения, производимые по решению участников (акционеров) или иного уполномоченного органа юридического лица (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Вместе с тем реорганизация юридических лиц в форме выделения, предусматриваемая антимонопольным законодательством в соответствии с п. 2 ст. 57 ГК РФ, не получила должного развития на практике в первую очередь из-за неразработанности процедур подобной реорганизации.

Выделением признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения деятельности последнего.

Общее собрание участников (в акционерных обществах - общее собрание акционеров по представлению совета директоров) реорганизуемого общества принимает решение о реорганизации, порядке и об условиях выделения, о создании новой организации и об утверждении разделительного баланса, о внесении связанных с реорганизацией изменений в учредительные документы реорганизуемого общества, в акционерных обществах - о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и порядке такой конвертации (распределения, приобретения), а также о создании органов управления организации, ее ревизионного органа и утверждении ее учредительных документов.

В ООО общее собрание каждого создаваемого юридического лица принимает решение об утверждении учредительных документов организации и образовании ее органов управления.


При выделении из юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Преобразование как один из способов реорганизации. Реорганизация в форме преобразования предполагает смену организационно-правовой формы юридического лица с переходом прав и обязанностей от юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Преобразование - наиболее типичный вариант универсального транслятивного правопреемства, не вызывающего серьезных практических вопросов[26]. Несмотря на то, что в Кодексе не говорится напрямую о переходе от юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида всех прав и обязанностей, при реорганизации в форме преобразования, очевидно, преемство осуществляется именно во всех правах и обязанностях. Исключение могут составлять лишь те права и обязанности, которые объективно не могут переходить ко вновь создаваемому юридическому лицу в силу ст. 383 ГК РФ, а также в связи со сменой организационно-правовой формы с ранее существовавшей на новую. Преобразование, кроме того, - наиболее элементарная форма реорганизации, поскольку, как будет показано далее, оно может выступать составной частью иных форм реорганизации. Вместе с тем преобразование ограничивается лишь сменой организационно-правовой формы одного юридического лица на другую, но проведение в рамках собственно преобразования иных реорганизационных процедур не допускается. Так, преобразование не может осуществляться одновременно в отношении нескольких юридических лиц: ни до начала реорганизации в форме преобразования, ни в результате ее проведения количество юридических лиц, участвующих в такой реорганизации, не может превышать одного.

В реорганизации юридических лиц, совершаемой в форме преобразования, наиболее ярко проявляется значимость конкретной организационно-правовой формы. Преобразование связано не только со сменой фирменного наименования организации и переименованием отдельных ее органов: при этой форме реорганизации происходит полная смена внутренней структуры юридического лица, а с ней - перерождение юридического лица, устранение одного участника гражданского оборота и появление нового.


Кодекс довольно либерально подходит к возможности преобразования хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативов из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 68, п. 2 ст. 112 ГК РФ), однако в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий этот вопрос остается открытым, а потому подлежит рассмотрению.

Преобразованием признается изменение его организационно-правовой формы, при котором само реорганизованное лицо прекращает свое существование, а все его права и обязанности переходят к вновь созданной организации в соответствии с передаточным актом.

Общее собрание участников (в акционерных обществах - общее собрание акционеров по представлению совета директоров) принимает решение о реорганизации, о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей (акций) реорганизуемого юридического лица на акции (доли, паи) создаваемого юридического лица, об утверждении передаточного акта (в акционерных обществах решение о реорганизации содержит также указание об утверждении учредительных документов создаваемой организации, создании ее органов управления и ревизионного органа).

При реорганизации ООО общее собрание участников создаваемого общества принимает решение об утверждении учредительных документов, избираются органы управления.

Законодательством установлены некоторые ограничения на осуществление реорганизации в форме преобразования (например, коммерческие организации не могут быть преобразованы в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества).

2.2 Механизмы реорганизации коммерческих организаций

Принудительная реорганизация по действующему российскому законодательству может быть осуществлена только судом или уполномоченным государственным органом.

Однако корректен ли будет здесь сам термин "реорганизация"? Ведь мы получаем сплошной "винегрет" - во-первых, реорганизацию в позитивном смысле, которой оперируют Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" и ряд иных нормативных правовых актов, и, во-вторых, принудительную реорганизацию, осуществляемую на основании решения уполномоченного государственного органа. Налицо наличие двух различных категорий, похожих по форме, но различных по процессуальным и регламентационным основаниям. Для первого типа реорганизации характерен диспозитивный метод правового регулирования, тогда как для второго - преимущественно императивный.