Файл: Реорганизация юридических лиц (Правовая природа института реорганизации юридического лица).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Юридическая характеристика и особенности реорганизации коммерческих юридических лиц в России
1.1 Правовая природа института реорганизации юридического лица
1.2 Правовое регулирование реорганизации коммерческих юридических лиц
2 Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур, форм и типов коммерческих юридических лиц
2.1 Формы и процедура реорганизации юридических лиц: общие положения
Таким образом, теоретический анализ правовой природы института реорганизации указывает на сложный составной характер реорганизации. Признание за реорганизацией свойств и признаков сделки не имеет под собой надежного фундамента. Правовое определение понятия реорганизации юридического лица следует выводить из внутренних признаков реорганизации, что способствует появлению иного взгляда на проблему применения одновременно различных форм реорганизации и образования юридических лиц иных организационно-правовых форм, чем реорганизованное юридическое лицо. Реорганизация представляет собой прежде всего процесс, который ведет не только к образованию нового юридического лица, но и предполагает достижение положительного экономического эффекта от данного процесса. Особое значение в указанном процессе придается институту правопреемства, который требует отдельного внимания.
1.2 Правовое регулирование реорганизации коммерческих юридических лиц
Правовое регулирование реорганизации предприятий осуществляется с использованием общих механизмов правового регулирования путем принятия государственными органами в рамках их компетенции и в установленном порядке системы законодательных и нормативных актов.
Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов существенного изменения структуры активов хозяйствующего субъекта (реорганизации). При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть - принудительно.
Правовое регулирование реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм осуществляется значительным количеством нормативных актов, основополагающее значение для которых имеют положения Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), устанавливающие основания и порядок реорганизации. Отечественное законодательство о реорганизации, отличающееся наличием множества нормативных актов, находится в стадии постоянного совершенствования. Справедливость этого утверждения подтверждается изменениями и дополнениями в Федеральный закон N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"[17], внесенными Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Реорганизация общества должна получить юридическое признание. По общему правилу она признается завершенной с момента государственной регистрации обществ, выступающих правопреемниками реорганизованного общества. В случаях присоединения одного общества к другому завершением реорганизации считается внесение в Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Порядок государственной регистрации обществ регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственную регистрацию осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - инспекция Федеральной налоговой службы. В целях реализации положений Налогового кодекса РФ[18] и совершенствования процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией Приказом ФНС России от 30 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/141@ были утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией.
Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, а также Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации регулируются Постановлением от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[19].
При осуществлении территориальными органами ФНС России государственной регистрации юридических лиц и ведения Единого государственного реестра юридических лиц ими используются Временные методические рекомендации: письмо Федеральной налоговой службы от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 "О реорганизации юридических лиц".
Для формирования информации об осуществлении реорганизации в бухгалтерском учете и отчетности организациями (кроме кредитных, бюджетных учреждений) были утверждены Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, являющиеся обязательными к применению для всех организаций.
Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику, и порядке такого перехода. В соответствии со ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляется соответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актом (при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования) или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения).
Другим важнейшим моментом реорганизации, которому законодатель уделил особое внимание, является защита прав кредиторов при реорганизации. Обязанность учредителей юридического лица или органа, принявшего решение о реорганизации, письменно уведомить кредиторов не позднее 30 дней с даты принятия решения установлена ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 15 Федерального закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 5 ст. 51 Федерального закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"[20]. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
При реорганизации акционерных обществ определенную сложность представляют вопросы размещения акций, а также их легализация (государственная регистрация выпуска ценных бумаг), детально регламентированные нормативными актами ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) России, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", Законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
Согласно п. 1, 2, 3 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица: 1) в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда; 2) в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Реорганизация хозяйственных обществ и унитарных предприятий осуществляется только при представлении доказательств письменного уведомления кредиторов и опубликования в органе печати сообщения о принятом решении о реорганизации (п. 5 ст. 51 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 8 ст. 29 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ, п. 8 ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"[21]).
В октябре 2004 г. был учрежден журнал "Вестник государственной регистрации", в котором публикуются сведения о государственной регистрации. Регистрирующий орган вправе использовать сведения, содержащиеся в указанном журнале, при осуществлении государственной регистрации.
Таким образом, при регистрации реорганизации хозяйственных обществ и унитарных предприятий указанные юридические лица обязаны представлять регистрирующему органу доказательства уведомления кредиторов.
Доказательства уведомления кредиторов могут быть представлены в регистрирующий орган в виде копий писем юридического лица, направленных в адрес его кредиторов, копии публикации в органе печати (в журнале "Вестник государственной регистрации"), в виде сведений, содержащихся в передаточном акте, разделительном балансе. При отсутствии указанных доказательств регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ. При отсутствии доказательств публикации сведений о реорганизации юридического лица в журнале "Вестник государственной регистрации" регистрирующий орган также принимает решение об отказе в государственной регистрации.
На основании пп. "д" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляется передаточный акт или разделительный баланс. Согласно п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в регистрирующий орган представляется передаточный акт.
В соответствии с п. 2 ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Таким образом, в случае отсутствия в передаточном акте, разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица передаточный акт либо разделительный баланс считаются не представленными в регистрирующий орган, что является основанием для вынесения решения об отказе в государственной регистрации в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
При государственной регистрации юридических лиц также следует учитывать, что согласно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"[22] положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения, не предусматривают возможности проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.