Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Окончание таблицы 1

Расходы

1886919

2038196

2254477

2375612

в т.ч. на приобретение основных средств (лизинговые платежи, техника, скот, земельные участки и др.)

543673

505184

540587

466405

семена

90981

94401

128180

147179

корма

282746

334218

343843

377052

нефтепродукты

183420

226206

259515

288190

удобрения и средства защиты растений

119663

139465

151013

209394

оплата труда

70608

83829

94134

101635

обслуживание кредитов и займов

43709

122865

108397

Остаток непогашенной задолженности по кредитам и займам на 31.12

1290935

1061653

848188

Таблица составлена по данным Министерства сельского хозяйства Нижегородской области [35]

Таким образом, из данных таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

- КХФ и ИП в АПК в целом без господдержки нерентабельны;

- величина господдержки в 2015 была минимальной за анализируемый период 2012-2015 гг., не смотря на инфляцию;

- затраты в 2015 на покупку основных средств незначительны, что не является позитивным явлением;

- постоянно уменьшается задолженность по полученным кредитам и займам.

Но необходимо отметить, что в отчётности сильно распространено искажение объёмов выпуска продукции, площадей и реализации. Это относится не только к КХФ, но также и к сельскохозяйственным организациям.

Также некоторые программы государственной поддержки предусматривают лишь сохранение либо повышение надоев, поголовья и т.п., что ведет к искусственному завышению показателей [31, c. 763].

Можно сказать, что политика в области зависимости выделения финансовых ресурсов от итогов их освоения в виде увеличения производительности правильна, но не существует механизм за контролем достоверности данных о повышении фактической производительности.

Рассмотрим далее сельскохозяйственные организации Нижегородской области.

Таблица 3

Финансовое состояние отрасли, тыс. руб.

Финансы СХО

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Число хозяйств, ед.

600

562

536

491

Поступление денежных средств, всего

26818504

28681575

28310652

30788001

33383574

в т.ч. господдержка из бюджетов всех уровней

4118431

4011282

3830136

3832780

2979583

господдержка в % от поступлений денежных средств

15,36

13,99

13,53

12,45

8,93

Платежи (затраты), всего

24578906

26910623

27036580

27674323

32364798

в т.ч. на приобретение основных средств

7433182

5553030

6776712

7072735

7510801

семена

1262560

1460159

1332935

1113940

1465097

1518413

корма

6875536

7537608

7557506

8922207

9551937

11330282

нефтепродукты

1422725

1705037

1981783

1340610

1938057

2031003

удобрения и средства защиты растений

1560257

1361969

1513392

1334965

1626788

1975635

оплата труда

4294361

4386569

4740837

4988473

5315362

5523462

процентов по долговым обязательствам

1793928

1876425

1615585

1519566

1914609

Кредиторская задолженность - всего на конец периода

29968164

29325876

32322905

33189675

36316881


Таблица составлена по данным Министерства сельского хозяйства Нижегородской области [35]

Государственная поддержка в доле от всех поступлений у СХО значительно меньше, чем для КХФ, и существенно снизилась в 2015 году.

33% всех затрат СХО приходится на корма. Это может быть объяснено тем фактом, что практически всё животноводство сосредоточено в организациях, а не в КХФ.

Если там затраты на оплату труда составляют меньше 5%, то у СХО больше 15%, что объясняется «серыми» зарплатами наёмных рабочих в хозяйствах. А также тем, что крестьянин и ИП работает «сам на себя», а в отчётности присутствует лишь оплата труда наёмных работников.

Если учитывать инфляцию, то затраты на покупку основных средств в СХО не достигли уровня 2011 года, но заметно увеличились по отношению к 2012 году.

Таблица 4

Ресурсное состояние отрасли

Наличие на 31.12

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Тракторы, шт.

5924

5420

5323

4992

4838

Сеялки и посевные комплексы, шт.

1871

1749

1767

1619

1570

Сенокосилки, шт.

1044

959

958

904

882

Комбайны, шт.

2308

2087

2041

1945

1901

в т.ч. зерноуборочные

1518

1358

1334

1260

1222

Доильные установки и агрегаты, шт.

855

816

846

812

797

Раздатчики кормов, шт.

404

402

432

434

440

Грабли тракторные, шт.

568

540

534

508

468

Пресс-подборщики, шт.

748

719

718

679

651

Автомобили грузоперевозящие, шт.

4636

4326

4186

3801

3776

Всего энергетических мощностей, л.с.

2269234

2086293

2021442

1888326

1882911

Земельные участки, га

1838996

1610911

1532208

1482561

1422693

1358005

в т.ч. пашня

1274162

1230169

1178444

1151136

1122944

1075198

КРС, голов

224469

215714

214507

205175

204777

Свиней, голов

63590

59943

92655

105912

187210

Овец и коз, голов

2410

1438

1224

870

1337

Птица, голов

16874000

8457000

7764000

7622000

9164000


Таблица составлена по данным Министерства сельского хозяйства Нижегородской области [35]

При почти десятикратной разнице в посевных площадях СХО и КХФ, наличие технических средств в фермерских хозяйствах во много раз лучше обеспеченности техникой в сельскохозяйственных организациях. Если в КХФ на 1 трактор приходится 58 га, то в здесь - 222 га.

На 1 зерноуборочный комбайн в СХО Нижегородской области приходится 375 га посевов зерновых и зернобобовых культур без учёта кукурузы.

Уменьшение площадей и количества техники объясняется уменьшением числа попавших в статистику СХО (банкротство, переход в фермерские хозяйства и ИП). Но, не смотря на это, снижение площади угодий является значимым явлением, что показывает простое сложение площадей, которые обрабатываются СХО и КХФ. Уменьшение площадей в 2012-2015 гг. составляет примерно 130 тыс. га (8%). Падает показатель площади всех видов угодий (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения), растет площадь залежей.

Санкции оказали позитивное влияние на развитие свиноводства и птицеводства. Но даже без них данные направления животноводства достаточно эффективны и развиваются. Но выпуск мяса КРС не говорит о положительных тенденциях (приложение 1).

Резкое уменьшение продаж свинины в 2012 связано с закрытием Ильиногорского свинокомплекса в 2011 году.

Таким образом, увеличивается выпуск мяса и мясопродуктов. Особенно это видно с 2012 года (в 2011 государственная поддержка животноводства выросла в 2 раза). Общие цифры производства мяса показывают – нерентабельно. Но убытки формирует выпуск мяса говядины [34].

Для выпуска мяса КРС существует недостача бюджетных субсидий при высокой нерентабельности производства говядины. Данные убытки косвенно компенсируются продажей молока и дотациями на его выпуск [25, c. 45].

Выпуск мяса свинины стал рентабельным в 2014 году. Убытки до в 2011-2012 компенсировались государственной поддержкой.

Птицеводство в целом рентабельно за счёт продажи яиц, мяса и мясопродуктов. Субсидии для данного направления сравнительно малы.

Существенная поддержка свиноводства и птицеводства наблюдается лишь с 2011 года. Но сумма бюджетной поддержки животноводства в 2015 году даже без учёта инфляции фактически вернулась к уровню 2010 года.

Значительная государственная поддержка производства молока позволяет предприятиям компенсировать убытки от выпуска мяса КРС, не допуская серьезного снижения численности скота и уменьшения выпуска мяса говядины.


Но при этом понятно, что мясное скотоводство в этом случае убыточно, и покрыть убыток через прямые либо косвенные (молоко) субсидии нельзя [12, c. 89]. Это справедливо и для Нижегородской области.

Можно высказать предположение, что если по причине кризиса бюджетная поддержка не вырастет либо снизится, то это не приведет к уменьшению производства в птицеводстве или свиноводстве. Но это отрицательно скажется на выпуске мяса говядины и молока, так как главное стадо КРС – именно молочного направления, и поддержка производства молока фактически означает и поддержку производства говядины.

За анализируемый период эффективность растениеводства (приложение 2) значительно увеличилась, главным образом за счёт зерновых и зернобобовых культур, выращивание которых в 2010-11 гг. без субсидий было убыточным [35].

Льноводство существовало в основном за счёт государственной поддержки, сопоставимой с выручкой от продажи льнотресты и даже превосходили её уровень. Сейчас наблюдается позитивный результат от продаж. Но реализация в физическом весе снизилась во много раз. Продажи льносемян и льносоломы по отношению к реализации льнотресты малы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Государственная поддержка (не смотря на уменьшение в последний период времени) относительно высока и обеспечивает развитие АПК Нижегородской области. Особенно это заметно для КХФ и ИП – без дотаций они нерентабельны. Хотя крестьянские хозяйства и не играют такой важной роли, как СХО. Свиноводство развивается благодаря государственной поддержке, которые до 2014 года, когда свиноводство стало прибыльным, полностью покрывали убытки отрасли. Птицеводство также рентабельно и дополнительно поддерживается государством.

Также развивается растениеводство за исключением льноводства, выращивания ржи, сахарной свёклы, рапса. Производство свёклы и рапса в плюсе и уменьшилось не по финансовым причинам, а вследствие снижения спроса [31, 764].

Постоянно падает площадь угодий, ввод земель в оборот в будущем может быть осложнен и в ряде случаев даже невозможен. Доля субсидий в общем доходе уменьшается. Это не сыграет позитивную роль в длительном периоде времени, если будут отменены существующие санкции на ввоз сельхозпродукции. Парк техники в СХО продолжает снижаться, что говорит о недостаточно благополучном финансовом состоянии хозяйств.


3. Государственная поддержка сельского хозяйства

3.1. Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства в РФ

Увеличение конкуренции в сельском хозяйстве закономерно произошло вследствие вступления нашей страны в ВТО, когда набор методов, доступный для государства в целях защиты отечественных производителей, существенно ограничен.

Сумма бюджетных средств, которые выделяются на поддержание растениеводства и животноводства, приведен на рисунке 2.

 

Рис. 2. Динамика государственной поддержки развития растениеводства и животноводства в 2013 - 2020 гг., млрд. руб.

Рисунок составлен на основе данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики [36]

Анализ приведенных данных позволяет сказать, что наибольшая сумма средств направляется в сферу растениеводства.

Общая сумма выделенных средств на это направление равна 555,4 млрд. руб. А на животноводство - 346,4 млрд. руб.

Подобное распределение является следствием рисков этого вида деятельности: рентабельность растениеводства очень сильно зависит от погодных условий, при этом в развитых государствах компенсирование потерь товаропроизводителей, которые специализируются на растениеводстве, производится с применением страховых механизмов. Наращивание объема финансирования растениеводства со стороны государства в пределах программы свидетельствует о том, что Правительство и по завершении 2020 года не планирует отказаться от поддержки этого направления [10, c. 81].

Снижение объемов поддержки животноводства с 2016 года и фокусирование средств на мясном и молочном скотоводстве с 2015 года говорит, что государственные органы в данное время прогнозирует выход этой отрасли на самоокупаемость и постепенное замещение финансовой помощи кредитами и собственными финансовыми ресурсами. Также стоит отметить, что если в растениеводстве государство не осуществляет распределения помощи по подотраслям, то в животноводстве данный подход очевиден и свидетельствует о более адресном подходе по управлению и стремлению к структурным реформам [15, c. 57].