Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение государственной поддержки сельского хозяйства
1.1. Общая характеристика и состояние агропромышленного комплекса России
1.2. Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства
2. Оценка эффективности бюджетных расходов в АПК Нижегородской области
2.1. Состояние АПК Нижегородской области
2.2. Эффективность и влияние бюджетных расходов на развитие АПК Нижегородской области
3. Государственная поддержка сельского хозяйства
3.1. Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства в РФ
3.2. Основные направления совершенствования государственной поддержки АПК
Окончание таблицы 1
Расходы |
1886919 |
2038196 |
2254477 |
2375612 |
в т.ч. на приобретение основных средств (лизинговые платежи, техника, скот, земельные участки и др.) |
543673 |
505184 |
540587 |
466405 |
семена |
90981 |
94401 |
128180 |
147179 |
корма |
282746 |
334218 |
343843 |
377052 |
нефтепродукты |
183420 |
226206 |
259515 |
288190 |
удобрения и средства защиты растений |
119663 |
139465 |
151013 |
209394 |
оплата труда |
70608 |
83829 |
94134 |
101635 |
обслуживание кредитов и займов |
… |
43709 |
122865 |
108397 |
Остаток непогашенной задолженности по кредитам и займам на 31.12 |
… |
1290935 |
1061653 |
848188 |
Таблица составлена по данным Министерства сельского хозяйства Нижегородской области [35]
Таким образом, из данных таблицы 1 можно сделать следующие выводы:
- КХФ и ИП в АПК в целом без господдержки нерентабельны;
- величина господдержки в 2015 была минимальной за анализируемый период 2012-2015 гг., не смотря на инфляцию;
- затраты в 2015 на покупку основных средств незначительны, что не является позитивным явлением;
- постоянно уменьшается задолженность по полученным кредитам и займам.
Но необходимо отметить, что в отчётности сильно распространено искажение объёмов выпуска продукции, площадей и реализации. Это относится не только к КХФ, но также и к сельскохозяйственным организациям.
Также некоторые программы государственной поддержки предусматривают лишь сохранение либо повышение надоев, поголовья и т.п., что ведет к искусственному завышению показателей [31, c. 763].
Можно сказать, что политика в области зависимости выделения финансовых ресурсов от итогов их освоения в виде увеличения производительности правильна, но не существует механизм за контролем достоверности данных о повышении фактической производительности.
Рассмотрим далее сельскохозяйственные организации Нижегородской области.
Таблица 3
Финансовое состояние отрасли, тыс. руб.
Финансы СХО |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Число хозяйств, ед. |
… |
… |
600 |
562 |
536 |
491 |
Поступление денежных средств, всего |
… |
26818504 |
28681575 |
28310652 |
30788001 |
33383574 |
в т.ч. господдержка из бюджетов всех уровней |
… |
4118431 |
4011282 |
3830136 |
3832780 |
2979583 |
господдержка в % от поступлений денежных средств |
… |
15,36 |
13,99 |
13,53 |
12,45 |
8,93 |
Платежи (затраты), всего |
… |
24578906 |
26910623 |
27036580 |
27674323 |
32364798 |
в т.ч. на приобретение основных средств |
… |
7433182 |
5553030 |
6776712 |
7072735 |
7510801 |
семена |
1262560 |
1460159 |
1332935 |
1113940 |
1465097 |
1518413 |
корма |
6875536 |
7537608 |
7557506 |
8922207 |
9551937 |
11330282 |
нефтепродукты |
1422725 |
1705037 |
1981783 |
1340610 |
1938057 |
2031003 |
удобрения и средства защиты растений |
1560257 |
1361969 |
1513392 |
1334965 |
1626788 |
1975635 |
оплата труда |
4294361 |
4386569 |
4740837 |
4988473 |
5315362 |
5523462 |
процентов по долговым обязательствам |
… |
1793928 |
1876425 |
1615585 |
1519566 |
1914609 |
Кредиторская задолженность - всего на конец периода |
… |
29968164 |
29325876 |
32322905 |
33189675 |
36316881 |
Таблица составлена по данным Министерства сельского хозяйства Нижегородской области [35]
Государственная поддержка в доле от всех поступлений у СХО значительно меньше, чем для КХФ, и существенно снизилась в 2015 году.
33% всех затрат СХО приходится на корма. Это может быть объяснено тем фактом, что практически всё животноводство сосредоточено в организациях, а не в КХФ.
Если там затраты на оплату труда составляют меньше 5%, то у СХО больше 15%, что объясняется «серыми» зарплатами наёмных рабочих в хозяйствах. А также тем, что крестьянин и ИП работает «сам на себя», а в отчётности присутствует лишь оплата труда наёмных работников.
Если учитывать инфляцию, то затраты на покупку основных средств в СХО не достигли уровня 2011 года, но заметно увеличились по отношению к 2012 году.
Таблица 4
Ресурсное состояние отрасли
Наличие на 31.12 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Тракторы, шт. |
… |
5924 |
5420 |
5323 |
4992 |
4838 |
Сеялки и посевные комплексы, шт. |
… |
1871 |
1749 |
1767 |
1619 |
1570 |
Сенокосилки, шт. |
… |
1044 |
959 |
958 |
904 |
882 |
Комбайны, шт. |
… |
2308 |
2087 |
2041 |
1945 |
1901 |
в т.ч. зерноуборочные |
… |
1518 |
1358 |
1334 |
1260 |
1222 |
Доильные установки и агрегаты, шт. |
… |
855 |
816 |
846 |
812 |
797 |
Раздатчики кормов, шт. |
… |
404 |
402 |
432 |
434 |
440 |
Грабли тракторные, шт. |
… |
568 |
540 |
534 |
508 |
468 |
Пресс-подборщики, шт. |
… |
748 |
719 |
718 |
679 |
651 |
Автомобили грузоперевозящие, шт. |
… |
4636 |
4326 |
4186 |
3801 |
3776 |
Всего энергетических мощностей, л.с. |
… |
2269234 |
2086293 |
2021442 |
1888326 |
1882911 |
Земельные участки, га |
1838996 |
1610911 |
1532208 |
1482561 |
1422693 |
1358005 |
в т.ч. пашня |
1274162 |
1230169 |
1178444 |
1151136 |
1122944 |
1075198 |
КРС, голов |
… |
224469 |
215714 |
214507 |
205175 |
204777 |
Свиней, голов |
… |
63590 |
59943 |
92655 |
105912 |
187210 |
Овец и коз, голов |
… |
2410 |
1438 |
1224 |
870 |
1337 |
Птица, голов |
… |
16874000 |
8457000 |
7764000 |
7622000 |
9164000 |
Таблица составлена по данным Министерства сельского хозяйства Нижегородской области [35]
При почти десятикратной разнице в посевных площадях СХО и КХФ, наличие технических средств в фермерских хозяйствах во много раз лучше обеспеченности техникой в сельскохозяйственных организациях. Если в КХФ на 1 трактор приходится 58 га, то в здесь - 222 га.
На 1 зерноуборочный комбайн в СХО Нижегородской области приходится 375 га посевов зерновых и зернобобовых культур без учёта кукурузы.
Уменьшение площадей и количества техники объясняется уменьшением числа попавших в статистику СХО (банкротство, переход в фермерские хозяйства и ИП). Но, не смотря на это, снижение площади угодий является значимым явлением, что показывает простое сложение площадей, которые обрабатываются СХО и КХФ. Уменьшение площадей в 2012-2015 гг. составляет примерно 130 тыс. га (8%). Падает показатель площади всех видов угодий (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения), растет площадь залежей.
Санкции оказали позитивное влияние на развитие свиноводства и птицеводства. Но даже без них данные направления животноводства достаточно эффективны и развиваются. Но выпуск мяса КРС не говорит о положительных тенденциях (приложение 1).
Резкое уменьшение продаж свинины в 2012 связано с закрытием Ильиногорского свинокомплекса в 2011 году.
Таким образом, увеличивается выпуск мяса и мясопродуктов. Особенно это видно с 2012 года (в 2011 государственная поддержка животноводства выросла в 2 раза). Общие цифры производства мяса показывают – нерентабельно. Но убытки формирует выпуск мяса говядины [34].
Для выпуска мяса КРС существует недостача бюджетных субсидий при высокой нерентабельности производства говядины. Данные убытки косвенно компенсируются продажей молока и дотациями на его выпуск [25, c. 45].
Выпуск мяса свинины стал рентабельным в 2014 году. Убытки до в 2011-2012 компенсировались государственной поддержкой.
Птицеводство в целом рентабельно за счёт продажи яиц, мяса и мясопродуктов. Субсидии для данного направления сравнительно малы.
Существенная поддержка свиноводства и птицеводства наблюдается лишь с 2011 года. Но сумма бюджетной поддержки животноводства в 2015 году даже без учёта инфляции фактически вернулась к уровню 2010 года.
Значительная государственная поддержка производства молока позволяет предприятиям компенсировать убытки от выпуска мяса КРС, не допуская серьезного снижения численности скота и уменьшения выпуска мяса говядины.
Но при этом понятно, что мясное скотоводство в этом случае убыточно, и покрыть убыток через прямые либо косвенные (молоко) субсидии нельзя [12, c. 89]. Это справедливо и для Нижегородской области.
Можно высказать предположение, что если по причине кризиса бюджетная поддержка не вырастет либо снизится, то это не приведет к уменьшению производства в птицеводстве или свиноводстве. Но это отрицательно скажется на выпуске мяса говядины и молока, так как главное стадо КРС – именно молочного направления, и поддержка производства молока фактически означает и поддержку производства говядины.
За анализируемый период эффективность растениеводства (приложение 2) значительно увеличилась, главным образом за счёт зерновых и зернобобовых культур, выращивание которых в 2010-11 гг. без субсидий было убыточным [35].
Льноводство существовало в основном за счёт государственной поддержки, сопоставимой с выручкой от продажи льнотресты и даже превосходили её уровень. Сейчас наблюдается позитивный результат от продаж. Но реализация в физическом весе снизилась во много раз. Продажи льносемян и льносоломы по отношению к реализации льнотресты малы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Государственная поддержка (не смотря на уменьшение в последний период времени) относительно высока и обеспечивает развитие АПК Нижегородской области. Особенно это заметно для КХФ и ИП – без дотаций они нерентабельны. Хотя крестьянские хозяйства и не играют такой важной роли, как СХО. Свиноводство развивается благодаря государственной поддержке, которые до 2014 года, когда свиноводство стало прибыльным, полностью покрывали убытки отрасли. Птицеводство также рентабельно и дополнительно поддерживается государством.
Также развивается растениеводство за исключением льноводства, выращивания ржи, сахарной свёклы, рапса. Производство свёклы и рапса в плюсе и уменьшилось не по финансовым причинам, а вследствие снижения спроса [31, 764].
Постоянно падает площадь угодий, ввод земель в оборот в будущем может быть осложнен и в ряде случаев даже невозможен. Доля субсидий в общем доходе уменьшается. Это не сыграет позитивную роль в длительном периоде времени, если будут отменены существующие санкции на ввоз сельхозпродукции. Парк техники в СХО продолжает снижаться, что говорит о недостаточно благополучном финансовом состоянии хозяйств.
3. Государственная поддержка сельского хозяйства
3.1. Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства в РФ
Увеличение конкуренции в сельском хозяйстве закономерно произошло вследствие вступления нашей страны в ВТО, когда набор методов, доступный для государства в целях защиты отечественных производителей, существенно ограничен.
Сумма бюджетных средств, которые выделяются на поддержание растениеводства и животноводства, приведен на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика государственной поддержки развития растениеводства и животноводства в 2013 - 2020 гг., млрд. руб.
Рисунок составлен на основе данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики [36]
Анализ приведенных данных позволяет сказать, что наибольшая сумма средств направляется в сферу растениеводства.
Общая сумма выделенных средств на это направление равна 555,4 млрд. руб. А на животноводство - 346,4 млрд. руб.
Подобное распределение является следствием рисков этого вида деятельности: рентабельность растениеводства очень сильно зависит от погодных условий, при этом в развитых государствах компенсирование потерь товаропроизводителей, которые специализируются на растениеводстве, производится с применением страховых механизмов. Наращивание объема финансирования растениеводства со стороны государства в пределах программы свидетельствует о том, что Правительство и по завершении 2020 года не планирует отказаться от поддержки этого направления [10, c. 81].
Снижение объемов поддержки животноводства с 2016 года и фокусирование средств на мясном и молочном скотоводстве с 2015 года говорит, что государственные органы в данное время прогнозирует выход этой отрасли на самоокупаемость и постепенное замещение финансовой помощи кредитами и собственными финансовыми ресурсами. Также стоит отметить, что если в растениеводстве государство не осуществляет распределения помощи по подотраслям, то в животноводстве данный подход очевиден и свидетельствует о более адресном подходе по управлению и стремлению к структурным реформам [15, c. 57].