Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позитивным моментом является уменьшение доли средств государственной поддержки в стоимости продукции в 2013-2014 гг. с 4,1% до 2,8% в животноводстве и с 3,5% до 1,8% в растениеводстве (таблица 6).

Таблица 6

Соотношение объема производства и государственной поддержки сельского хозяйства в 2013-2014 гг.

Период

Выпущено продукции, млрд. руб.

Объем бюджетной поддержки, млрд.руб.

Доля бюджетной поддержки в объеме выпуска, %

Животноводство

2013

1 768

72,3

4,1

2014

2 070

57,4

2,8

Растениеводство

2013

1 919

67,5

3,5

2014

2 156

39,3

1,8

Таблица составлена на основе данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики [36]

Самостоятельным направлением бюджетной поддержки АПК является поддержка малых форм ведения хозяйства.

За 2011-2014 годы среднегодовой темп увеличения выпуска сельскохозпродукции, которая произведена населением, был самым низким - 108,6% в отношении подобного показателя для сельскохозяйственных предприятий в 116,4% и в 124,2% для крестьянско-фермерских хозяйств.

Доля выпуска продукции постепенно снижается в общей структуре производства сельскохозяйственной продукции.

Численность населения сельской местности снижается: если в 2011 году она была равна 37444 млн. чел, то в 2014 году - 37118 млн. чел. В этой связи внимание уделено бюджетной поддержке по развитию сельских территорий (рисунок 3).

 

Рис. 3. Динамика государственной поддержки устойчивого развития сельских территорий в 2013-2020 гг., млрд. руб.

Рисунок составлен на основе данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики [36]

Рис. 4. Динамика государственной поддержки на реализацию программы поддержки сельского хозяйства в 2013-2020 гг., млрд. руб.

Рисунок составлен на основе данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики [36]

То есть, без учета бюджетной помощи, за исключением 2012 и 2014 года, общий финансовый итог сельскохозяйственных предприятий стал бы отрицательным, и отрасль была бы в общем убыточной.


Далее необходимо произвести оценку относительных показателей рентабельности деятельности предприятий отрасли, поэтому рассмотрим статистику изменения эффективности сельскохозяйственных организаций в 2010-2014 гг. (рисунок 5).

Рис. 5. Динамика рентабельности деятельности сельскохозяйственных предприятий с учетом и без учета субсидий в 2010-2014 гг.

Рисунок составлен на основе данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики [36]

Анализ данных рисунка 5 говорит о том, что собственная деятельность сельскохозяйственных предприятий, фактически за весь период нерентабельна, а в 2012 и 2014 годах, когда организации отрасли функционировали с прибылью – низкорентабельна (уровень рентабельности чуть более 1%). То есть, даже с учетом бюджетных субсидий, значения эффективности сельскохозяйственных предприятий ниже, чем нужно для развития АПК на расширенной основе. Например, государственной программой предусматривается поддержание эффективности данной отрасли на уровне 10-15%. А для расширенного воспроизводства нужно 27-30%.

То есть анализ производства сельскохозяйственной продукции в нашей стране не может позволить сказать, что АПК развивается стабильно. Поэтому политику по государственной поддержке в настоящее время можно назвать неэффективной: за время реализации мероприятий государственных программ по поддержке, сельское хозяйство по-прежнему находится в сильной зависимости от внешних факторов, а кредитование в данной сфере сдерживается таким основными факторами [5, c. 92]:

- длительные сроки окупаемости, которые обусловлены малой рентабельностью;

- высокая степень рисков, обусловленных климатическими факторами, которые невозможно спрогнозировать с необходимой точностью;

- отсутствие ликвидного залога;

- длительный производственный цикл, который характерен для сельского хозяйства, что уменьшает оборачиваемость средств и ведет к дополнительным трудностям как с обслуживанием полученных кредитов, так и с их гашением;

- несовершенство отчетности товаропроизводителей в АПК, что ведет к сложностям объективной оценке финансово-хозяйственную деятельность и платежеспособности;

- отсутствие развитой системы сельскохозяйственного страхования.


3.2. Основные направления совершенствования государственной поддержки АПК

Можно сказать, что сельское хозяйство Российской Федерации, в общем, прошло время кризиса, которое было характерно для девяностых годов, когда уменьшился выпуск по большему числу направлений, и большая доля продуктов питания ввозилось в страну [20, c. 151].

Тем не менее, во многом отечественный АПК пока не достиг параметров периода существования СССР. Но существуют оценки, по которым показатели в данной отрасли сопоставимы с индикаторами, например, существовавшим в 1990 году, а по некоторым направлениям - превзошли их.

Программы сельскохозяйственного комплекса в России стали активно вводится и функционировать за несколько лет до появления причин для осложнений в отношениях нашего государства и стран Европы, США и др. То есть, появившиеся перспективы для импортозамещения во время действия санкций, имели все возможности быть осуществления по причине существования в России нужной инфраструктуры, технологий, трудовых ресурсов.

В РФ появилось достаточно направлений, где сельхозпроизводителям не нужно было начинать с низкого старта: они были к наращиванию в кратчайшие сроки необходимых объемов выпуска продукции.

Состояние сельскохозяйственного комплекса Российской Федерации ко времени ввода санкционных мер было во многом оптимальным с точки зрения реализации программы импортозамещения [24, c. 55].

Тем не менее, в сфере импортозамещения нужно реализовать следующие задачи.

В первую очередь, правительству предстоит огромная работа в области стимулирования государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве [30, c. 65].

Этого можно достичь, например, в инвестиционной сфере, в логистике, в обмене опытом. Развитие государственно-частного партнерства может способствовать уменьшению налоговой нагрузки.

Экономика сельского хозяйства находится в сильной зависимости от эффективности логистической инфраструктуры. Многие поставщики продукции АПК просто не имеют возможности взаимодействовать с потребителями продукции либо хотя бы с посредниками, которые готовы предложить эффективное сотрудничество по причине малой доступности транспортных коммуникаций.

Ключевым направлением государственной поддержки в рамках затребованной Министерством сельского хозяйства суммы в размере 600 млрд. руб. на развитие программы импортозамещения - логистическая отрасль. Но даже если правительство России сможет выделить финансовые ресурсы, запрошенные Министерством, развитие государства по причине неразвитости логистической системы может производится недостаточно высокими темпами [32, c. 11].


Данное обстоятельство предполагает сложную задачу, которая стоит перед правительством в рамках бюджетного дефицита, который будет существовать в ближайшее время вследствие низких цен на энергоносители.

Несмотря на то, что в сфере импортозамещения перед Правительством России есть ряд нерешенных проблем, в дополнение к которым могут появляться финансовые сложности в их реализации, государственные органы продолжают разработку программы, которые отражают реализацию алгоритмов импортозамещения в ближайший период времени.

В числе главных направлений деятельности органов власти - строительство логистической инфраструктуры. Эти объекты предполагается задействовать, например, с целью достижения эффективности во взаимодействии между различными отраслями сельского хозяйства и более высокого уровня финансового мониторинга по расходованию государственных финансовых ресурсов.

Функционирование логистических центров будет базироваться на обновлении законодательной базы, совершенствовании правовых норм в рамках самых разнообразных отраслей права. Цель страны - формирование механизма, в рамках которого субъекты АПК смогут достаточно легко найти потребителя через ресурсы, которые предоставляются логистическим центром [23, c. 131].

Другое направление деятельности государственных органов в рамках реализации программ по импортозамещению – осуществление субсидирование ряда направлений АПК, например, молочного и мясного производства.

В рамках действующей доктрины страна должна уменьшить зависимость, в частности, в сфере ввоза молока, до 30%, то есть самостоятельно выпускать 70% продукции. Подобных показателей необходимо достичь по мясу, обеспечив 100% независимости по картофелю, на 50% - по винограду.

Необходимо отметить факт, что по растительному маслу, а также сахару продовольственная безопасность, о чем говорят данные в ряде статистических источников, достигнута почти полная. То есть, как рассчитывают государственные органы, зависящей от ввоза сельхозпродукции, в России быть не должно.

Помощь Российской Федерации в снабжении продуктами готовы оказывать, например, КНР, Сербия, государства Латинской Америки. Известно, что в Китае планируется организация крупных логистических объектов, открытие которые позволит китайским производителям овощей и фруктов наладить взаимодействие с российскими потребителями, в том числе и через прямые поставки [4, c. 13]. Но упор необходимо делать на реальное импортозамещение.


Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Государственная поддержка сельского хозяйства в Российской Федерации представлена налоговым стимулированием, разнообразными формами непосредственной бюджетной помощи, реализацией Государственной программы поддержки сельского хозяйства в 2013-2020 гг. и ряда отраслевых подпрограмм, где значительная роль отводится по осуществлению субсидирования расходов сельскохозяйственных производителей по кредитам и страхованию.

При этом в настоящее время отсутствуют условия для постепенного замещения бюджетных средств другими источниками финансирования для отрасли - прибылью и кредитными ресурсами.

Анализ данных говорит о том, что в некоторые годы исследованного периода времени без государственных субсидий АПК был бы нерентабельным, что не позволяет использовать собственные источники пополнения капитала. Помимо этого, несмотря на увеличение объемов кредитования есть определенные сложности обеспечения доступности кредитов коммерческих банков для сельскохозяйственных предприятий.

Заключение

Каждый год спрос на продукты питания увеличивается, ежедневно число голодающих растет. Учитывая это и свои внутренние нужды, сельскохозяйственный комплекс Российской Федерации работает не только на обеспечивание продовольственной безопасности внутри государства, но также осуществляет поставки за границу. Позитивным моментом в сельскохозяйственной деятельности является площадь территории и обладание различными климатическими поясами. Это делает возможным выращивание огромное числа разнообразной продукции, практически отказываясь от ввоза продуктов питания.

Сельское хозяйство - это комплекс, который состоит из трех сфер. Первая включает в себе отрасли, которые участвуют в снабжении АПК нужными ему средствами производства. К ним относят машины и оборудование, разнообразная техника и прочее. Другой сферой является сельское хозяйство - самая крупная из всех. Ее удельная доля - не ниже 70% от всего объема. Заготовка, транспортировка, переработка, хранение, упаковка, сбыт продукции производится совокупностью ответвлений третьей сферы.

Сельское хозяйство - это объедение отраслей, пытающихся, в зависимости от спроса на продукты питания, данный спрос удовлетворить. Есть большое число наук, занимающихся анализом данной сферы производства. Например, экономика аграрного хозяйства выявляет эффективность использования тех либо других видов ресурсов для получения какого-либо конечного товара. Также данный раздел отечественной экономики находит пути совершенствования, развития и увеличения рентабельности работы комплекса и всех его сфер. Именно экономика определяет: интенсивным либо экстенсивным путем идет прогресс в деятельности сельского хозяйства какого-либо государства.