Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение государственной поддержки сельского хозяйства
1.1. Общая характеристика и состояние агропромышленного комплекса России
1.2. Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства
2. Оценка эффективности бюджетных расходов в АПК Нижегородской области
2.1. Состояние АПК Нижегородской области
2.2. Эффективность и влияние бюджетных расходов на развитие АПК Нижегородской области
3. Государственная поддержка сельского хозяйства
3.1. Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства в РФ
3.2. Основные направления совершенствования государственной поддержки АПК
6) сельскохозяйственное производство является наиболее капиталоемкой отраслью народного хозяйства, так как технический прогресс сельскохозяйственного производства требует значительных капиталовложений [18, c. 89].
Вышеперечисленные особенности аграрного производства являются причиной того, что именно здесь экономический механизм рынка наименее совершенен и наиболее противоречив.
Государственную поддержку аграрного сектора принято рассматривать как неотъемлемую часть государственного регулирования, которая представляет собой совокупность различных инструментов и форм экономического воздействия на развитие сельского хозяйства для достижения определенных целей. Некоторые западные экономисты под государственной поддержкой сельского хозяйства понимают трансферты в пользу аграрного сектора в результате осуществления мер государственной аграрной политики [19, c. 109].
Основными элементами системы государственной поддержки и регулирования являются: цели, задачи, принципы, функции, формы, методы, механизмы, инструменты и направления.
Главная цель государственной поддержки сельского хозяйства состоит в обеспечении продовольственной безопасности региона и страны в целом, обеспечении стабильного и поступательного экономического и социального развития отрасли, достижении достойного уровня жизни сельского населения, поддержании доходов товаропроизводителей [26, c. 89].
Объектами государственной поддержки сельскохозяйственного производства выступают: условия, процессы, отдельные отрасли, виды продукции и ресурсов, хозяйствующие субъекты, отношения, возникающие в производстве, на рынке и в социальной сфере.
Задачи государственной поддержки необходимо рассматривать как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне организаций.
К задачам федерального уровня относят:
1. Законодательное закрепление основных положений аграрной политики.
2. Индикативное планирование сельского хозяйства на основе различных методов прогнозирования.
3. Экономическое регулирование цен на продукцию сельского хозяйства по регионам, анализ наполнения продовольственного рынка, и разработка предложений по созданию и использованию резервных государственных фондов [26, c. 90].
4. Содействие развитию рыночной инфраструктуры.
5. Регулирование основных пропорций межотраслевого и внутриотраслевого обменов.
6. Обеспечение условий для нормальной конкуренции на продовольственном рынке.
7. Защита отечественных товаропроизводителей путем проведения протекционистской политики и поощрение экспорта.
8. Разработка маркетинговых и консалтинговых программ для развития малого бизнеса и предпринимательства в аграрном секторе экономики.
На региональном уровне должны решаться следующие задачи:
1. Построение долгосрочного прогноза, содержащего основные тенденции экономического развития региона [26, c. 91].
2. Разработка стратегических концепций по использованию и развитию ограниченных ресурсов (земельных, трудовых и финансовых), направленных на увеличение объемов сельскохозяйственного производства.
3. Осуществление бизнес - планирования и инновационно -инвестиционного проектирования для разработки конкретных целей развития агропромышленного комплекса региона на 4-5 лет [27, c. 85].
Формы господдержки реализуются через организационно-экономический механизм государственной поддержки сельского хозяйства (рисунок 1). Организационно-экономический механизм сформирован из 8 блоков, взаимосвязанных между собой, среди которых организационно-управленческий, экономический, финансовый, технико-технологический, социальный, мотивационный, экологический и правовой [33, c. 54]. Каждому блоку присущи свои элементы, а последним - компоненты.
Рис. 1. Элементы и формы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей [33, c. 55]
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
К прямому государственному субсидированию можно отнести поддержку доходов производителей сельскохозяйственной продукции, суть которой – прямые государственные компенсационные платежи, а также платежи, которые государство выплачивает сельхозпроизводителям в случае ущербов, полученных в результате стихийных бедствия [11, c. 15].
К косвенной государственной поддержке производителей сельскохозяйственной продукции следует отнести: страхование будущего урожая, кредитование отраслей животноводства и растениеводства на льготных условиях. Каждый из указанных путей государственной поддержки имеет свой определенный механизм [13, c. 59].
Форма опосредованной поддержки представлена мероприятиями по обеспечению благоприятных организационно-экономических условий функционирования сельхозтоваропроизводителей.
Развитие эффективного сельского хозяйства в условиях жесткой конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции требует постоянной и целенаправленной технической модернизации отрасли. Техническая база аграрного производства формирует материальную основу для освоения современных технологий, интенсивного и эффективного производства.
2. Оценка эффективности бюджетных расходов в АПК Нижегородской области
2.1. Состояние АПК Нижегородской области
Агропромышленный комплекс Нижегородской области в 2015 году выпустил продукции на 73,5 млрд. руб. (1,5% от российского объема, 27-е место среди регионов Российской Федерации). В области было произведено 6,4% продукции сельского хозяйства Приволжского Федерального округа.
Специализация Нижегородской области в 2015 году в примерно равной доле была сфокусирована на выпуске товаров животноводства и растениеводства. Доля растениеводства в стоимостном выражении составила 49,3%, доля животноводства - 50,7% [34].
Животноводство специализировалось в большей степени на молочно-мясном скотоводстве и птицеводстве. В 2015 году Нижегородская область по размеру стада крупного рогатого скота заняла 21-е место в России, в том числе по стаду коров - 25-е место. По объемам мяса домашней птицы область в 2015 году заняла 27-е месте в рейтинге регионов этого типа мяса, говядины - на 28-м месте. Объемы яиц домашней птицы вывели область в первую десятку производителей яиц. По выпуску молока Нижегородская область стала 17-й.
Если говорить об остальных отраслях животноводства, то область занимает 31-е место по количеству свиней, 43-е - по выпуску мяса свинины, 38-е - по численности стада овец и коз, 41-е – по объему выпуска мяса баранины и козлятины.
Растениеводство области в 2015 году специализировалось главным образом на картофеле, зерновых культурах, а также рапсе и сахарной свекле.
По сбору картофеля область стала третьей среди крупнейших российских регионов, пропустив только Брянскую и Тульскую области [35].
Из зерновых культур в области в 2015 году очень активно выращивался овес (9-е место), озимая и яровая рожь (12-е место), просо (24-е место), кукуруза на зерно (25-е место), озимая и яровая пшеница (27-е место), озимый и яровой ячмень (29-е место). По сбору гречихи область заняла 40-е место, озимой и яровой тритикале - 53-е место.
Выпуск зернобобовых культур в 2015 году вывел область на 18-е место, в том числе по выращиванию гороха - на 14-е место.
В 2015 году по объемам выпуска сахарной свеклы область стала 20-й среди регионов Российской Федерации.
По объемам выпуска масличных культур область также вошла в двадцатку. В том числе по сборам семян озимого и ярового рапса (18-е место), семян рыжика (19-е место). По сборам семян горчицы - 26-е место, соевых бобов - 32-е место.
По сборам овощей открытого и защищенного грунта область стала 36-й. В том числе по сборам тепличных овощей - 26-е место, овощей открытого грунта - 44-е место.
Животноводство области в 2001-2015 гг. характеризовалось [34]:
- снижением численности КРС, в том числе коров, объемов выпуска мяса говядины и относительно стабильными объемами производства молока;
- увеличением выпуска мяса домашней птицы и яиц;
- снижением численности свиней и объемов выпуска мяса свинины, но с 2013 года отмечается слабое восстановление показателей;
- снижением численности овец и коз и объемов выпуска мяса баранины и козлятины.
Животноводство Нижегородской области в 2015 году обеспечило объем производства продукции в размере 37,3 млрд. руб. В общей стоимости продукции животноводства, который произведен в Российской Федерации, доля области составила 1,6% (25-е место).
Производство мяса в области в 2015 году показало следующие параметры. Объем производства мяса всех видов в убойном весе был равен 93,6 тыс. тонн. Из данного объема на мясо домашней птицы пришлось 51,7%, на свинину - 24,1%, на говядину - 22,1%, на баранину и козлятину - 1,0%, на другие виды мяса - 1,2%.
Численность КРС в области на конец 2015 года составила 281,2 тыс. голов (1,5% от общей численности в стране). В том числе, поголовье коров равнялось 122,4 тыс. голов (1,5%). За пять лет (к уровню 2010 года) численность стада КРС снизилась на 13,3%, за 10 лет - на 32,0%, к 2001 году - на 53,5%. Численность коров за 5 лет снизилось на 10,4%, за 10 лет - на 30,0%, к 2001 году - на 53,9%.
Сельское хозяйство области в 2015 году обеспечило выпуск продукции растениеводства на сумму 36,2 млрд. руб. (1,4% от стоимости растениеводческой продукции, 26-е место среди регионов).
Общий размер посевных площадей в области в 2015 году составил 1125,0 тыс. га (1,4% от всех посевных площадей, 24-е место).
В структуре площадей области в 2015 году самую большую долю имели кормовые культуры (39,8%), озимая и яровая пшеница (25,8%), озимый и яровой ячмень (11,4%), овес (6,4%), озимая и яровая рожь (2,5%), озимый и яровой рапс, зернобобовые культуры (по 2,4%), картофель промышленного выращивания (1,4%), кукуруза на зерно (1,2%), сахарная свекла (1,1%).
В более малых масштабах выращивались горчица (0,4%), рыжик (0,3%), озимая и яровая тритикале, овощи открытого грунта в промышленном секторе, соя, просо (по 0,1%) и гречиха (0,05%). На другие площади пришлось 4,4% [35].
В 2015 году производство картофеля в области выросло на 33,7% и стало равным 414,1 тыс. тонн (5,5% от объема производства). Посевные площади увеличились на 8,2% и составили 15,9 тыс. га (4,4% от всех площадей в Российской Федерации). По размерам посевных площадей область в 2015 году стала 3-й среди регионов, уступив первенство Брянской и Тульской областям [34].
Сборы овощей открытого и защищенного грунта в области в 2015 году выросли на 5,3% и стали равными 26,4 тыс. тонн (0,5% от общего объема). Из данного объема 17,2 тыс. тонн пришлось на овощи открытого грунта (0,4% от производства) и 9,2 тыс. тонн на овощи защищенного грунта (1,2%). Объемы производства овощей увеличились по отношению к показателям 2014 года, на 5,9% и на 4,2% соответственно. Посевные площади овощей открытого грунта в области в 2015 году снизились на 16,7% до 0,9 тыс. га (0,5% от всех площадей овощей открытого грунта, 41-е место).
В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области за 2016 год всеми категориями сельхозтоваропроизводителей выпущено продукции в действующих ценах на сумму 74540 млн. рублей. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства равнялся 100,1%. В 2016 году собрано 1127,4 тыс. тонн зерна в весе после доработки, что составило 98% к уровню 2015 года, в том числе пшеницы 617,4 тыс. тонн (101,2%) [35].
2.2. Эффективность и влияние бюджетных расходов на развитие АПК Нижегородской области
Проанализируем статистические данные о состоянии агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2010-2015 гг. в следующем разрезе:
- сельскохозяйственных организаций (СХО);
- крестьянско-фермерских хозяйств (КХФ) и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые занимаются производством.
КХФ и ИП в Нижегородской области почти в десять раз меньше, чем СХО, по величине доходов и посевным площадям. Животноводство в КХФ и ИП по сравнению с СХО в области развито незначительно (таблица 1).
Таблица 1
Финансовое состояние отрасли, тыс. руб.
Финансы КХФ+ИП |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Число хозяйств (КХФ+ИП), ед. |
… |
663 |
436+264 |
426+319 |
Доходы |
1855409 |
2108239 |
2517896 |
2570935 |
в т.ч. господдержка из бюджетов всех уровней |
374019 |
377321 |
404086 |
329244 |
господдержка в % от поступлений денежных средств |
20,16 |
17,9 |
16,05 |
12,81 |