Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) сельскохозяйственное производство является наиболее капиталоемкой отраслью народного хозяйства, так как технический прогресс сельскохозяйственного производства требует значительных капиталовложений [18, c. 89].

Вышеперечисленные особенности аграрного производства являются причиной того, что именно здесь экономический механизм рынка наименее совершенен и наиболее противоречив.

Государственную поддержку аграрного сектора принято рассматривать как неотъемлемую часть государственного регулирования, которая представляет собой совокупность различных инструментов и форм экономического воздействия на развитие сельского хозяйства для достижения определенных целей. Некоторые западные экономисты под государственной поддержкой сельского хозяйства понимают трансферты в пользу аграрного сектора в результате осуществления мер государственной аграрной политики [19, c. 109].

Основными элементами системы государственной поддержки и регулирования являются: цели, задачи, принципы, функции, формы, методы, механизмы, инструменты и направления.

Главная цель государственной поддержки сельского хозяйства состоит в обеспечении продовольственной безопасности региона и страны в целом, обеспечении стабильного и поступательного экономического и социального развития отрасли, достижении достойного уровня жизни сельского населения, поддержании доходов товаропроизводителей [26, c. 89].

Объектами государственной поддержки сельскохозяйственного производства выступают: условия, процессы, отдельные отрасли, виды продукции и ресурсов, хозяйствующие субъекты, отношения, возникающие в производстве, на рынке и в социальной сфере.

Задачи государственной поддержки необходимо рассматривать как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне организаций.

К задачам федерального уровня относят:

1. Законодательное закрепление основных положений аграрной политики.

2. Индикативное планирование сельского хозяйства на основе различных методов прогнозирования.

3. Экономическое регулирование цен на продукцию сельского хозяйства по регионам, анализ наполнения продовольственного рынка, и разработка предложений по созданию и использованию резервных государственных фондов [26, c. 90].

4. Содействие развитию рыночной инфраструктуры.

5. Регулирование основных пропорций межотраслевого и внутриотраслевого обменов.

6. Обеспечение условий для нормальной конкуренции на продовольственном рынке.


7. Защита отечественных товаропроизводителей путем проведения протекционистской политики и поощрение экспорта.

8. Разработка маркетинговых и консалтинговых программ для развития малого бизнеса и предпринимательства в аграрном секторе экономики.

На региональном уровне должны решаться следующие задачи:

1. Построение долгосрочного прогноза, содержащего основные тенденции экономического развития региона [26, c. 91].

2. Разработка стратегических концепций по использованию и развитию ограниченных ресурсов (земельных, трудовых и финансовых), направленных на увеличение объемов сельскохозяйственного производства.

3. Осуществление бизнес - планирования и инновационно -инвестиционного проектирования для разработки конкретных целей развития агропромышленного комплекса региона на 4-5 лет [27, c. 85].

Формы господдержки реализуются через организационно-экономический механизм государственной поддержки сельского хозяйства (рисунок 1). Организационно-экономический механизм сформирован из 8 блоков, взаимосвязанных между собой, среди которых организационно-управленческий, экономический, финансовый, технико-технологический, социальный, мотивационный, экологический и правовой [33, c. 54]. Каждому блоку присущи свои элементы, а последним - компоненты.

Рис. 1. Элементы и формы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей [33, c. 55]

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

К прямому государственному субсидированию можно отнести поддержку доходов производителей сельскохозяйственной продукции, суть которой – прямые государственные компенсационные платежи, а также платежи, которые государство выплачивает сельхозпроизводителям в случае ущербов, полученных в результате стихийных бедствия [11, c. 15].

К косвенной государственной поддержке производителей сельскохозяйственной продукции следует отнести: страхование будущего урожая, кредитование отраслей животноводства и растениеводства на льготных условиях. Каждый из указанных путей государственной поддержки имеет свой определенный механизм [13, c. 59].

Форма опосредованной поддержки представлена мероприятиями по обеспечению благоприятных организационно-экономических условий функционирования сельхозтоваропроизводителей.

Развитие эффективного сельского хозяйства в условиях жесткой конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции требует постоянной и целенаправленной технической модернизации отрасли. Техническая база аграрного производства формирует материальную основу для освоения современных технологий, интенсивного и эффективного производства.


2. Оценка эффективности бюджетных расходов в АПК Нижегородской области

2.1. Состояние АПК Нижегородской области

Агропромышленный комплекс Нижегородской области в 2015 году выпустил продукции на 73,5 млрд. руб. (1,5% от российского объема, 27-е место среди регионов Российской Федерации). В области было произведено 6,4% продукции сельского хозяйства Приволжского Федерального округа.

Специализация Нижегородской области в 2015 году в примерно равной доле была сфокусирована на выпуске товаров животноводства и растениеводства. Доля растениеводства в стоимостном выражении составила 49,3%, доля животноводства - 50,7% [34].

Животноводство специализировалось в большей степени на молочно-мясном скотоводстве и птицеводстве. В 2015 году Нижегородская область по размеру стада крупного рогатого скота заняла 21-е место в России, в том числе по стаду коров - 25-е место. По объемам мяса домашней птицы область в 2015 году заняла 27-е месте в рейтинге регионов этого типа мяса, говядины - на 28-м месте. Объемы яиц домашней птицы вывели область в первую десятку производителей яиц. По выпуску молока Нижегородская область стала 17-й.

Если говорить об остальных отраслях животноводства, то область занимает 31-е место по количеству свиней, 43-е - по выпуску мяса свинины, 38-е - по численности стада овец и коз, 41-е – по объему выпуска мяса баранины и козлятины.

Растениеводство области в 2015 году специализировалось главным образом на картофеле, зерновых культурах, а также рапсе и сахарной свекле.

По сбору картофеля область стала третьей среди крупнейших российских регионов, пропустив только Брянскую и Тульскую области [35].

Из зерновых культур в области в 2015 году очень активно выращивался овес (9-е место), озимая и яровая рожь (12-е место), просо (24-е место), кукуруза на зерно (25-е место), озимая и яровая пшеница (27-е место), озимый и яровой ячмень (29-е место). По сбору гречихи область заняла 40-е место, озимой и яровой тритикале - 53-е место.

Выпуск зернобобовых культур в 2015 году вывел область на 18-е место, в том числе по выращиванию гороха - на 14-е место.

В 2015 году по объемам выпуска сахарной свеклы область стала 20-й среди регионов Российской Федерации.


По объемам выпуска масличных культур область также вошла в двадцатку. В том числе по сборам семян озимого и ярового рапса (18-е место), семян рыжика (19-е место). По сборам семян горчицы - 26-е место, соевых бобов - 32-е место.

По сборам овощей открытого и защищенного грунта область стала 36-й. В том числе по сборам тепличных овощей - 26-е место, овощей открытого грунта - 44-е место.

Животноводство области в 2001-2015 гг. характеризовалось [34]:

- снижением численности КРС, в том числе коров, объемов выпуска мяса говядины и относительно стабильными объемами производства молока;

- увеличением выпуска мяса домашней птицы и яиц;

- снижением численности свиней и объемов выпуска мяса свинины, но с 2013 года отмечается слабое восстановление показателей;

- снижением численности овец и коз и объемов выпуска мяса баранины и козлятины.

Животноводство Нижегородской области в 2015 году обеспечило объем производства продукции в размере 37,3 млрд. руб. В общей стоимости продукции животноводства, который произведен в Российской Федерации, доля области составила 1,6% (25-е место).

Производство мяса в области в 2015 году показало следующие параметры. Объем производства мяса всех видов в убойном весе был равен 93,6 тыс. тонн. Из данного объема на мясо домашней птицы пришлось 51,7%, на свинину - 24,1%, на говядину - 22,1%, на баранину и козлятину - 1,0%, на другие виды мяса - 1,2%.

Численность КРС в области на конец 2015 года составила 281,2 тыс. голов (1,5% от общей численности в стране). В том числе, поголовье коров равнялось 122,4 тыс. голов (1,5%). За пять лет (к уровню 2010 года) численность стада КРС снизилась на 13,3%, за 10 лет - на 32,0%, к 2001 году - на 53,5%. Численность коров за 5 лет снизилось на 10,4%, за 10 лет - на 30,0%, к 2001 году - на 53,9%.

Сельское хозяйство области в 2015 году обеспечило выпуск продукции растениеводства на сумму 36,2 млрд. руб. (1,4% от стоимости растениеводческой продукции, 26-е место среди регионов).

Общий размер посевных площадей в области в 2015 году составил 1125,0 тыс. га (1,4% от всех посевных площадей, 24-е место).

В структуре площадей области в 2015 году самую большую долю имели кормовые культуры (39,8%), озимая и яровая пшеница (25,8%), озимый и яровой ячмень (11,4%), овес (6,4%), озимая и яровая рожь (2,5%), озимый и яровой рапс, зернобобовые культуры (по 2,4%), картофель промышленного выращивания (1,4%), кукуруза на зерно (1,2%), сахарная свекла (1,1%).

В более малых масштабах выращивались горчица (0,4%), рыжик (0,3%), озимая и яровая тритикале, овощи открытого грунта в промышленном секторе, соя, просо (по 0,1%) и гречиха (0,05%). На другие площади пришлось 4,4% [35].


В 2015 году производство картофеля в области выросло на 33,7% и стало равным 414,1 тыс. тонн (5,5% от объема производства). Посевные площади увеличились на 8,2% и составили 15,9 тыс. га (4,4% от всех площадей в Российской Федерации). По размерам посевных площадей область в 2015 году стала 3-й среди регионов, уступив первенство Брянской и Тульской областям [34].

Сборы овощей открытого и защищенного грунта в области в 2015 году выросли на 5,3% и стали равными 26,4 тыс. тонн (0,5% от общего объема). Из данного объема 17,2 тыс. тонн пришлось на овощи открытого грунта (0,4% от производства) и 9,2 тыс. тонн на овощи защищенного грунта (1,2%). Объемы производства овощей увеличились по отношению к показателям 2014 года, на 5,9% и на 4,2% соответственно. Посевные площади овощей открытого грунта в области в 2015 году снизились на 16,7% до 0,9 тыс. га (0,5% от всех площадей овощей открытого грунта, 41-е место).

В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области за 2016 год всеми категориями сельхозтоваропроизводителей выпущено продукции в действующих ценах на сумму 74540 млн. рублей. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства равнялся 100,1%. В 2016 году собрано 1127,4 тыс. тонн зерна в весе после доработки, что составило 98% к уровню 2015 года, в том числе пшеницы 617,4 тыс. тонн (101,2%) [35].

2.2. Эффективность и влияние бюджетных расходов на развитие АПК Нижегородской области

Проанализируем статистические данные о состоянии агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2010-2015 гг. в следующем разрезе:

- сельскохозяйственных организаций (СХО);

- крестьянско-фермерских хозяйств (КХФ) и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые занимаются производством.

КХФ и ИП в Нижегородской области почти в десять раз меньше, чем СХО, по величине доходов и посевным площадям. Животноводство в КХФ и ИП по сравнению с СХО в области развито незначительно (таблица 1).

Таблица 1

Финансовое состояние отрасли, тыс. руб.

Финансы КХФ+ИП

2012

2013

2014

2015

Число хозяйств (КХФ+ИП), ед.

663

436+264

426+319

Доходы

1855409

2108239

2517896

2570935

в т.ч. господдержка из бюджетов всех уровней

374019

377321

404086

329244

господдержка в % от поступлений денежных средств

20,16

17,9

16,05

12,81