Файл: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ (Экономическая сущность приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Исследование опыта приватизации («деинвестиции») в Индии

В Индии роль государства в экономике определяется общей целью модернизации социально-экономической структуры[37].

После завершения основного этапа импортозамещения и создания собственной индустриально-технической базы в стране происходит переход к экспорториентированной модели развития, официально объявленный с провозглашением экономической реформы 1991 г. Как и в России, основное направление реформы – расширение открытости экономики, свободы рынка и крупного частного предпринимательства, в том числе иностранного.

Однако, хотя экономика Индии и до реформы была рыночной и значительно лучше, чем российская экономика, подготовленной к либерализации и глобализации, Индия не пошла на тотальный демонтаж системы государственного сектора и государственного регулирования.

В Индии не ставится задача демонтажа государственного сектора и перехода государственных предприятий в частный сектор. Было официально заявлено, что прибыльные государственные предприятия, как правило, не будут приватизироваться, а в отношении убыточных предприятий принимаются меры по их оздоровлению, в том числе разрабатываемые специально созданными для этого организациями. Продолжается развитие государственного сектора, прежде всего, в сфере материальной и финансовой инфраструктуры.

Вместе с тем, переход к экспорториентированной модели развития в ходе экономической реформы 1991 г. открыл большинство отраслей, прежде зарезервированных за государственным сектором экономики, для частных индийских и иностранных компаний.

Наряду с ослаблением импортного протекционизма это поставило государственные предприятия в условия острой конкуренции с крупными отечественными и зарубежными частными предприятиями, в том числе с транснациональными корпорациями[38].

Одновременно крупные государственные ассигнования на развитие экономики и социальные программы уменьшали возможности поддержки государственных предприятий за счет средств государственного бюджета. Чтобы поддержать конкурентоспособность государственных предприятий в этих условиях, центральное правительство уменьшает возлагаемый на них груз общенациональных и социальных функций, совершенствует их управленческую структуру, расширяет их автономию в вопросах ценообразования, оперативной деятельности, инвестиций, привлечения капитала.


Приватизация является составным элементом (и отнюдь не главным) этих мер по повышению коммерческой эффективности и конкурентоспособности государственных предприятий. Она не предполагает их перехода в частный сектор и потому ныне именуется не «приватизацией», а «деинвестициями», то есть частичным уменьшением государственных инвестиций в акционерном капитале государственных компаний путем их публичной продажи.

Официальной целью деинвестиций было объявлено развитие собственности народа в государственных предприятиях и его участия в их богатстве и процветании, обеспечивая в то же время, чтобы акции правительства не сократились до >51% и чтобы правительство сохранило управленческий контроль.

Приватизация (деинвестиции) отнюдь не является всеобъемлющим процессом и характеризуется индивидуальным подходом к рассмотрению ее целесообразности и характера проведения в каждом отдельном случае. Расширение индийского частного сектора осуществляется не путем приватизации государственных предприятий, а путем поощрения частного предпринимательства и создания новых предприятий и мощностей, прежде всего в приоритетных отраслях экономики.

Подход к приватизации характеризуется также пониманием того, что приватизация не может рассматриваться и как путь сокращения бюджетного дефицита, ибо увеличение бюджетных поступлений в год приватизации в последующие годы приводит к их сокращению.

Все это определило характер и масштабы приватизации (деинвестиций). Из сорока государственных компаний, которые в период 1991/92-1999/2000 гг. продали часть своих акций, только в одной компании центральное правительство продало более 50% акций. В семи оно сохранило в своих руках 50-60% акций, в семи – 60-75%, в 16 – 75-95% , в 9 – свыше 95%. Таким образом, государство сохраняет полный контроль над этими предприятиями. Кроме того, для увеличения поступлений в бюджет при сохранении государственного контроля над предприятиями часть акций правительства была продана другим государственным предприятиям, то есть в рамках самого госсектора[39].

В структуре акционерного капитала компаний центрального правительства абсолютно доминирующее положение государственной собственности сохранилось и в годы реформы, а роль частных индийских и иностранных акционеров остается незначительной как в целом по Индии, так и в большинстве отраслей экономики. В 2008/09 г. 83,8% акций компаний центрального правительства принадлежало этому правительству (включая его акции в холдинговых компаниях), 4,2% – правительствам штатов, 8,5% – государственным холдинговым компаниям, 1,3% – индийским (в основном, государственным) финансовым организациям, 1,3% – работникам этих компаний; лишь 2,2% принадлежали индийским частным акционерам и 1,8% – иностранным акционерам.


Отсутствие перехода государственных предприятий в частный сектор отнюдь не помешало быстрому росту последнего. Этот рост происходил не за счет скупки акций действующих государственных предприятий, а за счет новых инвестиций и создания новых мощностей. Государство и государственный сектор способствовали росту всех секторов экономики. Избранная стратегия обеспечивает постоянный рост капиталовложений всех секторов экономики[40].

Проведенное во второй главе исследование позволяет сделать следующие выводы.

В России в 1990-е гг. попытки создать целостную концепцию реформ не увенчались успехом. Стремление во что бы то ни стало обеспечить макроэкономическую стабильность средствами финансово-денежной политики предопределило явно недостаточное внимание к развитию индустрии, значение которой для создания рыночной экономики явно преуменьшалось. Политика в этой сфере была подменена разработкой и реализацией курса на «приватизацию», нередко, носившую криминальный характер. На деле, приватизация 90-х гг. разрушила единый хозяйственный механизм, началась волна банкротств действовавших производителей.

Экономическая реформа в Индии началась практически одновременно с реформой в России — в 1991 г. Обе реформы имели одинаковую направленность — расширение свободы рынка и крупного частного предпринимательства. Однако подходы к проведению этой реформы, в том числе в вопросе о приватизации, как было показано выше, существенно различались. Это определило и различия в результатах реформы. Системный подход обеспечил управляемость и предсказуемость развития индийской экономики, что, в свою очередь, способствовало привлечению капиталовложений, в том числе иностранных.

Глава 3. Перспективы развития приватизационных процессов в России

3.1. Приватизация государственной собственности в контексте стратегического планирования экономики России


За последние несколько лет российские власти не раз заявляли о необходимости провести масштабную приватизацию государственных активов, главным образом для пополнения доходов бюджета после мирового финансового кризиса и для улучшения инвестиционного климата в стране. В 2011 г. Дмитрий Медведев, на тот момент занимавший пост президента России, внес предложение существенно расширить программу приватизации, что отразилось в прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2011–2013 гг.[41].

Одной из главных целей новой программы провозглашалось эффективное отчуждение государственного имущества, востребованного в коммерческом обороте. Активы, находящиеся в собственности государства, должны эффективно управляться, принося доход государству и обществу, или находить добросовестного собственника, который улучшит состояние данного актива[42].

В «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» обозначены шесть основных принципов проводимой приватизации:

1. Принцип определенности: применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должны быть сформированы и нормативно определены цель, для достижения которой служит объект, и способ ее достижения. «Объясняй или продавай»: то есть если орган власти не сформулировал стратегию развития и не заявил актив как необходимую часть для исполнения этой стратегии, объект должен перейти из собственности государства к новому собственнику. Для достижения целевых функций стратегического развития приватизируемых объектов должны разрабатываться так называемые «дорожные карты» — пошаговые сценарии развития, в которых отображены все мероприятия по приватизации компании, проводимые на корпоративном и законодательном уровнях.

2. Принцип прозрачности: обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления.

3. Принцип обеспечения баланса интересов: национальной безопасности, обороноспособности страны, социальной ответственности и экономических интересов. Принятие обоснованных решений о преобразовании собственности с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач должно осуществляться в контексте стратегического планирования.

4. Принцип непрерывности осуществления контроля: непрерывный контроль за достижением установленных целей и задач, показателей их достижения, а также соблюдением принципов и механизмов управления. Купив государственное предприятие, новый собственник должен добиваться заявленных при покупке целей, а федеральные органы исполнительной власти и Росимущество в частности должны выстраивать мониторинг того, что происходит дальше с приватизированными активами.


5. Принцип проектного подхода: определение планов достижения определенных целей и задач управления, исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности.

6. Принцип ответственности: обеспечение профессионализма, мотивации и ответственности всех участников процесса управления за результат и достижение установленных показателей деятельности[43].

Принципы новой программы приватизации действительно соответствуют ее главной цели и отражают экономический подход к приватизации с позиций эффективности отчуждения имущества. Все же успешность проведения новой программы зависит от конкретных действий государства, от того, как эти принципы будут реализованы на практике. Рассмотрим, какие меры предлагает правительство для осуществления намеченных планов по приватизации. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает два этапа приватизации:

− первый этап (с 2012 по 2015 год) предполагает реализацию текущих планов, минимум радикальных решений и подготовку к существенному сокращению участия государства в экономике, запланированному на втором этапе;

− второй этап (с 2016 по 2020 гг.) предусматривает радикальное сокращение прямого участия государства в экономике[44].

К основным мерам Правительства РФ на первом этапе приватизации относят следующие:

  • введение моратория на создание новых государственных корпораций и государственных компаний, а также унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;
  • сокращение численности субъектов государственной собственности путем ликвидации широкой совокупности федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса;
  • преобразование унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в зависимости от характера и масштабов основной деятельности: в открытое акционерное общество (ОАО), в некоммерческие организации, в государственные учреждения, иные организационно-правовые формы;
  • реализация комплекса мер по расширению потенциальной базы для приватизации на втором этапе; что, в частности, предполагает оптимизацию количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента Российской Федерации;
  • расширение круга крупных компаний со смешанной собственностью (приватизация до уровня 75% плюс 1 акция);
  • приватизация «неликвидов» (мелких пакетов акций с низкой стоимостью);
  • активизация продажи непрофильных активов крупнейшими компаниями на конкурсных условиях в соответствии с едиными процедурами;
  • формирование единого информационного пространства продаж федерального, регионального и муниципального имущества[45].