Файл: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ (Экономическая сущность приватизации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Этапы российской приватизации
Экономическая сущность приватизации
Характеристика этапов российской приватизации
Глава 2. Проблемы российской приватизации
2.1. Оценка последствий российской приватизации
2.2. Исследование опыта приватизации («деинвестиции») в Индии
Глава 3. Перспективы развития приватизационных процессов в России
Введение
Актуальность. Современное рыночное хозяйство основывается на различных формах частной собственности. Платон в своих «Законах» отмечал, что
нерушимость и стабильность собственности является важным условием идеального государства. Частная собственность как основа капиталистического способа производства и присвоения признавалась К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Тема приватизации государственной собственности в РФ всегда была предметом острых дискуссий в научных и общественно-политических кругах, а в последнее время в связи с принятием новой программы приватизации федерального имущества она стала еще более актуальной. Новый план приватизации предусматривает тотальную распродажу государственного имущества — такой подход может усугубить проблему эффективного управления государственной собственностью и подорвать основы стратегического планирования экономики России.
Целью курсовой работы является исследование понятия и значения приватизации; выявление проблем приватизации в России и определение перспектив реализации новой программы приватизации федерального имущества.
Задачи курсовой работы:
- исследовать экономическую сущность приватизации;
- проанализировать этапы российской приватизации;
- выявить проблемы российской приватизации и их причины;
- рассмотреть зарубежный опыт приватизации (на примере Индии);
- определить перспективы реализации новой программы приватизации федерального имущества в России.
Предмет исследования – приватизация как форма преобразования собственности.
Объектом исследования являются процессы приватизации в России.
Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию приватизационных процессов в России.
В качестве методологической основы исследования использовались диалектический метод познания объективной реальности, методы и приемы формальной логики, статистические методы исследования экономической информации. Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.
Глава 1. Этапы российской приватизации
Экономическая сущность приватизации
Отношения приватизации в России регулируются Федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно этому закону, приватизация государственного и муниципального имущества — это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц[1].
Однако в целях рассмотрения приватизации как инструмента экономического развития страны нам важно принимать во внимание скорее не юридическое, а экономическое толкование этого понятия. Экономическая сущность приватизации состоит в перемещении ресурсов из государственного сектора в частный для освобождения государства от бремени управления теми предприятиями, которые способны самостоятельно и эффективно функционировать в рыночной экономике, и сосредоточения на деятельности стратегически значимых объектов государственной собственности, которые нуждаются в государственном финансировании для выполнения общественно важных функций[2].
Ключевым вопросом для экономического подхода является вопрос о том, насколько эффективно объекты собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников[3]. Подход к экономическим преобразованиям с позиций критериев экономической эффективности характерен для современных направлений экономической теории. Лауреат Нобелевской премии по экономике (2001) Джозеф Стиглиц сформулировал теорему, которая звучит следующим образом: государство принимает решение о приватизации предприятия только в том случае, если государственное предприятие перестает быть эффективным, и наоборот[4].
Однако на практике решения о преобразовании собственности могут диктоваться и иными обстоятельствами: давлением политических группировок, избранным политическим курсом, интересами теневого и криминального бизнеса. Все это, безусловно, не согласуется со стратегией развития экономики, направленной на повышение благосостояния граждан страны. Поэтому именно экономические критерии должны быть поставлены во главу угла при определении конкретных путей и форм преобразования государственной собственности. В свою очередь, наиболее эффективное управление государственной собственностью может быть достигнуто только в рамках стратегического планирования экономики как механизма, позволяющего координировать связи производителей для эффективного выполнения заказов конечных потребителей — домашних хозяйств, государства, экспортеров[5].
Характеристика этапов российской приватизации
Конец 80-х и начало 90-х гг. прошлого века ознаменовались переходом 27 постсоциалистических государств от административно-командной системы хозяйствования к рыночной. Исходным условием рыночной трансформации явилась приватизация государственной собственности. Одним из результатов приватизации в России стало то, что в 1993 г. из 86 тыс. предприятий были приватизированы 39 тыс., из которых 31 % - путем акционирования и 69 % - за счет продажи, на общую стоимость 753 млрд. руб.[6]
Стоит сказать о том, что приватизация в России началась до распада СССР в форме теневого вывода ресурсов из государственных компаний[7]. В табл. 1 приведены этапы ее развития.
Таблица 1
Этапы российской приватизации[8]
Этапы приватизации |
Периоды |
Основные методы |
Выигравшие группы |
Спонтанная приватизация |
1987-1991 гг. |
Вывод активов |
Номенклатура, комсомол |
Массовая приватизация |
1992-1994 гг. |
Раздача ваучеров |
Инсайдеры (менеджеры и работники) |
Денежная приватизация |
1994-1997 гг. |
Продажа и перепродажа активов |
Аутсайдеры и некоторые инсайдеры (менеджеры) |
Залоговые схемы |
1995-1996 гг. |
Мошенническая продажа банкам |
Олигархи |
Перерыв в приватизации |
1997-2000 гг. |
Олигархи |
|
«Точечная» приватизация |
с 2001 г. по |
Продажа активов |
Олигархи, иностранные инвесторы, аутсайдеры |
Еще до официального начала приватизации в 1992 г. фактически частным стало довольно большое количество предприятий легкой промышленности и сферы услуг. Спонтанная приватизация осуществлялась в виде официального
выкупа по балансовой стоимости активов предприятия ее руководством и работниками, намного уступавшей рыночной. Данный процесс был результатом роста реальных полномочий директоров и представителей местных и региональных структур власти на предприятиях[9].
Законодательная основа для приватизации была сформирована в РСФСР незадолго до распада СССР принятием в июле 1991 г. закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий и государственной программы приватизации. Были созданы соответствующие государственные структуры в виде Российского фонда федерального имущества, Государственного комитета по управлению государственным имуществом, под руководством и с участием которых и происходил сам процесс[10].
Российские граждане при ваучерном этапе приватизации с октября 1992 г. подучили 148 млн ваучеров по цене 25 руб. за один ваучер, имевший стоимость в 10 тыс. руб., который можно было продать или обменять на акции, что привело к формированию теневою (нерегулируемого) рынка ваучеров. Только к концу нюня 1994 г. были приватизированы более 15 тыс. крупных и средних предприятий, а к концу января 1993 г. были использованы 98 % всех ваучеров, индивидуальными владельцами акций стали более 40 млн российских граждан, что характеризует сильную распыленность акционерной собственности. В 1994 г. в среднем 60-65 % акционерного капитала принадлежало трудовому коллективу, из них 17-18 % - управленческому персоналу[11].
Основным недостатком приватизации 1992-1994 гг. было то, что в ходе нее не рассматривались решения о структурной перестройке предприятий и привлечении инвестиций[12].
В структуре доходов российского общества появляются новые его виды, такие как доходы от частной собственности, предпринимательской деятельности. Так, за 1990-1993 гг. доля доходов от собственности в структуре денежных доходов населения начинает повышаться с 2,5 до 3 %, а доходов от предпринимательской деятельности с 8,7 до 18.6 %, тогда как доля заработной платы сократилась с 74,1 до 58 %.
В рассматриваемый период времени начинается формирование нормативно-правовой базы государственного регулирования доходов и заработной платы появлением различных нормативных актов, таких как Указ Президента РФ об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий, законы «О подоходном налоге с физических лиц», «О занятости населения в РСФСР», «Об образовании», «Об основах федеральной жилищной политики».
Нужно отметить, что в условиях трансформации российской экономики в стране возникла и начала развиваться «воздушная» по своей сути разновидность малого и среднего предпринимательства, не производящая никакой продукции[13]. Продукция госпредприятий покупалась по заводским (трансфертным) ценам, на нее приклеивались этикетки, затем она реализовывалась по рыночным ценам. В условиях товарного дефицита эти меткие фирмы, больше называемые кооперативами, могли получать большие доходы. Создателями такого «бизнеса» были липа, которые имели непосредственное отношение к управлению государственными объектами[14].
Практически безвозмездная российская приватизация в условиях отсутствия соответствующих крепких законодательной и судебной систем обеспечивала возможность руководителям крупных компаний разворовывать их[15]. Такой вид деятельности осуществлялся через малые предприятия, создаваемые для торговли с крупными, переводом прибыли, а иногда и части оборотного капитала, амортизационных отчислений с крупного государственною или приватизационного предприятия на счета подставных компаний или лиц.
Оказываемая государством поддержка малым и средним компаниям приводила к росту их количества за счет разрушения предприятий и юридического выделения из них наиболее прибыльных подразделений под видом структур малого и среднего предпринимательства, что, в конечном счете, вело к сокращению налогооблагаемой базы и налоговых поступлений в бюджет[16].
Такое же явление можно было наблюдать в конце 50-х и начале 60-х гг. XX в. и в экономике США в условиях государственной поддержки малым предприятиям. Все это способствовало усилению адресности в вопросах предоставления льгот структурам малого и среднего бизнеса, для того чтобы помощь получали те, кому она предназначалась, а не подразделения крупных фирм[17].
Исследуя изменение форм собственности и их соотношение в российской экономике в результате приватизации 90-х гг. прошлого столетия, можно привести следующую динамику:
- в 1990 гг. в государственной собственности находились 90 % всех основных производственных фондов, 10 % - в колхозно-кооперативной;
- в 1992 гг. на государственную собственность приходилось 80 % всех основных производственных фондов;
- в 1993 г. негосударственный сектор производил 52 % ВВП страны, 75 % мелких предприятий и 25 % рабочей силы были сосредоточены в частном секторе;
- в 1994 г. на государственный сектор приходится 62 % основных производственных фондов, на негосударственный сектор - 58 % ВВП и 75 % рабочей силы - на частный сектор[18];
- в 1995 г. 2/3 ВВП производилось негосударственным сектором;
- в 1996 г. на 124,6 тыс. приватизированных предприятиях, что составляло 60 % от общего числа государственных предприятий перед началом приватизации, было произведено 70% ВВП;
- в 1999 г уже 80 % ВВП приходилось на частный сектор и только 20 % - на государственный[19].
Таким обратом, с 1990 по 1999 гг. произошло значительное сокращение доли госсектора в структуре российской экономики, только с 1993 по 1999 гг.: доля ВВП на негосударственный сектор увеличилась на 54 %.