Файл: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ (Экономическая сущность приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Радикальное сокращение прямого участия государства в экономике на втором этапе предполагает полную приватизацию крупнейших компаний либо снижение в них доли государственного участия до уровня блокирующего пакета акций; сокращение государственного участия в государственных институтах развития и специализированных банках за счет дополнительной эмиссии; преобразование государственных корпораций (прекращение деятельности либо преобразование в ОАО и приватизация части пакета акций).

Таким образом, на втором этапе проводимых правительством мер имеет место презумпция полезности приватизации, согласно которой планируется приватизировать абсолютно все государственное имущество, за исключением активов, необходимых для исполнения отраслевых стратегий (принцип «объясняй или продавай»)[46].

Однако не все поддерживают такую стратегию. Группа ученых Российской академии наук предложила президенту России Владимиру Путину радикально изменить экономическую политику: усиливать государственный сектор и ввести мораторий на приватизацию. Сейчас, полагают ученые, усиление роли государства объективно необходимо, а приватизацию можно продолжить после того, как произойдет выход на новый технологический уклад. Пока же предполагается, что технический переворот сможет осуществить только государство, так как частная инициатива слишком слаба[47]. На наш взгляд, эта правильная позиция, так как в контексте стратегического планирования государственная собственность является эффективным инструментом экономического развития и ее полная передача в частные руки представляется неоправданной.

С момента начала реализации «Прогнозного плана приватизации государственного имущества» прошло уже более три года — достаточный срок для того, чтобы судить о том, согласуются ли меры, предлагаемые правительством на нынешнем этапе приватизации, с декларируемыми в «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» принципами.

Совершенно не соответствует принципу обеспечения баланса интересов политика «расширения потенциальной базы для приватизации», что в действительности предполагает тотальное исключение из перечня стратегических предприятий России крупных объектов государственной собственности, задействованных в реальном секторе экономики, а также научно-исследовательских центров, которые уже сейчас отдаются в руки частных владельцев.


Каким бы эффективным ни был новый собственник (хотя критерии выбора эффективного собственника также весьма размыты), главной целью функционирования частного бизнеса всегда было и будет получение прибыли. Когда речь идет об объектах собственности, имеющих стратегическое значение для всей страны, конечной целью является благосостояние граждан, но никак не финансовая выгода собственника. Поэтому такие объекты должны оставаться в собственности государства, которое сможет, исходя из национальных интересов и приоритетов развития, распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы между отраслями экономики для эффективного выполнения заказов конечных потребителей. В таком согласовании материальных, трудовых и финансовых балансов и заключается суть стратегического планирования[48].

В качестве контроля над бывшими государственными компаниями после их приватизации Росимущество видит: сохранение права «золотой акции» после продажи компании; специальные условия для участников конкурсов по продаже компаний; запрет на дальнейшее отчуждение или переуступку прав собственности на приватизируемые предприятия на определенный срок[49]. Однако эти меры не закреплены законодательно, также не определены критерии выбора эффективного собственника. Поэтому придется признать, что механизм контроля все еще не разработан.

3.2. Риски новой программы приватизации в России

Новая программа приватизации по своим масштабам и возможным разрушительным последствиям сопоставима, по мнению ряда исследователей, с приватизацией 90-х гг. Тогда спонтанный характер приватизации привел к тому, что государственный сектор в России сформировался по остаточному принципу; казна недополучила доходов от приватизированного имущества; возник широкий слой неэффективных квазисобственников; сформировалась система теневой экономики. Сегодня существуют иные риски, связанные, в том числе с тем, что приватизация затрагивает государственные компании в реальном секторе экономики, имеющие стратегическое значение для всей страны.

Для предотвращения негативных последствий при реализации новой программы приватизации, на наш взгляд, важно понимать следующее:

− во-первых, необходимо учитывать множественность объектов госсектора и дифференцировать подход к различным видам государственной собственности;


− во-вторых, приватизационные процессы не должны затрагивать сферы жизнедеятельности, являющиеся стратегически важными, так как возможна подмена общественных интересов узкоспециальными — ведомственными и частными;

− в-третьих, приватизация не должна быть самоцелью, она является только инструментом в рамках общей стратегии социально-экономического развития страны.

Приватизация не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий, так как экономическая эффективность гораздо больше зависит от институциональных условий.

Если «стратегическое ядро» российской экономики остается в собственности и под контролем государства, приватизация может быть поддержкой стратегического планирования. Привлечение дополнительных бюджетных средств не должно быть приоритетной целью приватизации, это, скорее, краткосрочная цель, а стратегическое планирование ориентирует нас на долгосрочные цели, совершенствование институциональной среды в целом и в конечном счете — на увеличение благосостояния граждан.

Таким образом, проведенное в третьей главе исследование позволяет сделать вывод, что главной целью новой программы приватизации федерального имущества является эффективное отчуждение государственного имущества, востребованного в коммерческом обороте. Активы, находящиеся в собственности государства, должны эффективно управляться, принося доход государству и обществу, или находить добросовестного собственника, который улучшит состояние данного актива. Принципы новой программы приватизации действительно соответствуют ее главной цели и отражают экономический подход к приватизации с позиций эффективности отчуждения имущества. Все же успешность проведения новой программы зависит от конкретных действий государства, от того, как эти принципы будут реализованы на практике.

Заключение

Экономическая сущность приватизации состоит в перемещении ресурсов из государственного сектора в частный для освобождения государства от бремени управления теми предприятиями, которые способны самостоятельно и эффективно функционировать в рыночной экономике, и сосредоточения на деятельности стратегически значимых объектов государственной собственности, которые нуждаются в государственном финансировании для выполнения общественно важных функций.

Однако, в России обладание властью номенклатуры позволило осуществить рыночные преобразования в выгодном для бюрократии виде. Российский народ был отстранен от процессов приватизации земли и от использования природной ренты. В приватизированных отраслях бюрократия смогла прямо или через олигархов обеспечить себе контроль над приватизированной собственностью. При этом население лишилось своих многомиллиардных денежных накоплений за счет их обесценивания, которые могли бы послужить базой для разлития структур малого и среднего предпринимательства в стране.


В России в 1990-е гг. попытки создать целостную концепцию реформ не увенчались успехом. Стремление во что бы то ни стало обеспечить макроэкономическую стабильность средствами финансово-денежной политики предопределило явно недостаточное внимание к развитию индустрии, значение которой для создания рыночной экономики явно преуменьшалось. Политика в этой сфере была подменена разработкой и реализацией курса на «приватизацию», нередко, носившую криминальный характер. На деле, приватизация 90-х гг. разрушила единый хозяйственный механизм, началась волна банкротств действовавших производителей.

Экономическая реформа в Индии началась практически одновременно с реформой в России — в 1991 г. Обе реформы имели одинаковую направленность — расширение свободы рынка и крупного частного предпринимательства. Однако подходы к проведению этой реформы, в том числе в вопросе о приватизации, как было показано выше, существенно различались. Это определило и различия в результатах реформы. Системный подход обеспечил управляемость и предсказуемость развития индийской экономики, что, в свою очередь, способствовало привлечению капиталовложений, в том числе иностранных.

Главной целью новой программы приватизации федерального имущества в России является эффективное отчуждение государственного имущества, востребованного в коммерческом обороте. Активы, находящиеся в собственности государства, должны эффективно управляться, принося доход государству и обществу, или находить добросовестного собственника, который улучшит состояние данного актива. Принципы новой программы приватизации действительно соответствуют ее главной цели и отражают экономический подход к приватизации с позиций эффективности отчуждения имущества. Все же успешность проведения новой программы зависит от конкретных действий государства, от того, как эти принципы будут реализованы на практике.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. № 2884. 26.01.2002. URL: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html.
  2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О концепции управления федеральным имуществом на период до 2018 г.» // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: www.economy.gov.ru.
  3. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/priv-tree_files-fl-6.pdf.
  4. Бодрова Е.В. Российская приватизация: спорные проблемы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-1. С. 74-78.
  5. Бодрова Е.В. Российская приватизация: «время разбрасывать камни…» // Власть. 2014. № 2. С. 5-9.
  6. Ведута Е.Н. Карт-бланш. Вспомнить рецепты прошлого века. URL: http://www.ng.ru
  7. Волконский В.А. Драма духовной истории: внеэкономические основания экономического кризиса. Экономические основания многополярного мира. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/vol01/4.
  8. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sps.ru/?id=214366
  9. Гишкаева Л.Л. Приватизация в России: специфика и перспективы // Перспективы науки. 2013. № 11 (50). С. 125-128.
  10. Гоголь А.А., Старченко Н.В. Приватизация в России – третья волна // Журнал новой экономической ассоциации. 2013. № 4 (20). С. 154-158.
  11. Дергунова О. Принципы приватизации. // Газета.Ru. Бизнес. 09.10.2012. URL: www.gazeta.ru/financial/20 12/10/09/4805485.shtml.
  12. Дубская А.С., Маланин А.В. Приватизация в России: цели, этапы, последствия и перспективы // В сборнике: Сборник материалов V всероссийской, 58 научно-практической конференции молодых ученых "Россия молодая В 2 томах. Ответственный редактор В.Ю. Блюменштейн; Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева. 2013. С. 226-228.
  13. Желнин А.И. Масса и отчуждение: между тотализацией и приватизацией // Новые идеи в философии. 2012. Т. 2. № 20. С. 110-115.
  14. Итоговый доклад экспертной группы по направлению «Управление государственной собственностью и приватизация» // Официальный сайт «Стратегия 2020». URL: http://2020strategy.ru/g15/news/32656265.html (22.01.2013).
  15. Кононкова Н.П. Теория и практика государственной собственности. - М., 2010.
  16. Кудров В.М. Россия и мир: экономика России в мировом контексте. Изд. 2-е. испр. и доп. - М., 2010.
  17. Маляров О.В. Независимая Индия: эволюция социально-экономической модели и развитие экономики. М. 2010.
  18. Михайленко Д.А. Приватизация государственной собственности в контексте стратегического планирования экономики России // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 42. С. 120-132.
  19. Приватизация: цели государства, ожидания инвесторов. Материалы круглого стола. // Ведомости. Конференции. 10.10.2012. URL: www.vedomosti.ru/events/priv/.
  20. Стародубовская И.В., Мау В.А. Великие революции. От Кромвеля до Путина. - М., 2005.
  21. Трифонов В.А. Приватизация как форма преобразования государственной собственности в современной российской экономике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 1-2 (57). С. 235-240.
  22. Ученые призвали Путина прекратить распродажу госимущества. // Lenta.Ru. Экономика. 28.02.2013. URL: http://lenta.ru/news/2013/02/28/glaziev/.
  23. Чиновники назвали три способа контроля над приватизированными компаниями. // Lenta.Ru. Экономика. 27.02.2013. URL: http://lenta.ru/news/2013/02/27/control/
  24. Шереметьева Л.Н. Народная приватизация по-российски: оценки и выводы // Universum: общественные науки. 2014. № 3 (4). С. 2.
  25. Стародубовская И.В., Мау В.А. Великие революции. От Кромвеля до Путина. - М., 2005.
  26. Яковлев А.М. Сумерки. М., 2005. – С. 624-625.

  1. Федеральный закон № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».

  2. Гишкаева Л.Л. Приватизация в России: специфика и перспективы // Перспективы науки. 2013. № 11 (50). С. 125-128.

  3. Дубская А.С., Маланин А.В. Приватизация в России: цели, этапы, последствия и перспективы // В сборнике: Сборник материалов V всероссийской, 58 научно-практической конференции молодых ученых "Россия молодая В 2 томах. Ответственный редактор В.Ю. Блюменштейн; Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева. 2013. С. 226-228.

  4. Кононкова Н.П. Теория и практика государственной собственности. - М., 2010. – С. 45.

  5. Ведута Е.Н. Карт-бланш. Вспомнить рецепты прошлого века. URL: http://www.ng.ru

  6. Гишкаева Л.Л. Приватизация в России: специфика и перспективы // Перспективы науки. 2013. № 11 (50). С. 125-128.

  7. Желнин А.И. Масса и отчуждение: между тотализацией и приватизацией // Новые идеи в философии. 2012. Т. 2. № 20. С. 110-115.

  8. Гишкаева Л.Л. Приватизация в России: специфика и результаты // Перспективы науки. 2013. № 11 (50). С. 125-128.

  9. Дубская А.С., Маланин А.В. Приватизация в России: цели, этапы, последствия и перспективы // В сборнике: Сборник материалов V всероссийской, 58 научно-практической конференции молодых ученых "Россия молодая В 2 томах. Ответственный редактор В.Ю. Блюменштейн; Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева. 2013. С. 226-228.

  10. Дубская А.С., Маланин А.В. Приватизация в России: цели, этапы, последствия и перспективы // В сборнике: Сборник материалов V всероссийской, 58 научно-практической конференции молодых ученых "Россия молодая В 2 томах. Ответственный редактор В.Ю. Блюменштейн; Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева. 2013. С. 226-228.

  11. Гишкаева Л.Л. Приватизация в России: специфика и результаты // Перспективы науки. 2013. № 11 (50). С. 125-128.

  12. Желнин А.И. Масса и отчуждение: между тотализацией и приватизацией // Новые идеи в философии. 2012. Т. 2. № 20. С. 110-115.

  13. Желнин А.И. Масса и отчуждение: между тотализацией и приватизацией // Новые идеи в философии. 2012. Т. 2. № 20. С. 110-115.

  14. Дубская А.С., Маланин А.В. Приватизация в России: цели, этапы, последствия и перспективы // В сборнике: Сборник материалов V всероссийской, 58 научно-практической конференции молодых ученых "Россия молодая В 2 томах. Ответственный редактор В.Ю. Блюменштейн; Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева. 2013. С. 226-228.

  15. Бодрова Е.В. Российская приватизация: «время разбрасывать камни…» // Власть. 2014. № 2. С. 5-9.

  16. Бодрова Е.В. Российская приватизация: «время разбрасывать камни…» // Власть. 2014. № 2. С. 5-9.

  17. Желнин А.И. Масса и отчуждение: между тотализацией и приватизацией // Новые идеи в философии. 2012. Т. 2. № 20. С. 110-115.

  18. Бодрова Е.В. Российская приватизация: «время разбрасывать камни…» // Власть. 2014. № 2. С. 5-9.

  19. Бодрова Е.В. Российская приватизация: «время разбрасывать камни…» // Власть. 2014. № 2. С. 5-9.

  20. Желнин А.И. Масса и отчуждение: между тотализацией и приватизацией // Новые идеи в философии. 2012. Т. 2. № 20. С. 110-115.

  21. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации

    за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/priv-tree_files-fl-6.pdf.

  22. Трифонов В.А. Приватизация как форма преобразования государственной собственности в современной российской экономике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 1-2 (57). С. 235-240.

  23. Шереметьева Л.Н. Народная приватизация по-российски: оценки и выводы // Universum: общественные науки. 2014. № 3 (4). С. 2.

  24. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации

    за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/priv-tree_files-fl-6.pdf.

  25. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации

    за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/priv-tree_files-fl-6.pdf.

  26. Волконский В.А. Драма духовной истории: внеэкономические основания экономического

    кризиса. Экономические основания многополярного мира. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/vol01/4.

  27. Кудров В.М. Россия и мир: экономика России в мировом контексте. Изд. 2-е. испр. и доп. -

    М., 2010. – С. 454.

  28. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sps.ru/?id=214366

  29. Стародубовская И.В., Мау В.А. Великие революции. От Кромвеля до Путина. - М., 2005. – С. 339.

  30. Яковлев А.М. Сумерки. М., 2005. – С. 624-625.

  31. Яковлев А.М. Сумерки. М., 2005. – С. 624-625.

  32. Кудров В.М. Россия и мир: экономика России в мировом контексте. Изд. 2-е. испр. и доп. -

    М., 2010. – С. 118.

  33. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации

    за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/priv-tree_files-fl-6.pdf.

  34. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации

    за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/priv-tree_files-fl-6.pdf.

  35. Бодрова Е.В. Российская приватизация: спорные проблемы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-1. С. 74-78.

  36. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации

    за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/priv-tree_files-fl-6.pdf.

  37. Маляров О.В. Независимая Индия: эволюция социально-экономической модели и развитие

    экономики. М. 2010. – С. 46.

  38. Маляров О.В. Независимая Индия: эволюция социально-экономической модели и развитие

    экономики. М. 2010. – С. 46.

  39. Маляров О.В. Независимая Индия: эволюция социально-экономической модели и развитие

    экономики. М. 2010. – С. 46.

  40. Маляров О.В. Независимая Индия: эволюция социально-экономической модели и развитие

    экономики. М. 2010. – С. 46.

  41. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. № 2884. 26.01.2002. URL: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html.

  42. Дергунова О. Принципы приватизации. // Газета.Ru. Бизнес. 09.10.2012. URL: www.gazeta.ru/financial/20 12/10/09/4805485.shtml.

  43. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О концепции управления федеральным имуществом на период до 2018 г.» // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: www.economy.gov.ru.

  44. Итоговый доклад экспертной группы по направлению «Управление государственной собственностью и приватизация» // Официальный сайт «Стратегия 2020». URL: http://2020strategy.ru/g15/news/32656265.html (22.01.2013).

  45. Михайленко Д.А. Приватизация государственной собственности в контексте стратегического планирования экономики России // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 42. С. 120-132.

  46. Приватизация: цели государства, ожидания инвесторов. Материалы круглого стола. // Ведомости. Конференции. 10.10.2012. URL: www.vedomosti.ru/events/priv/.

  47. Ученые призвали Путина прекратить распродажу госимущества. // Lenta.Ru. Экономика. 28.02.2013. URL: http://lenta.ru/news/2013/02/28/glaziev/.

  48. Гоголь А.А., Старченко Н.В. Приватизация в России – третья волна // Журнал новой экономической ассоциации. 2013. № 4 (20). С. 154-158.

  49. Чиновники назвали три способа контроля над приватизированными компаниями. // Lenta.Ru. Экономика. 27.02.2013. URL: http://lenta.ru/news/2013/02/27/control/