Файл: Кадровая стратегия современной организации (Анализ численности и структуры персонала предприятия ООО "Интеркино").pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования численности персонала малого предприятия
1.1. Общие подходы к регулированию численности персонала малого предприятия
1.2. Этапы оптимизации численности персонала
1.3. Пути оптимизации численности персонала малого предприятия
Глава 2.Анализ состава и структуры персонала малого предприятия ООО «Интеркино»
2.1.Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ численности и структуры персонала предприятия
Глава 3. Пути оптимизации численности персонала на малом предприятии ООО «Интеркино»
По данным таблицы 4 видно, что в течение исследуемого периода снижается численность персонала в возрасте до 25 лет: в 2014 г. на одного работника по сравнению с 2013 г., в 2015 г. – еще на одного работника. Численность работников в возрасте от 25 до 30 лет в 2014 г. возросло на одного, но в 2015 г. снизилось (на одного работника) по причине сокращения штата. Существенных изменений возрастной структуры персонала в 2013-2015 гг. не происходило, однако, необходимо отметить тенденцию увеличения удельной доли трудовых ресурсов старших возрастных групп.
Наибольший удельный вес приходиться на персонал в возрасте от 25 до 35 лет, который составляет 40,0% и 38,5% соответственно. Следует отметить увеличение удельного веса работников в возрасте от 40 до 50 лет с 6,7 % в 2013-2014 гг. до 7,7 % в 2015 г., а также увеличение удельного веса работников старше 50 лет. Удельный вес самой молодой группы персонала (до 25 лет), напротив, с каждым годом уменьшается: в 2013 г. данная группа составляла 33 %, в 2014 г. – 27 %, а в 2015 г. снизилась до 23 %.
В таблице 5 представлена структура трудовых ресурсов предприятия по половому признаку.
Таблица 5
Структура трудовых ресурсов паба «People» по полу
Состав работников по полу |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Отклонения 2014/ 2013 |
Отклонения 2015/ 2014 |
|||||
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
|
Численность работников, всего В том числе |
15 |
100,0 |
15 |
100,0 |
13 |
100,0 |
- |
- |
-2 |
- |
Мужчины |
7 |
46,67 |
7 |
46,67 |
7 |
53,85 |
- |
- |
- |
7,18 |
Женщины |
8 |
53,33 |
8 |
53,33 |
6 |
46,15 |
- |
- |
-2 |
-7,18 |
По данным таблицы 5 видно, что соотношение мужчин и женщин на предприятии приблизительно одинаковое. В 2015 г. по сравнению с 2013-2014 гг. увеличился удельный вес мужчин (на 7,18 пункта) с соответствующим снижением удельного веса женщин.
В таблице 6 представлена структура трудовых ресурсов паба «People» по уровню образования. Из данных таблицы 6 видно, что в 2015 г. почти 62,0% работников имеет средне специальное образование это на 2 человека меньше чем в 2014 г., за счет уменьшения численности официантов и поваров. Количество работников с высшим и средним образованием осталось такое же количество, что и в 2014 г.
Таблица 6
Структура трудовых ресурсов паба «People»
по уровню образования
Состав работников по полу |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Отклонения 2014/2013 |
Отклонения 2015/ 2014 |
|||||
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
|
Численность работников, всего В том числе |
15 |
100,0 |
15 |
100,0 |
13 |
100,0 |
- |
- |
-2 |
- |
С высшим образованием Из них |
2 |
13,3 |
2 |
13,3 |
2 |
15,3 |
- |
- |
- |
+2,0 |
Директор |
1 |
6,6 |
1 |
6,6 |
1 |
7,7 |
- |
- |
- |
+1,0 |
Гл.бухгалтер |
1 |
6,6 |
1 |
6,6 |
1 |
7,7 |
- |
- |
- |
+1,0 |
Со средне специальным образованием Из них |
10 |
66,6 |
10 |
66,6 |
8 |
61,5 |
- |
- |
-2 |
-5,1 |
Администратор |
1 |
6,6 |
1 |
6,6 |
1 |
7,7 |
- |
- |
- |
+1,0 |
Старший официант |
1 |
6,6 |
1 |
6,6 |
1 |
7,7 |
- |
- |
- |
+1,1 |
Официанты |
4 |
26,7 |
4 |
26,7 |
3 |
23,1 |
- |
- |
-1 |
-3,6 |
Бармены |
2 |
13,3 |
2 |
13,3 |
2 |
15,4 |
- |
- |
- |
+2,1 |
Повара |
2 |
13,3 |
2 |
13,3 |
1 |
7,7 |
- |
- |
-1 |
+0,6- |
Со средним образованием |
3 |
20,0 |
3 |
20,0 |
3 |
23,1 |
- |
- |
- |
+3,1 |
Охранник |
2 |
13,3 |
2 |
13,3 |
2 |
15,4 |
- |
- |
- |
+2,1 |
Уборщик |
1 |
6,6 |
1 |
6,6 |
1 |
7,7 |
- |
- |
- |
+1,0 |
Всего работников |
15 |
100 |
15 |
100 |
13 |
100 |
- |
- |
-2 |
- |
В 2015 г. произошли негативные изменения в образовательной структуре персонала паба «People»: на 2 процентных пункта снизился удельный вес работников, имеющих высшее образование, на 5 пунктов сократился удельный вес работников, имеющих средне-специальное образование. В то же время удельный вес работников, имеющих только среднее образование в 2015 г. возрос с 20 до 23 %.
Таким образом, для паба «People» актуальна проблема повышения квалификации персонала.
Выводы.
Проведенный анализ основных показателей деятельности паба «People» за 2013-2015 гг. выявил факт снижения товарооборота в 2015 г. относительно 2013-2014 г.г. Численность работников предприятия, в том числе и оперативного персонала, снизилась в 2015 г. на 2 чел. относительно уровня 2013-2014 гг. и составила 13 человек, 7 человек – оперативный персонал. В 2015 г. отмечается негативный факт снижения производительности труда работников, что свидетельствует о неэффективном их использовании. Кроме того, оптимальное соотношение между ростом производительности труда и средней заработной платы на предприятии не поддерживается.
Проанализировав состав и структур трудовых ресурсов паба «People» можно сделать следующие выводы:
- в 2015 г. произошли негативные изменения в образовательной структуре персонала паба «People»: на 2 процентных пункта снизился удельный вес работников, имеющих высшее образование, на 5 пунктов сократился удельный вес работников, имеющих средне-специальное образование. В то же время удельный вес работников, имеющих только среднее образование в 2015 г. возрос с 20 до 23 %;
- существенных изменений возрастной структуры персонала в 2013-2015 гг. не происходило, однако, необходимо отметить тенденцию увеличения удельной доли трудовых ресурсов старших возрастных групп.
Негативные изменения в структуре персонала отрицательным образом влияют на производительность труда работников предприятия и на показатель товарооборота. Таким образом, для паба «People» актуальна проблема совершенствования состава и структуры персонала.
Глава 3. Пути оптимизации численности персонала на малом предприятии ООО «Интеркино»
На наш взгляд в ООО «Интеркино» для оптимизации численности персонала целесообразно использовать аутсорсинг, а именно выведение бухгалтера за штат предприятия. Заключив договор с консалтинговой компанией, ООО «Интеркино» получит реальную экономию денежных средств, так как содержание рабочего места бухгалтера, оплата налогов с заработной платы бухгалтерии ложатся на плечи консалтинговой фирмы. Работая с консалтинговой бухгалтерской организацией, ООО «Интеркино» приобретет ряд преимуществ (рис. 3).
Рисунок 3 – Преимущества аутсорсинга бухгалтерских услуг
Рассмотрим эти преимущества:
1) плавающие затраты в зависимости от объема работ. Принимая на работу бухгалтера, предприятие устанавливает ему оклад, который выплачивается независимо от объема выполняемых работ. Однако, деятельность любой компании не стабильна, особенно в период финансового кризиса, соответственно объем бухгалтерских операций то увеличивается, то уменьшается. В период спада предприятие терпит убытки, выплачивая зарплату бухгалтеру. Приняв предложение консалтинговой организации, предприятие оплачивает стоимость услуг, варьирующуюся в зависимости от объемов бухгалтерских операций;
2) постоянная доступность. Часто случается так, что в самый неподходящий момент бухгалтер оказывается в отпуске или на больничном, а решение вопроса требуется сегодня и сейчас. Аутсорсинговая компания всегда на месте и готова помочь в решении самых сложных и трудоемких вопросов;
3) экономическая выгода. Для обеспечения нормальных условий труда бухгалтеру необходимо оборудовать рабочее место, приобретать для него программные продукты, оплачивать канцелярские товары, специальные журналы и литературу. При заключении договора с аутсорсинговой организацией все необходимые затраты несет она;
4) минимизация штрафных рисков. Законодательством предусмотрены штрафные санкции за нарушение сроков сдачи отчетности, несвоевременную регистрацию в Фонде социального страхования, Пенсионном фонде, налоговых инспекциях. Заключив договор с аутсорсинговой компанией, предприятие будет освобождено от «бумажных» проблем, походов в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды. На основании договора бухгалтерского сопровождения эти функции, как правило, возлагаются на аутсорсинговую фирму;
5) кадровый учет — залог успеха. К сожалению, большинство руководителей не контролируют состояние кадровой документации на предприятии, часто забывая о Трудовом Кодексе РФ и штрафах, которые в соответствии с ним, могут быть взысканы с предприятия. В ООО «Интеркино» нет кадровых работников, а кадровый учет ведется бухгалтером. Специалисты аутсорсинговой компании помогут решить эти вопросы и наладить полный кадровый документооборот предприятия.
Управленческие издержки включают в себя затраты предприятия на содержание аппарата управления и обслуживающих подразделений. Рассмотрим затраты на содержание бухгалтера в ООО «Интеркино».
Таблица 7
Фактические средние ежемесячные/годовые расходы предприятия на содержание бухгалтера, тыс. руб.
Статья затрат |
Сумма |
Сумма |
|
Прямые расходы |
|||
Фонд оплаты труда бухгалтера |
45,8 |
549,6 |
|
Квартальное, годовое премирование |
10,4 |
124,8 |
|
Страховые взносы на обязательное социальное страхование |
13,6 |
163,2 |
|
Добровольное медицинское страхование и страхование жизни |
2,6 |
31,2 |
|
Прочие социальные выплаты |
4,2 |
50,4 |
|
Сервисное обслуживание рабочего места |
4,6 |
55,2 |
|
Расходы на подписку периодических изданий и специальной литературы |
1,2 |
14,4 |
|
Лицензионные расходы на программные продукты |
2,2 |
26,4 |
|
Амортизационные отчисления на основные средства |
4,2 |
50,4 |
|
Услуги транспорта |
3,1 |
37,2 |
|
Общие прямые затраты |
91,9 |
1102,8 |
|
Косвенные расходы |
|||
Почтово-телеграфные, нотариальные расходы |
0,6 |
7,2 |
|
Расходы на канцтовары и приобретение вспомогательных материалов (МБП) |
1,0 |
12,0 |
|
Услуги связи (стационарная, мобильная, Интернет, каналы связи) |
3,6 |
43,2 |
|
Общие косвенные расходы |
5,2 |
62,4 |
|
Общие расходы |
97,1 |
1165,2 |
Далее необходимо определить предварительную стоимость услуг возможных аутсорсеров. В основу определения стоимости услуг заложена стоимость содержания одной штатной единицы бухгалтерской службы (табл. 8).
Таблица 8
Экономический эффект от внедрения аутсорсинга
Статья затрат |
За месяц |
За год |
1 |
2 |
3 |
Бухгалтер в штате |
||
Общие затраты на содержание бухгалтера, тыс. руб. |
97,1 |
1165,2 |
Аутсорсинг |
||
Расходы на услуги бухгалтерской компании при заключении договора аутсорсинга, тыс. руб. |
58,3 |
700,0 |