Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Проблемы и перспективы развития системы негосударственного страхования
1.1 Проблемы деятельности негосударственных пенсионных фондов в России
1.2 Ожидаемые результаты и перспективы деятельности НПФ
2. Организация негосударственного страхования в НПФ
2.2 Характеристика продуктов «Регионфонд»
2.3 Сравнительный анализ продуктов на рынке пенсионного страхования по России
2.4 Результаты деятельности НПФ «Регионфонд» и общие рекомендации
По состоянию на конец 2017 г. фонд в состоянии выполнить в полном объеме обязательства, принятые по действующим договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Актуарный профицит размера пенсионных обязательств, принятых Фондом по действующим договорам негосударственного пенсионного обеспечения позволяют сделать вывод об устойчивости Фонда и уверенности в возможности Фонда выполнить эти обязательства в полном объеме. Применяемыми Фондом Пенсионными Правилами и действующими договорами негосударственного пенсионного обеспечения не предусматривается изменения условий договоров в части изменения методов оценки актуарных обязательств, методов оценки активов, в которые размещены средства пенсионных резервов.
Для снижения рисков неисполнения обязательств Фондом сформирован страховой резерв, удовлетворяющий требованиям законодательства, установленным Приказом ФСФР от 18 марта 2008 года «Об утверждении положения о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда» представлены в таблице 5
Таблица 5 - Показатели деятельности НПФ «РЕГИОНФОНД»
за 2013-2017 гг.
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Размер дохода от инвестирования пенсионных резервов, подлежащий зачислению на пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения (тыс. руб.) |
410 |
289 697 |
268 887 |
174 197 |
396 200 |
2 |
Размер дохода от инвестирования пенсионных накоплений, подлежащий зачислению на пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии (тыс. руб.) |
53 894 |
447 509 |
644 074 |
242 828 |
1 115 484 |
3 |
Размер дохода от инвестирования пенсионных резервов, направленный на формирование страхового резерва (тыс. руб.) |
8 700 |
30 |
|||
4 |
Количество участников, получающих негосударственную пенсию из Фонда (человек) |
2 361 |
2 341 |
2 287 |
2 267 |
2 341 |
5 |
Количество застрахованных лиц, формирующих накопительную часть пенсии в Фонде (человек) |
248 317 |
330 139 |
321 108 |
319 368 |
321 980 |
6 |
Размер пенсионных резервов Фонда (тыс. руб.), в том числе: |
3 751 098 |
3 812 588 |
3 884 240 |
3 871 901 |
3 989 290 |
7 |
— размер страхового резерва Фонда(тыс. руб.) |
262 936 |
271 636 |
279 898 |
293 537 |
293 819 |
8 |
Размер пенсионных накоплений Фонда (тыс.руб.), |
4 562 156 |
8 267216 |
10 627 466 |
10 837418 |
12 844 578 |
Нa результаты деятельности пенсионных фондов ключевое влияние, помимо финансового состояния, оказывают принимаемые ими инвестиционные декларации. Эти документы описывают стратегию инвестирования средств пенсионных накоплений в различные классы активов с учетом возможных финансовых рисков. С целью более объективного анализа эффективности инвестиционных стратегий НПФ используются индексы активов пенсионных накоплений, отражающих изменения активов трех предполагаемых портфелей НПФ: агрессивного (RUPAJ), сбалансированного (RUPMI) и консервативного (RUPCI).
Средние и крупные НПФ практикуют диверсификацию своих инвестиционных портфелей, зачастую передавая средства пенсионных накоплений в несколько управляющих компаний. В настоящее время, средствами НПФ «Регионфонд» управляют три управляющие компании, с которыми заключены договоры доверительного управления.
Неотъемлемой частью каждого договора доверительного управления является инвестиционная декларация.
Размер вознаграждения управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений зависит от суммы средств, переданных в доверительное управление, и составляет от 4,0% до 5,0% дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений за отчетный период, что соответствует требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Детальный результат деятельности НПФ «Регионфонд» виден на графиках рисунке 6.
Рисунок 6 - Доход, начисленный на счета участников, вкладчиков фонда и уровень инфляции (в % годовых)
В целом инвестиционный портфель НПФ «Регионфонд» и результат деятельности можно оценить как средний, как правило занимает позицию во второй - третьей десятке рейтинга негосударственных пенсионных фондов по доходности пенсионных накоплений. При этом НПФ «Регионфонд» ведет агрессивную политику, так как в рейтинге по объему акций Российских ОАО за 2014г. занимает 14 строчку среди всех фондов и 14 строчку в рейтинге по объему корпоративных облигаций. Использование такого сравнительно большого количества акций акционерных обществ, корпоративных облигаций, безусловно, несет за собой определенный риск, однако данная картина вполне характерна для фондов, не входящих в первую десятку крупнейших.
Так же стоит отметить, что на данный момент АО «Регионфонд» проходит процедуру реорганизации и будет присоединен к АО НПФ «САМФАР», единовременно к этому фонду присоединяются еще два, это НПФ «Европейский пенсионный фонд» и НПФ «Образование и наука». Объединение фондов усилит контроль над рисками, расходами и операционными процессами.
В настоящий момент рекомендаций по улучшению положения негосударственного пенсионного фонда дать можно не много, так как в большинстве своем все зависит от дальнейшей политики государства и как долго еще будет затягиваться мораторий на накопительную часть.
Но некоторым фондам, успешно прошедшим лицензирование и вступившим в программу гарантирования, уже стали возвращать накопительную часть, государство заявляло о том, что с 2016 года вернет накопительную часть в полной мере, но пока остается только ждать и заниматься инвестированием существующих доходов от прошлых лет и накопительной части, если ее вернули. Так же можно отметить неплохой вариант - это объединение фондов, с целью увеличения конкурентно способности, после произошедшего уравнивания с начала 2014 года.
Касательно граждан, кто был участником НПФ, и данный фонд обанкротился или не прошел лицензирование, то тут не нужно беспокоиться и самостоятельно ходить по инстанциям и возвращаться в ПФР или переходить в другой НПФ, здесь все достаточно просто, ЦБ РФ совершит все необходимые действия сам и все отчисления работодателем за весь период, конкретного гражданина, в не прошедшем лицензирование НПФ перейдут в ПФР, без учета инвестиционного дохода, так же если гражданин участвовал в программе софинансирования, то эти деньги тоже перейдут в ПФР, а так же сформированные за счет материнского капитала. Если же вырученные средства от реализации агентом по страхованию вкладов активов НПФ превысят размер гарантируемого номинала, то средства в размере превышения тоже поступят в ПФР, для восстановления застрахованным лицом потерянного инвестиционного дохода. Так же до конца 2015 года гражданам следовало сделать выбор отказаться от накопительной части и перевести все в страховую или же сохранить ее. И тут есть несколько вариантов действий:
- оставить все как есть, то есть накопительная часть в Пенсионном фонде РФ. Управлением средствами ПФ РФ занимается управляющая компания ВЭБа, она вкладывает пенсионные накопления граждан в два портфеля - базовый и расширенный, автоматически накопления инвестируются в расширенный портфель, он из себя представляет инвестиции в государственные ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги российский эмитентов, гарантированные РФ, банковские депозиты в рублях и иностранной валюте, облигации международных финансовых организаций. В случае, если гражданин хочет инвестировать свои накопления в базовый портфель, а именно - государственные ценные бумаги и корпоративные облигации российский эмитентов, то следовало до 31 декабря 2017 года подать заявление в местное управление ПФР, если гражданин этого не сделал, с начала 2018 года все средства, автоматически идут в расширенный портфель инвестирования.
- перевести все накопления в НПФ, с введением с 2018 года возможности пятилетнего периода инвестирования пенсионных накоплений НПФ смогут еще больше диверсифицировать инвестиционный портфель, вкладывая часть пенсионных накоплений в сторону более рисковых, но высокодоходных инструментов. Так же в ближайшее время портфель инструментов инвестирования НПФ дополнится инфраструктурными проектами, ожидаемая доходность по которым будет ощутимо выше уровня инфляции. Это позволит НПФ повысить эффективность инвестирования пенсионных накоплений, а лицам, застрахованным в НПФ, получить больший доход от формирования накопительной части.
- отказаться от накопительной части вообще. Граждане 1967 года рождения и моложе могли до 31 декабря 2017 выбрать: формировать только страховую часть пенсии или все таки страховую и накопительную одновременно, те кто этого не сделал, автоматически лишились накопительной части, все их взносы теперь идут только в страховую часть пенсии. Насколько выгодней остаться только со страховой частью пенсии однозначного ответа нет, в ПФР выделяют, что страховая часть гарантированно индексируется государством как минимум по уровню инфляции, в то время как пенсия в накопительной части передается в управляющие компании или в негосударственные пенсионные фонды и инвестируются ими на финансовом рынке. Накопительная часть не индексируется государством и ее доходность зависит только от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки.
При выборе НПФ первое, что нужно сделать - это обратить внимание на число управляющих компаний, так как соответственно деньги будут рассредоточены равномерно по нескольким управляющим компаниям, и в данном случае это является диверсификацией. А так же стоит выбирать из соображений сохранности и надежности вложений: из 80, на данный момент 69 вошли в систему гарантирования, это значит, что накопления в этих фондах гарантируется государством в лице агента страхования вкладов, но некоторые из них проходят еще и процедуру объединение, так что в дальнейшем цифра сократится. Ну и последнее на что стоит обратить внимание, это на доходность фонда в предыдущих периодах.
Заключение
Полагаясь на результаты проведенного анализа в настоящей курсовой работе, возможно отметить, что дополнительное пенсионное обеспечение следует рассматривать как наиважнейшую составляющую всей пенсионной системы, которая впоследствии позволит реализовать право граждан на достаточный и регулируемый ими уровень пенсии, и которая имеет все предпосылки стать достойным компенсатором невысокой государственной пенсионной страховки.
Использование негосударственного пенсионного обеспечения является может быть и перспективным на сегодняшний день, но об эффективности речи быть не может, нельзя забывать и об исключительной функции государства, выполняющего функции регулирования и контроля.
Основным предназначением НПФ является сохранение и преумножение средств для выплаты будущих пенсий своим участникам, следовательно, первостепенное значение должно придаваться финансовой устойчивости, надежности и стабильности фондов, на что и необходимо направить государственное регулирование деятельности НПФ.
В результате анализа рынка негосударственного пенсионного страхования можно сделать следующие выводы:
- Емкость рынка достаточно велика.
- Количество участников рынка НПФ достаточно большое.
- У ведущих НПФ имеются крупные пенсионные резервы, что говорит о стабильности их положения.
- С одной стороны, происходит ужесточение законодательства для НПФ (увеличение требований к стоимости имущества), что приводит к уменьшению количества НПФ, но с другой стороны, остаются самые надежные и устойчивые компании.
Развитию негосударственного пенсионного обеспечения также
способствует увеличивающаяся финансовая нагрузка государственных систем пенсионного обеспечения, которая обусловлена старением населения.
Несмотря на положительные тенденции развития системы негосударственного пенсионного обеспечения России, НПФ все еще не стали всеобщим инструментом добровольного пенсионного страхования граждан страны. Спутником российского рынка НПФ является набор недостатков российской экономики, к которым можно отнести:
- наличие множественных регуляторов деятельности НПФ (Минздравсоцразвития, ФСФР, МЭРТ, Минфин, Минюст, ФНС, Банк России). В результате длительные согласования позиций ведомств вопросов регулирования НПФ тормозят развитие отрасли;
- система страхования пенсионных накоплений, которая противоречит интересам будущих пенсионеров;
- недостаток информации о функционировании негосударственной пенсионной системы страны, ее возможностях по страхованию граждан от пенсионных рисков;
- необходимость повышения эффективности пенсионных схем и совершенствования инвестиционной деятельности пенсионных фондов;
- недостаточное обеспечение и защита прав и интересов граждан, являющихся участниками негосударственных пенсионных фондов;
- нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств;
- высокие риски неисполнения субъектами отношений принятых на себя обязательств.
Эффективное развитие негосударственного пенсионного обеспечения предполагает совершенствование защиты и обеспечения прав и интересов граждан в указанной сфере. Государству выгодно перенесение части пенсионных рисков граждан из системы государственного социального страхования в частную сферу, поэтому необходимо проводить работу по пропаганде дополнительного пенсионного страхования, разъясняя населению принципы и выгоды данного института. Кроме того, требует усовершенствования система управления рисками в НПФ и правовая база в области пенсионной системы, также целесообразно использовать механизм добровольного решения о выходе на пенсию, что позволит повысить трудовую защищенность граждан.