Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Проблемы и перспективы развития системы негосударственного страхования
1.1 Проблемы деятельности негосударственных пенсионных фондов в России
1.2 Ожидаемые результаты и перспективы деятельности НПФ
2. Организация негосударственного страхования в НПФ
2.2 Характеристика продуктов «Регионфонд»
2.3 Сравнительный анализ продуктов на рынке пенсионного страхования по России
2.4 Результаты деятельности НПФ «Регионфонд» и общие рекомендации
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства.
Наиболее важным для членов общества направлением преобразований социальной политики государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени. Пенсионное обеспечение является одной из важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25 - 30% жителей любой страны, и косвенно трудоспособного населения. Не менее важным государственным приоритетом является обеспечение гражданам гарантии достойной старости.
В России за счет средств Фонда пенсии получают 38,5 млн. российских пенсионеров. В том числе трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.[1]
На современном этапе демографическая ситуация в России характеризуется постоянным увеличением доли пенсионеров и приобретает особенно важное значение при совершенствовании пенсионной системы.
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией Российской Федерации, где сказано:
«В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», а так же «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей в иных случаях установленных законом.
Объектом исследования курсовой работы является система отношений, затрагивающая негосударственное пенсионное обеспечение и страхование.
Предметом исследования - деятельность негосударственного пенсионного фонда «Регионфонд».
Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются возможные пути развития негосударственного пенсионного страхования в долгосрочной перспективе.
Во второй главе проводится анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда «Регионфонд», в частности, дается краткая характеристика деятельности и раскрываются особенности структуры фонда, виды предоставляемых фондом услуг и его место в системе негосударственного пенсионного страхования.
В качестве способов достижения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение и анализ материалов по данной проблеме; сравнительно – правовой метод; исторический и статистический методы.
Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, научно-практические комментарии к нормативным актам, специальная литература и периодические издания.
Глава 1 Проблемы и перспективы развития системы негосударственного страхования
1.1 Проблемы деятельности негосударственных пенсионных фондов в России
Современная система НПФ представлена в России 69 фондами. Сегодня НПФ обслуживают более 25 млн. граждан России, в НПФ накопительную часть трудовой пенсии сформировали свыше 16,5 миллионов человек. После завершения кампании по переводу средств пенсионных накоплений граждан, изменивших в 2012 году место формирования своих пенсионных накоплений, количество лиц, застрахованных и формирующих в НПФ свою накопительную часть трудовой пенсии, превысит 20 миллионов человек. Почти 6,8 миллионов человек накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению.
По итогам кампании 2013 года пенсионные средства граждан (сумма пенсионных накоплений по государственной пенсии и пенсионных резервов по добровольным пенсиям), аккумулированные в НПФ, превысили 1,5 триллиона рублей. Несмотря на то, что в области негосударственного пенсионного страхования наметились положительные тенденции, приходится признать, что модель негосударственного пенсионного страхования, существующая сегодня в России, крайне неэффективна, т.к. охват участников крайне небольшой, выплаты настолько минимальны, что неспособны существенно увеличить пенсионный доход участника системы. Кроме того, размер активов фондов относительно ВВП крайне мал, что не позволяет эффективно использовать «длинные» пенсионные деньги в масштабах экономики[2].
Рисунок 1 - Актуальные проблемы функционирования негосударственных пенсионных фондов на современном этапе
Имеющийся инвестиционный потенциал фондов используется неэффективно. А с января 2014 и вовсе практически не используется. Непродуманная политика регулирования инвестиционной деятельности НПФ приводит к тому, что долгосрочные инвестиционные ресурсы, сосредоточенные в НПФ, направляются прежде всего на приобретение краткосрочных спекулятивных финансовых инструментов, о чем наглядно свидетельствует структура портфеля пенсионных резервов фондов по срокам вложения.
Существующая система контроля за инвестициями и отсутствие своевременной и адекватной реакции со стороны ФСФР на происходившие в 2008 году кризисные события на финансовых рынках не позволяют негосударственным пенсионным фондам и их управляющим компаниям надлежаще отреагировать на появившиеся вызовы и в нужный момент перевести
активы, с целью их сохранения и приумножения, из спекулятивных финансовых инструментов в депозиты надежных государственных банков[3].
На современном этапе развития для негосударственных пенсионных фондов присущи следующие проблемы:
- Проблемы законодательного характера.
Первое. До настоящего времени сохраняются пробелы в действующем законодательстве о негосударственных пенсионных фондах, к примеру, - пробел в регулировании порядка создания объединенных гарантийных фондов. Эксперты отмечают, что до сих пор не исполнено даже то, что прописано в консервативной реформе, и относительно инструментов инвестирования относительно контроля над НПФ.
Второе. Правоотношения, складывающиеся при осуществлении НПФ своей деятельности, регулируются огромным количеством подзаконных актов, в том числе органов, уже прекративших свою деятельность (например, Инспекция МинТруда).
Третье. Существуют примеры, когда законодатель задерживает принятие важных актов, не только причиняя этим убытки в работе НПФ, но фактически ставя под сомнение сам факт одинаково положительного отношения как к ПФР, так и НПФ.
Четвертое. Возникают спорные моменты с определением органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью НПФ. До последнего времени таким органом являлась ФСФР РФ, в настоящее время ее функции переданы ЦБ РФ.
- Проблемы организационно-информационного характера. Согласно оценкам экспертов, усложнение задач, выполняемых негосударственными пенсионными фондами, требует, в свою очередь, ужесточения контроля за их деятельностью, для чего уполномоченному федеральному органу следует предоставить следующие права:
- на аннулирование лицензии негосударственных пенсионных фондов;
- на введение внешнего управления и назначение конкурсного управляющего на период проведения ликвидации фонда в случае обнаружения грубых нарушений в деятельности фонда.
Исследователей рассматриваемого вопроса объединяет мнение о недостаточности информационного освещения пенсионной реформы и деятельности НПФ. Следствием этого, по нашему мнению, является недостаточная правовая пенсионная грамотность как населения в целом, так и в определенной степени тех структур, которые участвуют в реализации пенсионной реформы.
Подавляющая часть населения России либо ничего не знает об НПФ, либо знает очень мало и при этом не доверяет им. Поэтому необходимо привлечение на всех уровнях внимания к проблеме пенсионного обеспечения, экономической защиты населения среднего и старшего возраста, а также четкая пропагандистская компания, направленная на всех участников пенсионной реформы.
Сюда же можно отнести проблему формирования отношений между НПФ, работодателями и профсоюзами. Сегодня следует констатировать отсутствие на большинстве предприятий социальных программ, которые включали бы в себя дополнительное пенсионное обеспечение работников.
Существующую проблему необходимости признания социальной значимости продвижения услуги НПФ следует решать при поддержке государства[4].
- Проблемы налогообложения пенсионных выплат. Отдельным вопросом здесь следует выделить налогообложение пенсионных взносов, отдельно - пенсионных выплат. Особого внимания заслуживает проблема предоставления налоговых льгот в случае уплаты пенсионных взносов в фонды.
Пунктом 4 ст. 219 части 2 НК РФ установлено, что вкладчики - физические лица могут получить в следующем налоговом периоде налоговый вычет на сумму уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору/договорам негосударственного пенсионного обеспечения в свою пользу или пользу определенного круга лиц. В этом случае, если выплата пенсионных взносов происходит через работодателя, то работодатель, как налоговый агент, мог бы напрямую предоставить вкладчику льготы по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в текущем налоговом периоде. Ключевым вопросом при получении негосударственных пенсий будет их налогообложение подоходным налогом. Например, в п. 4 ст. 219 части 2 НК РФ указан круг лиц (ближайшие родственники), в пользу которых вкладчик - физическое лицо может уплачивать пенсионные взносы (и получить при этом социальный налоговый вычет), но при получении негосударственной пенсии эти участники должны будут вынуждены платить налог. Аналогичная ситуация возникает при паритетном финансировании негосударственной пенсии вкладчиками - физическим и юридическим лицом: с части пенсии, сформированной за счет взносов вкладчика - юридического лица, выплачиваемой участнику, будет удерживаться НДФЛ[5].
- Недоверие граждан к негосударственным пенсионным фондам как к негосударственным финансовым структурам. Основная причина кроется в низком уровне информированности граждан о месте и роли негосударственных пенсионных фондов в постоянно изменяющейся в процессе реформы пенсионной системе. Нововведения в законодательную базу, периодически изменяющие условия процесса реформирования, подрывают доверие населения к реформе, создают неблагоприятный психологический эффект.
Низкий уровень участия граждан в системе негосударственных пенсионных фондов вполне может быть объясним консервативными настроениями самих граждан и неудачной рекламной кампанией Пенсионного фонда Российской Федерации, касающейся перевода пенсионных накоплений в управление негосударственных пенсионных фондов.
А так же в том, что своими действиями, государство просто дискредитирует деятельность и надежность НПФ.
- Обеспечение сохранности и эффективности инвестирования пенсионного капитала в современных условиях функционирования российского фондового рынка. Здесь необходимо выделить одну из таких основных проблем, как защита граждан и их накоплений на финансовых рынках. Безусловно, банковские накопления гарантированы к возврату, чего нельзя сказать о пенсионных средствах. Подобная неоднозначная ситуация не вызывает полного доверия граждан, что, естественно, влечет за собой низкий уровень их обращения к негосударственным пенсионным фондам. Очевидно, что необходимо страховать пенсионные накопления в НПФ, и не только от колебаний рынка, но и от непрофессионализма негосударственных пенсионных фондов. Зачастую бывает очень трудно разобраться, что именно стало причиной понесенных вкладчиками потерь - падение рынка или ошибка негосударственного пенсионного фонда. К сожалению, виновность последнего сложно доказать.
Еще одной проблемой, которая стоит достаточно остро является доходность пенсионных накоплений. Важнейшим направлением работы негосударственных пенсионных фондов является инвестирование пенсионных резервов в различные объекты, с помощью чего негосударственный фонд должен увеличивать накопления своих клиентов.
На самом деле, на практике все складывается не так просто. Зачастую, осуществляя инвестирование, негосударственный пенсионный фонд не просто не получает дохода, но и несет определенные убытки, что, естественно, отражается на накоплениях вкладчиков. Таким образом, стабильность накоплений и их доходный процент напрямую зависят от действий негосударственного пенсионного фонда по правильному и продуманному инвестированию пенсионных резервов.