Файл: Роль НПФ в пенсионном обеспечении граждан.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В развитых странах механизмом наращивания пенсионных резервов является фондовый рынок. В условиях слабого развития и нестабильности фондового рынка в России, долгосрочные инвестиции негосударственных пенсионных фондов становятся крайне рискованными. Жесткие административные ограничения на направления инвестирования пенсионных средств снижают потенциальную доходность и ограничивают возможность рациональной диверсификации портфеля вложений[6].

  1. Проблема прозрачности деятельности НПФ. Основная масса управляющих компаний, которые привлекают средства населения, в нашей стране является непубличными. Они должны отчитываться перед своими клиентами, однако стандарты такой отчетности нигде не прописаны. В результате, самостоятельно разрабатывая формы отчетности, управляющие компании, к сожалению, зачастую исходят не из удобства клиента, из собственного удобства. Такие отчеты предоставляются на бумажном носителе, их достаточно трудно анализировать, они недостаточно прозрачны. Следовательно, требуется унификация стандартов отчетности НПФ и управляющих компаний перед клиентами, в интересах граждан[7].

Как частично было отмечено выше, целью развития рынков НПФ является улучшение уровня жизни граждан нашей страны, обеспечение устойчивости пенсионной системы, функционирующей на принципах страхования и накопления, а также усиление роли НПФ как институционального инвестора. Для реализации перечисленных целей, на наш взгляд, необходимо предпринять следующие меры:

  1. Создать необходимые условия для решения проблемы бедности пенсионеров и снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Это возможно осуществить за счет использования механизмов двух составляющих трудовой пенсии: солидарной и накопительной, а также путем создания дополнительных стимулов по добровольному пенсионному накоплению для граждан. В результате среднее соотношение трудовой пенсии и заработной платы к 2020 году должно составлять не менее 30%, с учетом же поступлений от всех видов пенсионного обеспечения (личное, корпоративное, государственное) - не менее 50%[8].
  2. Организовать привлечение дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат в целях сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров. Чтобы добиться определенного результата в этой части, необходимо создать условия, которые бы стимулировали граждан и работодателей для формирования пенсионных накоплений через НПФ и страховые компании.
  3. Существенно повысить информированность населения о рынках НПФ и долгосрочном страховании жизни, что должно привести к повышению ответственности граждан за свое благосостояние после завершения трудовой деятельности посредством формирования личных пенсионных накоплений.
  4. Создать условия для благоприятного налогового климата.
  5. Осуществить расширение допустимого инструментария для размещения

пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений,

усовершенствовать требования к размещению страховых резервов.

  1. Придать негосударственному пенсионному фонду статус квалифицированного инвестора.
  2. Создать благоприятный климат (условия) для повышения надежности

НПФ. Для успешного развития отрасли негосударственных пенсионных услуг требуется система гарантий, которая не зависела бы от самих рассматриваемых рынков. Кроме того, необходимо создание системы добровольного лицензирования фондов, которые допускаются к деятельности по обязательному пенсионному страхованию, к участию всистеме государственного софинасирования добровольных накоплений граждан и привлечению материнского капитала в пенсионные накопления граждан.

  1. Развивать инфраструктуру рынков негосударственных пенсионных фондов и долгосрочного страхования жизни.
  2. Совершенствовать законодательную базу.

За весь период существования организованного рынка негосударственных пенсионных услуг был предпринят ряд мер по совершенствованию законодательной базы, но они не оказали положительного влияния на развитие НПФ. Например, внесение изменений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации лишили вкладчиков - юридических лиц льгот при работе с НПФ, что немедленно отразилось на темпах расширения пенсионными фондами клиентской базы. Совершенствование же законодательной базы должно не увеличивать, а понижать риски участников рынка.

  1. Постоянно повышать квалификацию специалистов, работающих на рынках НПФ и долгосрочного страхования жизни.
  2. Принять дополнительные меры, которые обеспечивали бы открытость и прозрачность рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни для всего круга их участников, а также партнеров.
  3. Планомерно повышать эффективность системы саморегулирования в деятельности НПФ, объединяющей участников рассматриваемых рынков, в целях выработки совместных конструктивных позиций по наиболее важным вопросам деятельности: инвестирование, регулирование, контроль деятельности ит.д.
  4. Создать необходимые условия для развития инфраструктуры рынка негосударственного пенсионного обеспечения и накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования.
  5. Повышать роль рейтинговых агентств. Развитию рынка негосударственных пенсионных услуг должно способствовать использование инструмента рейтинговых оценок в регулировании состава и структуры инвестиционных портфелей НПФ при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений, в проводимых конкурсных отборах и тендерах, а также при выборе управляющих средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений[9].

1.2 Ожидаемые результаты и перспективы деятельности НПФ

Несмотря на все трудности, на наш взгляд, российский рынок негосударственного пенсионного обеспечения имеет вполне оптимистичные перспективы роста.

О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что в развитых западных странах участниками негосударственных пенсионных фондов являются около 70% работающего населения. В условиях адекватного правового и налогового регулирования, а также в случае стабильного развития российской экономики высокий процент участия населения страны в негосударственных пенсионных фондах становится абсолютно закономерным.

Для российского бизнеса необходимость негосударственных пенсионных фондов становится все более явной, ведь корпоративное пенсионное обеспечение является цивилизованным способом проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями за качественных наемных работников. Конечно, негосударственные пенсионные фонды, впрочем, как и любые другие организации, в своей деятельности подвержены различным рискам. Тем не менее, представляется, что риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны и поддаются управлению. Стоит надеяться, что негосударственные пенсионные фонды в России, несмотря на ряд закономерных проблем, будут жить и развиваться, поскольку объективно они необходимы всем участникам данного процесса.

Для населения России обращение к услугам негосударственных пенсионных фондов - вопрос времени и доверия[10].

К кардинальному изменению всей системы негосударственного пенсионного обеспечения привело решение Правительства Российской Федерации, связанное с изменением организационно-правовой формы НПФ с некоммерческой организации на акционерное общество.

В процессе проведения процедуры реформирования отчисления в накопительную часть пенсии россиян направлялись в страховую часть и засчитывались в качестве коэффициентов, количество которых впоследствии должно было повлиять на размер пенсии. Все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компанией или НПФ. Планируется, что их выплатят в полном объеме, когда застрахованное лицо обратится за назначением пенсии[11].


Целесообразность таких мер теперь уже не просто вызывает сомнения.

Во-первых, подобные действия как минимум на год прекратили деятельность участников негосударственного пенсионного страхования.

Во-вторых, НПФ оказались не застрахованы от потери наращенного капитала ввиду высокой вероятности проведения чрезмерно консервативной инвестиционной политики ПФ РФ. Произошло уравнивание доходности для всех НПФ, которые, тем самым, потеряли свои конкурентные преимущества, а граждане, заключившие контракт с тем или иным НПФ, безвозвратно утратили прирост своей пенсии в период проведения реформы НПФ.

На фоне такой ситуации в настоящий период времени НПФ вынуждены проходить процедуру объединения, в целях повышения своей конкурентоспособности.

Не вызывает сомнений, что принятые Правительством Российской Федерации решения имеют под собой здоровую почву и направлены на совершенствование накопительной системы в целом, тем не менее это решение может отпугнуть от системы негосударственного пенсионного обеспечения существующих и потенциальных участников.

В целях совершенствования инвестиционных стратегий, которые направлены на рост доходности НПФ необходимо ограничить, а лучше наложить запрет на возможность НПФ вкладывать средства в акции других НПФ. При массовой скупке акций НПФ может образоваться «мыльный пузырь», взрыв которого неизбежно приведет к локальному финансовому кризису. Кроме того, в качестве меры, направленной на повышение эффективности пенсионной системы представляется целесообразным закрепление Правительством Российской Федерации возможности НПФ инвестировать пенсионные накопления в инфраструктурные облигации.

НПФ имеет смысл придерживаться одного из следующих двух вариантов развития процесса инвестирования пенсионных накоплений.

Первый. НПФ необходимо начать вкладывать свои средства в инфраструктурные облигации, которые бы обеспечивали доходность на уровне, большем, чем ставка депозита в банке. Государству целесообразно установить минимальный годовой порог доходности вложенных средств на уровне инфляции плюс 2-3%, что скорее всего позволит обеспечить увеличение будущих выплат пенсионерам. Доходность свыше указанных нормативов, но не более 2-х процентных пунктов, могла бы идти в качестве вознаграждения НПФ. При этом государство может организовать рынок инфраструктурных облигаций, чтобы привязать источник финансирования к месту возникновения потребности в обеспечении. Названный вариант, на наш взгляд, будет способствовать ускоренному развитию всей экономики в целом, а также обеспечит стабильность накопительной системы.


Второй. Правительство Российской Федерации может проявить инициативу в регулировании банковской системы РФ и предложить кредитным организациям организовать совместно с НПФ открытие долгосрочных депозитных счетов накопительного характера и соответствующего назначения, гарантирующих доходность на обозначенном уровне. На сегодняшний день данный инструмент присутствует в банковской системе, тем не менее требует тщательной доработки и массовой популяризации.

Подобная мера способствовала бы снижению рисков НПФ в части волатильности доходности, что привело бы к ускоренным темпам развития экономики, но при этом существует риск стремительного оттока капитала с рынка ценных бумаг.

Важно понимать, что если темпы привлечения пенсионных накоплений в банковские депозиты будут слишком быстрыми, то у кредитных организаций возникнет проблема избытка ликвидности, которую они смогут решить через вложение профицитных средств в инструменты рынка ценных бумаг, тем самым нивелируя спад последнего. Одновременно, банки смогут осуществлять кредитование малого бизнеса, крупных инвестиционных проектов, в том числе направленных на реструктуризацию и развитие экономического потенциала территорий под более низкие проценты. С одной стороны, это может вызвать рост инфляции, но с другой - станет стимулом экономического роста страны.

Определённым толчком к развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения должно стать повышение финансовой грамотности населения и расширение финансового инструментария, что приведёт к формированию интереса к управлению своими средствами. Поэтому, необходимо проводить постоянную планомерную просветительскую работу, осуществить организацию курсов финансовой грамотности, наряду с чем целесообразно предоставить гражданам право в определенной степени участвовать в принятии решений, в какие объекты инвестирования, из возможных вариантов, вкладывать их накопления и на какой срок. Результатом подобных мер могут явиться высокая самостоятельность финансово грамотных граждан, а НПФ могут стать агентами, действующими по принципу на рынке бумаг. При степень самостоятельности неизбежно будет от степени финансовой грамотности, необходимо предварительно [12].

На рисунке 2 основные результаты количества участников , получателей негосударственных и застрахованных лиц, разместили свои накопления в НПФ в 2013-2040 .