Файл: Управление конфликтами в организации (Управление конфликтной ситуацией. Принципы управления конфликтом).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие конфликта. Социальный конфликт
1.2 Периоды и этапы развития конфликта
2. Типология конфликтов. Проблема типологии конфликтов
3. Управление конфликтной ситуацией. Принципы управления конфликтом
4.1 Исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе
При анализе результатов по исследованию психологического климата в коллективе мы выявили, что данный трудовой коллектив имеет высокую степень благоприятности социально-психологического климата (средний показатель равен +23).
Исследование показало, что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях в трудовом коллективе является избегание и компромисс. При этом стиль избегание характерен для возрастной категории после 50 лет, а стиль компромисс для категории коллектива работников от 30 до 50 лет, что объясняется высокой профессиональной подготовленностью и теоретической осведомленностью работников ОАО "Детский Мир" по поведению в конфликтных ситуациях.
Уровень управленческого руководства подразумевает преобладание стиля избегания у администрации и стиля компромисс у работников. Это можно объяснить особенностями профессионального общения с представителями различных возрастных категорий.
Выбор стилей поведения в конфликтной ситуации определяется и возрастными особенностями членов трудового коллектива. Чем выше возраст, тем более возрастает стремление к избеганию конфликтов.
Уровень благоприятности социально-психологического климата в трудовых коллективах растет от профессиональной подготовленности работников по данному вопросу.
Заключение
Для достижения цели курсовой работы были выполнены следующие задачи: была рассмотрена сущность понятия "конфликт"; изучена структура, этапы и периоды конфликтов; определена типология конфликтов; были исследованы методы управления конфликтными ситуациями; было проведено исследование по выявлению способов реагирования в конфликте, оценке социально-психологического климата в трудовом коллективе, стилей поведения в конфликте в зависимости от возраста на примере организации ОАО "Детский Мир"
Конфликт понимается как такой вид противостояния, при котором стороны - участники конфликта в своих действиях ориентированы на захват территории либо ресурсов противника, могут угрожать собственности, культуре групп и индивидов, находящихся в оппозиции, и эти действия носят характер борьбы или обороны.
Структура конфликта включает в себя следующие главные элементы: предмет, объект, участников, социальную микро и макросреду, выступающую в качестве условия конфликта, субъективное восприятия конфликта, его личностные элементы, а также психологические компоненты.
Основная типология конфликтов основывается на понятии субъектов конфликта. На основании субъекта конфликты можно разделить на внутриличностные, межличностные, конфликты в рамках "личность-группа", межгрупповые и межгосударственные. Самой важной является типология конфликтов по субъектам, так как именно они формируют характер, содержание, динамику самого конфликта, а, следовательно, и дают возможность составить прогноз его развития и построить стратегию разрешения и урегулирования. Также существуют и другие типологии конфликтов, они приведены в работе.
Также одной из задач при написании курсовой работы было поставлено рассмотрение управления конфликтной ситуацией. Управление конфликтом - это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтами должно строиться на принципе компетентности и принципе сотрудничества и компромисса, которые также описаны в курсовой работе.
Практическая часть работы заключалась в проведении исследования по выявлению методов управления конфликтами в трудовом коллективе на примере ОАО "Детский Мир". Было проведено исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе на основе специальных методик.
Исследование показало, что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях в трудовом коллективе является избегание и компромисс.
Я считаю, что все поставленные передо мной задачи были выполнены. Практическое исследование прошло успешно, были сделаны соответствующие выводы. Цель написания курсовой работы была достигнута.
Список литературы
. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2009. - 216 с.;
. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология, изд. 2-е испр. И доп. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2006 - 384 с.;
. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160 с.;
. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. - М.: Росток, 2007. - 211 с.;
. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. - М.: Приор, 2006. - 300 с.;
. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2003. - 98с.;
. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия. Новосибирск, 2008. - 379
. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2006. - 272 с.;
. Гришина Н. В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2006. - 448 с.;
. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2007. - 320 с.;
. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:ЮНИТИ, 2010г., - 551 с.;
. Пономоренко В.А. Управление кофликтами. - М: Аст, 2008. - 384 с.;
. Мириманова М.С. Конфликтология - М.: Academia, 2005. - 320 с.;
. Цыбульская М.В. Конфликтология: учебно-практическое пособие - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 312 с.;
. Ворожейкин И. Е. , Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник - М.: Инфра-М, 2006. - 240 с.;
. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях, 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
Приложение 1
Схема 1 - Общая модель динамики конфликта
Приложение 2
Таблица 1- Типологии конфликтов
№ п/п |
Основание типологии |
Конфликты, входящие в данную типологию |
1 |
Субъект конфликта |
1) Внутриличностные (мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптивный, конфликт неадекватной самооценки, невротический); 2) Межличностные (конфликты в организации, конфликты в обществе, конфликты в семье); 3) Конфликт "личность-группа" (конфликты "руководитель-коллектив", "рядовой член коллектива-коллектив", "лидер-группа"; 4) Межгрупповые (трудовой, межэтнический, внутриполитический); 5) Межгосударственные (конфликт идеологий, конфликт с целью политического господства в мире или отдельном регионе, конфликт отстаивания экономических интересов, территориальный, религиозный конфликты) |
2 |
Характер возникновения |
1) Объективные (объективно-целенаправленные, объективно-нецеленаправленные конфликты); 2) Субъективные (субъективно-направленные, субъективно-нецеленаправленные) |
3 |
Характер объектов конфликта |
1) Ресурсные; 2) Статусно-ролевые; 3) Социокультурные (конфликт интерпретаций, нормативно-ценностный, депривационный, цивилиованный); 4) Идеологические |
4 |
Сферы жизнедеятельности людей |
1) Бытовые (социально-бытовые, семейно-бытовые); 2) Семейные; 3) Трудовые; 4) Воинские; 5) Учебно-педагогические (системный, процессуальный, результативный); 6) Экономические; 7) Политические (внешнеполитические, внутриполитические); 8) Социальные |
5 |
Направленность воздействия и распределение полномочий |
1) Вертикальные ("высший против низшего", "высший против среднего и против низшего"); 2) Горизонтальные |
6 |
Степень проявления |
1) Явные - латентные; 2) Случайные - хронические |
7 |
Результат |
1) Конструктивные - деструктивные; 2) Позитивные - негативные |
8 |
Длительность протекания |
1) Кратковременные; 2) Долговременные |
9 |
Адекватность |
1) Реалистичные; 2) Нереалистичные |
10 |
Территория охвата |
1) Локальные; 2) Региональные; 3) Международные |
Приложение 3
Тест по методике К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации
Инструкция. "Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: а и б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете".
. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса,
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
. а) Я стараюсь найти компромиссное решение,
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя,
б) Я стараюсь добиться своего.
. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
. а) Если это сделает другого счастливым, ядам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят
все затронутые интересы и спорные вопросы,
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия,
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посреди-
не между моей и позицией другого человека,
б) Я отстаиваю свою позицию.
. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу,
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
. а) Я пытаюсь щадить чувства другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.
Приложение 4
Ключ к методике К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации.
№ п/п |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
а |
б |
|||
2 |
б |
а |
|||
3 |
а |
б |
|||
4 |
а |
б |
|||
5 |
а |
б |
|||
6 |
б |
а |
|||
7 |
б |
а |
|||
8 |
а |
б |
|||
9 |
б |
а |
|||
10 |
а |
б |
|||
11 |
а |
б |
|||
12 |
б |
а |
|||
13 |
б |
а |
|||
14 |
б |
а |
|||
15 |
б |
а |
|||
16 |
б |
а |
|||
17 |
а |
б |
|||
18 |
б |
а |
|||
19 |
а |
б |
|||
20 |
а |
б |
|||
21 |
6 |
а |
|||
22 |
б |
а |
|||
23 |
а |
б |
|||
24 |
б |
а |
|||
25 |
а |
б |
|||
26 |
б |
а |
|||
27 |
а |
б |
|||
28 |
а |
б |
|||
29 |
а |
б |
|||
30 |
б |
а |