Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации и управления выплатой дивидендов в акционерном обществе
1.1. Теории дивидендной политики
1.2. Правовое регулирование выплаты дивидендов акционерными обществами в России
Глава 2. Анализ дивидендных политик российских акционерных обществ
2.1. Исследование дивидендных политик акционерных обществ в России
2.2. Оценка связи выплачиваемых дивидендов с их налогообложением
Глава 3. Направления совершенствования дивидендных политик российских акционерных обществ
Изменения в Законе коснулись и порядка выплаты дивидендов. Если ранее дивиденды выплачивали в срок не позднее 60 дней после решения акционеров, то с 2014 г. максимальный срок выплаты дивидендов номинальному держателю и доверительному управляющему не должен превышать 10 рабочих дней, а другим зарегистрированным в реестре акционеров лицам – 25 рабочих дней с даты закрытия реестра для выплаты дивидендов[15].
Особое внимание законодателей в настоящее время обращено на механизм определения доли дивидендов в прибыли акционерных обществ с государственным участием. Озабоченность правительства данным вопросом вполне понятна и объясняется неблагоприятной экономической конъюнктурой и необходимостью финансирования дефицита федерального бюджета на 2014–2016 гг. В 2012 г. Правительство РФ внесло изменения в собственное Распоряжение от 29 мая 2006 г. № 774-р «О формировании позиции акционера – Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности». Согласно действующей редакции данного распоряжения от 12 ноября 2012 г. № 2083-р акционерные общества названной категории должны направлять на выплату дивидендов не менее 25 % чистой прибыли без учета доходов от переоценки финансовых вложений[16].
Подобные нормативные акты никоим образом не влияют на дивидендную политику частных акционерных обществ, что совершенно обосновано и справедливо[17]. На наш взгляд, государство не вправе устанавливать нормы выплаты дивидендов для частных компаний. Напомним, что дискуссии об установлении норматива выплаты дивидендов для всех категорий акционерных обществ велись в 2013 г., однако данные предложения законодателями были отклонены. Отметим также, что далеко не все акционерные общества, чьи акции находятся в федеральной собственности, выполняют требование о выплате 25% чистой прибыли в виде дивидендов, обосновывая свои решения значительными инвестиционными программами, рыночной конъюнктурой либо чрезвычайными обстоятельствами[18].
В практической сфере вопросам исследования дивидендной политики и особенностям ее формирования, безусловно, уделяется также недостаточное внимание. Однако многие крупные акционерные общества, в первую очередь эмитенты, акции которых обращаются на биржах, уже выразили заинтересованность в определении типа дивидендной политики. Так, данные компании разработали и регламентировали основные принципы формирования дивидендной политики, механизмы распределения прибыли, порядок расчета и условия дивидендных выплат, закрепив их в своих локальных актах (положениях о дивидендной политике).
Выводы.
Дивидендная политика представляет собой механизм формирования и распределения прибыли между акционерами. Дивидендная политика может рассматриваться как элемент финансовой стратегии, направленной на эффективное распределение прибыли с целью максимизации благосостояния акционеров.
Наиболее рациональной в настоящее время является теория независимости дивидендов М. Миллера и Ф. Модильяни, являющаяся основополагающей в исследованиях дивидендной политики и подразумевающая начисление дивидендов по остаточному принципу, после удовлетворения инвестиционных потребностей организации. Однако данная теория лишь частично выполнима вследствие условий и ограничений, включая рациональность экономических субъектов и совершенство рынка капитала. Теория минимизации дивидендов актуальна ввиду сложившейся мировой налоговой практики в пользу максимизации налогообложения текущих доходов. C точки зрения участников рынка наиболее актуальна теория С. Росса, учитывающая величину дивиденда как рыночный ориентир при принятии решений инвесторами. Теория «синицы в руках» также справедлива в условиях высоких инвестиционных рисков и экономической неопределенности.
Практическое использование теорий дивидендной политики позволяет выделить три основных подхода к формированию дивидендной политики компании – консервативный, умеренный и агрессивный. При этом каждому типу дивидендной политики компании будут соответствовать и определенные методики дивидендных выплат.
С 1 января 2014 г. вступили в действие изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах», существенно улучшающие позиции инвесторов – миноритариев и одновременно снижающие возможности дивидендных интриг.
Глава 2. Анализ дивидендных политик российских акционерных обществ
2.1. Исследование дивидендных политик акционерных обществ в России
Нами были изучены некоторые положения о дивидендной политике крупнейших российских акционерных обществ, акции которых обращаются на бирже. В табл. 4 сделаны выводы о принадлежности дивидендной политики конкретного акционерного общества к определенной методике.
Таблица 4
Механизмы закрепления размера дивидендных выплат в положениях о дивидендной политике российских эмитентов
Эмитент |
Механизм определения размера дивидендных выплат |
Методика |
1 |
2 |
3 |
«Газпром» |
На выплату дивидендов направляется от 17,5 до 35% чистой прибыли при условии, что полностью сформирован резервный фонд[19] |
Методика постоянного процентного |
«ЛУКОЙЛ» |
На выплату дивидендов направляется не менее 15% чистой прибыли, определяемой на основе консолидированной финансовой отчетности[20] |
Методика выплаты |
«Мегафон» |
Общая сумма средств, направляемых на выплату дивидендов, будет составлять сумму: А) максимального значения между: 70% от величины, определяемой суммой чистой прибыли, плюс амортизации за минусом инвестиций за последний финансовый год; 50% от чистой прибыли за последний финансовый год; Б) величины, соответствующей чистому долговому потенциала компании[21] |
Методика постоянного процентного |
«Башнефть» |
Сумма дивидендных выплат определяется на основе финансовых результатов деятельности по итогам года, но, как правило, должна составлять не менее 10% от чистой прибыли общества[22] |
Методика выплаты |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
«Магнит» |
Рекомендуемый размер дивидендов определяется, исходя из следующих факторов: размера чистой прибыли по РСБУ; финансово-хозяйственных планов общества; структуры оборотных средств общества; долговой нагрузки общества[23] |
Методика выплаты |
«НК «Роснефть» |
Сумма дивидендных выплат определяется на основе финансовых результатов деятельности по итогам года, но, как правило, составляет не менее 10% от чистой прибыли[24] |
Методика выплаты |
«Компания «М. видео» |
Рекомендуемый размер дивидендов определяется, исходя из следующих факторов: размера чистой прибыли по РСБУ; финансово-хозяйственных планов Общества; структуры оборотных средств Общества; долговой нагрузки Общества[25] |
Методика выплаты |
«Сбербанк России» |
Планируется увеличение размера дивидендных выплат до уровня 20% от чистой прибыли[26] |
Методика постоянного процентного |
Cравнительный анализ положений о дивидендной политике ряда российских компаний показывает, что в зависимости от отраслевой специфики и этапов своего развития акционерные общества придерживаются всех трех типов дивидендной политики – и консервативного, и умеренного, и агрессивного, а также различных методик дивидендной политики. Так, например, к эмитентам, практикующим методику постоянного процентного распределения прибыли, следует отнести «Газпром», «Мегафон», «Сбербанк России», а методики выплаты дивидендов по остаточному принципу придерживаются «Магнит» и «Компания «М.видео».
На основе проведенного исследования мы можем выделить следующие особенности дивидендной политики российских акционерных обществ:
1. В России в целом сложилась практика низких дивидендных выплат, даже по сравнению с другими развивающимися рынками. Российские компании в среднем направляют на выплату дивидендов 10–20% чистой прибыли, в то время как в мировой практике эта величина достигает 40%[27]. Следует также отметить, что немногим менее половины российских открытых акционерных обществ вообще не выплачивают дивиденды[28]. Однако в российcкой практике известны и экстраординарные случаи выплаты дивидендов. Так, например, совет директоров энергетической компании «Э.ОН Россия», принадлежащей немецкому концерну, рекомендовал направить на выплату дивидендов 100% чистой прибыли по РСБУ за 2013 г.[29], мотивируя свое решение высокой отдачей от инвеcтиций.
2. Дивидендная доходность привилегированных акций российских эмитентов выше аналогичного показателя по обыкновенным акциям, что нетипично для классической теории рынка ценных бумаг в плане соотношения риска и доходности. Объяснить подобный факт можно необходимостью фиксации величины дивиденда по привилегированным акциям в уставе обществ, а также нежеланием эмитентов выплачивать высокие дивиденды по обыкновенным акциям из соображений экономии. Данные для сопоставления доходности по привилегированным и обыкновенным акциям были взяты из статистических данных о дивидендных выплатах, предоставляемых ООО «Компания БКС» в открытом доступе[30]. Выборка для анализа была достаточно узкой, поскольку лишь некоторые российские акционерные общества имеют одновременно обыкновенные и привилегированные акции, обращающиеся на биржах.
3. При сравнении дивидендных выплат российских госкомпаний с зарубежными, мы можем видеть, что уровень дивидендов в России также существенно ниже. Так, по итогам 2012 г. дивиденды «НК Роснефть» составили 25% чистой прибыли, «Газпром» – 13%, в то время как аналогичный средний показатель для зарубежных нефтегазовых компаний приблизился к 54%[31]. Подобным же образом обстоят дела и в сфере телекоммуникаций, трубопроводного транспорта, электроэнергетики. «Ростелеком» по результатам 2012 г. были выплачены дивиденды в размере 23% от чистой прибыли, аналогичный зарубежный показатель для телекоммуникационной отрасли составлял 59%[32].
4. Положения о дивидендной политике были разработаны и приняты крупнейшими российскими эмитентами в последнее десятилетие, а некоторыми – лишь в последние два-три года. В 1990-х гг. дивидендной политике эмитенты должного внимания в принципе не уделяли. Также многие, однако, далеко не все компании приняли кодексы корпоративного управления. При этом выплата дивидендов, как правило, не рассматривается российскими эмитентами как механизм повышения инвестиционной привлекательности и изменения рыночной стоимости компании, а воспринимается скорее как возможность повышения корпоративного имиджа.
5. Многие эмитенты не фиксируют в своих положениях о дивидендной политике размер дивидендов. Вероятно, данный факт объясняется неуверенностью в будущих доходах, что, в свою очередь, вызвано нестабильностью экономической и геополитической ситуации.
6. Российские компании применяют различные методики дивидендных выплат – от методики выплаты дивидендов по остаточному принципу, соответствующей консервативному типу дивидендной политики, до методики постоянного процентного распределения прибыли согласно агрессивному типу дивидендной политики.
7. Отраслевая принадлежность акционерных обществ оказывает непосредственное влияние на величину дивидендов. Наибольшая доля дивидендных выплат в России приходится на нефтегазовую и металлургическую отрасли, в то время как в США, например, доминируют телекоммуникационный и коммунальный секторы экономики.
8. Российcкие миноритарии, в отличие от их зарубежных коллег, проявляют слабую или явно недостаточную активность в плане защиты собственных прав. Логично ожидать, что активизация миноритарных акционеров — вопрос совершенствования правоприменения в недалеком будущем.
9. Акции российских эмитентов в основном приобретаются инвеcторами в расчете на рост курсовой стоимости. Дивидендная доходность играет второстепенную роль в ориентации инвеcторов на российском фондовом рынке.
Выявленные особенности российского рынка типичны для рынка развивающегося. В последние годы мы можем наблюдать пристальное внимание к выплате дивидендов как стороны российских эмитентов и инвесторов, так и законодателей, что позволяет говорить о развитии дивидендной культуры российского рынка ценных бумаг в целом.