Файл: Организация и управление выплатой дивидендов в АО.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы. Практика целенаправленной выплаты дивидендов акционерам в расчете на их интересы и приоритеты самой компании насчитывает в России немногим более десяти лет. Дивидендная политика крупнейших российcких акционерных обществ в настоящее время находится в стадии cвоего формирования, и многие вопросы, включая саму возможность выплаты дивидендов, пока еще не определены как для самих акционерных обществ, так и для инвесторов.

Следует также отметить, что изучение природы выплаты дивидендов в отечественной финансовой науке практически отсутствует. Исключение составляют труды И. Лукасевича, Е. Федоровой, Н. Пирогова, Н. Волковой. Если говорить о зарубежной практике исследований в области дивидендов, то первые попытки изучения данного вопроса были предприняты Б. Грэхемом и Д. Доддом в 1934–1951 гг. в классическом руководстве по инвестированию «Анализ ценных бумаг». В то время классический тезис звучал так: «фондовый рынок в целом отдает предпочтение щедрым, а не скромным дивидендам», в настоящее время данное утверждение является весьма дискуссионным в контексте существования различных теорий дивидендной политики.

Целью работы является исследование особенностей практики дивидендных выплаты в российских условиях, разработка рекомендаций, направленных на совершенствование дивидендной политики предприятия.

Задачи работы:

  • исследовать теории дивидендной политики;
  • рассмотреть особенности правового регулирования выплаты дивидендов акционерными обществами в России;
  • провести анализ существующей практики дивидендных выплат на примере акционерных обществ России;
  • исследовать проблему двойного налогообложения дивидендов;
  • определить пути совершенствования дивидендной политики российских акционерных обществ.

Объектом исследования являются акционерные общества России.

Предметом исследования является практика дивидендных выплат российских акционерных обществ с использованием имеющихся на сегодняшний день теоретических знаний, эмпирических наблюдений и статистических данных о дивидендных выплатах.

Научно-методическая основа работы. При проведении исследования были использованы труды российских ученых, специализирующихся на управлении корпоративными финансами, взаимодействии фондовых рынков и акционерных обществ.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты организации и управления выплатой дивидендов в акционерном обществе

1.1. Теории дивидендной политики

В современной финансовой литературе существует две группы теорий дивидендной политики: теории отсутствия значимости дивидендов, подразумевающие, что величина дивидендов не имеет значения при оценке общей стоимости организации, и теории значимости дивидендов, утверждающие обратное. Основоположниками первой группы теорий выступают М. Миллер, Ф. Модильяни, Р. Литценбергер, К. Рамасвами, второй – М. Гордон, Дж. Линтнер, С. Росс, М. Бреннан. В табл. 1 кратко представлена суть теорий дивидендной политики[1].

Таблица 1

Теории, лежащие в основе дивидендной политика организации

Признак

Теории отсутствия значимости дивидендов

Теории значимости дивидендов

1

2

3

4

5

Основная идея

Теория независимости дивидендов М. Миллера, Ф. Модильяни

Дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость компании, ни на благосостояние собственников

Теория «синицы в руках» М. Гордона, Дж. Линтнера

Инвесторы отдают предпочтение текущему доходу в виде дивидендов, а не полагаются на призрачный доход от реинвестирования
прибыли.

Теория налоговых предпочтений Р. Литценбергера, К. Ра-
масвами

Дивидендная
политика определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. Таким образом, имеет место минимизация дивидендных выплат и максимизация реинвестирования прибыли

Теория сигнализации
С. Росса

Дивиденды «сигнализируют» инвесторам о перспективах компании и ее финансовом состоянии


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Теория клиентуры М. Бреннана

Дивидендная политика компании ориентирована на ожидания инвесторов. При этом инвесторы выбирают компанию с учетом ее дивидендной политики

Среди вышеперечисленных теорий нам в большей степени импонирует теория независимости дивидендов М. Миллера и Ф. Модильяни, являющаяся основополагающей в исследованиях дивидендной политики и подразумевающая начисление дивидендов по остаточному принципу, после удовлетворения инвестиционных потребностей организации. Однако данная теория лишь частично выполнима вследствие введенных авторами условий и ограничений, включая рациональность экономических субъектов и совершенство рынка капитала. Теория минимизации дивидендов актуальна ввиду сложившейся мировой налоговой практики в пользу максимизации налогообложения текущих доходов[2].

Все названные в табл. 1 теории значимости дивидендов в той или иной мере находят свое отражение на практике. C точки зрения участников рынка наиболее актуальна теория С. Росса, учитывающая величину дивиденда как рыночный ориентир при принятии решений инвесторами[3]. Теория «синицы в руках» также справедлива в условиях высоких инвестиционных рисков и экономической неопределенности[4]. Ориентация эмитента на ожидания акционеров в рамках теории клиентуры может иметь практическое приложение в компаниях с относительно однородным составом инвесторов.

В теории финансов и на практике широко известен тезис: главная забота менеджеров – «обеспечить акционерам «справедливый» уровень дивидендов»[5]. Однако вопрос о том, какой уровень дивидендов является справедливым, по сей день остается открытым. При этом очевидно, что степень справедливости дивидендов определяется особенностями конкретного акционерного общества, включая его уровень развития, размер, отраслевую принадлежность, эффективность, потенциал роста, состав акционеров и прочие факторы[6].

Исследования в области дивидендной политики за рубежом показывают, что установление некоего ориентировочного процента ожидаемых дивидендных выплат все же желательно, поскольку большинство менеджеров сознательно или бессознательно придерживаются долговременного нормативного коэффициента дивидендных выплат и большинство инвесторов ожидают от эмитентов того же.


Следует также отметить, что теории дивидендной политики все еще недостаточно разработаны даже в зарубежной финансовой литературе. Так, мы согласны с утверждением P. Брейли и С. Майерса, утверждающих что «эти теории пока еще слишком отрывочны, а эмпирические доказательства слишком чувствительны к самым незначительным изменениям деталей – так, что всякий догматизм здесь начисто исключен» [7].

Таблица 2

Основные типы и методики дивидендной политики акционерного общества[8]

Тип дивидендной политики

Методика дивидендных выплат

1

2

1. Консервативный

Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу

Методика фиксированных дивидендных выплат

2. Умеренный (компромиссный)

Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов

Продолжение таблицы 2

1

2

3. Агрессивный

Методика постоянного процентного распределения прибыли

Методика постоянного роста дивидендных выплат

Практическое использование теорий дивидендной политики позволяет выделить три основных подхода к формированию дивидендной политики компании – консервативный, умеренный и агрессивный[9]. При этом каждому типу дивидендной политики компании будут соответствовать и определенные методики дивидендных выплат (табл. 2).

1.2. Правовое регулирование выплаты дивидендов акционерными обществами в России

Одной из проблем дивидендной политики в России в последние 20 лет являлось несовершенство законодательной базы в части регламентации дивидендных выплат, что существенно снижало привлекательность инвестиционных вложений в акции[10]. Однако мы можем с уверенностью констатировать тенденцию к совершенствованию нормативно-правовой базы в данном сегменте.


С 1 января 2014 г. вступили в действие изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее – Закон)[11], существенно улучшающие позиции инвесторов – миноритариев и одновременно снижающие возможности дивидендных интриг. Сравнительная характеристика старой и новой редакций Закона представлена в табл. 3.

Новая редакция Закона подразумевает установление двух дат фиксации реестра – для участия в годовом общем собрании акционеров и для выплаты дивидендов.

Таблица 3

Сравнительная характеристика старой и новой редакций Федерального закона «Об акционерных обществах» [12]

Изменяемое положение Закона

Старая редакция

Новая редакция

До конца 2013 г.

С 1 января 2014 г.

Дата проведения годового общего собрания акционеров

Устанавливалась после даты закрытия реестра для участия в годовом общем собрании акционеров (ГОСА) и получения дивидендов

Устанавливается после даты закрытия реестра для участия в ГОСА и до даты закрытия реестра для выплаты дивидендов

Закрытие реестра для
участия в собрании акционеров

Советом директоров утверждалась единая дата закрытия реестра для участия в ГОСА и получения дивидендов

Советом директоров утверждается отдельная дата

Закрытие реестра для
получения дивидендов

Отдельная дата рекомендуется советом директоров и утверждается ГОСА. Срок: через 10-20 дней после ГОСА для торгуемых
акций и не позднее 20 дней после ГОСА для неторгуемых акции

Сроки выплаты дивидендов

До 60 дней после ГОСА для
всех категорий акционеров

Установлены 2 срока: до 10 дней после даты фиксации реестра для номинальных держателей акции и управляющих активами;

до 25 дней после даты фиксации реестра для прочих акционеров

При этом последняя дата устанавливается позднее даты принятия решения о выплате дивидендов, иными словами, после проведения общего собрания акционеров[13]. Согласно новой редакции Закона закрытие реестра для выплаты дивидендов должного произойти не позднее 20 дней со дня проведения общего собрания акционеров. Для акционерных обществ, чьи акции обращаются на бирже, дата закрытия реестра для выплаты дивидендов не может быть ранее 10 дней и позднее 20 дней после собрания акционеров[14].