Файл: Политика психологической поддержки персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Общая характеристика ООО «СМИК»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты психологической поддержки персонала предприятия
1.1. Психология и эффективность деятельности субъекта труда
1.2. Значение психологических методов поддержки персонала
Глава 2. Исследование применения психологических методов в управлении персоналом ООО «СМИК»
2.1. Общая характеристика ООО «СМИК»
2.2. Исследование применения методов психологической поддержки персонала предприятия
В целом, система наиболее часто применяемых средств саморегуляции и оптимизации функционального состояния у сотрудников ООО «СМИК» организаций достаточно похожа. Представляет интерес вопрос о том, различаются ли сотрудники с неодинаковым восприятием степени стрессогенности своего труда и типичных рабочих ситуаций. Для выявления фактологических данных первичные материалы были обработаны для выявления подгрупп с разным уровнем чувствительности к профессиональным и организационным стресс-факторам (проведена кластеризация по совокупности показателей самооценки факторов трудового стресса). Результаты отражены на рис. 4.
Рисунок 4 - Профили трудового стресса в подгруппах сотрудников с высоким и низким общим уровнем чувствительности к стрессогенным факторам[49]
Дальнейший статистический анализ способов саморегуляции функциональных состояний показал, что в выделенных кластерных подгруппах есть различия в частоте обращения к некоторым приемам и средствам (см. таблицу 6, рис. 5 и 6).
Таблица 6
Результаты сравнения показателей частоты использования способов оптимизации состояния на рабочем месте в подгруппах обследованных с высоким и низким уровнем чувствительности к стрессогенным факторам[50]
№ |
Показатели |
Среднее значение |
|
Высокий уровень (п = 29) |
Низкий уровень |
||
Микроперерывы в рабочем процессе |
|||
33 |
Перерывы для разгадывания |
1,55 |
1,17 |
27 |
Хождение взад-вперед |
1,14 |
1,35 |
22 |
Небольшие перерывы, для чтения (газет, журналов) |
1,62 |
1,42 |
Успокаивающие и расслабляющие препараты и напитки |
|||
9 |
Применение легких успокаивающих средств |
1,14 |
1,35 |
32 |
Алкогольные напитки |
1,34 |
1,21 |
Волевая регуляция |
|||
28 |
Волевое усилие для продолжения работы |
2,21 |
1,86 |
Рисунок 5 - Частота использования перерывов разного назначения в подгруппах с высоким и низким уровнем чувствительности к стресс-факторам[51]
Как видно из рисунка 5, сотрудники с разным уровнем чувствительности к стрессу по-разному организуют и используют рабочие микроперерывы. Перерывы для смены вида умственных задач более характерны для работников с большей чувствительностью к стрессогенным факторам; перерывы для физической разминки чаще используются сотрудниками, которые рассматривают свою работу как менее насыщенную стресс-факторами. Кроме того, работники с высокой чувствительностью к стрессу более склонны к использованию алкогольных напитков, в то время как в другой подгруппе в качестве успокаивающих и расслабляющих средств предпочтение отдается легким лекарственным препаратам (см. рис. 6).
Рисунок 6 - Частота использования успокаивающих и расслабляющих препаратов и напитков в подгруппах с высоким и низким уровнем чувствительности к стресс-факторам
Волевая регуляция в трудовой деятельности более характерна для тех сотрудников, которые воспринимают свою профессиональную деятельность как более насыщенную стресс-факторами. В целом, собранные в результате исследования факты о типичных способах оптимизации функциональных состояний позволяют сделать следующее заключение: система средств саморегуляции состояния базируется, в основном, на социальных контактах с коллегами. Большинство сотрудников снимает рабочее напряжение и улучшает настроение разговорами и шутками. Данная закономерность универсальна вне зависимости от того, насколько стрессогенной считают сотрудники свою работу. Гораздо меньшее число работников ООО «СМИК» использует микроперерывы в работе для активизации внутренних психологических средств оптимизации состояния (такие, как способы психологической саморегуляции на основе приемов релаксации и мобилизации). Интересно, что обнаружена связь способов заполнения микроперерывов, которые сотрудники проводят «наедине с собой», со степенью чувствительности к стресс-факторам в труде: более чувствительные к стрессу сотрудники предпочитают заполнять такие перерывы отвлекающей от основной работы умственной активностью (разгадыванием кроссвордов и чтением журналов); сотрудники с меньшей степенью чувствительности к стрессу выбирают активные формы проведения перерывов.
Следующий этап исследования был посвящен изучению копинг-стратегий сотрудников ООО «СМИК» в профессиональных стрессовых ситуациях. При этом рассматривались диспозиции стратегий преодоления профессионального стресса (рис. 7).
Чаше других в данных ситуациях используются стратегии «положительное истолкование и личностный рост», «планирование», «активный копинг», «поиск активной общественной поддержки», «поиск эмоциональной общественной поддержки», а также «подавление конкурирующей деятельности». Редко сотрудники предприятия обращаются к стратегиям «использование алкоголя и наркотических веществ», «поведенческое отстранение» и «обращение к религии». Для сотрудников ООО «СМИК» в профессиональных стрессовых ситуациях характерно планировать и использовать действия, направленные на решение проблем, возникающих в профессиональной деятельности, находить положительные стороны в сложившихся условиях и использовать опыт, полученный в данных ситуациях для личностного и профессионального роста. Кроме того, сотрудники ООО «СМИК» склонны концентрироваться на решении сложных ситуаций, а также обращаться за помощью, советом, поддержкой к коллегам, близким людям и руководителям.
Примечание. Цифрами обозначены стратегии копинг-поведения: 1 - активный копинг; 2 - планирование; 3 - поиск активной общественной поддержки; 4 - поиск эмоциональной общественной поддержки; 5 – подавление конкурирующей деятельности; 6 - обращение к религии; 7 - положительное истолкование и личностный рост; 8 -
сдерживание; 9 - принятие; 10 - фокус на эмоциях и их выражение; 11 - отрицание; 12 - ментальное отстранение; 13 - поведенческое отстранение; 14 - использование алкогольных и наркотических веществ; 15 - юмор.
Рисунок 7 - Стратегии копинг-поведения сотрудников «СМИК»[52]
Далее с помощью авторской анкеты изучались характер и уровень стрессогенности значимых для сотрудников ситуаций в их деятельности в организации на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном (табл. 7). Оценка уровня стресса осуществлялась по пятибалльной шкале, где пятью баллами отмечался высокий уровень стрессогенности ситуации, одним баллом - низкий.
Как видно из данных таблицы 7, для работников наиболее стрессогенными ситуациями на уровне индивидуальной работы являются
ситуации, связанные с недостатком времени для выполнения плановых заданий, большим объемом работы и отсутствием полной информации об обязанностях.
Таблица 7
Ситуации с наивысшим показателем стрессогенности[53]
Уровень |
Ситуации |
Средний балл |
Индивидуальный |
1. Недостаток времени для выполнения работы 2. Большой объем работы 3. Отсутствие достаточной информации о должностных обязанностях |
4,5 4,3 |
Групповой |
1. Наличие высоких требований со 2. Руководитель сообщает о задаче в |
4,3 4,2 |
Организационный |
1. Низкий уровень заработной платы 2. Отсутствие в организации условий |
4,9 |
На уровне работы отдела (группы) наиболее стрессогенными
оцениваются ситуации, связанные с предоставлением информации от руководителя. На общеорганизационном уровне как наиболее стрессогенные оцениваются ситуации: невозможность карьерного роста и низкий уровень заработной платы. При этом наибольшим показателем уровня стрессогенности обладает ситуация «низкий уровень заработной платы». Данная общеорганизационная ситуация является наиболее значимой в целом по сравнению со всеми ситуациями трех уровней.
Выводы
Большинство сотрудников ООО «СМИК» в своей профессиональной деятельности сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Ситуациями, которые оцениваются сотрудниками как стрессогенные, являются «установление контакта с клиентами», «связанные с возникновением различного рода конфликтов». Менее стрессогенными для сотрудников предприятия являются «ситуации, возникающие при взаимодействии с коллегами», «связанные с выявлением потребностей клиентов».
Сотрудники ООО «СМИК» в профессиональных стрессовых ситуациях используют весь репертуар стратегий копинг-поведения. При этом чаще других используются такие стратегии, как «положительное истолкование и личностный рост», «планирование», «активный копинг», «поиск активной общественной поддержки», «поиск эмоциональной общественной поддержки», «подавление конкурирующей деятельности», редко применяются такие копинг-стратегий. Как «использование алкоголя», «поведенческое отстранение», «обращение к религии».
Для работников ООО «СМИК» наиболее стрессогенными ситуациями на уровне индивидуальной работы являются ситуации, связанные с недостатком времени для выполнения плановых заданий, большим объемом работы и отсутствием полной информации об обязанностях. На уровне работы группы наиболее стрессогенными оцениваются ситуации, связанные с предоставлением информации от руководителя. На общеорганизационном уровне как наиболее стрессогенные оцениваются ситуации: невозможность карьерного роста и низкий уровень заработной платы. Наибольшим показателем уровня стрессогенности обладает ситуация «низкий уровень заработной платы». Данная общеорганизационная ситуация является наиболее значимой в целом по сравнению со всеми ситуациями трех уровней.
Таким образом, исследование позволило определить наиболее трудные, стрессогенные ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники ООО «СМИК» при выполнении своих профессиональных обязанностей. Кроме того, выявлены стратегии совладания с данными ситуациями, что дает основание для разработки программ психологической помощи, консультирования и обучения работников ООО «СМИК» оптимальным способам преодоления профессионального стресса.
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию психологической поддержки персонала в ООО «СМИК»
По результатам проведенного исследования можно выделить следующие задачи психологической поддержки персонала в ООО «СМИК»:
1. Поддержание здорового и гармоничного образа жизни является не менее эффективным профилактическим средством против стрессовых состояний. Сбалансированная диета, хороший сон, отдых от работы, регулярные занятия физическими упражнениями — все это помогает удерживать стресс на приемлемом уровне.
2. Участие в программах физических упражнений (3-4 получасовых занятия в неделю), помогающих снизить тревогу и обеспокоенность и восстановить здоровый сон.
3. Установление баланса между домом и работой: избежание чрезмерных рабочих нагрузок, интенсивной домашней работы, деловых командировок.
4. Лучший отдых — это смена вида деятельности (чередование умственных и физических нагрузок).
5. Сохранение оптимистического взгляда на жизнь (умение превращать негативный стресс в позитивный).
6. Самоуправление: расстановка приоритетов, сохранение уверенности в себе, использование времени наилучшим образом.
7. Эффективное решение проблем, особенно ведущих к стрессовым состояниям.
8. Реалистичный подход к ожиданиям относительно самого себя и окружающих: большая часть стрессов, вызванных внутренними причинами, происходит от чрезмерных личных запросов.
9. Обеспечение адекватной эмоциональной поддержки дома и в рабочих отношениях.
10. Управление эффективностью труда помогает сохранять давление на допустимых уровнях восприятия, а в случае необходимости способствует получению помощи от окружающих.