Файл: Политика психологической поддержки персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Общая характеристика ООО «СМИК»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты психологической поддержки персонала предприятия
1.1. Психология и эффективность деятельности субъекта труда
1.2. Значение психологических методов поддержки персонала
Глава 2. Исследование применения психологических методов в управлении персоналом ООО «СМИК»
2.1. Общая характеристика ООО «СМИК»
2.2. Исследование применения методов психологической поддержки персонала предприятия
Введение
Актуальность. Длительное нахождение личности на рабочем месте, выполнение различной трудовой деятельности заставляют чувствовать работника усталость. Но при этом человек должен уделять большое количество времени и сил формированию своей карьеры, на него давит интенсивный ритм и условия жизни, необходимость освоения частых нововведений, ему не хватает личного времени, все это приводит к увеличению уровня стресса у человека[1]. Так как стресс это состояние, при котором организм человека находится в напряжении, из-за различных неблагоприятных воздействий окружающей среды, то у человек как у работник снижается эффективность его труда.
Поэтому управление стрессом в организации относится к одной из основных управленческих проблем. Стресс отрицательно влияет на производительность труда работников, от этого возрастает уровень дисциплинарных нарушений и как следствие уменьшается эффективность деятельности всей организации в целом. Это несет за собой серьезную статью расходов по устранению последствий стресса на предприятии. Следовательно, грамотный управленец должен уметь вовремя распознать состояния работника, выявлять причины стресса, разрабатывать эффективные мероприятия профилактики стресса, регулирования стрессовых ситуаций.
Предмет исследования: проблемы психологической поддержки персонала предприятия.
Объект исследования: ООО «СМИК».
Цель работы: изучение методов психологической поддержки персонала в организации и их практического применения на ООО «СМИК»
Задачи работы:
-
- рассмотреть проблему психологии и эффективности деятельности субъектов труда;
- исследовать необходимость применения методов психологической поддержки персонала;
- выполнить анализ стрессовых ситуаций у сотрудников ООО «СМИК»;
- предложить организационные методы психологической поддержки персонала предприятия.
Методологической и информационной основой работы являются: теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных специалистов в области управленческой психологии. Для написания работы использовались данные ООО «СМИК».
Глава 1.Теоретические аспекты психологической поддержки персонала предприятия
1.1. Психология и эффективность деятельности субъекта труда
Эффективность деятельности субъекта труда, с психологической точки зрения, - это сложный динамичный процесс, обусловленный взаимосообразностью организационной культуры труда, профессиональной готовностью человека как личности и субъекта труда к успешному исполнению деятельности, к инновационным процессам, к саморазвитию, а также, и адекватностью оценки результата труда. Из-за нарушения взаимосвязей любой грани этого треугольника возникают противоречия, которые и являются одной из основных причин неудовлетворенности человека, снижения эффективности профессионального труда и экономической эффективности развития организации[2].
Впервые потребность в психологическом обеспечении экономической эффективности управленческого и промышленного труда возникла на западе в связи с социально-экономическими и социально-техническими изменениями в обществе[3]. Одним из первых ученых, показавших важность изучения экономики во взаимосвязи с психологией и значение психологии в повышении эффективности профессионального труда уже в конце 19 века, был известный психотехник Гюго Мюнстерберг[4]. В его фундаментальном труде, изданном в 1912 г., были выделены проблемы, сохранившие свою актуальность и в настоящее время: профпригодность, отбор, обучение, производительность труда, усталость, дизайн, монотонность труда. Он исследовал и доказал необходимость изучения поведения работника во взаимосвязи с организацией, содержанием и условиями профессионального труда. Дальнейшее развитие этого направления продолжили в 20-30 гг. ХХ в. зарубежные ученые. Они разработали и внедрили в практику разные научные подходы психологического регулирования эффективности профессионального труда сначала индивидуального, а затем и коллективного. Особое внимание уделялось системе отношений человека к труду, к его организации и к себе, как одному из важнейших механизмов повышения эффективности профессиональной деятельности[5].
Во второй половине ХХ в. у зарубежных ученых формируется новый взгляд на психологические условия повышения и регуляцию экономической эффективности труда, в основе которого рассматриваются вопросы творческого развития профессионала, обеспечения условий для стремления работника к профессиональному саморазвитию, самореализации и самоактуализации[6]. Основной акцент этих исследований фокусируется на сложившихся представлениях о человеке, его личностных и социальных ценностях, мотивах, побуждающих к профессиональной деятельности, факторах, влияющих на удовлетворенность трудом[7]. Выстроенная немецкими учеными, на основе анализа западно-европейских исследований ХХ в., хронология развития представлений о «человеке работающем» с позиций психологии, экономики, производства и бизнеса, раскрывает разные научные подходы к регуляции эффективности профессионального труда: от человека «экономического» («прошлого»), к «человеку социальному», «самоактуализирующемуся», «человеку комплексному», до человека будущего эпохи постмодернизма.
Важно отметить, что аналогичные способы повышения экономической эффективности профессионального труда применялись и в нашей стране, только с иных научных позиций и в другом временном пространстве[8]. В отличие от работ зарубежных ученых, сконцентрировавших свое внимание на личностных регуляторах повышения эффективности профессионального труда, наши ученые до 70-х гг. ХХ в. основное внимание уделяли вопросам формирования, развития и функционирования операциональной сферы профессиональной деятельности.
В отечественной науке только в 1984 г. появляется новая область научно-практического знания «Экономическая психология» [9]. Она возникла на пересечении психологии труда, организационной психологии, социальной психологии и психологии управления. Основателем этой области знания является А. И. Китов. С позиций отечественной экономической психологии рассматривается взаимосвязь объективной и субъективной тяжести труда и ее влияние на экономическую эффективность и удовлетворенность. В связи с этим изучаются психологические условия эффективного хозяйствования, влияющие на производственные отношения, сознание, представления, мысли и чувства человека, а также и на результат его трудовой деятельности и социальное поведение[10].
Радикальные преобразования в Российской экономике в конце ХХ века привели к трансформации социальных, социально-психологических, экономико-психологических, организационно-психологических феноменов, которые, в свою очередь, обусловили трансформацию в личностных и межличностных отношений в обществе, организациях и в жизни людей. Эти изменения способствовали появлению новых научно-практических проблем экономической психологии и разработке новых теоретических взглядов на решение проблемы эффективности деятельности субъекта труда, в частности, предпринимательской, управленческой, а также, и индивидуальной и коллективной.
Особое внимание психологов ХХI в. фокусируется на исследованиях экономических ценностей в индивидуальном и групповом сознании и экономическом самоопределении личности; на нравственно-психологической регуляции экономической активности личности, на экономических ценностях и ориентациях в различных социальных группах[11]. В настоящее время одной из центральных проблем экономической психологии является проблема экономического сознания как нравственной регуляции экономической активности личности. Методологической основой этого направления является комплексный и системный подходы[12]. Разрабатываются разные концепции и модели исследования взаимовлияния социально-экономических и нравственно-психологических факторов в различных социально-экономических условиях[13].
Нравственные ценности и убеждения личности рассматриваются как внутренние регуляторы отношения и поведения человека во взаимосвязи с когнитивными, коммуникативными и эмоциональными компонентами.
Таким образом, развиваемое в отечественной психологической науке новое направление экономической психологии, в котором экономическое сознание рассматривается как нравственно-психологический регулятор экономической активности личности, интегрирующий в себе разные аспекты изучения взаимосвязей личности: с социальными, экономическими, информационными, культурно-историческими особенностями российского общества; личностные качества – как ресурс адаптации человека к динамической, непредсказуемой объективной реальности, а экономическую идентичность – как регулятор социально-экономического поведения личности в межличностных и межгрупповых отношениях – представляют собой общетеоретический психологический взгляд на решение проблемы эффективности профессиональной деятельности[14].
Эффективность деятельности субъекта труда, как сложный динамический процесс, обусловлена множеством разноуровневых субъектно-объектных взаимосвязей, образующихся между человеком и профессией на нормативном, структурном, функциональном и поведенческом уровнях[15] изучение которых позволяет выявить противоречия, отрицательно влияющие на эффективность труда и на отношение человека к работе. Противоречия являются одним из главных факторов снижения эффективности деятельности субъекта труда, его успешности в профессиональном развитии, самореализации и самоактуализации и удовлетворенности трудом и жизнью. Даже высокая нравственно-психологическая регуляция деятельности и регуляция социального поведения при недостатках в организационной культуре работы снижает не только эффективность труда, но и способствует развитию негативного отношения к труду. Противоречия могут возникать как в связи с рассогласованием взаимосвязей между субъектом и организацией его труда, так и в связи с рассогласованием внутриличностных и функциональных механизмов регуляции деятельности[16].
С позиций субъектно-деятельностного подхода, развиваемого, в отечественной науке известными учеными (Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Е. А. Климовым, А. В. Брушлинским, Л. И. Анцифировой), эффективность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от психологической и профессиональной готовности субъекта труда, обусловленной субъектно-объектными взаимосвязями, формируемыми в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Деятельность рассматривается как процесс самореализации, самопознания, самоопределения и преобразования личности, а также как процесс восприятия, осознания, отношения, переживания и представления субъектом мира как объективной реальности[17].
Эффективность деятельности субъекта труда можно рассматривать как интегральный показатель взаимосоответствия человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности. Оценка эффективности деятельности субъекта труда с психологической точки зрения должна проводиться с учетом взаимосоответствия объективных и субъективных показателей результата трудового процесса: производительности, успешности и удовлетворенности[18]. Производительность – это показатель экономической эффективности труда, проявляющийся в качестве и количестве выполненной работы; скорости и безошибочности ее исполнения при относительно минимальных затратах экономических и психофизиологических ресурсов. Успешность – это показатель достижения субъектом значимых личностных и социальных целей в процессе сознательного преодоления и преобразования условий, препятствующих их выполнению, и личностная потребность и направленность на профессиональное развитие, самоактуализацию и профессиональное совершенствование[19]. Удовлетворенность трудом является показателем осознания личностью своей востребованности в организации, в профессиональном коллективе, и осознания своей профессиональной компетентности[20].