Файл: Политика психологической поддержки персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Общая характеристика ООО «СМИК»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты психологической поддержки персонала предприятия
1.1. Психология и эффективность деятельности субъекта труда
1.2. Значение психологических методов поддержки персонала
Глава 2. Исследование применения психологических методов в управлении персоналом ООО «СМИК»
2.1. Общая характеристика ООО «СМИК»
2.2. Исследование применения методов психологической поддержки персонала предприятия
Отдельное направление возникает при решении проблемы, связанной с возникновением экстремального фактора стресса в результате монотонности труда - чередование функций в процессе выполнения работы. Можно использовать метод антистрессовой защиты в виде переключения внимания, но направить его на продуктивное для предприятия действие - выполнение обязанностей, совершенно различных по своей природе.
Третья группа методов - физиологические методы - призваны восстанавливать психофизиологическое состояние работников с целью повышения их физического здоровья[38]: оптимизация питания; фармакотерапия; массаж и самомассаж; занятия йогой, производственной гимнастикой; профилактика и лечение профессиональных заболеваний, нормализация экологических факторов производственной среды[39].
Четвертая группа методов - социально-психологические методы включают создание благоприятного социально-психологического климата, разработку антистрессовой программы и профилактику неблагоприятных состояний[40].
Для создания благоприятного климата нужны как внутренние совершенствования - комплектование кадров все же следует проводить с учетом совместимости различных типологий характеров человека, стремясь при этом сочетать людей с общими моральными, культурными ценностями, не обладающих слишком разными материальным и социальным статусами. И необходимы внешние факторы, такие как перечисленные в первом пункте плюс дополнительно особенности руководства коллективом. Здесь уместно отметить рекомендации руководителю для формирования позитивного отношения работников к управлению и собственному месту в организации. Следует разрешать подчиненным отказываться от выполнения какого-либо задания, когда у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо выполнить это задание, нужно объяснять его важность и установить приоритеты. Нужно использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной конкретной ситуации. Следует быть наставником по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.
Психопрофилактика неблагоприятных состояний в себя может включать[41]: психотерапия; функциональная музыка; аутогенная тренировка и гипноз; цветовое оформление помещений; создание кабинетов психической разгрузки.
Для каждой конкретной производственной ситуации комплекс психопрофилактических мероприятий разрабатывается в результате значительной аналитической работы, предполагающей диагностику специфики конкретных неблагоприятных состояний и выбор наиболее эффективных действующих на них методов.
Также можно выделить основные подходы по управлению производственным стрессом[42]:
-
- изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте;
- обеспечение большей автономии работника;
- построение «мостов» между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже «возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом)»;
- повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений);
- создание в организации благоприятного социально-психологического климата[43].
Выводы
Эффективность деятельности субъекта труда можно рассматривать как интегральный показатель взаимосоответствия человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности. Оценка эффективности деятельности субъекта труда с психологической точки зрения должна проводиться с учетом взаимосоответствия объективных и субъективных показателей результата трудового процесса: производительности, успешности и удовлетворенности.
Психологические методы управления персоналом используется в целях гармонизации взаимоотношений персонала и установления наиболее благоприятного психологического климата. Психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека.
Ни один рабочий процесс не может обходиться без тех или иных стрессов, что крайне негативно сказывается на выполнении поставленных производственных задач.
Руководитель любого уровня должен владеть методами управления стрессами с целью минимизации их негативного воздействия. Известно, что высокий уровень производственного стресса ведет к синдрому профессионального выгорания. Результатом этого является не только резкое снижение трудовой мотивации, но и прямое падение работоспособности и значительный рост заболеваемости сотрудников не только психическими, но и соматическими расстройствами. В связи с этим в психологии разработано большое количество организационных методов управления стрессами и профилактики профессионального выгорания.
Глава 2. Исследование применения психологических методов в управлении персоналом ООО «СМИК»
2.1. Общая характеристика ООО «СМИК»
История сети магазинов «СМИК» началась в 1952 г., в Москве был построен первый и самый большой в городе универмаг. Владельцем этого магазина было государственное предприятие «Торговые Универмаги «Центрум». Типичное для того времени стеклянное здание являлось заметной достопримечательностью минувшей эпохи.
В магазине «СМИК» на протяжении десятилетий одевались целые поколения маленьких россиян, родители которых специально приезжали в Москву за покупками. История фирмы «СМИК» вызывает положительные воспоминания, благодаря которым и теперь многочисленные клиенты приходят за покупками для своих детей именно в магазины «СМИК».
В 2000 г. универмаг «СМИК» был выделен из компании «Торговые Универмаги «Центрум», и тогда же было создано ООО «SMYK Sp. z o.o».
ООО «СМИК» осуществляет не только розничную, но и оптовую торговлю. Многолетнее сотрудничество с крупными зарубежными производителями позволяет гарантировать безупречное качество товаров, безопасность материалов, надежность сборки, наличие всех необходимых сертификатов и лицензий.
Руководство компании очень серьезно относится к подбору персонала и добивается того, чтобы клиент всегда имел возможность получить совет и помощь компетентных, квалифицированных продавцов.
ООО «СМИК» предлагает широкий ассортимент детских товаров от 0 до 16 лет из Италии, Франции, Германии, Польши, Финляндии, Турции, России от известных производителей: Emmaljunga, Chicco, Roemer, Reima, Mayoral, Wojcik, Orsetto, Minimen, Lego, Barbie, Bratz, Burago, Fisher Pric.
Рисунок 1 - Организационная структура ООО «СМИК»[44]
Организационной структурой управления предприятием называется разделение предприятия на подразделения в целях упорядочения взаимодействия звеньев, установления подчиненности и полномочий. Организационная структура управления персоналом ООО «СМИК» имеет вид линейной структуры.
Она основана на соблюдении принципа единоначалия, то есть одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций, а подчиненные выполняют распоряжение только одного руководителя. Такая структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.
Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Главы подразделений находятся в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня. Вышестоящий орган не имеет право отдавать распоряжение каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.
2.2. Исследование применения методов психологической поддержки персонала предприятия
Исследование проводилось в ООО «СМИК». В исследовании приняло участие 104 сотрудника предприятия в возрасте от 19 до 51 года, стаж работы которых варьирует от 1 года до 17 лет.
Для выявления ситуаций, которые оцениваются сотрудниками ООО «СМИК» как стрессогенные был использован опросник, который содержал 80 пунктов (из них 2 открытых), касающихся трудных ситуаций. Трудные ситуации в опроснике подразделялись на 9 блоков: «ситуации, связанные с установлением контакта»; «ситуации, связанные с работой с возражениями клиентов»; «ситуации, связанные с выполнением должностных обязанностей»; «ситуации, связанные с возникновением конфликтных ситуаций»; «ситуации, возникающие при взаимодействии с руководителем»; «ситуации, возникающие при взаимодействии с коллегами»; «ситуации, вызванные неблагоприятными условиями труда»; «ситуации, связанные с мотивацией труда»; «трудности в выявлении потребностей клиента». Оценка уровня стресса осуществлялась по пятибалльной шкале, где пятью баллами отмечался высокий уровень стрессогенности ситуации, одним баллом - низкий.
При исследовании профессиональных стрессовых ситуаций были получены следующие данные (рис. 2). Наиболее высокий уровень стресса сотрудниками предприятия отмечается в блоке ситуаций, связанных с установлением контакта с клиентами (средний балл - 4,4). Таким образом, большинство сотрудников предприятия испытывают серьезные затруднения при общении с клиентами; начинают волноваться, когда клиент начинает
задавать много вопросов.
Рисунок 2 - Результаты выявления ситуаций, которые оцениваются сотрудниками ООО «СМИК» как стрессогенные[45]
Ситуациями с низким уровнем стресса, согласно представлениям сотрудников предприятия, являются следующие: возникающие при взаимодействии с руководителем (2,2); возникающие при взаимодействии с коллегами (2,1); вызванные неблагоприятными условиями труда (2,1);
связанные с мотивацией труда (1,9); трудности в выявлении потребностей клиента (1,6).
На следующем этапе исследованы функциональные состояния, формирующиеся под влиянием трудовой нагрузки во время рабочего дня. В качестве инструментария использована Шкала состояния E. Groll & M. Heider; адаптация А. Б. Леоновой. Обследование проводилось в течение трех дней недели по схеме двух диагностических замеров: в начале дня, спустя полчаса после начала работы (утренний замер) и за час до конца работы (вечерний замер). Первая половина сотрудников прошла обследование в первую неделю, а вторая — неделю спустя.
Данные позволили установить, что в начале рабочего дня все показатели самооценки функционального состояния находятся в пределах нормы. К концу работы самооценка функционального состояния в конце дня несколько ухудшается, однако в целом основные показатели остаются в диапазонах позитивных значений — за исключением показателя ситуативной тревожности во второй день исследования. Результаты статистического сравнения показателей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей актуального функционального состояния в ООО «СМИК»
Показатели ФС |
Дни проведения обследования |
||
День 1 (вторник) |
День 2 (среда) |
День 3 (пятница) |
|
Субъективный комфорт |
↓Z = -2,401 |
↓Z =-3,627 |
↓Z = -2,165 |
Ситуативная тревожность |
- |
↓Z = -2,513 |
- |
Позитивные эмоциональные переживания |
↓Z = -2,583 |
↓Z = -2,772 |
- |
Негативные эмоциональные переживания |
↑ Z=-2,503 |
- |
- |
Тревожно-депрессивные эмоции |
- |
- |
- |
Зрительное и позотоническое утомление |
↓Z = -3,884 |
↓Z = -4,870 |
↓Z = -3,612 |
Пояснения к таблице: Z — значения критерия; - — отсутствие значимых различий в сдвиге показателя; ↑↓ — позитивный и негативный сдвиги показателя к концу рабочего дня.