Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Аналитические аспекты обоснования проблемы выбора и приобретения автомобиля).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы принятия решений в организации
1.1. Понятие и сущность решений в процессе управления
1.2. Классификация управленческих решений
1.3. Методы и способы принятия управленческих решений
2. Практические основы процесса принятия решений и построения модели управленческого решения
2.1. Аналитические аспекты обоснования проблемы выбора и приобретения автомобиля
2.2. Разработка решения и оценка альтернатив при помощи метода анализа иерархий (МАИ)
Рассмотрим проблемы, возникающие в процессе приобретения автомобилей, вышеперечисленных видов:
Проблемы приобретения нового автомобиля.
Несмотря на то, что, казалось бы, приобретаемый автомобиль новый и находится в идеальном техническом состоянии, а также то, что приобретается данный автомобиль у официальных дилеров в специализированном салоне, проблемы встречаются следующие:
1. Так называемый «новый автомобиль» уже побывал в незначительном, но ремонте (как правило, косметическом). Бывает такое, что в процессе перевозки автомобили царапаются и приобретают вмятины, но дилерам не хочется снижать цены и терять в выручке. Поэтому они отправляют авто на ремонт, который обходится им соответственно дешевле скидки.
2. Различные юридические ухищрения: размытые сроки поставки автомобиля, отсутствие полноты пункта, где описывается процедура возврата аванса, в случае отказа от приобретения авто по вине продавца, не указывается полная модификация модели, по которой можно установить точную заводскую комплектацию.
Теперь рассмотрим основные проблемы, при покупке подержанного авто, которые делятся на юридические и технические.
Юридические проблемы при покупке автомобиля:
1. Ограничение на совершение регистрационных действий.
После заключения договора купли-продажи могут отказать в регистрации автомобиля по следующим причинам:
- автомобиль в розыске;
- на совершение регистрационных действий наложены ограничения: судами, следственными органами, и другими органами РФ.
2. Автомобиль в залоге.
Автомобиль оказывается в залоге по нескольким причинам:
- автомобиль является залогом по невыплаченному договору автокредитования;
- собственник взял кредит в банке или ломбарде под залог автомобиля;
- собственник взял кредит у физического лица под залог автомобиля.
Косвенные признаки того, что автомобиль может оказаться залоговым:
1. Предыдущий владелец недолго владел автомобилем.
Если хозяин продает автомобиль попользовавшись им менее двух лет, возможно владелец не успел полностью погасить кредит за столь короткий срок.
2. ПТС является дубликатом.
Иногда банки забирают ПТС автомобиля, который находится в залоге, а недобросовестный продавец получает дубликат, и пытается с ним продать машину.
Здесь стоит обратить внимание на особые отметки, где указано, почему выдан дубликат ПТС: взамен пришедшего в негодность и сданного, или взамен утраченного. Если взамен утраченного, то это должно насторожить.
3. Автомобиль с перебитыми номерами.
Автомобиль с перебитыми номерами - это автомобиль, у которого изменен Vin номер, скорее всего с целью скрыть, что автомобиль угнан.
Если в процессе постановки автомобиля на учет будет выявлено, что вин номера перебиты, то машина останется в ГИБДД до выяснения всех обстоятельств. Вряд ли самостоятельный осмотр поможет покупателю избежать такой ситуации.
4. Технические проблемы, возникающие при покупке авто:
Техническое состояние автомобиля не соответствует заявленному.
Может оказаться, что сами того не зная, покупатель приобрел:
- битый автомобиль (автомобиль, восстановленный после серьезной аварии),
- автомобиль со скрученным пробегом,
- «утопленник» (автомобиль находившийся в зоне затопления);
- автомобиль двигатель или КПП которого скоро потребуют дорогостоящего ремонта. Многие продавцы, узнав о предстоящих расходах, стараются продать такую машину после объявления стоимости ремонта.
Проведенный обзор проблем позволяет построить когнитивную карту проблемы покупки автомобиля с использованием знакового орграфа и выполнить подробный анализ всех имеющихся в ней контуров.
Когнитивная карта проблемы покупки автомобиля представлена на рисунке 1 исследования.
1.
Конкуренция на рынке автомобилей
3.
Юридическая и техническая грамотность
5.
Компетентность в выборе автомобиля
6.
Количество поставщиков
7.
Желание приобретения автомобиля
2.
Бюджет, выделенный на покупку авто
10.
Доход семьи
4.
Качество автомобиля
9.
Время на покупку
8.
Количество членов семьи
12.
Грамотный выбор продавца
11.
Затраты на приобретение автомобиля
Рисунок 1. - Когнитивная карта проблемы покупки автомобиля
Построение когнитивной карты проблемы покупки автомобиля с использованием знакового орграфа отражает следующие контуры:
Для начала выделим причинно-следственные отношения, а именно Фактор № 2 «Бюджет, выделенный на покупку авто» усиливает фактор № 11 «Затраты на приобретение автомобиля», так как при достаточно большом бюджете на покупку авто есть возможность увеличить затраты на приобретение автомобиля. И наоборот, чем выше затраты на приобретение автомобиля, тем больше требуется выделение бюджета на данную покупку.
Следующий пример причинно-следственных отношений: Факторы № 1 «Конкуренция на рынке автомобилей» и № 6 «Выбор поставщиков». Связь определена в том что, чем выше уровень конкуренции на рынке автомобилей, тем больше выбора поставщиков, и наоборот, большой выбор поставщиков усиливает фактор конкуренции на данном рынке.
Третий пример причинно-следственных отношений: Факторы № 3 «Юридическая грамотность» и № 5 «Компетентность в выборе автомобиля». Связь определена в том что, чем выше уровень юридической грамотности, тем выше компетентность в выборе автомобиля в целом, и наоборот.
Далее перейдем к рассмотрению всех контуров. Контур № 1 «Конкуренция на рынке автомобилей» увеличивает влияние Контур № 9 «Время на покупку», так как при большой конкуренции на рынке присутствует большой выбор поставщиков и следовательно, увеличивается время на выбор последнего
Контур № 3 также увеличивает Контур № 7, так как при наличии юридической грамотности уменьшается риск возникновения проблем в процессе купли-продажи, что усиливает желание купить автомобиль.
Контур 3 «Юридическая и техническая грамотность» уменьшает контур 11 «Затраты на приобретение автомобиля», так как чем выше знание технических аспектов тем ниже риск покупки некачественного автомобиля и соответственно ниже последующие затраты.
Контур 10 «Доход семьи» увеличивает контур 2 «Бюджет, выделенный на покупку авто», так как чем выше доход семьи, тем выше бюджет, выделенный на покупку авто.
Контур 12 «Грамотный выбор продавца» увеличивает контур 9 «Время на покупку». Так как, чем рациональней происходит выбор поставщика, тем больше времени на это требуется, что следовательно увеличивает временные затраты в целом.
Контур 12 «Грамотный выбор продавца» уменьшает контур 11 «Затраты на приобретение автомобиля» и как следствие снижает контур 2 «Бюджет, выделенный на покупку авто». Под грамотным выбором понимается наиболее оптимальное соотношение цена-качество, надежность поставщика, а также отсутствие обмана и прочих ухищрений.
Наиболее влиятельной входной вершиной можно назвать Фактор № 12 «Грамотный выбор продавца». Для того, чтобы выбрать продавца необходимо определить будет ли это подержанный автомобиль купленный у частника, у дилера либо это будет новый автомобиль с автосалона.
Следующей немаловажной входной вершиной является № 3 «Юридическая и техническая грамотность», она может быть выражена в знании законодательства, нормативных правовых актов, прав потребителей, а также в умении определить техническое состояние автомобиля на момент покупки.
Для достижения эффективного управления нематериальными ресурсами необходимо выделить основные направления по которым будут устанавливаться цели:
1. Юридическая и техническая грамотность
Приоритетной задачей перед покупкой автомобиля должно быть полное изучение всех юридических и технических аспектов данной сделки. Существует большая вероятность купить автомашину, которая побывала в аварии и ее следы тщательно замаскированы, а еще хуже, можно купить авто, которое числится в розыске по тем или иным уголовным делам. Повышая юридическую и техническую грамотность, снижается необходимость обращения к различным консультантам, чьи услуги не бесплатные.
2. Грамотный выбор продавца
Немаловажный аспект при выборе автомобиля – честность и открытость продавца. Нет существенной разницы физическое или юридическое это лица, покупатель должен быть в нем уверен.
3. Определение бюджета, выделенного на покупку авто
Подход к определению бюджета на покупку автомобиля должен быть разумным. Не стоит руководствоваться только эмоциями и стремиться воплотить в жизнь свою мечту о суперавтомобиле во что бы то не стало, необходимо подумать и сопоставить все до мелочей. Рисунок 2 отражает дерево целей рационального приобретения автомобиля.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ |
Определение бюджета, выделенного на покупку авто
Грамотный выбор продавца (наиболее рациональный вариант)
Юридическая и техническая грамотность покупателя
Определить, будет ли автомобиль куплен в кредит, либо за наличный расчет
Проверить достоверность предоставляемых продавцом данных
Проанализировать отзывы по выбранным продавцам
Изучить порядок проведения сделки купли-продажи
Изучить законодательные и нормативно-правовые акты в области купли-продажи автомобильной техники
Проанализировать и просчитать рациональность сделки с данным продавцом
Кредит – проконсультироваться с кредитным специалистом о возможности кредита
Формирование бюджета из свободных или заемных денежных средств
Обратиться в банковское учреждение
Осуществить рациональное планирование времени на осуществление каждого подхода
Осуществить рациональное планирование времени на осуществление каждого подхода
Осуществить рациональное планирование времени на осуществление каждого подхода
Доступ к данным
Грамотный кредитный консультант
Время
Время
Время
Время
Рисунок 2. - Дерево целей
Из рисунка 2 видно, что для того чтобы достичь целевого фактора необходимо:
1) Осуществить грамотный выбор продавца
Для того, чтобы определить продавца, определим какая машина нам нужна: поддержанная или новая.
Выделим основные достоинства и недостатки.
Преимущества нового автомобиля:
- надежность;
- гарантия производителя;
- предсказуемость расходов;
- надежность сделки купли-продажи;
- возможность выбрать нужную комплектацию;
- не надо проходить техосмотр;
- возможность купить в кредит;
Недостатки нового авто:
- Высокая стоимость владения. В первый год автомобиль теряет в цене больше, чем в любой последующий. Довольно сильно снижается его рыночная цена во второй и третий года, а дальше потеря стоимости стабилизируется и остается примерно одинаковой для всех последующих лет. В среднем новые авто в первый год дешевеют на 10-15%, но машины премиум-класса теряют за первый год до 25% от первоначальной стоимости и более.
- Высокие расходы на плановое ТО. Смысл покупки нового автомобиля частично теряется, если автомобиль будет снят с гарантии, а для сохранения гарантии обязательным условием является своевременное прохождение планового технического обслуживания в сервисном центре. Такое обслуживание обходится в 2-3 раза дороже, обслуживания в обычном автосервисе.
- Высокая вероятность угона, а значит КАСКО – обязательно. Новый автомобиль является лакомым кусочком для угонщиков, ведь чем новее машина, тем выше на нее спрос.
- Нельзя вносить изменения в автомобиль, если автомобиль на гарантии. Если хотите что бы автомобиль сохранил гарантию изготовителя, то нельзя вносить существенных изменений в конструкцию, нельзя заменять штатные детали на усовершенствованные. Вот почему любители тюнинга никогда не покупают новые машины. Гораздо выгоднее купить 2-3 летний авто, который уже успел значительно снизить свою цену, но все еще сохранил свои потребительские свойства.
Преимущества подержанного авто:
- Доступность богатой комплектации.
- Не надо платить за доп. оборудование.
- Старые машины реже угоняют.
- Не нуждается в обкатке.
Недостатки автомобиля с пробегом:
- Риск.
- Низкая надежность.
- Расходы на ремонт.
- Высокая стоимость КАСКО.
- Повышенный расход топлива и масла.