Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Аналитические аспекты обоснования проблемы выбора и приобретения автомобиля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования продиктована тем, что реализация любого процесса невозможна без постоянного ежедневного принятия тех или иных управленческих решений на различных уровнях управления. Управленческие решения при этом направлены на достижение наиболее оптимального, эффективного результата деятельности.

Управленческое решение отличается особой ответственностью, т.к. носит общественный характер, затрагивая интересы многих групп людей, поэтому требует особо взвешенного научного подхода.

Принятие управленческого решения - это выбор наилучшего способа достижения какой-либо цели управления в процессе анализа вариантов.

Целью данного исследования выступает процесс построения модели управленческого решения, через нахождение методов и средств решения поставленных задач, направленных на рациональный выбор.

На основании вышеизложенной цели вытекают следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность управленческих решений, классификацию и методы их принятия;
  • описать основные аспекты исследуемой проблемы;
  • дать оценку состоянию проблемы на сегодняшний день;
  • построить когнитивную карту проблемы;
  • определить направления, по которым будут устанавливаться цели;
  • провести исследования, используя метод анализа иерархий (МАИ) и построить модель управленческого решения;

Объектом исследования является процесс или явление содержащие в себе проблемную ситуацию - проблема выбора и приобретения автомобиля.

Предметом исследования являются те стороны и свойства объекта, которые в полном виде выражают исследуемую проблему – это общее количество предполагаемых способов нахождения решения.

Выбор направления исследования обусловлено тем, что практически перед каждым рано или поздно встает вопрос о необходимости приобретения автомобиля в собственность. Это обусловлено тем, что в динамично развивающемся современном мире автомобиль давно перестал быть предметом роскоши.

Автомобиль во многом упрощает жизнь человека. Без автомобиля человек не будет успевать за тем ритмом, в котором развивается современная жизнь. Особенно необходим автомобиль в крупном и густонаселённом городе. Благодаря личному транспорту, человек может планировать свою жизнь в соответствии с динамичным скоростным ритмом больших городов. Ведь, передвигаясь на общественном транспорте, человек рискует потратить несколько часов, чтобы добраться туда, куда ему нужно, поэтому жители больших городов так ценят наличие личного автомобиля. Современный ритм жизни делает автомобиль просто незаменимым средством передвижения.


Несмотря на то, что процедура приобретения автомобиля в собственность довольно обычная практика, проблем, возникающих в процессе данной процедуры не мало, начиная от технических заканчивая юридическими.

Теоретическую основу курсовой работы составили работы в области теории принятия решений, авторами которых являются Л.А. Жигун, Е. В.Строева, Ю.В. Гусаров, А. Г. Фаррахов, Т. П. Хохлова и т.д.

Методологическую базу исследования составили принципы общенаучной методологии, включающие комплексный системный подход, анализ литературы, метод системного и комплексного подхода, системного анализа, метод сравнения, а так же метод анализа иерархий (МАИ).

Поставленная цель, задачи, предмет и объект исследования предопределили логику изложения и структуру данной курсовой работы, состоящую из введения, двух глав, содержащих подпункты и заключения.

1. Теоретические основы принятия решений в организации

1.1. Понятие и сущность решений в процессе управления

В своей жизни каждый человек вынужден постоянно принимать решения — разрешать возникающие проблемы. В этом смысле под решением понимается выбор одного варианта действий из ряда возможных.

Решение - это выбор одного варианта действий из нескольких возможных [8, с. 158].

Однако это утверждение не следует понимать буквально, поскольку человеку часто приходится принимать решение, не имея «под рукой» ни одного приемлемого варианта действий. Не редки также случаи, когда изначально имеется огромное число вариантов возможных действий, представляющихся человеку одинаково разумными и приемлемыми. Как в первом, так и во втором случае принятие решений сталкивается с определенными трудностями — проблемой выбора. Итак, принять решение — значит ответить на вопрос «как поступить в данной ситуации?».

В менеджменте принятие решений, а также их реализация представляют собой значительно более сложный, чем в бытовой практике, систематизированный и ответственный процесс, учитывающий интересы не одного человека, а целой организации [4, с. 205]. Поэтому принять управленческое (организационное) решение — значит ответить на вопрос: как поступить в данной ситуации, чтобы результат оказался наиболее успешным и выгодным для организации, а необходимые затраты времени, сил и ресурсов — минимальными?


Управленческое решение - это выбор, который осуществляет менеджер в процессе реализации основных функций управления [11, с. 259].

Иными словами, принятие управленческих решений является составной частью любой функции менеджмента: планирования деятельности организации, создания или корректировки ее организационной структуры, выбора подходов к мотивации трудовой деятельности персонала, контроля хода работы и ее результатов и т.д.

Документально принятое управленческое решение может принимать формы: приказов, распоряжений, заключенных контрактов с партнерами, правил и инструкций, планов работы подразделений и отдельных сотрудников и т.п.

Принято говорить, что управленческие решения являются непосредственным результатом деятельности любого менеджера, ведь именно с помощью управленческих решений менеджер и оказывает свое управленческое воздействие на организацию, побуждая подчиненных ему сотрудников действовать определенным образом [2, с. 115].

Управленческое решение - это творческое и волевое воздействие субъекта управления (руководителя, менеджера) на объект управления (организацию, подразделение, процесс и т.п.), направленное на достижение поставленной цели [6, с. 207].

Невозможно быть результативным менеджером, принимающим верные управленческие решения, не понимая принципов работы своей компании, не учитывая влияние на нее внешних факторов, не зная методов планирования деятельности, построения организационных структур, мотивации подчиненных, принципов эффективного контроля [1, с. 108].

В теории принятия решений руководителя часто называют лицом, принимающим решение (ЛПР). Ответственность за принятие решений в сфере своих компетенций и функциональных обязанностей — тяжелое бремя, которое ощущает на своих плечах руководитель любого ранга. Как правило, любое решение оказывается для менеджера достаточно сложным и ответственным.

Что означает понятие «принять решение»? Говоря об управленческих решениях, мы часто употребляем термин «принятие решения». Какой смысл вкладывается в него? Это выражение может рассматриваться в широком и узком смыслах. На рисунке 1 показана общая схема, иллюстрирующая процесс управления с точки зрения принятия управленческого решения [10, с. 186].

Рисунок 1 - Процесс управления с точки зрения принятия управленческого решения

Таким образом, можно сказать, что под принятием решения в широком смысле понимается весь сложный, многоэтапный процесс решения менеджером какой-либо проблемы и выбора им окончательного варианта действий в сложившейся ситуации.


Другими словами, принятие решения в широком смысле — это все действия ЛПР, предшествующие этапу реализации решения. Однако такое понимание термина «принятие решения» не всегда оказывается удобным. Сложность решения задач управления, их многофакторность и многоэтапность заставляют говорить о процессе разработки (или иначе — формирования) управленческого решения [5, с. 157]. Этот процесс может занимать достаточно длительное время, и в него могут вовлекаться различные специалисты, эксперты, руководители различных подразделений организации. Однако окончательное решение, представляющее собой волевой акт выбора варианта будущих действий, остается за тем лицом, которое отвечает за это решение.

Поэтому термин «принятие решения» часто употребляется в узком смысле, отражающем окончательный выбор — волевой акт принятия решения руководителем. В этом случае схема процесса формирования и принятия решения будет иметь вид, показанный на рисунке 2 [3, с. 126].

Рисунок 2 - Процесс формирования и принятия решения

Таким образом, принимая решение нужно всегда стремиться принимать взвешенные, обоснованные решения, представляющие собой связующие звенья между целью и результатом, а также добиваться их реализации.

1.2. Классификация управленческих решений

Управленческие решения – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели деятельности предприятия. Необходимость управленческих решений возникает из появления и существования определённых проблем в деятельности предприятия.

В процессе принятия управленческих решений формируют ответы на следующие вопросы:

  • что производить, продавать;
  • для кого;
  • в каком количестве и в какие сроки;
  • при помощи каких ресурсов [9, с. 124].

Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:

  • по цели (коммерческие, некоммерческие);
  • по росту управления (высшие, средние, низшие);
  • по продолжительности действия (стратегические, тактические, оперативные);
  • по объекту воздействия (внутренние, внешние);
  • по повторяемости (разовые, повторные);
  • по информации (комплексные, частные);
  • по методам формализации (текстовые, графические, математические);
  • по форме отражения (план, программа, приказ, распоряжение, устные указания);
  • по сложности (стандартные, нестандартные) [13, с. 142].

В зависимости от времени на принятие управленческого решения и времени на его реализацию можно говорить о трёх способах:

  • интуитивный – решение не обговаривается;
  • решение, основанное на суждении — принимают, используя прошлый опыт: «+» - решение основано на положительном опыте, «-» - упускается возможность решить ситуацию другим, более эффективным путём;
  • рациональный – решения принятые на основе анализа нескольких альтернативных вариантов и обоснованные графически и математически.

Так как решения принимаются конкретными субъектами управления, то они приобретают субъективный характер [14, с. 243].

Выделяют следующие группы управленческих решений:

  • уравновешенные решения – принимаются на основе анализа различных вариантов, определяя степень риска, наиболее близки к рациональным;
  • осторожные решения – решения, в основном основанные на прошлом опыте, мало новых идей;
  • рискованные решения – решения, степень риска реализации которых выше, чем в других случаях;
  • импульсивные решения – применяются практически необоснованно.

Качество управленческих решений – совокупность параметров удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реализацию этого решения [8, с. 163].

Решение проблем управленческой ситуации заключается в определении конкретных способов и приёмов приведения исходных параметров (вход) к желаемым (выход) с учётом влияния внешней среды. Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принимающему управленческие решения [7, с. 128].

К параметрам качества управленческих решений относятся:

  • показатель энтрофии (количественная неупорядоченность) - если параметры отражены только качественно, то показатель приближается к 0. Желательно, чтобы показатель отражался количественно, и энтрофия стремилась к 1;
  • показатель риска инвестиций;
  • вероятность реализации решения по показателям качества, затратам и срокам;
  • степень соответствия (адекватности) теоретической модели к фактическим составляющим производства.

Условия достижения качества эффективности управленческих решений:

  • научно обоснованные подходы к подготовке и принятию решений;
  • структурирование проблем (дерево целей);
  • рациональное распределение ресурсов во времени и пространстве;
  • многовариантность решений;
  • правовая обоснованность вариантов решений;
  • сопоставимость вариантов решений;
  • обеспечение механизма реализации решений;
  • мотивация принятия и реализации управленческих решений [4, с. 114].