Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Аналитические аспекты обоснования проблемы выбора и приобретения автомобиля).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы принятия решений в организации
1.1. Понятие и сущность решений в процессе управления
1.2. Классификация управленческих решений
1.3. Методы и способы принятия управленческих решений
2. Практические основы процесса принятия решений и построения модели управленческого решения
2.1. Аналитические аспекты обоснования проблемы выбора и приобретения автомобиля
2.2. Разработка решения и оценка альтернатив при помощи метода анализа иерархий (МАИ)
Таким образом, подводя итог данного раздела можно сказать, что проблемы, возникающие при покупке как нового, так и подержанного автомобиля, существенные и требуют взвешенного подхода, который может быть определен с учетом трех основных направлений: изучение юридических и технических аспектов приобретения автомобиля, грамотный выбор продавца, определение бюджета покупки.
2.2. Разработка решения и оценка альтернатив при помощи метода анализа иерархий (МАИ)
Для реализации заключительного раздела исследования необходимо последовательно выполнить этапы оценки модели управленческого решения по методу анализа иерархий и провести анализ наиболее рациональной покупки.
1 Этап:
Автомобиль
Стоимость автомобиля
С1
Год выпуска
С2
Пробег
С3
Подержанный автомобиль (частное лицо)
B
Подержанный автомобиль (дилер)
K
Новый автомобиль (автосалон официального дилера)
А
Критерий |
Количественная характеристика альтернатив |
||
А |
B |
К |
|
Стоимость автомобиля, тыс.руб. С1 |
445 |
370 |
420 |
Год выпуска С2 |
2015 |
2014 |
2013 |
Пробег, км. С3 |
0 |
22470 |
44000 |
Рисунок 3. – Структуризация критериев и альтернатив
Таблица 1
Количественная характеристика альтернатив
2 Этап: Попарные сравнения
Таблица 2
Шкала относительной важности
Интенсивность относительной важности |
Определение |
Объяснения |
1 |
Равная важность |
Равный вклад двух видов деятельности в цель |
2 |
Умеренное превосходство одного над другим |
Опыт и суждения дают легкое превосходство одному виду деятельности над другим |
5 |
Существенное или сильное превосходство |
Опыт и суждения дают сильное превосходство одному виду деятельности над другим |
7 |
Значительное превосходство |
Одному виду деятельности дается настолько сильное превосходство, что оно становится практически значительным |
9 |
Очень сильное превосходство |
Очевидность превосходства одного вида деятельности над другим подтверждается наиболее сильно |
2, 4, 6, 8 |
Промежуточные решения между двумя соседними суждениями |
Применяются в компромиссном случае |
Обратные величины приведенных выше чисел |
Если при сравнении одного вида деятельности с другим получено одно из вышеуказанных чисел (например 3), то при сравнении второго вида деятельности с первым получим обратную величину (т. е. 1/3) |
3 Этап: Вычисление коэффициентов важности
Таблица 3
Матрица парных сравнений критериев
Критерий |
С1 |
С2 |
С3 |
Компоненты собственного вектора |
Вес критерия |
С1 (Стоимость автомобиля, тыс.руб.) |
1 |
5 |
6 |
3,11 |
0,72 |
С2 (Год выпуска) |
(1/5) 0,2 |
1 |
(1/3) 0,333 |
0,41 |
0,10 |
С3 (Пробег, км.) |
(1/6) 0,167 |
3 |
1 |
0,79 |
0,18 |
Итого |
- |
- |
- |
4,31 |
1 |
Таблица 4
Матрица парных сравнений для альтернатив по отдельным критериям
Сравнения по критерию С1 |
||||||
Альтернатива |
A |
B |
K |
Компоненты собственного вектора |
Вес критерия Vji |
|
A |
1 |
3 |
5 |
2,47 |
0,829 |
|
B |
1/3 (0,333) |
1 |
3 |
0,1 |
0,034 |
|
K |
1/5 (0,2) |
1/3 (0,333) |
1 |
0,41 |
0,138 |
|
Итого |
2,98 |
1 |
||||
Сравнения по критерию С2 |
||||||
Альтернатива |
A |
B |
K |
Компоненты собственного вектора |
Вес критерия Vji |
|
A |
1 |
0,333333 |
0,20 |
0,41 |
0,138 |
|
B |
3 |
1 |
0,33 |
0,1 |
0,034 |
|
K |
5 |
3 |
1 |
2,47 |
0,829 |
|
Итого |
2,98 |
1 |
||||
Сравнения по критерию С3 |
||||||
Альтернатива |
A |
В |
K |
Компоненты собственного вектора |
Вес критерия Vji |
|
A |
1 |
0,33 |
0,20 |
0,4 |
0,104 |
|
B |
3 |
1 |
0,33 |
0,99 |
0,256 |
|
K |
5 |
3,00 |
1 |
2,47 |
0,640 |
|
Итого |
3,86 |
1 |
Этап 4: Проверка согласованности локальных приоритетов
ИС = (λmax – n)/(n – 1) = (3,194 – 3)/(3 – 1) = 0,097
где n- число сравниваемых элементов
=(1,367*0,72)+(0,10*9)+(0,18*7,3)= 0,98+0,90+1,314=3,194
ОС = ИС/сл.согл. =0,097/0,58=0,17
Таким образом, величина отношения согласованности 17 %, следовательно, она находится в пределах нормы и нет необходимости исследовать задачу и пересматривать суждения.
5. Этап: Определение лучшей альтернативы
где - показатель качества j – той альтернативы;
- вес i– того критерия;
- важность j– той альтернативы по i – тому критерию.
Таблица 5
Расчет веса критериев
Вес критериев |
|||
1 |
2 |
3 |
|
0,72 |
0,10 |
0,18 |
|
А |
0,829 |
0,138 |
0,104 |
В |
0,034 |
0,034 |
0,256 |
К |
0,138 |
0,829 |
0,640 |
Таким образом, на основе проведенного анализа иерархий можно сказать, что наилучшей альтернативой является альтернатива А, так как ее показатель качества (SА=0,630) наиболее максимален, а это значит, что рациональнее всего приобрести новый автомобиль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследования необходимо отметить, что управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а их непрерывная последовательность характеризует непрерывность процесса управления.
Управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую (субъект на объект управления), что в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей.
Процесс управления состоит из повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций. Для возникновения необходимости принять управленческое решение нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от заданного режима функционирования системы.
Далее следует разработка набора альтернативных решений проблемы, в идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным.
В качестве проблемы в рамках данного исследования была выдвинуты проблемы, возникающие при покупке нового автомобиля, в связи с чем можно сказать что, мы выявили три основных направления для достижения головной цели, а именно:
1. Изучить юридические и технические аспекты приобретения автомобиля
Приоритетной задачей перед покупкой автомобиля должно быть полное изучение всех юридических и технических аспектов данной сделки. Существует большая вероятность купить автомашину, которая побывала в аварии и ее следы тщательно замаскированы, а еще хуже, можно купить авто, которое числится в розыске по тем или иным уголовным делам. Повышая юридическую и техническую грамотность, снижается необходимость обращения к различным консультантам, чьи услуги не бесплатные.
2. Провести грамотный выбор продавца
Немаловажный аспект при выборе автомобиля – честность и открытость продавца. Нет существенной разницы физическое или юридическое это лица, покупатель должен быть в нем уверен.
3. Определить бюджет, выделенный на покупку авто.
Также мы определили что для того чтобы организовать техническую защиту необходимы денежные средства, т.е. усилить финансирование данной области для создания элементов, защищающих товар от подделок.
А также с помощью исследования по методу анализа иерархий, провели анализ наиболее рациональной покупки. И на основе данного анализа иерархий можно сказать, что наилучшей альтернативой является альтернатива А, так как ее показатель качества (SА=0,630) наиболее максимален, а это значит, что рациональнее всего приобрести новый автомобиль.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Балашов А. П. Теория менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.
- Баринов В. А. Теория менеджмента: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 207 с.
- Бережная Е. В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учеб. пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с.
- Блинов, А. О. Теория менеджмент: Учебник для бакалавров. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 304 с.
- Голов Р. С. Теория менеджмента: Учебник. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
- Грибов В. Д. Теория менеджмента: Учеб. пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 357 с.
- Гусаров Ю. В. Теория менеджмента: Учебник - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 263 с.
- Жигун Л. А. Теория менеджмента: теория организации: Учеб. пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
- Короткова Т. Л. Исследования в менеджменте: Пособие для магистров. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с.
- Резник С. Д. Менеджмент. Книга 4. Управление человеческим потенциалом в социально-экономических системах: Монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 319 с.
- Семенов, А. К. Теория менеджмента: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 492 с.
- Строева Е. В. Разработка управленческих решений: Учеб. пособие. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 128 с.
- Фаррахов А. Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
- Хохлова Т. П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с.