Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций (Формы иностранных инвестиций. Понятие коммерческого присутствия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часть 2 ст. 15 Закона устанавливает возможность лишить иностранного инвестора или группу лиц права голоса на общем собрании участников хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, решением суда, вынесенным по иску уполномоченного органа. Из положений приведенной нормы Закона № 57 невозможно сделать вывод о том, на какой именно срок суд может лишить иностранного инвестора или группу лиц права голоса на собрании: навсегда или до продажи пакета акций/доли, посредством приобретения которой был установлен контроль, не ясно, следует ли лишать инвестора права голоса лишь по акциям, долям, посредством которых контроль установлен, или в принципе по всему приобретенному пакету акций и долям. [6]

Кроме того, неоднозначность формулировки положений ч. 2 ст. 15 Закона позволяет лишить иностранного инвестора или группу лиц права голоса по всему принадлежащему ему пакету акций, долям, в том числе и по тем долям и акциям, которые он приобрел до вступления в силу рассматриваемого Закона, и на сделки, по приобретению которых Закон, по идее, не распространяется. [6]

Часть 3 ст. 15 Закона предусматривает возможность оспаривания уполномоченным органом решения общего собрания акционеров (участников) и иных органов управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, а также сделок, совершенных таким обществом после установления иностранным инвестором или группой лиц контроля с нарушением требований Закона № 57. [6]

Закон не устанавливает каких- либо ограничений по оспариванию уполномоченным органом сделок и принятых решений собранием акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение. Получается, что оспорить можно любую сделку такого хозяйственного общества - от поставки, которая является обычной для хозяйственного общества, до договора купли-продажи основных средств, используемых в производстве такого общества на усмотрение уполномоченного органа, что может привести к парализации хозяйственной деятельности общества.

Представляется разумным ввести в Закон положения, предусматривающие основания, при наличии которых суд отказывает в удовлетворении иска уполномоченного органа об оспаривании сделок общества подобно тем, которые содержатся в законодательстве об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, посвященном крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью, или установить в законе критерии, при наличии которых такая сделка может быть оспорена.


Выводы:

Привлечение иностранных инвестиций в экономику является одной из приоритетных задач любого государства. Одновременно каждое государство стремится защитить свою экономическую безопасность путем ограничения или контроля иностранных инвестиций в ключевые для национальных экономик отрасли.

Уже на протяжении нескольких лет лейтмотивом Правительства Российской Федерации является создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Для успешной реализации указанной задачи необходимо четко организованное, реализуемое в соответствии с международными договорами и национальным законодательством государственное регулирование, «единая государственная концепция» в данной сфере.

А именно - такое упорядочивание экономических отношений с участием иностранного инвестора, чтобы обеспечивался баланс публичных и частных интересов, были установлены четкие правила для инвестирования, деятельности иностранного инвестора в стратегических отраслях экономики, формирование ясного и единообразного применения указанного Закона, в том числе судом.

Заключение

Представляется целесообразным дополнить предусмотренную законодательством процедуру допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики следующими обязательными этапами: 1) экспертной оценкой вероятности реализации выявленных угроз национальной безопасности с целью выработки рекомендаций по управлению рисками и доступным механизмам минимизации возможных негативных последствий иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики; 2) анализом экономического и социального эффекта проверяемых иностранных инвестиций, которые по своему значению могут уравновесить возможные негативные последствия в сфере национальной безопасности.

Следует изложить ч. 9 ст. 2 Закона об инвестициях в стратегические отрасли в следующей редакции: «Независимо от признания входящими в группу лиц, в которую входит иностранный инвестор, положения настоящего закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением сделок, совершаемых от своего имени: российскими гражданами, а также организациями, находящимися под исключительным контролем Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации и (или) российских граждан, и (или) российских юридических лиц, неподконтрольных иностранным инвесторам».


Необходимо распространить предусмотренный ч. 2 ст. 2 Закона об инвестициях в стратегические отрасли запрет на осуществление организацией, находящейся под контролем иностранного государства или международной организации, иностранных инвестиций в стратегические отрасли на всю группу лиц, включающую такую организацию.

Следует распространить требования ст. 7 Закона об инвестициях в стратегические отрасли на сделки по размещению акций, а также производных и конвертируемых в акции ценных бумаг эмитента - хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, либо прямо или косвенно контролирующей его организации на организованном рынке ценных бумаг. В случае принятия уполномоченным государственным органом решения о согласовании такого размещения к последующим сделкам с такими ценными бумагами, совершаемым на организованном рынке, не должны применяться ограничения, предусмотренные Законом об инвестициях в стратегические отрасли.

Предлагается дополнить перечень обязательств, возлагаемых на иностранного инвестора в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об инвестициях в стратегические отрасли, следующими обязательствами: 1) обеспечение занятости граждан Российской Федерации, в том числе на менеджерских позициях, на уровне не ниже предшествующего осуществлению иностранных инвестиций; 2) сохранение и (или) развитие производства на территории определенных субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований (в целях поддержки градообразующих предприятий либо развития экономически депрессивных регионов страны); 3) сохранение листинга на российских биржах.

Библиография:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  7. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 // СЗРФ. 1999. № 9. Ст. 1096.
  8. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
  9. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.
  10. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства: Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 1940.
  11. О поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан от 12 декабря 2008 г. // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4170.
  12. Перечень специфических обязательств РФ к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) (Приложение № 1 к Протоколу от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.») // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 19.12.2014).
  13. Об утверждении методологических положений по организации статистического наблюдения за внешней торговлей услугами : Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 г. № 677 // СПС «Консультант Плюс».
  14. Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М., 2003. C. 115.
  15. Бабкин С.А., Хохлов Е.С. Ограничение иностранных инвестиций в стратегические отрасли: продолжение дискуссии//Вестник гражданского права. 2010. № 5.
  16. Белицкая А.В. Правовое обеспечение осуществления инвестиционной деятельности // Предпринимательское право. 2013. № 4.
  17. БогатыревА.Г. О международном инвестиционном праве // Советский журнал международного права. 1991. № 2. С. 10, 18-20.
  18. Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. М., 1993. С. 6.
  19. Бублик В. А. Новеллы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (через призму вступления России в Таможенный Союз)// Российский юридический журнал. 2012. № 3.
  20. Государственное регулирование инвестиций / Отв. ред. В.П. Орешин. М., 2000. С. 6.
  21. Доронина Н.Г. Комментарий к закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2000. № 4. С. 66.
  22. Доронина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций (постановка проблем и варианты решений): Автореф. дисс. . д-ра юрид. наук. М., 1996. С.
  23. Евтеева М.С. Международные двусторонние инвестиционные со¬глашения (понятие и предмет регулирования): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2016.3С. 8.
  24. Жилинский С. С. Понятие «инвестиции» в современном российском законодательстве // Законодательство. 2015. № 3. С. 74.
  25. Жильцов А.Н., Карабельников Б.Р. Режим «стратегических инвестиций»: новеллы или коллизии//Вестник гражданского права. 2009. № Шабров Р.В. Угроза национальной безопасности как основание ограничения допуска иностранных инвестиций Комитетом по иностранным инвестициям США (CFIUS)// «Адвокат». 2009. № 11
  26. Иванов Г.И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. Ростов н/Д, 2002. С. 23.
  27. Кучер А., Никитин М. Новый закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2000. № 1.
  28. Лисица В.Н. Инвестиция как объект прав // Право и бизнес: Сборник статей I Ежегодной международной конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора B.C. Мартемьянова // М.: ООО «Издательство «Юрист», 2012. С. 549.
  29. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т. 2. Таллинн, 1993. С. 388.
  30. Международное частное право: учебник / Отв. ред. Г.К. Дмитриева. М., 2003
  31. Михайлов Н.И. Правовой механизм использования инноваций в качестве инструмента инвестирования корпоративных субъектов предпринимательства // Приложение к журналу «Предпринимательское право». Выпуск 4. 2012.
  32. Ратникова Д.С. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации: теоретические основы. Автореферат канд. дисс. М., 2011. С. 7.
  33. Слипенчук М.В. Инвестиционный процесс в Российской Федерации: состояние и перспективы развития. М., 2002
  34. Сокол П.В. Инвестиционный договор как гражданско-правовая форма инвестирования в жилищное строительство: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 6-7.
  35. Туре А. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Республике Мали: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 4.
  36. Фархутдинов И.З. Соотношение международного и национально-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 16.
  37. Шерстнева Л. Инвестиционная деятельность в России // Юрист. 2014. № 3160. С. 26.