Файл: Выбор стиля руководства в организации (Исследование стиля руководства в МБУ «МФЦ» г.Подольска).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стиля руководства в организации
1.1. Сущность стиля руководства. Виды стилей руководства и их характеристика
1.2. Подходы к выбору стиля руководства
Глава 2. Исследование стиля руководства в МБУ «МФЦ»
2.1. Краткая характеристика МБУ «МФЦ» г. Подольска
2.2. Анализ стиля руководства в организации
2.3. Рекомендации по использованию командного стиля руководства в МБУ «МФЦ»
Исследования показали, что демократический стиля руководства, как и авторитарный, предполагает наличие двух вариантов: «консультативный» и «партисипативный».
«Консультативная» модель характеризуется тем, что руководитель демонстрирует интерес к точке зрения и мнению сотрудников, консультируясь и советуясь с ними, стремясь максимально использовать в деятельности организации все то лучшее, что они предлагают. Основной стимулирующей мерой в этом случае становятся различные виды поощрения, в то время как наказания применяются руководителем лишь как крайняя мера дисциплинарного воздействия. Подчиненные, как правило, высказывают свое удовлетворение таким стилем руководства, хотя многие решения на самом деле как бы «подсказываются» им сверху, при этом они чаще всего готовы оказывать руководителю всю необходимую помощь при решении возникающих проблем и демонстрируют ему необходимую моральную поддержку.
Для «партисипативной» модели характерно следующее: руководитель демонстрирует полное доверие подчиненным в решении всех возникающих вопросов и встречает такое же доверие с их стороны; он всегда стремится их выслушать и использовать все полезные идеи и конструктивные предложения, сотрудничает с подчиненными в постановке целей и в контроле за их исполнением. При этом стиле руководства создаются необходимые условия для сплочения коллектива и поддержания в нем благоприятной психологической атмосферы[17].
Рассматривая вопрос о различном влиянии описанных выше стилей руководства, хотелось бы еще раз отметить, что при авторитарном стиле может быть выполнен примерно в два раза больший объем работы, чем при демократическом, однако ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества гораздо ниже. Это подтверждает тезис о том, что авторитарный стиль руководства предпочтительнее в тех организациях (ситуациях, коллективах), где деятельность сотрудников носит более простой характер и ориентирована в первую очередь на количественные показатели, а демократический стиль эффективен в организациях, где члены коллектива заняты более сложной или более творческой деятельностью, приоритетом которой является степень ее новизны или ее качество[18].
Довольно близка приведенной выше типологии, несмотря на определенные различия в терминологии, еще одна классификация стилей руководства, приведенная в работе Д. Майерса. Первый стиль в данной классификации – это так называемый инструментальный, или ориентированный на задачу. При таком стиле руководитель, прежде всего, ориентирован на решение поставленной перед ним задачи и делает для этого все, что, по его мнению, необходимо – сам распределяет задания среди подчиненных, планирует процесс их выполнения, составляет графики работ, разрабатывает стратегию и тактику их выполнения, следит за созданием нужных условий, обеспечением подчиненных всеми необходимыми ресурсами.
Вторая возможная модель – это стиль, ориентированный на человеческие отношения, или на подчиненных. Руководитель в этом случае свою основную задачу видит в создании благоприятного морально-психологического климата, в организации совместной работы, в обеспечении сотрудничества и взаимопомощи между своим и подчиненными, в обеспечении возможностей максимального участия сотрудников в принятии решений, в поощрении их профессионального роста и развития[19].
Оказывается, что ориентированный на подчиненных стиль руководства весьма близок демократическому, он также оказывает положительное влияние на эффективность деятельности и способствует повышению производительности, так как обеспечивает условия для свободы творчества и самовыражения сотрудников, способствует их удовлетворенности своей работой и ее эмоциональной привлекательности для них[20]. Как следствие использования данного стиля отмечается снижение нарушений дисциплины, прогулов и текучести кадров, формирование более благоприятного морально-психологического климата, оптимизация взаимоотношений в коллективе и отношений в системе «руководитель – подчиненные».
1.2. Подходы к выбору стиля руководства
Авторитарный стиль руководства, подразумевающий жесткую иерархическую структуру системных связей между руководителем и подчиненными, соответствует иерархической структуре организации социальной системы. Напротив, демократический стиль, в основе которого лежит стремление повысить эффективность работы системы за счет максимального использования творческой активности сотрудников и предоставления им возможности устанавливать необходимые внутрисистемные связи, служит классическим образцом организации многосвязной системы[21].
Таким образом, представляется, что демократический стиль руководства «по определению» более эффективен, поскольку именно многосвязная структура обеспечивает наибольший порядок организации и наименьший уровень энтропии системы. В целом, это совпадает с представлением о сравнительной эффективности стилей руководства, в той или иной мере присущим большинству исследователей. Однако здесь могут быть очень важные нюансы[22].
Преимущества демократического стиля руководства проявляются главным образом в «тепличных» условиях, при отсутствии агрессивной внешней среды, создающей явную угрозу для существования системы, с одной стороны, и жесткого лимита времени для выполнения системой своих функциональных задач, с другой[23].
В кризисных и экстремальных условиях управления для абсолютного большинства задач наибольшую эффективность приобретает авторитарный стиль руководства, использующий иерархическую структуру взаимоотношений с подчиненными. В этих условиях главным достоинством такого стиля становится возможность быстро устанавливать простую, но надежную структуру связей в системе, в которой особо высокие требования к индивидуальным характеристикам элементов (креативности, коммуникативности) предъявляются только по отношению к самому руководителю. Если эти требования удовлетворяется и во главе организации действительно оказывается незаурядная личность, то даже при отсутствии большого числа высококвалифицированных помощников, такому руководителю удается в кратчайший срок и при минимуме затрат создать весьма эффективную организацию. В экстремальных условиях такая организация способна выиграть сражение у своих конкурентов даже при их явном преимуществе в квалификации, опыте, а иногда и численности персонала, но при одном условии: если системная организация конкурентов будет иметь большую энтропию, то есть будет более аморфной, рыхлой[24].
Выводы. Под стилем руководства понимают совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.
Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или главным образом о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
В рамках традиционных подходов стиль руководства может быть автократичным, демократичным или либеральным.
Стиль руководства детерминирован такими факторами, как особенности организации в целом и ее отдельных подразделений, существующий в них порядок ведения дел, позиции ее владельцев и высших менеджеров, преобладающая система ценностей, тип культуры, ситуационные факторы и случайные обстоятельства. В зависимости от этого исследователи выделяют «одномерные», то есть обусловленные одним каким-то фактором, и «многомерные», учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель – подчиненный», стили управления.
Преимущества демократического стиля руководства проявляются главным образом в «тепличных» условиях, при отсутствии агрессивной внешней среды, создающей явную угрозу для существования системы, с одной стороны, и жесткого лимита времени для выполнения системой своих функциональных задач, с другой.
В кризисных и экстремальных условиях управления для абсолютного большинства задач наибольшую эффективность приобретает авторитарный стиль руководства, использующий иерархическую структуру взаимоотношений с подчиненными.
Глава 2. Исследование стиля руководства в МБУ «МФЦ»
2.1. Краткая характеристика МБУ «МФЦ» г. Подольска
Правовой основой для создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) служит Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность МФЦ, являются Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376, от 27.09.2011 № 797, от 22.12.2012 № 1377.
В своей деятельности многофункциональный центр руководствуется:
− Федеральным законом от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
− постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»;
− постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее − Постановление № 1376);
− постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
− Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
− иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Мурманской области, муниципального образования.
На конец 2014 г. в Московской области открыто и функционирует 37 многофункциональных центров. Ответственность за координацию работы МФЦ Московской области и контроль за их деятельностью осуществляет Государственное казенное учреждение Московской области «Московский областной Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (Уполномоченный МФЦ), который был образован в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 13.03.2013 г. № 151/9.
Многофункциональный центр представляет интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Многофункциональный центр также представляет интересы органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями.
В основе работы МФЦ лежит принцип «одного окна», что позволяет минимизировать участие заявителя в сборе справок и документов для получения государственной или муниципальной услуги, а также упрощает контроль за прохождением документации и соблюдением сроков исполнения услуг.
В МФЦ предоставляется около 170 наиболее массовых государственных и муниципальных услуг:
- государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- выдача и замена паспортов гражданина России;
- осуществление миграционного учета;
- лицензирование отдельных видов деятельности;
- предоставление сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- предоставление архивных справок и копий архивных документов;
- предоставление социальных выплат молодым семьям;
- государственная регистрация рождения и смерти и др.
Наиболее востребованными и массовыми из них являются регистрация прав на недвижимость и земельные участки, другие услуги в области земельных и имущественных отношений, услуги в области строительства (например, постановка на государственный технический учет объектов капитального строительства, в том числе регистрация документов о принадлежности объекта капитального строительствах оказание социальной поддержки (например, назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка), государственные услуги в сфере миграции (например, постановка на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания).