Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Предмет теории конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что ни один из указанных методов не может быть положен в основу разрабатываемой системы обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе стоимостного подхода к управлению, поскольку они не дают четкого количественного выражения результата. Однако оценка такими методами может быть полезна при анализе конкурентных преимуществ предприятия и выработке стратегий конкуренции.

Применительно к российским условиям, следует заметить, что, как правило, предприятия не обладают достаточной маркетинговой информацией (о стадии жизненного цикла спроса, темпе роста и др.) для применения методов БКГ и Мак-Кинзи.

Отечественные авторы в оценке КС предприятий отдают предпочтения количественным методам.

Алгоритм реализации индексных методов включает в себя следующие этапы:

  1. Выбор базы сравнения (предприятия-аналоги);
  2. Выявление наиболее важных показателей, влияющих на конкурентоспособность предприятия;
  3. Присвоить каждому показателю коэффициент значимости;
  4. Оценить предприятие по каждому фактору;
  5. Рассчитать сводный индекс конкурентоспособности.

В качестве базы для сравнения могут выступать ретроспективные показатели оцениваемого предприятия, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия - лидера рынка; среднеотраслевые показатели.

Основным недостатком этих методов является субъективность оценки, которая проявляется как при выборе наиболее значимых факторов для сравнения, так и при анализе их значимости. В силу своей ограниченности данные методы не могут быть применены в рамках глобального стратегического планирования, поскольку они не учитывают альтернативные варианты развития предприятия. Но они могут быть полезны для разработки ряда стратегий предприятия, например, маркетинговой.

Аналогично обстоят дела и с методами оценки конкурентоспособности предприятия по доле рынке, которую оно занимает, поскольку даже самые тщательно проведенные маркетинговые исследования не позволят учесть такие факторы как изменение стоимости привлекаемого капитала, вызванное, например, появлением более доходных сфер его вложения, а также отсутствие управленческого резерва необходимого уровня квалификации.

Резюмируя можно констатировать, что количественные методы оценки показывают «мгновенную картинку» состояния предприятия и позволяют охарактеризовать предприятие на определенный момент времени, но не получить ответ на вопрос, что же будет с предприятием в перспективе.


Качественные методы оценки конкурентоспособности предприятия так же имеют ряд недостатков. Так, например, Круглов критикует метод оценки конкурентоспособности предприятия по доле рынка. Он говорит, что доля предприятия на рынке может служить надежным показателем конкурентоспособности лишь на стадии устойчивого роста спроса (в это время технология стабильна, спрос превышает предложение и конкуренция не очень остра). На других же стадиях большее влияние на конкурентоспособность предприятия оказывают такие факторы, как: широта ассортимента , показатели качества, представленные новинки и др.

С помощью методов, которые относятся ко второй группе (к качественным методам) и которые основаны на оценке конкурентоспособности продукции, можно получить ограниченное представление о недостатках и преимуществах работы предприятия. Известно, что конкурентоспособность продукции является показателем, который характеризуют положение товара на рынке в настоящий момент времени, при этом не рассматривает долгосрочные перспективы, необходимость учета которых вызвана высокой вероятностью изменений в отрасли, связанных с: технологией, длительностью инвестиционного цикла, государственным регулированием, конкуренцией, многообразием структуры делового портфеля. Поскольку производство и сбыт конкурентоспособной продукции обеспечивает наличие денежного потока, то конкурентоспособность продукции может служить лишь критерием на оперативном уровне управления конкурентоспособностью предприятия.

Методики, которые учитывают помимо конкурентоспособности продукции один или несколько частных показателей (курс акций, рентабельность, долю рынка) эффективности, нельзя считать полными и достоверными, поскольку ни один из этих показателей не дает реального инструмента управления конкурентоспособности в силу определенных внутренних противоречий. Например, курс акций может снижаться по независящим от деятельности фирмы причинам, доля рынка может иметь тенденции к росту при низкой рентабельности предприятия. Результаты анализа методов оценки КС предприятия представлены в табл. 4.

Анализ основных групп методов оценки и управления КС

Табл.4.

Группа методов оценки и управления КС

Методы

(основные авторы)

Условия применения,

Преимущества

Недостатки

Количественные

Индексный

(Моисеева Н.К., Максимов, Зулькарнаев И.У., Фатхутдинов Р.А., Круглов М.Г.)

Могут быть использованы для разработки функциональных стратегий.

  • Субъективизм при выборе факторов и показателей конкурентоспособности;
  • Не учитывают перспективы развития предприятия;
  • Непрозрачность логики формирования системы весов.

.

По доле рынка, КС продукции и др.

(Азоев Г.Л., Круглов М.Г., Visser и др.)

  • Применимы на монополистических и олигополистических рынках;
  • Можно использовать в целях PR и рекламы.
  • Применим только на стадии устойчивого спроса на продукцию.
  • Практически не учитывают риски и стоимость капитала;
  • Невозможность использования для комплексной (интегральной оценки);
  • Односторонне характеризуют частный показатель конкурентоспособности предприятия;
  • Требуют большого массива специальной информации, трудно применимы для российских условий.

Комплексные оценки финансового состояния предприятия

  • В рамках СОКС применимы для комплексной оценки привлекательности предприятия для определенного контрагента;
  • Применимы для оценки конкурентоспособности предприятия на тактическом уровне управления.
  • Субъективность оценки;
  • Отсутствие единого стандарта.

Качественные

SWOT-анализ, метод Мак-Кинзи, метод БКГ.

  • Позволяют провести анализ конкурентных преимуществ;
  • Полезны при формировании стратегий конкуренции и продуктового портфеля
  • Отсутствует количественная оценка результатов.
  • Умозрительность.

Поводя итог анализу методов оценки конкурентоспособности предприятия, отметим, что все методы имеют достаточно ограниченную область применения и не учитывают в достаточной мере взаимосвязь всех факторов, которые влияют на конкурентоспособность предприятия.

Таким образом, ни один из существующих методов не может быть положен в основу создания системы обеспечения конкурентоспособности предприятия, позволяющую выявить рациональные границы всех показателей конкурентоспособности предприятия в целом и его основных бизнес-процессов и осуществлять их мониторинг.

2.2. Подходы к повышению конкурентоспособности предприятия

Перейдем к анализу методов управления и повышения конкурентоспособности предприятия. Проведенное исследование показало, что повышение конкурентоспособности предприятий может осуществляться на основе следующих подходов: стратегического, процессного и системного. Стратегический подход подразумевает применение универсальных стратегий конкуренции; процессный - внедрение и сертификацию систем обеспечения качества теории TQM (Total Quality Management) и стандартов ISO 9000; системный подход предполагает внедрение системы обеспечения конкурентоспособности (СОК) [7].

С 1980 года Майкл Портер начал публиковать серию работ, которые были посвящены проблеме повышения конкурентоспособности предприятия. Свои доводы он строил на основе реализации базовых стратегий конкуренции таких, как дифференциация продукции, лидерство за счет сокращения издержек и фокусировка. Именно поэтому Майкла Портера можно считать основоположником разработки стратегий конкуренции.

В дальнейшем разработанные им стратегии конкуренции были развиты другими, в том числе и российскими, учеными. Так, Г.Л. Азоев выделяет уже пять базовых стратегий конкуренции, представленных в табл. 5.

Таблица 5.

Подходы к повышению КС предприятия

НАЗВАНИЕ ПОДХОДА

СУЩНОСТЬ МЕТОДА И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

НЕДОСТАТКИ

Стратегический

С целью повышение КС продукции и предприятий в целом разрабатываются и реализуются одна или несколько базовых стратегий конкуренции:

  • стратегии снижения себестоимости;
  • стратегии дифференциации продукта;
  • стратегии сегментирования рынка;
  • стратегии внедрения новаций;
  • стратегии оперативного реагирования на потребности рынка.

Трудности при одновременном использовании нескольких базовых стратегий в рамках одной производственной структуры или необходимости реализации каждой из стратегий в отдельных производственных подразделениях предприятия.

Обеспечивает лишь краткосрочное преимущество.

Не учитывает потребности всех групп интересов.

Процессный (TQM)

Для повышения КС предприятий и продукции на предприятиях внедряются системы качества с последующей их сертификацией на соответствие стандартам серии ISO 9000. Под "системой качества" понимают совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством на предприятии.

Основывается исключительно на результатах и фактах, прогнозирование отсутствует.

Риск учитывается лишь в малой степени.

Отсутствует фундаментальный критерий эффективности.

Не учитывает потребности всех групп интересов.

Системный

Предприятие и его деятельность рассматривается как система, на которую действует множество факторов, в том числе:

  • внешняя среда организации;
  • макросреда организации;
  • инфраструктура региона;
  • микросреда организации;
  • целевая подсистема, включающая в себя качество товаров, показатели ресурсосбережения и др.;
  • обеспечивающая подсистема (правовое, методическое, ресурсное, информационное и иное обеспечение)
  • и другие.

Система обеспечения КС предприятия основывается на подробном определении и анализе влияния всех факторов.

Возникают трудности при определении приоритетных направлений анализа и дальнейшего развития, т.к. составляющие системы могут находиться в «конфликте» друг с другом.

Отсутствует разработанная методика применения.

Не учитывает потребности всех групп интересов.


Предприятие, выбирая стратегию конкуренции, представляет свою продукцию на рынке, достигает точки своей прибыльности и обеспечивает свою конкурентоспособность. Однако, рынок не стоит на месте, происходит усиление конкуренции, увеличиваются инструменты повышения эффективности деятельности предприятия, ускоряются процессы распространения методов повышения конкурентоспособности. Все это приводит к тому, что предприятиям уже стало недостаточно позиционирования продукции для обеспечения своей конкурентоспособности. Позиционирование становится более статичным элементом по сравнению с современной динамикой рынка и технологическими изменениями.

Информационный век и век технологий оказывают серьезное воздействие на конкуренцию. Конкуренты очень быстро перенимают современные приемы менеджмента, инновации в области технологий и маркетинга. Поэтому сами конкурентные преимущества имеют достаточно короткие жизненные циклы.

Также следует отметить, что стратегии конкуренции предназначены для позиционирования в первую очередь продукции, затем предприятия на товарном рынке. К недостаткам этого подхода можно отнести и то, что он ориентирован не на весь спектр заинтересованных групп, а только на потребителей и менеджмент. По этим причинам подход, основанный на стратегиях конкуренции, не может быть положен в основу разрабатываемой концепции обеспечения КС предприятия на рынках товаров, капитала и труда.

Рассмотрим подходы менеджмента качества TQM (Total quality management) с точки зрения анализа возможности их применения для создания системы обеспечения кокурентопособности.

Последние десятилетие в России для повышения КС продукции и предприятий на них внедряют системы качества с последующей их сертификацией на соответствие стандартам серии ISO 9000. Под «системой качества» понимают систему для установления политики в области качества и для достижения этих целей. Широкое распространение в настоящее время получила концепция TQM (Total Quality Management) - всеобщего управления качеством.

Менеджмент качества основан на следующих принципах:

  • Полное участие всего персонала;
  • Процессный (поэтапный) подход;
  • Системный подход менеджмента;
  • Нацеленность на результат (непрерывное улучшение);
  • Взаимовыгодные отношения с партнерами;
  • Ориентированность на клиента;
  • Обоснованность принятия решений.

Прежде чем найти широкое мировое признание, стандарты серии ISO и менеджмент качества прошли долгое развитие. Исторически система TQM возникла для упрощения процедуры взаимоотношений между контрагентами до момента подписания контракта . Для этого был разработан ряд стандартов. В них излагались минимальные требования к поставщику, предъявляемые большинством потребителей, в последствии они получили название - стандарты системы качества.


В настоящий момент более 300 тысяч предприятий в мире обладают сертификатами на свои системы качества. Консалтинговые услуги в области сертификации систем менеджмента качества сегодня в мире стали большим самостоятельным бизнесом.

Из практики внедрения и сертификации систем управления качеством на российских предприятиях известно, что не менее трети сертифицированных предприятий относятся к внедренным системам качества формально, без понимания сути концепции TQM. Для таких предприятий, пытающихся выйти со своей продукцией на внешний рынок, система качества служит лишь средством на пути получения необходимого сертификата, требуемого внешними потребителями. Понятно, что формальное внедрение системы качества и получение сертификата на данную систему и производимую продукцию может служить лишь одним из необходимых, но отнюдь не достаточным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия [7].

Заметим, что сертификат на систему качества выступает лишь независимым поручительством способности поставщика удовлетворять минимальным требованиям потребителя по качеству продукции, и поэтому система менеджмента качества не может быть положена в основу современной концепции обеспечения КС предприятия на рынках товаров, капитала и труда.

Для выявления отличительных особенностей, а также достоинств и недостатков системы TQM следует провести сравнительный анализ (табл. 6.) предприятия с внедренной на нем системой менеджмента качества и предприятия, управление которым осуществляется на основе стоимостного подхода.

Отсутствие системообразующего критерия эффективности в концепции управления качеством является существенным препятствием в применении методологии данного подхода для повышения КС предприятий. По нашему мнению, получение предприятием сертификата, например, по ISO 9001 не означает его высокой конкурентоспособности. Но концептуальные основы менеджмента качества, несомненно, могут и должны стать базой создания СОКС [7].

Таблица 6.

Сравнительный анализ характеристик предприятия с системой менеджмента качества и предприятия, управляемого на основе стоимостного подхода к управлению

Критерий сравнения

Предприятие с системой менеджмента качества

Управление предприятием на основе стоимости

1

2

3

Основные цели функционирования системы

  • "Удовлетворенность Заказчика"
  • непрерывное улучшение качества;
  • создание стоимости предприятия;
  • повышение КС предприятия на рынке капиталов.

Направленность функционирования

  • фокусирование на Заказчика;
  • учёт интересов акционеров, поставщиков, персонала и др.

Подход к принятию решений

  • основан на фактах и результатах;
  • основан на результатах, а также выявлении возможностей и прогнозе;

Мотивация персонала

  • вовлечение работников (вовлечение дает возможность использовать их способности для максимальной пользы организации);
  • Поощряются результаты деятельности.
  • вовлечение работников (за счет мотивации, основанной на стоимостных принципах);
  • поощряются творчество и инициатива персонала, направленные на рост стоимости предприятия в будущем;

Отношения с контрагентами

  • взаимовыгодные отношения с поставщиками;
  • взаимовыгодные отношения со всеми заинтересованными группами;

Отношение к риску

  • Риск учитывается в малой степени;
  • стремление к минимизации риска на основе использования прошлого опыта;
  • готовность идти на риск;
  • учет рисков;
  • созидательные функции риска (инновационная, защитная и др.)

Учет цены капитала

  • не учитывается;
  • учитывается;

Информация

  • информация о результатах прошлой деятельности;
  • внешняя информация об объеме прежних возможностей;
  • внутренняя информация о результатах, возможностях или потенциале;
  • внешняя информация о новых возможностях;

Принципы построения, функционирования, управления системы

  • процессный подход (ответственность руководства, управление ресурсами, деятельностью как процессом);
  • системный подход к менеджменту;
  • непрерывное улучшение системы;
  • процессный подход к созданию стоимости;
  • системный подход к управлению стоимостью бизнеса;
  • постоянный мониторинг и управление стоимостью;

Критерий эффективности

  • отсутствует критерий эффективности.
  • критерий эффективности – прирост (создание) стоимости бизнеса.