Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Предмет теории конкуренции).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Предмет теории конкуренции
Определения категории конкуренции
Определения категории конкурентоспособности
Глава 2. Анализ основных подходов к оценке и управлению конкурентоспособности предприятия
2.1. Классификация методов оценки конкурентоспособности
Рис.2. Классификация методов оценки КС предприятия
Изучение основополагающих трудов в данной предметной области позволило установить, что в настоящее время отсутствует как общепринятое определение категорий конкуренции и конкурентоспособности, так и единый методологический подход к их системному рассмотрению.
Возможно, одной из причин того, что современная экономическая наука не успела достаточно глубоко и полно осмыслить категории конкуренции и конкурентоспособности, явилась их кажущаяся очевидность.
Рассмотрим основные определения конкуренции как экономической категории (табл. 2).
Определения категории конкуренции
Табл.2.
Автор |
Определение конкуренции |
А.Смит |
Конкуренция – это «ниточки», дергая за которые «невидимая рука» рынка заставляет предпринимателей действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики. |
Дж.Миль |
Конкуренция – это регулировщик цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования. |
П.Хайне |
Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам. |
Ф.Найт |
Конкуренция – это ситуация, в которой конкурирующих единиц много и они независимы. |
К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю |
Конкуренция - наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. |
Ф.Хайек |
Конкуренция – это процедура открытия, благодаря которой скрытое становится явным. Она ведет к лучшему использованию знаний и способностей людей и стимулирует рациональность. Конкуренция приводит к увеличению эффективности и призывает к большей внимательности. |
М. Портер |
Конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. |
Г.Л.Азоев |
Конкуренция – это соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. |
А.Ю.Юданов |
Конкуренция – это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка |
Р.А.Фатфутдинов |
Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом. |
М.И.Круглов |
Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы – более высокой прибыли; покупатели – более высокой полезности). |
Словарь иностранных слов под редакцией И.В. Лёхина и Ф.Н. Петрова |
Конкуренция – это соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично. |
Энциклопедический словарь Габлера "Экономика и право" |
Конкуренция – борьба между хозяйствующими субъектами на рынке. Обеспечивает поступление на рынок наилучших товаров и услуг по наименьшим ценам. |
Очевидно, что значение конкуренции в самом общем смысле определено как соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении своей цели. Наиболее точное определение значения конкуренции приведено в словаре иностранных слов. Однако, при определении категории конкуренции в рамках создания организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия, следует учитывать все аспекты этой сложной категории.
Таким образом, нужно согласиться с Р.А.Фатхутдиновым, который является автором наиболее полным в настоящий момент исследования в области конкурентоспособности. Р.А.Фатхутдинов полагает, что предложенные различными авторами определения конкуренции, характеризуют только один из множества ее аспектов. Следует отметить, что в большинстве случаев под конкуренцией понимается ее результат, а не процесс. В связи с вывяленной проблематикой встает задача определения категории конкуренции, поскольку именно на этой основе может быть разработаны понятия конкурентоспособности предприятия и система обеспечения конкурентоспособности на предприятии.
Исследование конкуренции в качестве категории позволит перейти к решению научно-практических задач создания стратегий конкурентоспособности предприятий.
К анализу проблем обеспечения КС предприятий, который является логическим продолжением изучения конкурентной борьбы между различными субъектами, можно выделить несколько подходов в зависимости от уровня анализа: макроэкономический, стратегический, организационный и технический.
Прикладным вопросам разработки системы управления, направленной на достижение целей предприятия и создания эффективных конкурентных стратегий, посвящены работы таких авторов как: Н.К.Моисеева, М.Портер, К.Боумэн, Г.Л.Азоев, О.С.Виханский, И.Ансофф, Б.З.Мильнер, А.А.Томпсон, П.В.Забелин, С.А.Попов, А.П.Градов, А.Дж.Стрикленд, и других. Основное место в работах многих исследователей отведено изучению категории конкурентоспособности, ее показателей, уровню анализа и сопряженных с ней категорий. В настоящее время проблемам разработки маркетинговых стратегий и методам конкурентной борьбы на рынках уделено большое внимание в отечественной литературе.
Проведенный анализ показал, что, аналогично случаю с конкуренцией, единого мнения ни о содержании категории конкурентоспособности, ни о подходах и методах ее оценки, ни об объектах управления и методах обеспечения конкурентоспособности просто нет. Это легко показать на примере рассмотрения определения категории конкурентоспособности (табл. 3).
Определения категории конкурентоспособности
Табл.3.
Автор |
Определение КС |
М. Гельвановский, В. Жуковская, И.Трофимова |
КС - это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. |
М. Гельвановский, В. Жуковская, И.Трофимова |
МикроКС – это соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями и фирмами, или оказываемых ими услуг. |
М. Гельвановский, В. Жуковская, И.Трофимова |
МезоКС – эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом. |
М. Гельвановский, В. Жуковская, И.Трофимова |
МакроКС – это способность страны – геополитического субъекта к самостоятельному политическому развитию и успешному экономическому соревнованию с другими странами. |
М. Гельвановский, В. Жуковская, И.Трофимова |
КС – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую КС. |
Л.С. Шеховцева |
КС – способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. |
Р.А.Фатфутдинов |
КС – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. |
М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури |
Выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем её конкуренты, т.е. сохраняет кс, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей. |
П.Завьялов |
КС есть концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах, успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынках. |
E. Дж. Визер |
КС – это способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке. |
И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова |
Интегральная КС предприятия – это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать / уменьшать данную долю. |
Трофимова Я.В. |
КС – это экономическая категория, характеризующая положение объекта относительно объектов-конкурентов на рынке, выраженная через определенные индикаторы |
Юданов А.Ю. |
КС товара – степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя. |
Организация по экономическому сотрудничеству и развитию |
КС – это способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции. |
"Европейский форум по проблемам управления" |
КС - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. |
Из приведенного выше анализа определений конкурентоспособности можно сделать следующие выводы:
- ни одно из известных определений понятия конкурентоспособности предприятия не учитывает конкурентоспособность предприятия на рынке капиталов, что совершенно не отражает действительность современных экономических процессов в борьбе за инвестиции на определенном рынке товаров или услуг как на уровне предприятия, но и на уровне стран;
- для отдельных субъектов конкуренции содержание категории конкурентоспособности раскрыто не в полном объеме;
- ни одно из известных определений понятия конкурентоспособности предприятия не учитывает конкурентоспособность предприятия на рынке труда, в то время как многие компании ведут борьбу за привлечение специалистов, квалифицированных кадров, их дальнейшие развитие внутри компании;
- построение системы оценки и управления конкурентоспособности на основе большинства приведенных определений не представляется возможным;
- большинство авторов, определяя категорию конкурентоспособности предприятия, учитывают интересы только ограниченного круга лиц (например, потребителей), тем самым, игнорируют концепции групп, заинтересованных в достижении целей предприятия.
Подводя итог всему выше сказанному, можно смело утверждать, что основная часть приведенных выше определений не дает системного представления об объекте исследования. Это затрудняет оценку и осуществление управления конкурентоспособностью на всех уровнях принятия решений (стратегическом, тактическом и оперативном). Этот вывод подтверждается и избыточным разнообразием существующих подходов и методов оценки КС предприятий.
Глава 2. Анализ основных подходов к оценке и управлению конкурентоспособности предприятия
2.1. Классификация методов оценки конкурентоспособности
Далее перейдем к рассмотрению подходов к оценке конкурентоспособности и методов оценки конкурентоспособности предприятий и организаций. Наиболее полный и развернутый анализ существующих методов оценки КС предприятия приводит Н.К.Моисеева. На основе анализа международного опыта ею были выделены следующие шесть подходов (методов) оценки конкурентоспособности предприятий и организаций:
- изучение КС с позиций сравнительных преимуществ;
- оценка по теории равновесия организации и отрасли (по факторам производства);
- структурный;
- функциональный;
- оценка кс предприятия по качеству продукции;
- матричная методика оценки кс "Бостонской консалтинговой группы" (БКГ).
На мой взгляд, методы оценки конкурентоспособности предприятия целесообразно классифицировать по критерию возможности применения формальных процедур оценки, с последующим построением организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности, основанного на мониторинге показателей конкурентоспособности предприятия.
При оценке конкурентоспособности предприятия мы будем исходить из того, что конкурентоспособность - это относительная характеристика, которая отражает положение предприятия по отношению к состоянию предприятий-конкурентов, сформированная под воздействием количественных и качественных показателей его деятельности. В общем виде конкурентоспособность предприятия включает в себя наличие (или отсутствие) у предприятия конкурентных преимуществ по основным показателям, характеризующим его деятельность. К числу таких показателей можно отнести: качество производимой продукции; производственный потенциал предприятия; его финансовое состояние; отрасль деятельности предприятия; качество менеджмента; квалификацию и подбор персонала; риски, сопряженные с деятельностью предприятия и другие показатели. Оценка совокупности перечисленных выше показателей осуществляется в рамках качественных и количественных методов (рис. 2).
Методы оценки КС предприятий
Качественные
Количественные
SWOT -анализ
Индексный метод и его производные
Метод Мак-Кинзи 7S
Методы оценки по доле рынка, продукции и показателям состояния предприятия
Метод Бостонской консалтинговой группы
Рис.2. Классификация методов оценки КС предприятия
В зарубежной литературе основное внимание уделяется качественным методам оценки конкурентоспособности предприятия, которые основаны на стратегическом подходе. Среди таких методов можно выделить: SWOT – анализ (заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации); метод Мак-Кинзи 7S (матрица Дженерал Электрик) (Название данного метода образовано от семи факторов, которые являются важными для развития организации: стратегии (strategy), навыков (skill), общепризнанных ценностей (shared values), структуры (structure), систем (system), кадров (staff) и стиля (style).) Когда компания собирается изменить свою организацию, семь составляющих изменяются именно в такой последовательности.); матричный метод Бостонской консалтинговой группы (БКГ) и другие.