Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Предмет теории конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение основополагающих трудов в данной предметной области позволило установить, что в настоящее время отсутствует как общепринятое определение категорий конкуренции и конкурентоспособности, так и единый методологический подход к их системному рассмотрению.

Возможно, одной из причин того, что современная экономическая наука не успела достаточно глубоко и полно осмыслить категории конкуренции и конкурентоспособности, явилась их кажущаяся очевидность.

Рассмотрим основные определения конкуренции как экономической категории (табл. 2).

Определения категории конкуренции

Табл.2.

Автор

Определение конкуренции

А.Смит

Конкуренция – это «ниточки», дергая за которые «невидимая рука» рынка заставляет предпринимателей действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики.

Дж.Миль

Конкуренция – это регулировщик цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования.

П.Хайне

Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам.

Ф.Найт

Конкуренция – это ситуация, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю

Конкуренция - наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Ф.Хайек

Конкуренция – это процедура открытия, благодаря которой скрытое становится явным. Она ведет к лучшему использованию знаний и способностей людей и стимулирует рациональность. Конкуренция приводит к увеличению эффективности и призывает к большей внимательности.

М. Портер

Конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

Г.Л.Азоев

Конкуренция – это соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

А.Ю.Юданов

Конкуренция – это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка

Р.А.Фатфутдинов

Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

М.И.Круглов

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы – более высокой прибыли; покупатели – более высокой полезности).

Словарь иностранных слов

под редакцией И.В. Лёхина и Ф.Н. Петрова

Конкуренция – это соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично.

Энциклопедический словарь Габлера "Экономика и право"

Конкуренция – борьба между хозяйствующими субъектами на рынке. Обеспечивает поступление на рынок наилучших товаров и услуг по наименьшим ценам.


Очевидно, что значение конкуренции в самом общем смысле определено как соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении своей цели. Наиболее точное определение значения конкуренции приведено в словаре иностранных слов. Однако, при определении категории конкуренции в рамках создания организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия, следует учитывать все аспекты этой сложной категории.

Таким образом, нужно согласиться с Р.А.Фатхутдиновым, который является автором наиболее полным в настоящий момент исследования в области конкурентоспособности. Р.А.Фатхутдинов полагает, что предложенные различными авторами определения конкуренции, характеризуют только один из множества ее аспектов. Следует отметить, что в большинстве случаев под конкуренцией понимается ее результат, а не процесс. В связи с вывяленной проблематикой встает задача определения категории конкуренции, поскольку именно на этой основе может быть разработаны понятия конкурентоспособности предприятия и система обеспечения конкурентоспособности на предприятии.

Исследование конкуренции в качестве категории позволит перейти к решению научно-практических задач создания стратегий конкурентоспособности предприятий.

К анализу проблем обеспечения КС предприятий, который является логическим продолжением изучения конкурентной борьбы между различными субъектами, можно выделить несколько подходов в зависимости от уровня анализа: макроэкономический, стратегический, организационный и технический.

Прикладным вопросам разработки системы управления, направленной на достижение целей предприятия и создания эффективных конкурентных стратегий, посвящены работы таких авторов как: Н.К.Моисеева, М.Портер, К.Боумэн, Г.Л.Азоев, О.С.Виханский, И.Ансофф, Б.З.Мильнер, А.А.Томпсон, П.В.Забелин, С.А.Попов, А.П.Градов, А.Дж.Стрикленд, и других. Основное место в работах многих исследователей отведено изучению категории конкурентоспособности, ее показателей, уровню анализа и сопряженных с ней категорий. В настоящее время проблемам разработки маркетинговых стратегий и методам конкурентной борьбы на рынках уделено большое внимание в отечественной литературе.

Проведенный анализ показал, что, аналогично случаю с конкуренцией, единого мнения ни о содержании категории конкурентоспособности, ни о подходах и методах ее оценки, ни об объектах управления и методах обеспечения конкурентоспособности просто нет. Это легко показать на примере рассмотрения определения категории конкурентоспособности (табл. 3).


Определения категории конкурентоспособности

Табл.3.

Автор

Определение КС

М. Гельвановский,

В. Жуковская, И.Трофимова

КС - это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

М. Гельвановский,

В. Жуковская, И.Трофимова

МикроКС – это соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями и фирмами, или оказываемых ими услуг.

М. Гельвановский,

В. Жуковская, И.Трофимова

МезоКС – эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

М. Гельвановский,

В. Жуковская, И.Трофимова

МакроКС – это способность страны – геополитического субъекта к самостоятельному политическому развитию и успешному экономическому соревнованию с другими странами.

М. Гельвановский,

В. Жуковская, И.Трофимова

КС – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую КС.

Л.С. Шеховцева

КС – способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка.

Р.А.Фатфутдинов

КС – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури

Выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем её конкуренты, т.е. сохраняет кс, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей.

П.Завьялов

КС есть концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах, успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

E. Дж. Визер

КС – это способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке.

И.У. Зулькарнаев,

Л.Р. Ильясова

Интегральная КС предприятия – это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать / уменьшать данную долю.

Трофимова Я.В.

КС – это экономическая категория, характеризующая положение объекта относительно объектов-конкурентов на рынке, выраженная через определенные индикаторы

Юданов А.Ю.

КС товара – степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию

КС – это способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

"Европейский форум по проблемам управления"

КС - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов.


Из приведенного выше анализа определений конкурентоспособности можно сделать следующие выводы:

  • ни одно из известных определений понятия конкурентоспособности предприятия не учитывает конкурентоспособность предприятия на рынке капиталов, что совершенно не отражает действительность современных экономических процессов в борьбе за инвестиции на определенном рынке товаров или услуг как на уровне предприятия, но и на уровне стран;
  • для отдельных субъектов конкуренции содержание категории конкурентоспособности раскрыто не в полном объеме;
  • ни одно из известных определений понятия конкурентоспособности предприятия не учитывает конкурентоспособность предприятия на рынке труда, в то время как многие компании ведут борьбу за привлечение специалистов, квалифицированных кадров, их дальнейшие развитие внутри компании;
  • построение системы оценки и управления конкурентоспособности на основе большинства приведенных определений не представляется возможным;
  • большинство авторов, определяя категорию конкурентоспособности предприятия, учитывают интересы только ограниченного круга лиц (например, потребителей), тем самым, игнорируют концепции групп, заинтересованных в достижении целей предприятия.

Подводя итог всему выше сказанному, можно смело утверждать, что основная часть приведенных выше определений не дает системного представления об объекте исследования. Это затрудняет оценку и осуществление управления конкурентоспособностью на всех уровнях принятия решений (стратегическом, тактическом и оперативном). Этот вывод подтверждается и избыточным разнообразием существующих подходов и методов оценки КС предприятий.

Глава 2. Анализ основных подходов к оценке и управлению конкурентоспособности предприятия

2.1. Классификация методов оценки конкурентоспособности

Далее перейдем к рассмотрению подходов к оценке конкурентоспособности и методов оценки конкурентоспособности предприятий и организаций. Наиболее полный и развернутый анализ существующих методов оценки КС предприятия приводит Н.К.Моисеева. На основе анализа международного опыта ею были выделены следующие шесть подходов (методов) оценки конкурентоспособности предприятий и организаций:


  • изучение КС с позиций сравнительных преимуществ;
  • оценка по теории равновесия организации и отрасли (по факторам производства);
  • структурный;
  • функциональный;
  • оценка кс предприятия по качеству продукции;
  • матричная методика оценки кс "Бостонской консалтинговой группы" (БКГ).

На мой взгляд, методы оценки конкурентоспособности предприятия целесообразно классифицировать по критерию возможности применения формальных процедур оценки, с последующим построением организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности, основанного на мониторинге показателей конкурентоспособности предприятия.

При оценке конкурентоспособности предприятия мы будем исходить из того, что конкурентоспособность - это относительная характеристика, которая отражает положение предприятия по отношению к состоянию предприятий-конкурентов, сформированная под воздействием количественных и качественных показателей его деятельности. В общем виде конкурентоспособность предприятия включает в себя наличие (или отсутствие) у предприятия конкурентных преимуществ по основным показателям, характеризующим его деятельность. К числу таких показателей можно отнести: качество производимой продукции; производственный потенциал предприятия; его финансовое состояние; отрасль деятельности предприятия; качество менеджмента; квалификацию и подбор персонала; риски, сопряженные с деятельностью предприятия и другие показатели. Оценка совокупности перечисленных выше показателей осуществляется в рамках качественных и количественных методов (рис. 2).

Методы оценки КС предприятий

Качественные

Количественные

SWOT -анализ

Индексный метод и его производные

Метод Мак-Кинзи 7S

Методы оценки по доле рынка, продукции и показателям состояния предприятия

Метод Бостонской консалтинговой группы

Рис.2. Классификация методов оценки КС предприятия

В зарубежной литературе основное внимание уделяется качественным методам оценки конкурентоспособности предприятия, которые основаны на стратегическом подходе. Среди таких методов можно выделить: SWOT – анализ (заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации); метод Мак-Кинзи 7S (матрица Дженерал Электрик) (Название данного метода образовано от семи факторов, которые являются важными для развития организации: стратегии (strategy), навыков (skill), общепризнанных ценностей (shared values), структуры (structure), систем (system), кадров (staff) и стиля (style).) Когда компания собирается изменить свою организацию, семь составляющих изменяются именно в такой последовательности.); матричный метод Бостонской консалтинговой группы (БКГ) и другие.