Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Предмет теории конкуренции).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Предмет теории конкуренции
Определения категории конкуренции
Определения категории конкурентоспособности
Глава 2. Анализ основных подходов к оценке и управлению конкурентоспособности предприятия
2.1. Классификация методов оценки конкурентоспособности
Рис.2. Классификация методов оценки КС предприятия
Введение
Конкуренция – главный механизм экономического роста в рыночной экономике. Об основополагающей роли конкуренции для развития экономики любой страны свидетельствует и динамика экономического развития мирового сообщества. Иными словами, без конкуренции законы рыночного хозяйствования не работают.[1]
Актуальность темы настоящего исследования определяется с теоретической стороны тем, что среди экономистов нет единства в понимании содержания понятия «конкуренция». Конкуренция во всей существующей литературе трактуется как нечто однородное и противопоставляется либо монополии, либо государственному регулированию. Эта трактовка однородности конкуренции не преодолевается тем, что называются ее виды (совершенная и несовершенная, внутриотраслевая и межотраслевая), методы (ценовая и неценовая), способы исследования (структурная и поведенческая и т.д.). Теоретического обоснования родовой структуры конкуренции пока не дано. В современных исследованиях не раскрывают разные процессы и разные результаты родов конкуренции. Существующая теория совершенной не содержит связного объяснения того, как формируются цены. Когда в исследовании конкуренции наперед «вводится единая цена для каждого блага». Поэтому для решения этих проблем необходимо теоретически раскрыть виды конкуренции, их процессы и результаты в современных рыночных структурах, то есть провести сравнительный анализ теорий конкуренций.
Сравнительный анализ конкуренции и соревнования имеется в работах М.И. Воейкова, П.В. Гречишникова, Л.А. Бейлина, Ю.В. Таранухи, В.К. Федина и др.
Таким образом, существует огромный задел в определении природы и механизма осуществления конкуренции. Однако, пока нет теоретического определения, разграничения и взаимодействия родов конкуренции, не раскрыты их основания как первопричины, диктующие объективную необходимость каждого рода конкуренции, нет полного о процессах и результатах каждого рода конкуренции и их модификации в разных рыночных структурах, нет экономико-теоретического разграничения конкуренции и соревнования по их основаниям, процессам и результатам.[1]
Цель данного исследования – провести сравнительный анализ теорий конкуренций.
проследить эволюцию теоретических взглядов на конкуренцию, рассмотреть основные определения категории конкуренции, провести сравнительный анализ теорий конкуренций.
Разработку теоретических и методологических основ, а также инструментария обеспечения КС предприятия целесообразно начать с исследования существующих подходов к оценке и управлению КС, которое можно разбить на 3 этапа:
1 этап – анализ категории конкуренции и исследование теории конкуренции как основы разработки системы обеспечения КС (уровень теоретического осмысления);
2 этап – анализ категории КС и исследование методов разработки эффективных конкурентных стратегий (уровень стратегического управления предприятием и принятия долгосрочных решений);
3 этап – анализ методов оценки КС различных объектов (уровень текущего или оперативного управления и принятия краткосрочных решений).
Глава 1. Анализ категории конкуренции и исследование теории конкуренции как основы разработки системы обеспечения конкурентоспособности
1.1 Предмет теории конкуренции
Известные подходы и методы обеспечения конкурентоспособности предприятия в настоящее время в качестве теоретической базы опираются на труды представителей классической и неоклассической экономической школы, которые исследовали конкуренцию как понятие, изучили всевозможные модели рынков и особенности протекающих экономических процессов на них.
Основной вклад в развитие конкуренции как науки внесли ниже перечисленные ученые: А.Смит, Й.Шумпетер, П.Хайне, Дж.Робинсон, Ф.Эджуорт, А.Курно, Ф.Хайек, А.Лернер, Дж.Кейнс, А.Маршалл, Ф.Найт, К.Макконелл, С.Брю, Дж.Миль, М.Портер, Д.Рикардо, [2].
Как известно, слово «конкуренция» происходит от латинского «concurrentia», что означает «столкновение», «состязание» [3]. Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах и о характере конкуренции появились в середине XVIII века. А.Смит – основоположник классической политэкономии впервые связал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, которое ведется между продавцами (или покупателями) на наиболее выгодные условия продажи товара. А.Смит обратил внимание на то, что, стремясь к своей собственной выгоде, капиталист одновременно реализует и интересы общества. При этом механизмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки» как раз и является конкуренция [4].
Тезисно сформулируем основные постулаты работ А. Смита:
- Как уже было выше сказано, А. Смит связал конкуренцию с соперничеством. Иными словами, он предложил теорию конкурентной цены, то есть выявил обратную зависимость между ценой и предложением;
- А. Смит впервые показал, что конкуренция как механизм саморегулирования, способна уравнять нормы прибыли и привести к оптимальному распределению трудовых ресурсов и капитала между отраслями;
- А. Смит доказал, что максимальное удовлетворение потребностей возможно при модели совершенной (чистой) конкуренции;
- Он выявил основные условия эффективной конкуренции. А именно: полный объем информации, доступность используемых ресурсов, наличие большого числа продавцов и покупателей.
Идеи А. Смита были развиты и дополнены в работах Д. Рикардо.
Он построил теоретическую модель совершенной конкуренции и описал принципы ее функционирования в долгосрочной перспективе. Д. Рикардо исключил временной фактор и риск из компонентов модели, так как эти понятия невозможно соизмерить. По его мнению, компании принимают решения на качественно-ценовых матрицах, которые помогают минимизировать затраты на производство и реализацию продукции.
Теоретическая проработка особенностей совершенной конкуренции позволила понять, как «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления, и каким образом последние положительно влияют на развитие капиталистической экономики.
Следующим последователем данного течения был Дж.Миль. Этот ученый также внес значительный вклад в теорию конкуренции. Он полагал, что конкуренция является регулировщиком цен, ренты, заработной платы, и т.д. Он был уверен, что конкуренция сама по себе и есть некий закон, который в состоянии самостоятельно устанавливать правила этого регулирования. Дж. Миль разработал понятие экономии на масштабах и альтернативных издержек; перечислил неконкурирующие группы на рынке, сформулировал классификацию ценовой эластичности спроса; разработал уравнение международного спроса.
Теория конкуренции была существенно развита А.Маршаллом, который обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Им была критически осмыслена модель чистой конкуренции и разработаны основы монополистической модели конкуренции. Существенное развитие теория конкуренции получила после того, как А.Курно установил равенство между годовым маржинальным доходом и равновесной монопольной ценой и предложил на этой основе теорию чистой монополии и дуполии (позднее олигополии).
Теоретические модели монополии и олигополии были дополнены Ф.Эджуортом, предложившим математические описания, и А.Лернером, давшим определение и оценку монопольной власти [5].
Существенным изменениям подверглись взгляды на конкуренцию на рубеже XIX и в начале XX века. Й.Шумпетер впервые определил инновации как основной фактор КС предприятия. При этом он рассматривал как конструктивные и технологические инновации, так и нововведения в организации бизнеса. «Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, то именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устревшие технологии».
Эволюция теоретических взглядов на понятие «конкуренция» представлены ниже (табл. 1).
Таблица 1.
Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию
Модель конкуренции и ее основные характеристики |
Основоположники модели и их основные труды |
1. Совершенная (чистая) конкуренция
|
|
|
Несовершенная конкуренция
|
|
|
|
11.) М. Портер "Конкуренция" (1981 г.). |
-
- Экономико-теоретическое исследование категории конкуренции
В 70 – е годы прошлого столетия теория конкуренции получила новый виток развития благодаря работам М.Портера. Он комплексно рассмотрел методы формирования эффективных конкурентных стратегий и методы определения интенсивности конкуренции. В ходе своего анализа М. Портером были выявлены 5 сил конкуренции (рис.1).
Способность покупателей торговаться
Угроза появления новых конкурентов
Способность поставщиков торговаться
Угроза появления товаров - заменителей
Соперничество между имеющимися конкурентами
Рис.1. Пять сил конкуренции (по М.Портеру)
Выше перечисленные силы влияют на:
- на цены, устанавливаемые фирмами отрасли на свой товар;
- на затраты, которые несут эти фирмы;
- на инвестиции, которые идут на повышение конкурентоспособности предприятия. [6]
Концепция, описанная в данной теории М.Портера, является инструментом, позволяющим на практике анализировать степень ее интенсивности на конкретных рынках.
До начала 90-х годов прошлого столетия в отечественной науке проблемы конкуренции и обеспечения конкурентоспособности предприятия практически не рассматривались. Это и не случайно, в силу особенности экономики нашей страны в этот период. Однако, для начала внедрения кардинальных экономических реформ и необходимости внедрения зарубежного опыта к российским условиям был обусловлен рост интереса к проблеме обеспечения конкурентоспособности предприятия со стороны отечественных авторов.
Несмотря на проблематику данного вопроса, целый ряд авторов (Андрианов Ю.М., Львов Д.С., Клебанов А.И.,., Бойцов В.В., Погожев И.Б., Азгальдов Г.Глинчев А.В., Шухгалтер Л.Я., Лопатин М.В.) выходили на нее косвенно путем разработки теории и методов создания систем управления качеством и техническим уровнем продукции. Например, в области машинотехнической продукции научными исследованиями и разработкой практических предложений по анализу и методам оценки и повышению конкурентоспосбности продукции занимались Литвиненко А.Н., Завьялов П.С., Татьянченко М.А., Дружинский И.А., Демидов В.Е., Кутин А.А.
Лишь в последнее время появились достаточно серьезные и глубокие исследования феномена конкуренции и конкурентоспособности, выполненные представителями российской экономической школы. Следует отметить труды Д.Ю.Юданова, Н.К.Моисеевой, Г.Л.Азоева, Ю.И. Коробова, Р.А.Фатфутдинова, Е.П.Голубкова, и целого ряда других.