Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации ОАО «Камышловский кожевенный завод».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ прибыли от продаж ОАО «Камышловский кожевенный завод» выполнен в таблице 4

Таблица 4

Анализ прибыли от продаж ОАО «Камышловский кожевенный завод»

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Отклонение суммы, тыс. руб.

Отклонение доли, п.п

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

2016 - 2015

2017 - 2016

2016 - 2015

2017 - 2016

Выручка

225237

100

363389

100

350585

100

138152

-12804

-

-

Себ-ть продаж

220056

97,70

355436

97,81

341636

97,44

135380

-13800

0,11

-0,37

Коммерч. Расходы

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Управлен. Расходы

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Прибыль от продаж

5181

2,3

7953

2,19

8949

2,56

2772

996

-0,11

0,37

Из данной таблицы видно, что на протяжении трех исследуемых лет предприятие получало положительный финансовый результат от своей основной деятельности. В 2016 г. прибыль от продаж увеличилась на 2772 тыс. руб. по сравнению с показателем предыдущего года. В 2017 г. по сравнению с результатами предыдущего года прибыль от продаж увеличилась на 996 тыс. руб. Формирование прибыли от продаж происходило под влиянием изменений выручки и себестоимости продаж. Выручка от продаж ОАО «Камышловский кожевенный завод» в 2016 г. увеличилась на 138152 тыс. руб., что положительно повлияло на величину прибыли от продаж. В 2017 г. выручка предприятия, напротив сократилась на 12804 тыс. руб., что привело к замедлению темпов роста прибыли от продаж. Что касается себестоимости продаж, то в 2016 г. она увеличилась на 135380 тыс. руб., а в 2017 г., напротив сократилась на 13800 тыс. руб. Снижение себестоимости продаж в свою очередь способствовало росту доли прибыли от продаж в выручке на 0,37 процентных пункта. Из таблицы также видно, что коммерческие и управленческие расходы предприятия не выделяются отдельной строкой. Это объясняется тем, что предприятие использует вариант подсчета себестоимости, при котором управленческие и коммерческие расходы также распределяются на стоимость выпускаемой продукции.


В целом же представленные в таблице 5 данные указывают на то, что ОАО «Камышловский кожевенный завод» было способно сформировать выручку, достаточную для покрытия затрат и расходов на производство и реализацию продукции и формирование прибыли от продаж.

Для более детального анализа факторов, повлиявших на величину прибыли от продаж, проведем более детальный анализ выручки и себестоимости продукции ОАО «Камышловский кожевенный завод». Анализ выручки предприятия по типам операционной деятельности проведен в таблице 5

Таблица 5

Анализ выручки ОАО «Камышловский кожевенный завод» по типам операционной деятельности

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Отклонение суммы, тыс. руб.

Отклонение доли, п.п

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

2016 - 2015

2017 - 2016

2016 - 2015

2017 - 2016

Реализация продукции

204222

90,67

328903

90,51

279697

79,78

124681

-31206

-0,16

-10,73

Продажа товаров

3536

1,57

5887

1,62

52518

14,98

2351

46631

0,05

13,36

Оказание услуг

17479

7,76

28599

7,87

18370

5,24

11120

-10229

0,11

-2,63

Выручка всего

225237

100

363389

100

350585

100

138152

-12804

-

-

Из представленных в таблице 5 данных следует, что операционная деятельность ОАО «Камышловский кожевенный завод» многосторонне диверсифицирована и включает три основных направления: выпуск продукции, продажа товаров и оказание услуг по переработке давальческого кож. сырья. В составе типов операционной деятельности в качестве главного вида четко выделяется производство, доля которого доминирует, но при этом сокращается в 2017 г. более чем на 10 процентных пункта по сравнению с предыдущими отчетными периодами. Также наблюдается снижение абсолютной величины выручки от реализации продукции. Под влиянием данного фактора прибыли от продаж сократилась на 31206 тыс. руб.


В динамике наблюдается изменение структуры выручки. В частности изучение эволюции ее составных компонентов показывает рост доходов от продажи товаров в 9 раз по сравнению с показателем 2016 г. и увеличение доли этого вида деятельности с 1,57% в 2015 г. до 14,98 в 2017 г. Сокращение выручки наблюдается по такому виду деятельности, как оказание услуг по переработке давальческого кож. сырья. Максимальное значение выручки от данного вида деятельности приходится на 2016 год. В 2017 г. она сократилась на 10229 тыс. руб., а доля данного вида деятельности в формировании данного вида деятельности уменьшилась на 2,63 процентных пункта. Таким образом, у предприятия существуют резервы роста выручки за счет увеличения объема услуг по переработке давальческого сырья.

Формирование выручки ОАО «Камышловский кожевенный завод» осуществляется за счет реализации продукции как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Структура выручки предприятия по сегментам рынка сбыта проанализирована в таблице 6

Таблица 6

Структура выручки ОАО «Камышловский кожевенный завод» по сегментам рынка сбыта

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Отклонение суммы, тыс. руб.

Отклонение доли, п.п

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

2016 - 2015

2017 - 2016

2016 - 2015

2017 - 2016

Внутренний рынок

225237

100

360239

99,13

283859

80,97

135002

-76380

-0,87

-18,16

Внешний рынок (экспорт)

0

0

3150

0,87

66726

19,03

3150

63576

0,87

18,16

Выручка, всего

225237

100

363389

100

350585

100

138152

-12804

-

-


Из таблицы видно, что в 2015 г. выручка предприятия формировалась только за счет продаж продукции, товаров и оказания услуг на внутреннем рынке. В 2016 г. доля экспортных продаж была незначительной, и поэтому их доля в формировании выручки составила 0,87%. В 2017 г. выручка от экспортных продаж увеличилась в 21 раз, а их доля в формировании выручки выросла на 18.16 процентных пункта. Доля рынка ОАО «Камышловский кожевенный завод» в 2017 г. составила 3,02 %, сократившись при этом на 0,79 процентных пункта по сравнению с 2016 г. Это вызвало сокращение выручки на 76380 тыс. руб. Таким образом ОАО «Камышловский кожевенный завод» может увеличить выручку прежде всего за счет обеспечения роста объема продаж на внутреннем рынке.

Вторым важнейшим фактором, оказавшим влияние на формирование прибыли от продаж, является изменением себестоимости. Анализ себестоимости единицы выпускаемой продукции (1 дм.2 кож. сырья) ОАО «Камышловский кожевенный завод» выполнен в таблице 7

Таблица 7

Анализ себестоимости единицы продукции «Камышловский кожевенный завод»

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Отклонение суммы, тыс. руб.

Отклонение доли, п.п

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

2016 - 2015

2017 - 2016

2016 - 2015

2017 - 2016

Сырье КРС, полуф-кат вет-блу

2,27

48,40

2,96

53,23

3,27

53,34

0,69

0,31

4,83

0,11

Химматериалы

0,85

18,12

0,96

17,26

1,18

19,25

0,11

0,22

-0,86

1,99

Заработная плата

0,59

12,58

0,61

10,97

0,69

11,25

0,02

0,08

0,02

0,28

Социальные отчисления (ЕСН)

0,22

4,69

0,20

3,60

0,22

3,59

-0,02

0,02

-0,02

-0,01

Энергоресурсы

0,24

5,12

0,29

5,21

0,28

4,56

0,03

-0,01

0,09

-0,65

ГСМ

0,06

1,28

0,04

0,71

0,07

1,14

-0,02

0,03

0,02

0,43

Амортизация

0,09

1,92

0,09

1,62

0,09

1,47

-

-0,3

-0,15

% Банку, РКО

0,07

1,49

0,07

1,26

0,06

0,98

-0,01

-0,23

-0,28

Запасные части

0,14

2,98

0,14

2,51

0,13

2,12

-0,01

-0,47

-0,39

Прочие материалы

0,06

1,28

0,09

1,62

0,08

1,30

0,03

-0,01

0,34

-0,32

Прочие расходы

0,10

2,14

0,11

2,01

0,06

1,0

0,01

-0,05

-0,13

-1,01

ИТОГО

4,69

100

5,56

100

6,13

100

0,87

0,57

0


Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости единицы продукции ОАО «Камышловский кожевенный завод» занимают сырье и полуфабрикаты, хим. материалы, а также заработная плата. Анализ динамики себестоимости единицы продукции указывает на то, что из года в год она увеличивается. Так, в 2016 г. она увеличилась на 0,87 руб., а в 2017 г. еще на 0,57 руб. Рост себестоимости единицы продукции предприятия в 2017 г. был вызван ростом стоимости сырья и материалов, химматериалов, расходов по заработной плате и социальных отчислений. За счет увеличения стоимости кожевенного сырья и полуфабриката себестоимость единицы готовой продукции увеличилась на 5,0%, за счет роста стоимости химматериалов на 3,6%, за счет роста по всем другим видам затрат на 1,7%. Таким образом, рост себестоимости единицы продукции ОАО «Камышловский кожевенный завод» был обусловлен преимущественно внешними факторами.

В то же время, если проанализировать динамику себестоимости продаж, то можно отметить, что в 2017 г. по сравнению с предыдущим отчетным периодом себестоимость сократилась на 13800 тыс. руб. Для выяснения причин данной ситуации был проведен анализ динамики объема выпуски продукции ОАО «Камышловский кожевенный завод».

Данные позволяют констатировать снижение объема выпуска продукции предприятия в 2017 г. по сравнению с 2016 г. При этом необходимо отметить, что объем выпуска собственной продукции в натуральном выражении увеличился на 3360,3 тыс. дм.2, а объем переработки давальческого сырь, напротив, сократился почти в 2 раза. Таким образом, основной причиной снижения себестоимости продаж в Отчете о финансовых результатах за 2017 г. по сравнению с предыдущим отчетным периодом является снижение объема выпуска и реализации продукции. В то же время в ходе более детального исследования было установлено, что в 2016 г. цены на продукцию ОАО «Камышловский кожевенный завод» были увеличены на 9,8%, что замедлило темпы снижения выручки в условиях снижения объема производства в натуральном выражении. В результате темпы снижения выручки были ниже, чем темпы снижения себестоимости. Это привело к снижению совокупных затрат на 1 рубль выручки предприятия с 0,978 руб. до 0,974 руб., т.е. на 0,004 руб., что и вызвало увеличение прибыли от продаж в 2017 г. на 996 тыс. руб.

Таким образом, можно отметить как положительное, так и отрицательное влияние факторов на прибыль от продаж ОАО «Камышловский кожевенный завод». Положительное влияние на данный показатель оказало снижение себестоимости продаж на 13800 тыс. руб. Отрицательное влияние на прибыль от продаж оказало снижение выручки от реализации продукции на 31206 тыс. руб. и от оказания услуг по переработке давальческого сырья на 10229 тыс. руб. При этом снижение выручки наблюдается преимущественно по внутренним продажам, в то время как по экспортным продажам, наоборот, наблюдается ее увеличение. Частично влияние данного фактора было компенсировано ростом выручки от продажи товаров. Также положительное влияние на выручку оказал рост цены реализации единицы продукции.