Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации ОАО «Камышловский кожевенный завод».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие прибыли и рентабельности предприятия, технология их анализа
1.1 Прибыль как экономическая категория, ее основные функции и виды
1.2 Показатели рентабельности, их аналитическое значение и роль в деятельности предприятия
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Камышловский кожевенный завод»
2.1 Анализ формирования прибыли ОАО «Камышловский кожевенный завод»
2.2 Анализ рентабельности ОАО «Камышловский кожевенный завод»
Введение
Актуальность темы исследования. Усиление хозяйственной самостоятельности предприятий, произошедшее с формированием и развитием рыночных отношений, существенно повысило их ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В процессе своей деятельности предприятия осуществляют множество операций, способных повлиять на их финансовое состояние, но так или иначе эти операции связаны с получением прибыли. В условиях рыночных отношений максимизация прибыли становится главной целью коммерческих предприятии. Необходимость достижения данной цели обусловлено тем, что во-первых, прибыль является важным источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивая тем самым его развития, во-вторых, в национальной экономике прибыль выступает своеобразным регулятором, указывая на наиболее приоритетные сферы инвестирования, в-третьих, величина полученной предприятием прибыли свидетельствует о том, насколько эффективной была его деятельность в отчетном периоде. В связи с этим вопросы анализа прибыли и рентабельности как показателей, отражающих уровень прибыльности предприятия, в настоящее время занимают центральное место в системе экономического анализа.
Цель данной работы заключается в том, чтобы провести анализ прибыли и рентабельности на основе конкретного предприятия.
Достижение данной цели потребовало решения в работе следующих задач:
- Раскрыть понятие прибыли как экономической категории;
- Конкретизировать понятие и раскрыть особенности анализа показателей рентабельности;
- Провести анализ формирования и распределения прибыли на конкретном предприятии
-. Выполнить расчет основных показателей рентабельности и оценить их динамику;
Объектом исследования, проведенного в данной работе, является акционерное общество «Камышловский кожевенный завод», который относится к группе крупнейших предприятий по переработке кож. сырья в РФ. Предметом исследования являются резервы увеличения прибыли и рентабельности деятельности данного предприятия.
Теоретическую основу работы составили исследования в области теории экономики, экономики предприятия, экономического анализа таких авторов, как И.А. Бланк, В.В. Ковалев, А.Н. Жилкина, Г.В. Савицкая, В.П. Савчук, И.Т. Балабанов, В.В. Остапенко, А.Д. Шеремет
Методологическую основу исследования составили методы системного анализа и синтеза, сравнения, сводки и группировки, индексный метод, методы структурного, динамического и факторного анализа.
Эмпирическую основу исследования составила финансовая отчетность ОАО «Камышловский кожевенный завод» за 2015-2017 г., планы и годовые отчеты о деятельности предприятия, а также другая экономическая информация, характеризующая результаты деятельности исследуемого предприятия.
Цели и задачи работы, особенности ее методологической балы определили ее структуру следующим образом. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников
Глава 1. Понятие прибыли и рентабельности предприятия, технология их анализа
1.1 Прибыль как экономическая категория, ее основные функции и виды
С переходом к рыночным отношениям многие предприятия и организации получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна ее деятельность.
Изучение и учет результатов финансово - хозяйственной деятельности предприятия, выявление причинно-следственных связей между использованными ресурсами и полученными результатами создают основу для планирования и прогнозирования ее состояния в будущем. Результативность, экономическая целесообразность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. В связи с этим различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Важнейшим показателем экономического эффекта финансово – хозяйственной деятельности предприятия является его прибыль. В общем виде под прибылью понимается разница между доходами и издержками производства[1]. В то же время в экономической литературе в настоящее время приводятся различные определения прибыли, что в свою очередь обусловлено существованием различных подходов к объяснению ее природы.
Следует отметить, что категория прибыли интересовала экономистов с начала формирования самой экономической науки. Так, меркантилисты искали источник прибыли в сфере обращения, причем именно во внешней торговле. Представители классической политэкономии определяли ее как избыток стоимости над заработной платой. К. Маркс уделил прибыли много внимания, рассматривая ее как превращенную форму прибавочной стоимости, а последнюю – как результат присвоения неоплаченного труда наемных работников капиталистом. В неоклассической теории прибыли объединяет все виды доходов, полученных от производительного использования различных факторов производства их владельцами.
В настоящее время сложилось два основных подхода к объяснению сущности прибыли как экономической категории: собственно экономический и бухгалтерский. При многообразии экономических концепций прибыли в настоящее время сложилось два диаметрально противоположных подхода, объясняющих сущность прибыли, сравнительный анализ которых проведен на рисунке 1.
Сущность подходов к оценке экономической природы прибыли
Превращенная форма добавочной стоимости
Доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала
Прибыль- прибавочная стоимость или та часть всей стоимости товара, в которой воплощен прибавочный, или неоплаченный- труд рабочего
К. Маркс
Прибыль- это безусловный доход от факторов производства, это вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, это монопольный доход и т.п.
П.Э. Самуэльсон
Рисунок 1. Методологические подходы к объяснению экономической сущности прибыли[2]
В современной литературе также встречаются определения, раскрывающие сущность прибыли с точки зрения экономической концепции. Так, например, В.П. Савчук под прибылью понимает доход предприятия в виде прироста вложенного капитала[3].
Аналогичного мнения относительно сущности прибыли придерживается также известный российский специалист в области финансового менеджмента В.В. Ковалев рассматривает прибыль как прирост капитала собственников, имевший место в отчетном периоде[4].
Недостаток рассмотренного выше подхода к определению сущности прибыли заключается в том, что при его использовании достаточно сложно дать количественную оценку прибыли, что ограничивает возможности ее анализа. В связи с этим большее распространение в настоящее время получил бухгалтерский подход к объяснению сущности прибыли, согласно которому прибыль – это положительная разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результата операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала[5].
Из приведенных выше определений следует, что между бухгалтерским и экономическим подходом к объяснению сущности прибыли существует два основных различия. Во-первых, в отличие от экономического в бухгалтерском подходе четко выделяются основные элементы прибыли, а во-вторых, в соответствии с бухгалтерским подходом проводятся четкие различия между реализованным и нереализованным доходом и прибыль признается только в том случае, когда доход будет реализован.
Прибыль также можно рассматривать как стоимостную и финансовую категорию. прибыль представляет собой и результат, и объект распределительных отношений. По мнению А.Д. Шеремета, в деятельности предприятия можно выделить два вида распределительных процессов[6].
1. Внешние распределительные процессы возникают с различными субъектами внешних отношений и опосредуют их интересы с государством, инвесторами, кредиторами, дочерними предприятиями, некоммерческими организациями. Они связаны с использованием прибыли предприятия, реализуются в форме реального движения денежных средств и оформляются первичными бухгалтерскими документами по учету движения денежных средств.
2. Внутренние распределительные процессы не сопровождаются движением денежных средств. Они связаны, с одной стороны, с определением стоимости ресурсов, формирующих себестоимость произведенной продукции, и используются как финансовые методы управления прибылью, оформляемых на основании учетной политики. С другой стороны, внутреннему распределению подвергается чистая прибыль предприятия, в результате чего формируются денежные фонды предприятия. Эти процессы оформляются бухгалтерскими расчетами на основании решений, принятых собственниками предприятия как владельцами вложенного капитала.
Сущность прибыли также может быть раскрыта в системе основных выполняемых ею функций. В условиях рыночной экономики прибыль выполняет три основных функции. Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Так как в условиях рыночной экономики основная цель деятельности фирмы состоит в максимизации прибыли, то, выполняя данную функцию, прибыль прежде всего выражает степень достижения основной цели деятельности фирмы, а в соотношении с понесенными затратами может также выступать и как важный критерий эффективности. В то же время на прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия оказывает влияние множество различных факторов, которые как зависят, та и не зависят от него. Состав этих факторов показан на рисунке 2
Факторы, влияющие на прибыль
Не зависящие от предприятия
Зависящие от предприятия
Конъюнктура рынка
Уровень цен на ресурсы
Нормы амортизационных отчислений
Себестоимость реализуемой продукции
Цены на реализуемую продукцию
Компетентность руководства
Конкурентоспособность продукции
Организация труда и производства
Рисунок 2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия
Данные факторы должны быть учтены при определении прибыли предприятия.
Вторая функция прибыли заключается в том, что она одновременно является как финансовым результатом, так и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Третья функции прибыли выражается в том, что она является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
Таким образом, прибыль – это важнейшая экономическая категория, выполняющая ключевую роль в осуществлении предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. Отражая разницу между доходами и издержками производства предприятия, она с одной стороны выступает как стимулирующий фактор, определяющий наиболее привлекательный направления инвестирования, а с другой стороны – как мера эффективности деятельности предприятия. Прибыль служит важным источником финансовых ресурсов предприятия и может быть получена за счет монопольного положения на рынке, выпуска конкурентоспособной продукции, осуществлении инновационной деятельности.