Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации ОАО «Камышловский кожевенный завод».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие прибыли и рентабельности предприятия, технология их анализа
1.1 Прибыль как экономическая категория, ее основные функции и виды
1.2 Показатели рентабельности, их аналитическое значение и роль в деятельности предприятия
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Камышловский кожевенный завод»
2.1 Анализ формирования прибыли ОАО «Камышловский кожевенный завод»
2.2 Анализ рентабельности ОАО «Камышловский кожевенный завод»
Следующим направлением анализа рентабельности предприятия является анализ рентабельности активов, который характеризует эффективность их использования. Изменение значения данного показателя позволяет оценить способность предприятия выживать с финансовой точки зрения, взыскивать денежные средства с покупателей, оплатить в установленные сроки свои обязательства и т.д.
Анализ динамики рентабельности всех активов ОАО «Камышловский кожевенный завод» выполнен в таблице 12
Таблица 12
Анализ динамики рентабельности активов ОАО «Камышловский кожевенный завод»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение, +,- |
|
2016-2015 |
2017-2016 |
||||
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
457 |
1859 |
1813 |
1402 |
-46 |
Средняя стоимость активов, тыс. руб. |
210958,5 |
230047,5 |
211837,5 |
19089 |
-18210 |
Рентабельность активов, % |
0,22 |
0,81 |
0,86 |
0,59 |
0,05 |
Данные таблицы отражают положительную динамику коэффициента рентабельности активов. Так, в 2017 г. по сравнению с 2015 г. данный коэффициент увеличился на 0,64 процентных пункта. В то же время несмотря на рост значение коэффициента рентабельности активов сохраняется на очень низком уровне, так как каждый вложенный в активы рубль принес всего 0,86 коп. прибыли до налогообложения. Такое значение коэффициента указывает на необходимость поиска резервов роста данного показателя.
Частным случаем показателя рентабельности активов является рентабельность активов производственного назначения, в качестве которых выступают основные средства и оборотные активы. Он характеризует эффективность использования средств, вложенных в основную деятельность предприятия. Анализ динамики данного коэффициента выполнен в таблице 13
Таблица 13
Анализ динамики рентабельности активов производственного назначения ОАО «Камышловский кожевенный завод»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение, +,- |
|
2016-2015 |
2017-2016 |
||||
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
457 |
1859 |
1813 |
1402 |
-46 |
Средняя стоимость ОС, тыс. руб. |
28939 |
28399 |
30542 |
-540 |
2143 |
Средняя стоимость ОА, тыс. руб. |
181992 |
201625,5 |
181295 |
19633,5 |
-20330,5 |
Рентабельность активов производственного назначения, % |
0,22 |
0,80 |
0,85 |
0,58 |
0,05 |
Данные таблицы указывают на то, что активы производственного назначения, на предприятии также стали использоваться более эффективно. В то же время рентабельность активов производственного назначения остается крайне низкой.
В процессе осуществления своей хозяйственной деятельности предприятия используют финансовые ресурсы. В связи с этим возникает необходимость проверить, насколько эффективно используются данные ресурсы для достижения финансового результата, который смог бы обеспечить финансирование инвестиций и погашение обязательств. Для этого необходим анализ рентабельности собственного капитала. Анализ динамики рентабельности собственного капитала ОАО «Камышловский кожевенный завод» выполнен в таблице 14
Таблица 14
Анализ динамики рентабельности собственного капитала ОАО «Камышловский кожевенный завод»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение, +,- |
|
2016-2015 |
2017-2016 |
||||
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
457 |
1859 |
1813 |
1402 |
-46 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
244 |
1159 |
1347 |
915 |
188 |
Средняя стоимость собственного капитала, тыс. руб. |
65064 |
95979,5 |
111827,5 |
30915,5 |
15848 |
Рентабельность собственного капитала на базе прибыли до налогообложения, тыс. руб. |
0,70 |
1,94 |
1,62 |
1,24 |
-0,32 |
Рентабельность собственного капитала на базе чистой прибыли, тыс. руб. |
0,37 |
1,21 |
1,20 |
0,84 |
-0,01 |
Данные таблицы указывают на то, что в сравнении с 2015 г. динамика показателя рентабельности собственного капитала является положительной. В то же время в сравнении с 2016 г. наблюдается снижение рентабельности продаж, рассчитанного на базе прибыли до налогообложения на 0,32 процентных пункта. Так, если в 2016 г. на 1 рубль вложенных собственниками средств предприятие получало 1,94 коп. прибыли до налогообложения, то в 2017 г. данный показатель сократился до 1,62 коп. на рубль вложенных собственниками средств. Что касается рентабельности собственного капитала, рассчитанного на базе чистой прибыли, то увеличившись в 2016 г. на 0,84 процентных пункта, далее она не изменялась
Выводы по 2 главе
Динамика прибыли рентабельности ОАО «Камышловский кожевенный завод» в целом позволяет сделать вывод о повышении эффективности деятельности предприятия. В то же время динамика основных показателей прибыли и рентабельности позволяют сделать вывод о наличии резервов их увеличения. Такие резервы могут быть выявлены в отношении показателей прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Резервы роста должны быть выявлены прежде всего в отношении рентабельности собственного капитала, которая сократилась в 2017 г., а также в отношении других показателей рентабельности, которые несмотря на положительную динамику, оставались крайне низкими.
Заключение
В условиях рыночной экономики получение прибыли и ее максимизация является основной целью деятельности любого коммерческого предприятия. В настоящее время существует два основных подхода к объяснению сущности прибыли: экономический и бухгалтерский. С точки зрения экономического подхода прибыль представляет собой прирост капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Главный недостаток данного подхода состоит в том, что при его использовании возникают сложности количественной оценки прибыли. Бухгалтерский подход, который в настоящее время является более распространенным в экономическом анализе, рассматривает прибыль как положительную разницу между доходами и расходами предприятия.
В условиях рыночной экономики прибыль выполняет ряд функций, основные из которых проявляются в том, что она характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия, выступая важнейшим источником формирования собственных средств предприятия, стимулирует его развитие, является одним из важнейших источников формирования бюджетов различных уровней.
Прибыль как сложная экономическая категория может быть классифицирована по различным основаниям, основными из которых являются: порядок и источники ее формирования, характер использования и получения, виды деятельности, от которых была получена прибыль. Классификация прибыли имеет большое практическое значение, так как позволяет проследить особенности ее формирования, выявить те виды деятельности, которые приносят наибольшую прибыль и определить резервы ее роста.
Формирование прибыли представляет собой процесс последовательного вычета затрат и расходов предприятия из полученных им доходов и определения промежуточных и конечных финансовых результатов. В процессе формирования прибыли должны быть учтены результаты, полученные предприятием как от основной (операционной), так и от неосновной (финансовой, инвестиционной) деятельности предприятия. Итоговым результатом процесса формирования выступает чистая прибыль, которая в дельнейшем используется предприятием.
Основным условием использования прибыли предприятия является ее распределение. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Роль данного процесса в деятельности предприятия определяется тем, что распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия, одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия, а также способствует повышению уровня благосостояния его собственников. Объектом распределения выступает налогооблагаемая прибыль предприятия, которая распределяется между собственно предприятием и государственным и местными бюджетами. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, находится в ведении самого предприятия. Особенности распределения прибыли на уровне предприятия определяются внешними и внутренними факторами, и в первую очередь его организационно – правовой формой.
Показатели прибыли предприятия имеют большое аналитическое значение, так как позволяют оценить результативность деятельности предприятия. Однако показатель прибыли в чистом виде не позволяет оценить эффективность деятельности предприятия, не исключает влияния инфляционных факторов, и поэтому отдельные показатели прибыли не всегда сопоставимы в динамике. Данные недостатки могут быть преодолены при расчете на основе абсолютных показателей прибыли относительных показателей рентабельности. Рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности деятельности предприятия, который определяется отношением между полученными экономическими и финансовыми выгодами с одной стороны и усилиями предприятия, связанными с их получением, с другой стороны. Показатели рентабельности, как правило, рассчитывают и анализируют по трем направлениям, отражающим различные аспекты деятельности предприятия: рентабельность продукции, рентабельность активов, рентабельность капитала.
В ходе исследования данной темы на примере АО «Камышловский кожевенный завод» были раскрыты особенности формирования и распределения прибыли данного предприятия, проведен анализ формирования и распределения прибыли, выполнен анализ динамики основных показателей прибыли и выявлена тенденция их изменения. Также в процессе решения поставленных задач выполнен расчет основных показателей рентабельности, проведена оценка динамики этих показателей и определен состав факторов, обусловивших их изменения. По результатам выполненных расчетов выявлено следующее:
1. АО «Камышловский кожевенный завод» на протяжении 2013-2015 гг. был получен положительный финансовый результат, который изменялся в динамике. В процессе анализа был сделан вывод о росте прибыли от продаж и чистой прибыли, в то время как прибыль до налогообложения на предприятия в 2015 г. сократилась на 46 тыс. руб. по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
2. Динамика прибыли ОАО «Камышловский кожевенный завод» определялась влиянием таких факторов, как изменение объема выпуска и продажи продукции, изменение выручки, себестоимости продаж и себестоимости единицы продукции, изменение величины прочих доходов и расходов. Положительное влияние на прибыль до налогообложение оказало снижение себестоимости продаж на 13800 тыс. руб., отрицательно повлияло на динамику прибыли до налогообложения снижение выручки предприятия от реализации продукции на 31206 тыс. руб. и от оказания услуг по переработке давальческого сырья на 10229 тыс. руб.
3. От неосновных для предприятия видов деятельности в 2013-2015 гг. им был получен убыток, что явилось следствием превышения темпов роста прочих доходов над прочими расходами.
4. К 2015 г. налоговое бремя на предприятии снизилось, в результате чего большая часть прибыли осталась в распоряжении предприятия. Вся чистая прибыль признавалась временно нераспределенной, оставалась в хозяйственном обороте предприятия и способствовала финансированию его деятельности.
5. Эффективность деятельности ОАО «Камышловский кожевенный завод» в 2015 г. по сравнению с предыдущими отчетными периодами увеличилась, что проявилось в росте продаж и рентабельности активов. В то же время было замечено снижение рентабельности единицы продукции, выпускаемой предприятием из собственного сырья, а также небольшое снижение на 0,01 процентных пункта рентабельности собственного капитала.
8. ОАО «Камышловский кожевенный завод» имеет возможность увеличить сумму прибыли и уровень рентабельности. Резервы роста прибыли составили:
- за счет увеличения объема продаж 4985 тыс. руб.;
- за счет снижения себестоимости единицы продукции 59421 тыс. руб.
Резервы роста рентабельности составили
- рентабельности продаж – 3,86 процентных пункта;
- рентабельности активов – 4,52 процентных пункта;
- рентабельности собственного капитала – 0,27 процентных пункта