Файл: Корпоративная культура в организации (Сущность, классификация и этапы формирования корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Сущность, классификация и этапы формирования корпоративной культуры
1.2 Корпоративная культура организации, как инструмент повышения мотивации персонала
2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «ЭНЕРГИЯ»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Энергия»
2.2 Анализ трудовых ресурсов ООО «Энергия»
2.3 Анализ корпоративной культуры ООО «Энергия»
3. РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «ЭНЕРГИЯ»
Корпоративная культура предприятия ООО "Энергия", в рамках которой делается акцент на коллектив, возможности специалистов, вознаграждение по результату и объединение личных и групповых целей, согласуется с современными тенденциями к изменениям и адаптации, индивидуальной свободе и низкому различию статуса, хотя данная культура и не является универсальной.
II. По степени общности корпоративная культура ООО "Энергия" относится к доминирующей корпоративной культуре, хотя правильнее было бы определить ее как тотальную в виду отсутствия субкультур.
III. По степени интенсивности поддержания ценностей оценим некоторые критерии:
1. "Глубина" корпоративной культуры. Корпоративная культура ООО "Энергия" уже успела укорениться в представлениях и взглядах сотрудников предприятия, как на поверхностном уровне (внешний имидж предприятия, стиль одежды и поведения), так и на внутреннем (общие ценности, девизы, мероприятия).
2. Степень разделения корпоративной культуры членами организации. В этой связи, как было отмечено ранее, можно утверждать полное принятие всех аспектов корпоративной культуры предприятия ООО "Энергия" всеми его сотрудниками, и, как следствие отсутствие субкультур.
3. Ясность приоритетов, создаваемая высшим. Культура задачи, к которой принадлежит корпоративная культура ООО "Энергия" предполагает осуществление постановки целей и задач директором предприятия для дальнейшего их решения всем коллективом, что требует предоставления сотрудникам предприятия полной информации по рассматриваемым вопросам и разграничение приоритетов деятельности. Вовлечение сотрудников в разработку проектов и оказание услуг осуществляется на всех стадиях работы предприятия.
Таким образом, исходя из анализа факторов "силы" корпоративной культуры, организационная культура предприятия ООО "Энергия" принадлежит к умеренно сильному типу, которому свойственны укорененные, поддерживаемые и широко распространенные ценности.
Недостатком такой культуры является ее сопротивление всем нововведениям. Однако данное явление не наблюдается в корпоративной культуре ООО "Энергия", что обусловлено ее построением по типу культуры задачи и ценностями предприятия, предполагающими открытость всему новому.
IV. По характеру влияния корпоративной культуры на результаты деятельности предприятия корпоративная культура ООО "Энергия" является позитивной, т.к. она оказывает стимулирующее воздействие на деятельность организации и развитие последней. Культуру ООО "Энергия" можно характеризовать как личностно-ориентированную (стимулирующую раскрытие потенциала личности в рамках коллективных интересов), интегративную (вбирающую в себя все лучшие качества корпоративных культур передовых организаций) и стабильную (разделяемую всеми сотрудниками и на этой основе глубоко проникающую во все их действия, хотя и трансформирующуюся периодически под воздействием адаптации к внешней среде и новым задачам).
Проведём анализ структурных и содержательных элементов корпоративной культуры ООО "Энергия".
Проанализируем следующие уровни корпоративной культуры:
1. Поверхностный (то, что воспринимается человеческими чувствами) [15, c 18]. Можно отметить следующие характеристики корпоративной культуры ООО "Энергия":
- непосредственные и легкие взаимоотношения между сотрудниками;
- универсальный молодежно-деловой стиль одежды;
- харизматичная и располагающая к себе личность директора предприятия, создающего впечатление простого в общении человека и высоко эрудированного профессионала;
- демократический стиль руководства.
2. Подповерхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации) [15, c 19]. В корпоративной культуре ООО "Энергия" такими ценностями и верованиями являются:
- уважение достоинства и умений каждого за счет поощрения высокого уровня производительности и совместной работы;
- поощрение свободного обмена информацией, высокой ответственности руководителей за развитие своих подчиненных;
- поощрение инициативы и оправданного риска каждого работника, поддержка взаимного уважения и человеческого достоинства;
- стимулирование индивидуальных способностей через надлежащее обучение и повышение квалификации, распределение ответственности;
- обеспечение равных условий для развития и вознаграждения работников;
- уважение прав личности;
- широкие внутрифирменные связи;
- честность;
- идентификация с фирмой;
- простота организационного устройства.
3. Глубинный (скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения) [15, c 20]. В ООО "Энергия" в рамках корпоративной культуры предусмотрены следующие верования и предположения данного уровня:
- лидер, который доверяет другим и в которого верят;
- особое внимание уделяется людям и производительности;
- особое чувство удовлетворенности и принадлежности, присущее всем;
- общий эмоциональный подъем, касающийся работы и будущего;
- чувство удовлетворения, связанное с исполнительским мастерством, вложенными в общее дело усилиями и вознаграждением.
Все элементы корпоративной культуры ООО "Энергия", проанализированные выше на трех уровнях являются субъективными.
Среди объективных элементов можно отметить:
- расположение офиса практически в центре города;
- скромное, но высоко функциональное оформление офиса;
- наличие необходимого компьютерного оборудования, оргтехники и оборудования, способствующего созданию комфортных условий труда;
- наличие охраняемой стоянки перед входом в офисное здание.
Фундаментальные ценности, выраженные в материальных образах могут быть представлены в следующем виде:
1. Символ - это объект, действие или событие, доносящее до людей важнейшие ценности организации. В ООО "Энергия" разработан и зарегистрирован в соответствующих органах фирменный знак и печать, способствующие идентификации сотрудников с организацией и, в связи с этим, поддержанию корпоративной культуры:
2. Предания - это основанные на происходивших в компании реальных событиях, часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. В ООО "Энергия" имеют место определенные истории, ставшие легендами. Подобные истории, как правило, не характеризуются значительной ценностной ориентацией, поэтому это можно отметить, как определенный пробел в построении корпоративной культуры.
3. Герой - человек, олицетворяющий собой дела, подвиги, характер или атрибуты корпоративной культуры. Образцом для подражания в ООО "Энергия" является генеральный директор, сочетающий в своей личности большинство ценностей, провозглашенных в рамках корпоративной культуры.
4. Девиз - это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры. Корпоративная культура ООО "Энергия" предполагает наличие множества вышеописанных ценностей, внедрявшихся преимущественно на интуитивном, неявном уровне. Определенным образом сформулированных и активно внедряемых в корпоративную культуру лозунгов или девизов в настоящее время на предприятии не существует.
5. Корпоративные церемонии - это особые плановые мероприятия, проводимые для того, чтобы привести сотрудникам предприятия наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Как таковых, корпоративных церемоний в ООО "Энергия" нет.
6. Корпоративные мероприятия - необходимы для налаживания отношений между сотрудниками. В ООО "Энергия" достаточно активно проводятся корпоративные мероприятия, которые обычно организуются спонтанно и не системно. Инициатива подобных мероприятий, как правило, исходит снизу (дни рождения, покупка машины или просто приятное завершение рабочего дня). Корпоративные мероприятия помимо траты времени, денег и здоровья способствуют укреплению коммуникаций между сотрудниками предприятия, и, как следствие, способствуют поддержанию корпоративной культуры, в целом.
Рассмотрим факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры ООО "Энергия".
К факторам внешней адаптации относятся следующие:
1) Миссия и стратегия. Миссией ООО "Энергия" является быстрое и качественное осуществление научно-технической деятельности в области разработки техники и технологий геофизических исследований и контроля нефтегазовых скважин с целью обеспечения развития данной отрасли и экономики в целом.
2) Цели. Основная цель ООО "Энергия" на данном этапе развитие рынка услуг в области геофизических исследований, и, соответственно, повышение своей рыночной доли на нем. Эта цель подразделяется на определенное количество задач (увеличение стоимости оказываемых услуг за год, уменьшение сроков оказания услуг, улучшение их качества).
3) Средства. В качестве средств для достижения вышеуказанных целей в ООО "Энергия" выступает самая главная ценность организации - человеческий капитал. В этой связи осуществляется его постоянное обучение и развитие. Кроме этого, директор предприятия постоянно ищет способы повышения эффективности групповой коммуникации и кооперации для достижения лучших результатов.
4) Контроль. Деятельность каждого сотрудника предприятия ООО "Энергия" подлежит постоянному мягкому контролю со стороны директора предприятия, не затрагивающему нормы корпоративной культуры. Деятельность предприятия оценивается, в основном, по коллективному результату, поэтому некоторый контроль друг за другом осуществляют все сотрудники предприятия.
5) Корректировка поведения. В ООО "Энергия" поощрение или наказание работника за выполнение или невыполнение возложенных на него задач осуществляется посредством экономических (размер зарплаты) и социально-психологических методов (одобрение или неодобрение).
Среди факторов внутренней интеграции необходимо отметить следующие:
1) Общий язык. Язык общения в ООО "Энергия" дружественно-деловой.
2) Критерии входа/выхода из организации. Люди, работающие в ООО "Энергия" должны обладать рядом качеств: самостоятельность; инициативность; коммуникабельность; высокий уровень профессионализма; способность к самостоятельному обучению; самоорганизация для работы при свободном графике; умение работать в команде; готовность к командировкам.
3) Власть и статус. Власть в ООО "Энергия" распространяется, в основном, на директора, но при решении задач коллективом она имеет тенденцию переходить от одного сотрудника к другому в зависимости от рассматриваемой области, где степень компетенции работников различается. За директором в этом случае лишь функция координации, если он сам не выступает профессионалом в анализируемой области.
4) Личностные отношения. Свойственен высокий уровень неформальных отношений. Личные отношения характеризуются высокой степенью открытости и доверительности. Сотрудники небольшой период совместной работы в небольшом коллективе очень хорошо узнали друг друга, и их взаимоотношения напоминают взаимоотношения семьи.
5) Идеология и религия (определение значения и роли указанных феноменов в организационной жизни). Сотрудники ООО "Энергия" отличаются высокой лояльностью к различным конфессиям и идеологическим воззрениям, но их объединяет интерес к этим вопросам. Это явление характеризуется большой любознательностью сотрудников, распространяющуюся на сферы культуры, политики, искусства и т.д.
Таким образом, приходим к выводу, что результат деятельности предприятия ООО "Энергия" при выполнении проекта зависит от коллективных усилий, поэтому коллективные интересы на предприятии всегда важнее личных. Основное внимание в корпоративной культуре предприятия уделяется скорому завершению работы. Успешность деятельности предприятия от способности коллектива повысить эффективность работы и объединить личные цели сотрудника с целями организации.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «ЭНЕРГИЯ»
Необходимо решение следующих задач путем формирования корпоративной культуры:
- создание делового стиля одежды (в настоящее время сотрудники предприятия используют молодежно-деловой стиль одежды);
- внедрение ненавязчивых форм контроля за графиком работы относительно свободный график работы (свободный график работы зачастую расхолаживает сотрудников, в результате чего растягиваются сроки разработки проектов и оказания иных услуг).
- создание соответствующего оформления офиса (в настоящее время интерьер офисного помещения оставляет желать лучшего);
- поддержание существующих ценностей корпоративной культуры ООО "Энергия";
- блистательный внешний и внутренний имидж.
Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ООО "Энергия".
Могут быть использованы следующие методы:
1) Разработка и использование директором предприятия девизов и лозунгов, включающих миссию и задачи организации, правила и принципы последней. Возможны следующие лозунги: