Файл: Методы прогнозирования и  оптимизации прибыли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что система планирования прибыли на предприятии имеет определенные недостатки: отсутствие финансовой стратегии и долгосрочного финансового планирования.

2.3. Анализ прибыли предприятия

Дадим оценку выполнения плановых показателей по прибыли в 2015 г. Анализ выполнения плана по прибыли в 2015 г. представлен в табл. 6.

Таблица 6

Анализ выполнение плана по прибыли в 2015 г.

Показатель

План

Факт

От плана

Абс.

%

Выручка от продажи продукции, тыс.руб.

14400

12583

-1817

-12,60

Объем производства в натуральном выражении, ед.

340

350

10

2,94

Полная себестоимость, тыс.руб.

В том числе:

Переменные затрат

Постоянные затраты

12664

6441

6223

11005

4235

6770

-1659

-2206

547

-13,10

-34,25

8,79

Затраты на единицу продукции, руб.

В том числе:

Переменные затраты

Постоянные затраты

37,25

18,94

18,31

31,44

12,10

19,34

-5,81

-6,84

1,03

-15,50

-36,11

5,63

Прибыль от продажи продукции, тыс.руб.

1736

1578

-149

-8,58

Прочие доходы, тыс.руб.

360

360

-

-

Прочие расходы, тыс.руб.

710

710

-

-

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

1386

677

-709

-51,15

Налог на прибыль, тыс.руб.

277

135

-142

-51,26

Чистая прибыль, тыс.руб.

1109

542

-567

-51,13

Рентабельность продаж, %

12,06

12,54

0,48

-


По данным таблицы 6 видно, что план по прибыли в 2015 г. не выполнен. Главная причина этой ситуации состоит в снижении объема производства и продаж. В то же время показатель рентабельности продаж в 2015 г. на 0,48 процентного пункта выше планового, что обусловлено экономией затрат (затраты на единицу продукции в 2015 г. ниже плановых).

Проведем анализ прибыли за 2013-2015 гг.

В таблице 7 представлен анализ выручки предприятия.

Таблица 7

Динамика выручки

Год

Выручка, тыс.руб.

Абсолютный прирост, тыс.руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2013

11628

-

-

-

2014

14118

2490

121,41

21,41

2015

12583

-1535

89,13

-10,87

В 2015 г. произошло снижение объема производства в стоимостном выражении с 14 118 тыс.руб. до 12 583 тыс.руб., то есть на 10,87 %. Средние цены в 2015 г. снизились на 6,32 тыс.руб., однако негативное влияние этого фактора на величину объема производства было несколько снижено за счет роста числа заказов (с 334 до 350).

Анализ полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат представлен в таблице 8.

Таблица 8

Затраты на производство продукции, тыс.руб.

Элемент затрат

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонение 2015 г.

От 2013 г.

От 2014 г.

Абс.

%

Абс.

%

Оплата труда с отчислениями на социальное страхование и обеспечение

4297

5011

4441

144

3,35

-570

-11,37

Материальные затраты

5820

6841

5993

172

2,97

-848

-12,40

Энергия

390

415

418

28

7,18

3

0,72

Амортизация

112

125

135

23

20,54

10

8,00

Прочие затраты

21

23

18

-3

-14,29

-5

-21,74

Итого затрат на производство

10640

12415

11005

365

3,43

-1410

-11,36


Из данных таблицы 8 видно, что в 2015 г. полная себестоимость продукции ниже показателя 2014 г. на 1 410 тыс.руб., или на 11,36 %; ниже плана на 1 659 тыс.руб., или на 13,10 %. Наиболее существенно отклонение показателя полной себестоимости продукции в 2015 г. от аналогичного показателя 2014 г. произошло по материальным затратам – снижение на 826 тыс.руб., или на 12,44 %. Затраты на оплату труда сократились на 437 тыс.руб., или на 11,37 %. Соответственно произошло увеличение и отчислений на социальное страхование и обеспечение.

Данные о результатах основной деятельности предприятия представлены в таблице 9. В 2015 г. выручка составила 12 583 тыс.руб., что на 8,21 % больше, чем в 2013 г., однако на 10,87 % меньше, чем в 2014 г. В 2015 г. выручка от продажи продукции предприятия снизилась относительно показателя 2014 г. на 1535 тыс.руб., или на 10,87 %. Себестоимость работ и услуг сократилась на 1410 тыс.руб., или на 11,36. Коммерческие расходы уменьшили в 2015 г. валовую прибыль на 551 тыс.руб. Прибыль от продажи продукции предприятия в 2015 г. составила 1027 тыс.руб., что на 65 тыс.руб., или на 5,95 % ниже, чем в 2014 г.

Таблица 9

Анализ динамики прибыли от продажи продукции, тыс.руб.

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонение 2015 года от 2014 года

Тыс.руб.

%

Выручка

11628

14118

12583

-1535

-10,87

Себестоимость продукции

10640

12415

11005

-1410

-11,36

Валовая прибыль

988

1703

1578

-125

-7,34

Коммерческие расходы

315

611

551

-60

-9,82

Прибыль от продажи продукции

673

1092

1027

-65

-5,95

Проведем факторный анализ валовой прибыли, для чего определим влияние на изменение прибыли факторов: изменение объема продажи продукции, структуры продукции, себестоимости и цен на продукцию.

Общее изменение валовой прибыли:

(тыс.руб.)

Влияние факторов можно определить с помощью формул:


  1. Влияние изменения цен на продукцию:

(тыс.руб.)

где - фактическая выручка;

- выручка фактическая по базисным ценам.

В результате изменения средних цен прибыль сократилась на 2 211 тыс. руб.

  1. Влияние изменения уровня себестоимости продукции:

(тыс.руб.)

где - себестоимость фактически проданной продукции по базисным ценам;

- фактическая себестоимость.

В результате снижения уровня себестоимости продукции прибыль возросла на 2 005 тыс.руб.

Таблица 10

Факторный анализ валовой прибыли

Наименование показателя

2014 г. (базис)

2015 г.

По базису на фактически проданную продукцию

Фактически

Выручка, тыс.руб.

330* 42,7

14118

350* 42,27 =

14794

350* 35,95 =

12583

Полная себестоимость, тыс. руб.

334* 37,17 = 12415

350*37,17 = 13010

350* 31,44= 11005

Валовая прибыль, тыс.руб.

1703

1784

1578

  1. Влияние изменения объема проданной продукции:

,

где К1 - изменение объема проданной продукции в расчете по себестоимости:

,

где Сб - себестоимость проданной продукции в базисном периоде.

Таким образом, за счет увеличения объема проданной продукции в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 0,048 пункта валовая прибыль увеличилась на 82 тыс.руб.

  1. Влияние изменения структуры определяется с помощью коэффициента изменения объема продажи продукции К2:

,

где Вб - выручка в базисном периоде.

Влияние этого фактора складывается из двух частей:

а) ;

б) (тыс.руб.)

Следовательно, из-за снижения доли более рентабельных видов продукции в общем объеме выручки прибыль сократилась на 1 тыс.руб.

Расчеты влияния факторов на изменение валовой прибыли в 2015 г. против показателя 2014 г. обобщены в таблице 11.

Таблица 11

Обобщение результатов факторного анализа валовой прибыли (тыс.руб.)

Факторы изменения роста валовой прибыли

Сумма прироста валовой прибыли в 2015 г. по сравнению с 2014 г.

Изменение объема продажи продукции

+82

Изменение структуры и ассортимента продукции

-1

Изменение себестоимости продукции

+2005

Изменение средних цен на продукцию

-2211

Итого

-125


Фактическое сокращение валовой прибыли в 2015 г. по сравнению с показателем 2014 г. составило 125 тыс.руб. Увеличение прибыли на 82 тыс.руб. обусловлено увеличением объема проданной продукции, на 2005 тыс.руб. – сокращением себестоимости. Сокращение прибыли на 2 211 тыс.руб. вызвано изменением средних цен и на 1 тыс.руб. – изменением структуры и ассортимента продукции.

На прибыль от продаж, кроме рассмотренных факторов, в ООО ПКП «Техно-Центр» влияют также коммерческие расходы. Их снижение в 2015 г. на 60 тыс.руб. относительно 2014 г. увеличило на соответствующую величину прибыль от продаж.

На прибыль до налогообложения влияют также прочие доходы и расходы. Динамика прочих доходов и расходов предприятия представлена в таблице 12. Из данных таблицы 12 видно, что прочие доходы в 2015 г. на 171 тыс.руб., или на 90,48 % выше, чем в 2013 г. и на 193 тыс.руб., или на 115,57 % выше, чем в 2014 г. Прочие расходы в 2015 г. превысили показатель 2013 г. на 428 тыс.руб., или на 151,77 %, а показатель 2014 г. – на 28 тыс.руб., или на 4,11 %.

Таблица 12

Анализ динамики прочих доходов и расходов, тыс.руб.

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонение 2015/2014

Тыс.руб.

%

Прочие доходы

189

167

360

193

115,57

Прочие расходы

282

682

710

28

4,11

Финансовый результат от прочих операций

-93

-515

-350

165

32,04

Следует отметить, что финансовый результат от прочих операций в течение всего исследуемого периода был отрицательным, то есть прочие расходы превышали прочие доходы. Убыток от прочих операций в 2015 г. составил 350 тыс.руб., что на 257 тыс.руб., или на 276,34 % выше, чем в 2013 г., однако ниже показателя 2014 г. – на 165 тыс.руб., или 32,04 %.

Далее проведем факторный анализ чистой прибыли на основе данных, представленных в табл. 13.

Таблица 13

Анализ динамики прибыли предприятия, тыс.руб.

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонение 2015 года от 2014 года

Тыс.руб.

%

Выручка

11628

14118

12583

-1535

-10,87

Себестоимость проданной продукции

10640

12415

11005

-1410

-11,36

Валовая прибыль

988

1703

1578

-125

-7,34

Коммерческие расходы

315

611

551

-60

-9,82

Прибыль от продажи работ и услуг

673

1092

1027

-65

-5,95

Прочие доходы

189

167

360

193

115,57

Прочие расходы

282

682

710

28

4,11

Прибыль до налогообложения

580

577

677

100

17,33

Налог на прибыль

116

115

135

20

17,39

Чистая прибыль

464

462

542

80

17,32