Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты прибыли и её прогнозирование на предприятии
1.1. Экономическое содержание и значение прибыли предприятия
1.2. Подходы к планированию и прогнозированию прибыли предприятия
Глава 2. Исследование прбыли ООО ПКП «Техно-Центр»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Оценка системы планирования и прогнозирования прибыли предприятия
2.3. Анализ прибыли предприятия
Глава 3. Пути совершенствования планирования и прогнозирования прибыли на предприятии
По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что система планирования прибыли на предприятии имеет определенные недостатки: отсутствие финансовой стратегии и долгосрочного финансового планирования.
2.3. Анализ прибыли предприятия
Дадим оценку выполнения плановых показателей по прибыли в 2015 г. Анализ выполнения плана по прибыли в 2015 г. представлен в табл. 6.
Таблица 6
Анализ выполнение плана по прибыли в 2015 г.
Показатель |
План |
Факт |
От плана |
|
Абс. |
% |
|||
Выручка от продажи продукции, тыс.руб. |
14400 |
12583 |
-1817 |
-12,60 |
Объем производства в натуральном выражении, ед. |
340 |
350 |
10 |
2,94 |
Полная себестоимость, тыс.руб. В том числе: Переменные затрат Постоянные затраты |
12664 6441 6223 |
11005 4235 6770 |
-1659 -2206 547 |
-13,10 -34,25 8,79 |
Затраты на единицу продукции, руб. В том числе: Переменные затраты Постоянные затраты |
37,25 18,94 18,31 |
31,44 12,10 19,34 |
-5,81 -6,84 1,03 |
-15,50 -36,11 5,63 |
Прибыль от продажи продукции, тыс.руб. |
1736 |
1578 |
-149 |
-8,58 |
Прочие доходы, тыс.руб. |
360 |
360 |
- |
- |
Прочие расходы, тыс.руб. |
710 |
710 |
- |
- |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
1386 |
677 |
-709 |
-51,15 |
Налог на прибыль, тыс.руб. |
277 |
135 |
-142 |
-51,26 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
1109 |
542 |
-567 |
-51,13 |
Рентабельность продаж, % |
12,06 |
12,54 |
0,48 |
- |
По данным таблицы 6 видно, что план по прибыли в 2015 г. не выполнен. Главная причина этой ситуации состоит в снижении объема производства и продаж. В то же время показатель рентабельности продаж в 2015 г. на 0,48 процентного пункта выше планового, что обусловлено экономией затрат (затраты на единицу продукции в 2015 г. ниже плановых).
Проведем анализ прибыли за 2013-2015 гг.
В таблице 7 представлен анализ выручки предприятия.
Таблица 7
Динамика выручки
Год |
Выручка, тыс.руб. |
Абсолютный прирост, тыс.руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
2013 |
11628 |
- |
- |
- |
2014 |
14118 |
2490 |
121,41 |
21,41 |
2015 |
12583 |
-1535 |
89,13 |
-10,87 |
В 2015 г. произошло снижение объема производства в стоимостном выражении с 14 118 тыс.руб. до 12 583 тыс.руб., то есть на 10,87 %. Средние цены в 2015 г. снизились на 6,32 тыс.руб., однако негативное влияние этого фактора на величину объема производства было несколько снижено за счет роста числа заказов (с 334 до 350).
Анализ полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат представлен в таблице 8.
Таблица 8
Затраты на производство продукции, тыс.руб.
Элемент затрат |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Отклонение 2015 г. |
|||
От 2013 г. |
От 2014 г. |
||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
||||
Оплата труда с отчислениями на социальное страхование и обеспечение |
4297 |
5011 |
4441 |
144 |
3,35 |
-570 |
-11,37 |
Материальные затраты |
5820 |
6841 |
5993 |
172 |
2,97 |
-848 |
-12,40 |
Энергия |
390 |
415 |
418 |
28 |
7,18 |
3 |
0,72 |
Амортизация |
112 |
125 |
135 |
23 |
20,54 |
10 |
8,00 |
Прочие затраты |
21 |
23 |
18 |
-3 |
-14,29 |
-5 |
-21,74 |
Итого затрат на производство |
10640 |
12415 |
11005 |
365 |
3,43 |
-1410 |
-11,36 |
Из данных таблицы 8 видно, что в 2015 г. полная себестоимость продукции ниже показателя 2014 г. на 1 410 тыс.руб., или на 11,36 %; ниже плана на 1 659 тыс.руб., или на 13,10 %. Наиболее существенно отклонение показателя полной себестоимости продукции в 2015 г. от аналогичного показателя 2014 г. произошло по материальным затратам – снижение на 826 тыс.руб., или на 12,44 %. Затраты на оплату труда сократились на 437 тыс.руб., или на 11,37 %. Соответственно произошло увеличение и отчислений на социальное страхование и обеспечение.
Данные о результатах основной деятельности предприятия представлены в таблице 9. В 2015 г. выручка составила 12 583 тыс.руб., что на 8,21 % больше, чем в 2013 г., однако на 10,87 % меньше, чем в 2014 г. В 2015 г. выручка от продажи продукции предприятия снизилась относительно показателя 2014 г. на 1535 тыс.руб., или на 10,87 %. Себестоимость работ и услуг сократилась на 1410 тыс.руб., или на 11,36. Коммерческие расходы уменьшили в 2015 г. валовую прибыль на 551 тыс.руб. Прибыль от продажи продукции предприятия в 2015 г. составила 1027 тыс.руб., что на 65 тыс.руб., или на 5,95 % ниже, чем в 2014 г.
Таблица 9
Анализ динамики прибыли от продажи продукции, тыс.руб.
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Отклонение 2015 года от 2014 года |
|
Тыс.руб. |
% |
||||
Выручка |
11628 |
14118 |
12583 |
-1535 |
-10,87 |
Себестоимость продукции |
10640 |
12415 |
11005 |
-1410 |
-11,36 |
Валовая прибыль |
988 |
1703 |
1578 |
-125 |
-7,34 |
Коммерческие расходы |
315 |
611 |
551 |
-60 |
-9,82 |
Прибыль от продажи продукции |
673 |
1092 |
1027 |
-65 |
-5,95 |
Проведем факторный анализ валовой прибыли, для чего определим влияние на изменение прибыли факторов: изменение объема продажи продукции, структуры продукции, себестоимости и цен на продукцию.
Общее изменение валовой прибыли:
(тыс.руб.)
Влияние факторов можно определить с помощью формул:
- Влияние изменения цен на продукцию:
(тыс.руб.)
где - фактическая выручка;
- выручка фактическая по базисным ценам.
В результате изменения средних цен прибыль сократилась на 2 211 тыс. руб.
- Влияние изменения уровня себестоимости продукции:
(тыс.руб.)
где - себестоимость фактически проданной продукции по базисным ценам;
- фактическая себестоимость.
В результате снижения уровня себестоимости продукции прибыль возросла на 2 005 тыс.руб.
Таблица 10
Факторный анализ валовой прибыли
Наименование показателя |
2014 г. (базис) |
2015 г. |
|
По базису на фактически проданную продукцию |
Фактически |
||
Выручка, тыс.руб. |
330* 42,7 14118 |
350* 42,27 = 14794 |
350* 35,95 = 12583 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
334* 37,17 = 12415 |
350*37,17 = 13010 |
350* 31,44= 11005 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
1703 |
1784 |
1578 |
- Влияние изменения объема проданной продукции:
,
где К1 - изменение объема проданной продукции в расчете по себестоимости:
,
где Сб - себестоимость проданной продукции в базисном периоде.
Таким образом, за счет увеличения объема проданной продукции в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 0,048 пункта валовая прибыль увеличилась на 82 тыс.руб.
- Влияние изменения структуры определяется с помощью коэффициента изменения объема продажи продукции К2:
,
где Вб - выручка в базисном периоде.
Влияние этого фактора складывается из двух частей:
а) ;
б) (тыс.руб.)
Следовательно, из-за снижения доли более рентабельных видов продукции в общем объеме выручки прибыль сократилась на 1 тыс.руб.
Расчеты влияния факторов на изменение валовой прибыли в 2015 г. против показателя 2014 г. обобщены в таблице 11.
Таблица 11
Обобщение результатов факторного анализа валовой прибыли (тыс.руб.)
Факторы изменения роста валовой прибыли |
Сумма прироста валовой прибыли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. |
Изменение объема продажи продукции |
+82 |
Изменение структуры и ассортимента продукции |
-1 |
Изменение себестоимости продукции |
+2005 |
Изменение средних цен на продукцию |
-2211 |
Итого |
-125 |
Фактическое сокращение валовой прибыли в 2015 г. по сравнению с показателем 2014 г. составило 125 тыс.руб. Увеличение прибыли на 82 тыс.руб. обусловлено увеличением объема проданной продукции, на 2005 тыс.руб. – сокращением себестоимости. Сокращение прибыли на 2 211 тыс.руб. вызвано изменением средних цен и на 1 тыс.руб. – изменением структуры и ассортимента продукции.
На прибыль от продаж, кроме рассмотренных факторов, в ООО ПКП «Техно-Центр» влияют также коммерческие расходы. Их снижение в 2015 г. на 60 тыс.руб. относительно 2014 г. увеличило на соответствующую величину прибыль от продаж.
На прибыль до налогообложения влияют также прочие доходы и расходы. Динамика прочих доходов и расходов предприятия представлена в таблице 12. Из данных таблицы 12 видно, что прочие доходы в 2015 г. на 171 тыс.руб., или на 90,48 % выше, чем в 2013 г. и на 193 тыс.руб., или на 115,57 % выше, чем в 2014 г. Прочие расходы в 2015 г. превысили показатель 2013 г. на 428 тыс.руб., или на 151,77 %, а показатель 2014 г. – на 28 тыс.руб., или на 4,11 %.
Таблица 12
Анализ динамики прочих доходов и расходов, тыс.руб.
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Отклонение 2015/2014 |
|
Тыс.руб. |
% |
||||
Прочие доходы |
189 |
167 |
360 |
193 |
115,57 |
Прочие расходы |
282 |
682 |
710 |
28 |
4,11 |
Финансовый результат от прочих операций |
-93 |
-515 |
-350 |
165 |
32,04 |
Следует отметить, что финансовый результат от прочих операций в течение всего исследуемого периода был отрицательным, то есть прочие расходы превышали прочие доходы. Убыток от прочих операций в 2015 г. составил 350 тыс.руб., что на 257 тыс.руб., или на 276,34 % выше, чем в 2013 г., однако ниже показателя 2014 г. – на 165 тыс.руб., или 32,04 %.
Далее проведем факторный анализ чистой прибыли на основе данных, представленных в табл. 13.
Таблица 13
Анализ динамики прибыли предприятия, тыс.руб.
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Отклонение 2015 года от 2014 года |
|
Тыс.руб. |
% |
||||
Выручка |
11628 |
14118 |
12583 |
-1535 |
-10,87 |
Себестоимость проданной продукции |
10640 |
12415 |
11005 |
-1410 |
-11,36 |
Валовая прибыль |
988 |
1703 |
1578 |
-125 |
-7,34 |
Коммерческие расходы |
315 |
611 |
551 |
-60 |
-9,82 |
Прибыль от продажи работ и услуг |
673 |
1092 |
1027 |
-65 |
-5,95 |
Прочие доходы |
189 |
167 |
360 |
193 |
115,57 |
Прочие расходы |
282 |
682 |
710 |
28 |
4,11 |
Прибыль до налогообложения |
580 |
577 |
677 |
100 |
17,33 |
Налог на прибыль |
116 |
115 |
135 |
20 |
17,39 |
Чистая прибыль |
464 |
462 |
542 |
80 |
17,32 |