Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты прибыли и её прогнозирование на предприятии
1.1. Экономическое содержание и значение прибыли предприятия
1.2. Подходы к планированию и прогнозированию прибыли предприятия
Глава 2. Исследование прбыли ООО ПКП «Техно-Центр»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Оценка системы планирования и прогнозирования прибыли предприятия
2.3. Анализ прибыли предприятия
Глава 3. Пути совершенствования планирования и прогнозирования прибыли на предприятии
поиск резервов и путей увеличения прибыли
Планирование производственного процесса
Планирование материально-технического снабжения
Планирование затрат
Планирование цен
Планирование структуры и ассортимента выпускаемой продукции
Планирование маркетинговой деятельности
оперативное планирование прибыли с учётом факторов, влияющих на эти показатели
Определение системы стратегических целей в процессе планирования прибыли предприятия
сопоставление стратегических целей (Ц) с возможностью их достижения (ц)
разработка и анализ различных вариантов решения стратегических целей
определение системы мероприятий, направленной на обеспечение реализации стратегических целей
определение плановых показателей деятельности на определённый период
контроль фактических результатов внедрения мероприятия, установление и анализ отклонений
разработка дальнейшего сценария развития предприятия на основе матрицы «Темп роста продаж – Темп роста экономической прибыли»
определение политики распределения прибыли в соответствии с установленным сценарием развития и уставными документами предприятия
принятие оптимальных управленческих решений
Ц ≤ ц
нет
да
Определение периода разработки модели планирования прибыли
Рис. 1. Комплексная система планирования прибыли на предприятии
Таблица 3
Методы финансового планирования по горизонтам финансового планирования
Горизонты |
Тематическое |
Метод финансового планирования |
|||||
Балансовых расчетов |
Нормативный |
Сценариев |
Денежных потоков |
Бюджетирование, ориентированное на результат |
Системы сбалансированных показателей |
||
Стратегический (более 5 лет) |
Операционная |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
Инвестиционная деятельность |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
|
Финансовая |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
|
Среднесрочный (3-5 лет) |
Операционная |
— |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
Инвестиционная деятельность |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Финансовая |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Краткосрочный (1 год) |
ФОТ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Капитальные |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Текущие |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Оперативный (3 мес.) |
ФОТ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
— |
Капитальные |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
— |
|
Текущие |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
— |
Прогнозирование прибыли представляет собой исследование конкретных перспектив ее развития в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования прибыли на перспективу.
В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев, стохастические методы[9].
Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза тот, который соответствует принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики.
Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза[10].
Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер.
Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений или постоянных абсолютных изменений. Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов[11].
Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них всегда ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.
Стохастические методы предполагают вероятностный характер, как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями[12]. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.
Таким образом, методы финансового прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод прогнозирования, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации[13].
Проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать следующие выводы.
Прибыль – это положительный финансовый результат, характеризующий превышение доходов над расходами; это денежное выражение прибавочного продукта; она является основным внутренним источником расширенного воспроизводства.
Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.
Финансовые прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов при оптимистичном, пессимистичном и усредненном сценариях развития экономики, конъюнктуры рынка и составить наиболее оптимальный план развития предприятия и его деятельности.
Глава 2. Исследование прбыли ООО ПКП «Техно-Центр»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью ПКП «Техно-Центр» представляет собой объединение граждан для совместной деятельности. Дата регистрации: 10.03.1999г.
Высшим органом управления общества является общее собрание учредителей. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором, избираемым общим собранием учредителей.
ООО ПКП «Техно-Центр» занимается производством мебели на металлокаркасе, а так же металлическими входными дверьми.
В таблице 4 представлены основные показатели деятельности предприятия за 2013-2015 гг. Источником информации явилась финансовая отчетность предприятия, представленная в Приложении 1.
Таблица 4
Основные экономические показатели ООО ПКП «Техно-Центр»
Показатели |
Абсолютное значение |
Темп роста 2015 г., % |
||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2013 год |
2014 год |
||
Выручка от продажи продукции, тыс.руб. |
11628 |
14118 |
12583 |
108,21 |
89,13 |
|
Численность работающих всего, чел. |
25 |
30 |
26 |
104,00 |
86,67 |
|
Среднегодовая выработка, тыс.руб. |
465,12 |
470,60 |
483,96 |
104,05 |
102,84 |
|
Полная себестоимость продукции, тыс.руб. |
10640 |
12415 |
11005 |
103,43 |
88,64 |
|
Затраты на 1 руб. выручки от продажи продукции, руб. |
0,92 |
0,88 |
0,87 |
94,57 |
98,86 |
|
Валовая прибыль, тыс.руб. |
988 |
1703 |
1578 |
159,72 |
92,66 |
|
Рентабельность продажи продукции, % |
8,50 |
12,06 |
12,54 |
4,04 |
0,48 |
Из данных таблицы 4 видно, что в 2015 г. выручка от продажи продукции составила 12 583 тыс.руб., что на 8,21 % больше, чем в 2013 г., однако на 10,87 % меньше, чем в 2014 г. В 2015 г. снизилось число заказов на наиболее дорогостоящие изделия. Это обусловлено ростом конкуренции на рынке, применением конкурентами метода снижения цен и предоставления скидок. Сокращение выручки от продаж привело к необходимости оптимизации численности персонала. В 2015 г. прием новых работников не проводился, а в результате текучести кадров численность персонала снизилась с 30 до 26 чел. Однако, недозагруженность предприятия заказами привела к снижение среднегодовой выработки одного работника, которая в 2015 г. ниже показателя 2014 г. на 13,33 %. Таким образом, важнейшая задача предприятия – изыскание резервов роста производительности труда.
Полная себестоимость продукции в 2015 г. увеличилась относительно уровня 2013 г. на 3,55 %, но снизилась относительно уровня 2014 г. на 11,36 %. Отметим, что темпы снижения себестоимости в 2015 г. (11,36 %) выше, чем темпы снижения выручки от продажи продукции (10,87 %). Это свидетельствует об использовании резервов экономии затрат, что отразилось в показателе затрат на 1 руб. выручки от продажи продукции: в 2015 г. они составили 0,87 руб., что на 5,43 % ниже, чем в 2013 г. и на 1,14 % ниже, чем в 2014 г.
Из данных, представленных в таблице 4, видно, что производственная деятельность предприятия является в 2013-2015 г.г. прибыльной. В 2015 г. валовая прибыль составила 1 578 тыс.руб., что на 59,72 % выше показателя 2013 г., однако на 7,34 % ниже, чем в 2014 г. Рентабельность продаж работ и услуг в 2015 г. выше показателей двух предыдущих лет – на 4,04 процентного пункта выше показателя 2013 г. и на 0,48 процентного пункта выше показателя 2014 г.
2.2. Оценка системы планирования и прогнозирования прибыли предприятия
Планирование и прогнозирование прибыли — составная часть финансового планирования, прогнозирования и важный участок финансово-экономической работы ООО ПКП «Техно-Центр».
Финансовое планирование осуществляется работниками финансового отдела на основе информации, предоставляемой всеми структурными подразделениями предприятия. Финансовый план составляется на год с разбивкой на кварталы и месяцы. Объектом планирования в ООО ПКП «Техно-Центр» являются планируемые элементы прибыли до налогообложения. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на прогнозируемых заказах потребителей и хозяйственных договорах. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы расходов на производство и продаже продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода.
В ООО ПКП «Техно-Центр» для планирования прибыли используется метод прямого счета с разбивкой продукции по ассортиментным позициям.
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не проданных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от продажи продукции она увеличивается на планируемые прочие доходы и расходы.
Главным достоинством метода прямого счета, применяемого в ООО ПКП «Техно-Центр», является простота расчетов. Вместе с тем, данный метод не позволяет учесть такие факторы, как изменение цен, инфляция. Поэтому точность расчетов плановых показателей прибыли на год снижается.
Эффективность процесса планирования определяется соответствием его научно-обоснованным критериям. Оценка критериев планирования прибыли на предприятии представлена в таблице 5.
Таблица 5
Оценка уровня планирования прибыли на предприятии
Критерий |
Проверочный вопрос |
Ответ, комментарий |
1 |
2 |
3 |
Целесообразность |
Предоставляет ли план прибыли реальное и устойчивое преимущество? |
Планы ориентированы на краткосрочную перспективу, не учитывают прогноз развития рынка |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
Обоснованность |
Являются ли предположения, положенные в основу плана, реалистичными; каково качество исходной информации? |
План прибыли строится на отчетной информации. Оценка внешней ситуации субъективно, комплексный анализ рынка не проводится |
Осуществимость |
Имеются ли необходимые ресурсы и ориентация на успех? |
В 2015 г. предприятие получило прибыль чистую прибыль в размере 515 тыс.руб. |
Согласованность |
Согласованы ли элементы плана между собой и соответствуют ли они характеристикам внешней и внутренней среды? |
Элементы плана, главным образом, согласованы с элементами внутренней среды (ресурсами), но плохо учитывают состояние внешней среды |
Уязвимость |
Каков уровень риска и какие факторы предопределяют успех или поражение? |
Уровень риска предприятия достаточно высокий, что обусловлено конкуренцией на рынке и изменениями покупательского спроса. |
Гибкость |
Насколько организация связана в своих решениях? Может ли она их отсрочить, сократить обязательства, изменить цели и стратегии? |
Отсрочка обязательств практически не возможна: для производственного процесса необходимы постоянные пополнения оборотных средств |
Эффективность |
Какова реальная финансово-экономическая привлекательность плана? Совместима ли она с приоритетными целями организации? |
План ориентирован на текущее достижение безубыточности. Не несет элементов инновационности, не обеспечивает существенные изменения в положении организации |