Файл: Методы прогнозирования и  оптимизации прибыли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Планирование и прогнозирование прибыли представляет собой неотъемлемую часть системы управления финансами предприятий. Оно обеспечивает основу для принятия решений в их производственной, инвестиционной и финансовой сферах деятельности. Особенно актуальным планирование и прогнозирование прибыли становится в условиях жесткой конкуренции, когда предприятия должны идти по пути непрерывного, динамичного развития деятельности. При этом основной проблемой в управлении финансовыми ресурсами предприятий, ориентированных на развитие, является дефицит ликвидных оборотных средств, а увеличение активов таких предприятий опережает рост нераспределенной прибыли, причем зачастую за счет запасов и дебиторской задолженности. С высокими темпами развития предприятий сопряжено и усложнение хозяйственных связей, требующее улучшения координации процессов производства и распределения всех видов ресурсов, особенно финансовых. При этом прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления.

Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников финансирования инвестиций. Оптимизация прибыли, ее рациональное планирование и прогнозирование является основой для улучшения механизма формирования и использования прибыли.

Целью работы является разработка рекомендаций, направленных оптимизацию, совершенствование планирования и прогнозирование прибыли на предприятии.

Задачами работы являются:

  • изучение теоретических аспектов планирования и прогнозирования прибыли;
  • оценка системы планирования и прогнозирования прибыли в ООО ПКП «Техно-Центр», проведение анализа показателей прибыли предприятия;
  • разработка рекомендаций, направленных на совершенствование планирования и прогнозирования прибыли.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью ПКП «Техно-Центр».

Предметом исследования являются методы оптимизации, планирования и прогнозирования прибыли на предприятии.

Методологической и теоретической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов по теории и методологии экономического и финансового планирования, положения по бухгалтерскому учету и отчетности, научно-методическая литература, периодические издания.


В процессе исследования применялись такие общенаучные методы исследования как: системный анализ, сравнения, обобщения, анализ статистических данных. В основе исследования лежат расчетно-аналитический и балансовый методы.

Информационную основу работы составила бухгалтерская отчетность ООО ПКП «Техно-Центр» за 2013-2015 гг.

Глава 1. Теоретические аспекты прибыли и её прогнозирование на предприятии

1.1. Экономическое содержание и значение прибыли предприятия

Прибыль является движущей силой работы предприя­тий, вознаграждением за предпринимательскую деятельность и риск, источником самоокупаемости и самофинансирования каждого отдель­ного предприятия, отрасли в целом и всего хозяйства. Экономисты и аналитики в своих исследованиях всегда уделяют большое внимание изучению прибыли предприятий, однако подходят к определению экономического содержания данного понятия в различных аспектах и с разной степенью детализации, что представлено в таблице 1.

Таблица 1

Понятие прибыли, сформированное различными авторами

Автор

Определение

Преимущества определения

Недостатки определения

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.[1]

Прибыль предприятия выражается в увеличении величины его собственного каптала отчетного периода

Определение соответствует определению прибыли по МСФО

Не отражает элементы, образующие прибыль предприятия

О.В.Ефимова[2]

Прибыль - положительный финансовый результат деятельности предприятия; действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым, обладают собственники.

Отмечен тот факт, что конечный результат тот, правом распоряжаться которым, обладают собственники.

Не учтено, что в мировой практике под положительным финансовым результатом ним подразумевается прирост чистых активов.

И.А.Бланк[3]

Прибыль - сумма следующих видов прибыли предприятия: прибыли от продажи продукции, прибыли от продажи имущества и прибыли от прочих операций при главной роли операционной прибыли.

Отражает элементы, образующие прибыль предприятия

Не характеризует экономическую природу прибыли


Из данных таблицы 1 видно, что А. Д. Шеремет и Р. С. Сайфулин, раскрывая понятие прибыли предприятия, отмечают, что она выражается в увеличении величины его собственного каптала отчетного периода[4]. Стоит отметить что, данное определение соответствует определению выручки по МСФО. Авторы выделяют следующие виды прибыли: прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного года; нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода.

О. В. Ефимова под прибылью понимает положительный финансовый результат, отмечая, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым, обладают собственники», а в мировой практике под ним подразумевается «прирост чистых активов»[5].

И. А. Бланк, анализируя финансовые механизмы управления формированием операционной прибылью, характеризует прибыль как один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия[6]. Это сумма следующих видов прибыли предприятия: прибыли от продажи продукции (или операционной прибыли), прибыли от реализации имущества и прибыли от прочих операций при главной роли операционной прибыли, доля которой в настоящее время составляет примерно 90–95 % общей суммы прибыли.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что прибыль – это положительный финансовый результат, характеризующий превышение доходов над расходами; это денежное выражение прибавочного продукта; она является основным внутренним источником расширенного воспроизводства.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и продажу продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций.

1.2. Подходы к планированию и прогнозированию прибыли предприятия

Основной задачей планирования прибыли является получение максимального финансового результата деятельности предприятия. Учитывая высокую роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников, необходимо эффективное планирование. Решение этой задачи возможно путём построения комплексной системы планирования прибыли. Можно сформулировать следующие факторы, обеспечивающие эффективное планирование прибыли:


  • максимизация объёма формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре;
  • интегрированность системы планирования прибыли с общей системой планирования на предприятии;
  • оптимальная пропорциональность между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
  • высокое качество формируемой прибыли;
  • необходимый уровень дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия;
  • формирование достаточного объёма финансовых ресурсов за счёт прибыли в соответствии с задачами развития предприятия;
  • постоянное возрастание рыночной стоимости предприятия[7].

Все принципы планирования прибыли можно объединить в семь групп в зависимости от того, на реализацию какого из перечисленных требований они направлены (см. таблицу 2). Планирование прибыли должно основываться на совокупности представленных принципов. Соблюдение комплекса принципов позволяет достичь синергетического эффекта, то есть роста эффективности системы планирования за счет совместного однонаправленного действия принципов, заложенных в ее основу.

Таблица 2

Группировка принципов планирования прибыли на предприятии

Требования к системе планирования прибыли

Принципы планирования прибыли, направленные на реализацию требования

1. Обеспечение координации действий и взаимосвязи организационных уровней управления, сфер деятельности объекта планирования

  1. Системность
  2. Комплексность
  3. Единство
  4. Интеграция и координация (холизм)

2.Учет изменений факторов внутренней и внешней среды

  1. Гибкость
  2. Непрерывность
  3. Адаптивность
  4. Демократизм (самостоятельность)

3.Направленность на реализацию общих целей экономической политики предприятия

  1. Директивность
  2. Необходимость
  3. Целенаправленность
  4. Объективность (полнота)
  5. Точность

4.Получение экономического эффекта от использования системы планирования прибыли

  1. Приоритетность
  2. Сбалансированность (пропорциональность)
  3. Оптимальность
  4. Равнонапряженность
  5. Ресурсообеспеченность
  6. Эффективность

5.Эффективное использование трудовых ресурсов, учет интересов исполнителей

  1. Мотивация
  2. Воспитание и обучение
  3. Участие

6.Упрощение текущих процессов оперативной деятельности предприятия

  1. Уменьшение сложности
  2. Упорядочение
  3. Документирование
  4. Ясность и лаконичность формулировки плана
  5. Безопасность (риск)
  6. Научность
  7. Итеративность

7. Управление финансовыми потоками и финансовыми оборотами предприятия

  1. Принцип финансового соотношения сроков
  2. Принцип платежеспособности
  3. Рентабельность капиталовложений
  4. Принцип сбалансированности рисков
  5. Принцип приспособления к потребностям рынка
  6. Принцип предельной рентабельности

К процессу планирования прибыли необходимо подходить как к системе. При этом планирование прибыли – это комплексная, интегрированная в общую концепцию планирования на предприятии система, ориентированная на решение тактических и стратегических задач, в которой предусматривается возможность моделирования альтернативных вариантов их решения.

Стратегическая ориентация системы планирования прибыли заключается в определении перспективных направлений деятельности предприятия на основе анализа, оценки и прогнозирования состояния рыночной среды, уровня получаемой прибыли и формируемой экономической добавленной стоимости, возможностей управления прибылью с целью её повышения на основе использования внутрипроизводственных резервов. Ряд аспектов по планированию прибыли может регламентироваться требованиями устава, системой внутренних нормативов, то есть целевой политикой управления прибылью[8].

Одним из основополагающих элементов планирования прибыли является разработка альтернативных вариантов решения тактических и стратегических задач, а также возможность моделирования альтернативных вариантов в концепции интегрированности планирования прибыли с общей системой планирования на предприятии. На современных предприятиях управление прибылью чаще всего осуществляется лишь на краткосрочный период с целью определения прибыли, которую обеспечит производство продукции на основании поданных заявок покупателей. При этом используется лишь функция тактического планирования, не позволяющая находить резервы предотвращения негативного воздействия факторов на прибыль и использовать возникающие возможности достижения более эффективной деятельности предприятия в стратегической перспективе.

На рис. 1 представлена комплексная система планирования прибыли.

Обоснованность планов по прибыли в значительной степени определяется выбором методов финансового планирования, спектр которых имеет тенденцию к постоянному обновлению, что определяет необходимость вариативного подхода (табл. 3).

информационное обеспечение системы планирования прибыли

анализ производственно-хозяйственной деятельности и оценка состояния предприятия

показатели, формируемые из внешних источников информации

показатели, формируемые из внутренних источников информации

определение и анализ факторов, влияющих на прибыль и степени их воздействия