Файл: Понятие нарушения налогового законодательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Штрафная санкция – это метод карательного воздействия налоговой ответственности, задача которой не только наказать, но и предупредить налоговое правонарушение.[36] Следует отметить, что налоговые санкции в соответствии с Налоговым законодательством налагаются в виде штрафов, размеры которых изложены в главах 16, 18 НК РФ. Взыскания, которые не предусмотрены этими главами, не могут быть признаны налоговыми санкциями. Размеры штрафа в настоящем кодексе установлены в твердой сумме, либо в процентах. В свою очередь, размер санкции в процентах может иметь как нижний предел, так и верхний.

Санкции применяются к субъектам налоговых правонарушений, а именно организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налоговым агентам. Наказание за налоговое правонарушение должно быть соразмерно содеянному, то есть налагаться с учетом размера и характера причиненного вреда. [37]

Налоговый Кодекс РФ также предусматривает ответственность в виде штрафа не только для налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов – участников налоговых правоотношений, но и для банков, которые выступают не как самостоятельные налогоплательщики или налоговые агенты, а в качестве агентов, через которых производятся платежи налогов.[38] Налоговые санкции могут быть исполнены добровольно, но если правонарушитель не желает сам исполнить санкцию, применяется принудительный порядок ее исполнения. Так Налоговый кодекс предусматривает принудительный порядок взимания налоговых санкций с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, описанный в ст. 46, 47 НК РФ, а с физических лиц согласно ст. 48 НК РФ.[39] Взыскания с организаций или индивидуальных предпринимателей производятся за счет денежных средств на счетах в банках и их электронных денежных средств. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах, либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах, взыскание происходит за счет иного имущества налогоплательщика. Что касается физических лиц, то взимание происходит последовательно за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, на- личных средств и другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования.

Проблема взыскания налоговых санкций будет актуальна на протяжении многих лет. В последнее время ответственность за налоговые правонарушения значительно ужесточилась, возросли не только суммы штрафов, но и перечень действий налогоплательщиков за которые они могут быть привлечены к ответственности. Если государство смягчит размер ответственности, то понесет значительные убытки, так как большая часть доходов бюджета пополняется за счет взысканий за налоговые правонарушения. Ужесточив налоговую санкцию, налогоплательщик еще больше будет уходить от уплаты налогов всевозможными способами, поэтому со стороны государства должны применяться не только разного рода санкции и другие наказания, но и проводиться элементарная воспитательно-разъяснительная политика в области уплаты налогов и сборов в пользу государства.[40]


3.2. Порядок расчета и взыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения

В настоящее время нет нормативно-правовых актов, регламентирующих понятие «администрирование налоговых санкций». Считается, что под ним понимается организационная и управленческая деятельность налоговых органов, и их должностных лиц по осуществлению процесса привлечения к налоговой ответственности и взыскания штрафов за нарушение налогового законодательства, направленная на обеспечение полной уплаты налогоплательщиками задолженности по налогам в бюджетную систему Российской Федерации. [41]

На рисунке 1 представлены стадии привлечения к налоговой ответственности

Рисунок 1 – Стадии привлечения к налоговой ответственности

Схематично порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях и порядок взыскания санкции представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях и взыскания налоговой санкции

В силу прямого указания закона дела по налоговым правонарушениям, названным в ст. 120, 122, 123 НК РФ, не могут быть рассмотрены в упрощенном порядке, согласно ст. 101.4 НК РФ.

Таким образом, можно сказать, что в налоговом праве имеются два порядка производства по делам о налоговых правонарушениях, в результате которых налоговым органом определяется соответствующая налоговая санкция. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности вышестоящим налоговым органом или судом.

Конкретный перечень нарушений требований НК РФ не устанавливается, хотя в ст. 101 НК РФ включен перечень существенных процедурных условий, которые в обязательном порядке должны соблюдаться налоговым органом в процессе привлечения к налоговой ответственности.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.


Порядок обжалования решения налогового органа установлен в ст. 101.2 НК РФ. Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Подача апелляционной жалобы означает, что решение не вступит в силу до рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. По результатам рассмотрения апелляции вышестоящий налоговый орган вправе отменить, изменить или оставить без изменения принятое решение.[42]

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года.

Решение налогового органа может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе, т.е. действует обязательный порядок досудебного обжалования решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Вступление решения о привлечении к ответственности в силу означает право налогового органа требовать от налогоплательщика уплаты налоговой санкции.[43] Производство по делу о налоговом правонарушении представлено на рисунке 3.

Процедура привлечения к ответственности включает в себя обязанность налогового органа доказать наличие в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения. Налоговый орган должен доказать вину; противоправность действий; конкретное деяние, запрещенное законом; правильно применить налоговую санкцию.[44]

В статьях 49, 50 и 51 НК РФ рассмотрены способы обеспечения налоговых обязательств: а) Обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями.

Рисунок 3 - Производство по делу о налоговом правонарушении

Во взаимосвязи с иными предписаниями части первой НК следует признать, что задолженность ликвидируемой организации по штрафам состоит из причитающихся сумм штрафов, взысканных с организации только в судебном порядке;

б) Обязанность по уплате налогов, штрафов реорганизованного юр. лица исполняется его правопреемником. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов, штрафов правопреемником этого юр. лица. Положения ст. 50 НК РФ в части возложения на правопреемника обязанности по уплате штрафов могут быть применены лишь в том случае, когда штрафы наложены на само реорганизуемое лицо до завершения его реорганизации;


в) Обязанность по уплате налогов, штрафов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего;

г) Обязанность по уплате налогов, штрафов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица.

Как известно, возможность привлечения к налоговой ответственности ограничивается сроком давности. Статья 113 НК РФ устанавливает единый срок давности по налоговым правонарушениям и определяет его периодом в 3 календарных года. В

зависимости от характера нарушения положениями статьи предусмотрены две процедуры исчисления срока давности:

- со дня совершения правонарушения;

- со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении противоправных деяний, состоящих в грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты налогов.[45]

Институт давности привлечения лица к налоговой ответственности, устанавливаемый ст. 113 НК РФ, не тождествен институту давности взыскания налоговой санкции, введенному нормами ст. 115 НК РФ. Так ст. 115 НК РФ определяет срок давности для взыскания налоговой санкции.

Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и ИП в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 46 и 47 НК РФ, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ [3, с. 1].[46]

Заявление о взыскании штрафа с организации или ИП в случаях взыскания налога в судебном порядке может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.[47]

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Фактически НК РФ допускает возможность восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления при взыскании штрафов с бюджетных и взаимозависимых организаций, а также в случае переквалификации налоговым органом сделки или характера деятельности налогоплательщика. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.


Хотелось бы отметить, что администрирование налоговых санкций играет важную роль в налоговой политике, однако, в экономической литературе этой системе уделяют незаслуженно мало внимания, а в законодательных актах нормы, регулирующие систему администрирования налоговых санкций, содержатся в разных главах НК РФ, что делает ее сложной и не ясной, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена юридическая ответственность.

Налоговое правонарушение, как и любое правонарушение, имеет свой состав. Состав налогового правонарушения включает в себя такие элементы, как объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов, а также осуществлением налогового контроля. Объективная сторона налогового правонарушения – противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК РФ установлена ответственность. Субъективная сторона налогового правонарушения выражается в юридическом обозначении вины. Структурными элементами вины являются сознание и воля. Форма вины определяется сочетанием волевого и интеллектуального элементов. В соответствии с п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение совершается умышленно или по неосторожности. Субъектом налогового правонарушения признаются лица, совершившие налоговое правонарушение. В соответствии со ст. 19 НК РФ к таким лицам относятся налогоплательщики, налоговые агенты и иные лица.

Совокупность видов налоговых правонарушений представлена в главе 16 НК РФ. Наиболее часто встречающимися правонарушениями в сфере налогообложения являются: нарушение порядка постановки на налоговый учет; непредставление налоговой декларации; грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения; неуплата или неполная уплата налога.

Налоговое законодательство предусматривает следующие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

1) Налоговый Кодекс является единственным источником, в котором определены основания и порядок привлечения к налоговой ответственности;