Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1 Понятие нарушения налогового законодательства
1.2 Виды и состав налогового правонарушения
1.3 Условия наступления ответственности за налоговое правонарушение
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
2.1. Административная ответственность за налоговые правонарушения
2.2. Уголовная ответственность за налоговые правонарушения
3.1. Понятие налоговой санкции за совершение налогового правонарушения
3.2. Порядок расчета и взыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения
Административная ответственность за налоговые правонарушения установлена гл. 15 КоАП РФ, содержащей составы правонарушений в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг. Согласно нормам гл. 15 КоАП РФ, с должностных лиц, в действиях которых было обнаружено налоговое нарушение, взыскивается штраф.[14]
Примером меры ответственности за совершение налогового правонарушения также является налоговая санкция в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ. Например, нарушение установленного способа предоставления налоговой декларации в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ влечёт взыскание штрафа в размере 200 рублей.[15]
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц, либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.[16]
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения, данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Налоговая ответственность необходима для того, чтобы к лицу были применены определенные санкции в виде взыскания денежных средств. При этом существуют обстоятельства, которые позволяют исключить или уменьшить вину за нарушение налогового законодательства:
- факт налогового нарушения не установлен;
- вина налогоплательщика не доказана;
- правонарушитель не достиг 16-ти лет;
- истек срок давности (3 года);
- нарушение произошло по причине чрезвычайных обстоятельств;
- нарушитель не контролировал свои действия. [17]
Этот перечень не является полным. Нужно отметить, что суд может самостоятельно решать, какие еще дополнительные обстоятельства могут носить смягчающий характер. Наличие любого из них может повлиять на снижение санкций в несколько раз и более.
При совершении лицом двух или более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.[18]
В общем виде состав административных правонарушений в области налогов и сборов можно представить в виде таблицы (таблица 2)
Таблица 2 – Состав административных правонарушений в области налогов и сборов
окончание таблицы 2
Административная ответственность может быть применена к правонарушителю, как в судебном порядке, так и в досудебном. Это предусмотрено Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации. Административная ответственность может применяться исключительно к должностным лицам. Законодательство допускает, что субъектом в редких случаях может выступать также гражданин, выступающий как третье лицо. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо. Должностное лицо – это лицо, которое наделено определенными полномочиями и вследствие этого осуществляющее распорядительные функции.
Отметим, что для привлечения за налоговые правонарушения существуют определённые условия, среди них:
- при привлечении юридического лица, должностные лица не освобождаются от административной ответственности;
- невозможно привлечь лицо к ответственности за одно правонарушение несколько раз; виновное лицо обязано выплатить все суммы налога;
- вина нарушителя должна быть доказана в судебном порядке;
- в случае если вина не доказана, применение санкций недопустимо;
- налогоплательщик не должен сам доказывать свою невиновность.
2.2. Уголовная ответственность за налоговые правонарушения
В российском законодательстве отсутствует определение понятия «налоговая ответственность», но закреплено понятие «налоговое правонарушение».[19] В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность.
Стоит отметить, что чаще всего налогоплательщики не выполняют обязанность, то есть бездействуют. Например, не предоставление или не предоставление в срок документов и иных сведений. В суде первой инстанции Ростовской области рассматривалось дело, по которому лицо, являющееся директором одной из общественной организации, не предоставило в Межрайонную ИФНС по Ростовской области налоговую декларацию по налогу на прибыль организации за полугодие 2016 г. Суд постановил признать виновное лицо в совершении административного правонарушения по ст. 15.5 КоАП РФ и назначил ему предупреждение, поскольку нарушитель совершил правонарушение впервые.[20] В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» субъектом преступления по ст. 198 УК РФ может быть физическое лицо, достигшее возраста 16-ти лет (п. 6), то есть это может быть, как обычный гражданин, который обязан уплачивать налоги, так и индивидуальный предприниматель, который обязан предоставлять налоговую декларацию.[21] По ст. 199 УК РФ – это руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, а также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (п. 7). Субъекты преступления, предусмотренные ст. 199.1 и 199.2 УК РФ, идентичны ст. 199 УК РФ.
Некоторые деяния в сфере налогообложения представляют большую общественную опасность, нежели налоговые и административные правонарушения. По мнению авторов, это обосновывается тем, что налоговые преступления, установленные Уголовным кодексом РФ, несомненно, вредны по той причине, что подрывают материальное положение государства, несут угрозу для бюджетов страны. Подтверждением чего может являться п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», где указывается, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ.[22] В Уголовном кодексе РФ налоговым преступлениям посвящены четыре статьи: 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.[23]
Уклонение от уплаты налогов и сборов, как уже было указано, может быть совершено физическим лицом (ст. 198 УК РФ) и организацией (ст. 199 УК РФ). Помимо уклонения от уплаты, законодатель устанавливает следующие деяния: непредставление декларации; непредставление других обязательных документов; предоставление ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Санкции в ст. 198 и 199 УК РФ совпадают: штраф от 100 000 и до 300 000 рублей; штраф в размере заработной платы, или другого дохода за период от 1 года до 2-х лет; принудительные работы на срок до 1 года (для руководствующего лица организации – до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового); арест на срок до 6 месяцев; лишением свободы на срок до 1 года (для руководствующего лица организации – до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового).[24]
В обеих статьях установлен крупный и особо крупный размеры, которые в 2016 году претерпели изменения и стали значительно больше: от 200 000 до 500 000.[25]
В соответствии с УК РФ, если субъект совершил правонарушение, предусмотренное статьями 198, 199, 199.1 УК РФ впервые, то он может быть освобожден от ответственности, при условии полной выплаты недоимок, пеней и штрафа, предусмотренного Налоговым кодексом РФ. В данном положении кроется проблема так называемого «сброса» уголовной ответственности, заключающаяся в повторном совершении правонарушения. [26]
Ст. 199.1 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию, перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет, совершенное в крупном размере и особо крупном. Санкции в данной норме аналогичны ст. 198 и 199 УК РФ.
Ст. 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие денежных средств, имущества организации (или индивидуального предпринимателя), за счет которых производится взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Санкции по статье 199.2 УК РФ устанавливаются: в размере от 200 000 до 500 000 рублей либо в размере заработной платы (иного дохода за период от 18 месяцев до 3-х лет), принудительные работы (до 5-ти лет) и лишение свободы (до 5-ти лет) с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) до 3-х.
Следует отметить, что в УК РФ закреплено положение о малозначительности деяния. Например, неуплата налога или сбора в существенно меньшем размере, чем закреплено в УК РФ, при всех признаках состава преступления, не будет являться нарушением норм УК РФ. В этом случае уголовная ответственность не наступит, но будут применены другие виды ответственности: налоговая и административная.
Обязанность по доказыванию вины лежит на налоговых органах и органах внутренних дел, поскольку действует презумпция невиновности. В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» закреплен принцип добросовестности налогоплательщиков и других участников правоотношений в сфере экономики.[27] Данный принцип заключается в том, что налогоплательщик соблюдает все нормы налогового законодательства. Таким образом, степень общественной опасности, размер ущерба, причиненный налогоплательщиком, размер штрафных санкций позволяет отнести налоговые преступления к категории тяжких.
ГЛАВА 3. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ
3.1. Понятие налоговой санкции за совершение налогового правонарушения
Ответственность за налоговые правонарушения – это одна из видов финансовой ответственности. Налоговая ответственность не предполагает арест и конфискацию, а подразумевает денежное взимание, которое называется налоговой санкцией.[28] Она зафиксирована в статье 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция – это мера ответственности за совершение налогового правонарушения.[29]
Санкция устанавливается в виде штрафа в определенно установленном денежном выражении. Других санкций Налоговый Кодекс РФ не предусматривает, таким образом, в законодательстве существует очевидный пробел.
Почему в налоговом праве мера ответственности – это именно «санкция», а не «наказание», как например, в уголовном или административном? На этот вопрос нет разумного объяснения. Исходя из вышесказанного, логично было бы заменить в НК РФ понятие «санкция», на «наказание», чтобы исключить непонимание и противоречивость в действующем законодательстве.[30] Представляется возможным рассмотреть исследования авторов по вопросу понимания налоговой санкции.
Так профессор Е.Ю. Грачева понимает налоговую санкцию, как часть налоговой меры, которая предполагает негативный результат нарушения или невыполнения налоговых обязательств.[31] Также к.ю.н. Н.В. Елизарова отметила в своей работе, что налоговая санкция – это способ государственного принуждения, применяемый в области публичной финансовой сферы [4].[32]
А В.А. Драгунова указывает, что налоговая санкция – это одна из форм реагирования государства на нарушение налогового законодательства и внешнее материальное выражение государственно-властного принуждения за совершение налогового проступка.[33]
Существует два вида санкций, которые охраняют налоговые отношения – это правовосстановительные, направленные на устранение ущерба, нанесенного противоправными действиями финансовым интересам государства и принудительное осуществление налоговых обязательств, а также направленные на восстановление нарушенных государственных прав, и карательные, направленные на предупреждение правонарушения и воспитание ответственности у налогоплательщиков перед государством и правовой культуры общества. Санкции, которые установлены в статьях 116-118 и 124-129 НК РФ имеют карательный характер, а другие направлены на возмещение финансовых убытков государства.[34] В случае нарушения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, государство применяет меры наказаний для восстановления своих имущественных прав, что кроме штрафных санкций влечет за собой применение санкций правовосстанавливающего характера.[35]