Файл: Понятие нарушения налогового законодательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Крайне актуальна на сегодняшний день проблема: является ли ответственность за налоговые правонарушения самостоятельным институтом или носит межотраслевой характер. В частности, такие исследователи как А.А. Гогин, А.В Брызгалин твердо уверены в том, что налоговая ответственность это полноценный самостоятельный институт. Вопреки их мнению существует точка зрения и ряда ученых, в числе которых С.Г. Пепеляева, И.И. Кучерова, которые считают, что налоговая ответственность может выступать только в качестве комплексного института, объединяющего в себе нормы различных отраслей права. В тоже время она может рассматриваться и как разновидность финансовой, административной или уголовной ответственности.[1]

Таким образом в данной работе будем опираться на точку зрения второй группы авторов и их комплексный подход к определению института ответственности за налоговые правонарушения.

Целью данной работы является исследование сущности налогового правонарушения и обстоятельств наступления той или иной ответственности за его совершение.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

- исследовать понятие нарушения налогового законодательства;

- изучить виды и состав налогового правонарушения;

- определить условия наступления ответственности за налоговое правонарушение;

- изучить характер административной ответственности за налоговые правонарушения;

- изучить особенности наступления уголовной ответственности за налоговые правонарушения;

- представит понятие налоговой санкции за совершение налогового правонарушения;

- выявить порядок расчета и взыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения.

Объектом работы является система ответственности за совершение налоговых правонарушений. Предметом – налоговое правонарушение.

Теоретическая основа исследования представлена учебной литературой, монографиями, изданиями периодической печати.

Эмпирическая основа исследования представлена нормативно-правовыми источниками, такими как: Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ и т.д.

Методологическая основа исследования представлена следующими методами: формально-юридическим и сравнительно-правовым.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и библиографическим списком.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

1.1 Понятие нарушения налогового законодательства

Ответственность за совершение правонарушений в сфере налоговых отношений приобретает особую актуальность, поскольку затрагивает одну из важнейших составляющих экономики государства – налоги, за счет которых происходит пополнение бюджета, как отдельных регионов, так и государства в целом. Стоит отметить, что обычно в правовой литературе уделяется много внимания вопросам ответственности за нарушение налогового законодательства. В то время как вопросы, касающиеся непосредственно природы налогового правонарушения, его места в законодательстве, остаются, как правило, вне поля зрения исследователей. Очевидно, что требуется уточнение критериев отграничения налоговых преступлений от иных налоговых правонарушений и выделение последних из числа административных правонарушений в отдельную группу.[2] Кроме того, не исследованной остается проблема различия понятий налогового правонарушения и налоговой оптимизации.

Особое значение анализ проблем правонарушений в налоговой сфере имеет и для повышения качества государственного управления. В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена юридическая ответственность.[3] Налоговое правонарушение по своей сути носит финансово-правовой характер, поскольку оно обладает целым рядом юридически обоснованных признаков. Наиболее очевидным из них является противоправность, которая выражается в наложении НК РФ запрета на определенные действия.

Исходя из этого положения можно определить первое отличие налоговых правонарушений от иных административных, при котором запрет на те или иные действия накладывается КоАП РФ.[4]

1.2 Виды и состав налогового правонарушения


Налоговое правонарушение, как и любое правонарушение, имеет свой состав. Так, по мнению И.Е. Великосельская составом правонарушения признается общность признаков и элементов, которые предусмотрены нормами публичного права, и дают основания классифицировать деяние как правонарушение, являющееся основанием для привлечения к публично-правовым видам юридической ответственности.[5] А по мнению В.В. Мудрых состав налогового правонарушения – это законодательно установленная совокупность признаков о налогах и сборах, наличие которых дает право считать противоправное деяние налоговым правонарушением.[6]

Аналогичного мнения придерживается и Д.Г. Вигдорчик, утверждая, что значение состава налогового правонарушения заключается в том, что он выступает юридическим основанием ответственности и описывает юридически значимые признаки налоговых правонарушений, и позволяет отграничить налоговые правонарушения друг от друга и от смежных видов правонарушений.[7]

Состав налогового правонарушения включает в себя такие элементы, как объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения - это общественные отношения, возникновение которых связано с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов, а также осуществлением налогового контроля.

Опираясь на теорию права, можно сказать, что объективная сторона налогового правонарушения – противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК РФ установлена ответственность. Субъективная сторона налогового правонарушения выражается в юридическом обозначении вины. Структурными элементами вины являются сознание и воля. Форма вины определяется сочетанием волевого и интеллектуального элементов. В соответствии с п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение совершается умышленно или по неосторожности.[8]

Еще одним элементом состава правонарушения является субъект. Субъектом налогового правонарушения признаются лица, совершившие налоговое правонарушение. В соответствии со ст. 19 НК РФ к таким лицам относятся налогоплательщики, налоговые агенты и иные лица. Наибольший интерес в данном случае представляет категория «иные лица». На вопрос о том, кого законодатель включает в данную категорию, отвечает ст. 107 НК РФ, в соответствии с которой ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Помимо этого к налоговым правонарушения законодатель в еще одной главе НК РФ – №18 – дает характеристику ответственности банков за нарушение налогового законодательства.[9]


Наибольшая специфика налогового правонарушения проявляется при изучении видов правонарушений в сфере налогового законодательства. Совокупность видов налоговых правонарушений представлена в главе 16 НК РФ. Представим налоговые правонарушения в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1 – Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

продолжение таблицы 1

окончание таблицы 1

1.3 Условия наступления ответственности за налоговое правонарушение

Принимая за основу общие правовые принципы привлечения к юридической ответственности, налоговое законодательство определяет следующие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

1) основания и порядок привлечения к данному виду ответственности предусмотрены только в Налоговом кодексе Российской Федерации;

2) повторное привлечение к ответственности за совершение того же налогового правонарушения не допускается;

3) предусмотренная НК РФ налоговая ответственность физических лиц, наступает только за те деяния, которые не содержат признаков состава преступления, содержащихся в уголовном законодательстве;

4) привлечение к ответственности юридических лиц за налоговые правонарушения не исключает административной, уголовной или иной ответственности их руководителей.

5) привлечение к ответственности не является основанием для освобождения виновных лиц от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога;

6) НК РФ предусматривает презумпцию невиновности. Обязанности по доказыванию вины и иных обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, возлагаются на налоговые органы. Все возникшие в ходе следствия сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.[10]

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Определение вины организации в совершении налогового правонарушения происходит в зависимости от вины должностных лиц организации либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.


Умышленным признается налоговое правонарушение, в случае, когда лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

В случае, когда лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий или вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности.

Достаточно наличие хотя бы одного их нижеследующих обстоятельств, чтобы лицо не могла быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения:

1) отсутствует событие налогового правонарушения;

2) отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;

3) физическому лицу, совершившему деяние, которое содержит признаки налогового правонарушения, на момент деяние не исполнилось 16 лет;

4) истек срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

2.1. Административная ответственность за налоговые правонарушения

Чаще всего противоправное деяние в области налогов заключается в бездействии субъекта, так как происходит невыполнение своих обязанностей, установленных налоговым законодательством. Это может быть не предоставление в указанный срок документов и прочих сведений, а также неправильный учет доходов и расходов. [11]

Для того чтобы осуществлять налоговый контроль, существуют так называемые налоговые органы.[12] Налоговые органы составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления). Кроме налоговых органов в налоговом администратировании принимают участие таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел и др.[13]